С конца марта до конца июня 2018 года в культурной жизни столицы проходит исключительное событие – в Москву на выставку привезли Лейденскую коллекцию картин – 80 картин и 2 рисунка, выполненных голландскими мастерами со второй четверти до конца XVII века. На выставке “Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции” представлены одна картина Яна Вермеера, работы Рембрандта и художников его круга – коллег по цеху святого Луки (Ян Ливенс), современников (Питер ван Лар), учеников (Геррит Дау) и последователей (Ян Стен).
Не стану пересказывать то, что уже многократно было анонсировано – про название коллекции и её владельца Томаса Каплана. Поделюсь с читателями своими впечатлениями о посещении и подробнее остановлюсь на трёх наиболее поразивших меня работах.
Выставка Лейденская коллекция. Посетителям
В ГМИИ им. Пушкина накоплен богатый опыт по проведению выставок. Лейденская коллекция занимает обычное выставочное пространство – Белый зал и колоннаду. Желающие могут взять аудиогид. Концепция выставки, а также сведения о том или ином разделе коллекции представлены на информационных щитах.
Картины разделены на тематические группы, а каждая группа картин сопровождается искусствоведческими комментариями. Перечислю разделы выставки и покажу (на выставке разрешают фотографировать без вспышки) по одной-две картины из каждого раздела:
Этюды (в этом разделе демонстрируются картины самого Рембрандта Харменса ван Рейна).
Круг Рембрандта: диалог новаторства
Промысел Божий
Портретная живопись
Ранние картины (Рембрандта) – аллегории чувств
Вдохновение и конкуренция (работы Яна Ливенса)
Учитель Рембрандта
Геррит Дау – первый ученик Рембрандта
Элегантность и добродетель
Мир музыки
Юмор, шутовство, развлечения
Остерегайтесь роскоши
Скромные интерьеры и молчаливые диалоги.
Сокровенные радости домашней живописи.
Выставка Лейденская коллекция. Впечатления
Честно признаюсь, что уже не помню, когда в Москву привозили коллекцию такого уровня и такого качества. Лейденская коллекция настолько впечатляет, что трудно оторваться буквально от каждого полотна. Да, на ней присутствуют не только работы прославленных живописцев, чьи имена на слуху у каждого культурного человека. Есть в коллекции и работы художников не столь известных, как Рембрандт, Вермеер, Хальс, Ливенс, Стен. Имена Франса ван Мириса Старшего, Герарда Терборха, Габриэла Метсю отнюдь не у всех на слуху. Но работы этих художников настолько сильны и ярки, что мало чем уступают прославленным мастерам.
С историей и художественными особенностями каждой картины можно познакомиться на сайте Лейденской коллекции. Там представлены великолепные снимки всех работ и дано их подробное описание… на английском языке. Я перевела описания трёх шедевров. Наверное, стоило потрудиться и сделать больше. Но отсутствие материального стимула энтузиазма не прибавляет. 🙁
Рембрандт Харменс ван Рейн. “Автопортрет с затенёнными глазами”
Невозможно сразу забыть образ молодого Рембрандта ван Рейна который горделиво смотрит на зрителя из овальной рамы. На его глаза падает тень от берета. Взгляд Рембрандта прямой и честный и зритель ощущает беспокойный ум, который едва раскрыт. Мы останавливаемся перед пристальным взглядом мастера и не можем удержаться от того, чтобы также внимательно не всмотреться в портрет. Таким образом завязывается молчаливый диалог с художником. Это звучит довольно странно. Но это действительно так! Неожиданно, не отдавая себе отчёта о времени происходящего, физическая реальность изображённого размывается и начинается психологическая связь между наблюдателем и самим Рембрандтом.
Выражение на лице Рембрандта усиливается впечатлением, что он не только самоуверенный молодой человек, бескомпромиссный в своём суждении о мире, но также загадочная личность. Он держит глубоко в себе свой истинный характер.
Рембрандт начал поиски средств выразительности автопортрета в Лейдене в конце 1620-х годов. Он постоянно, на протяжении всей жизни изображал самого себя на эскизах и набросках. Тем не менее, автопортреты составляют менее одной десятой части его творчества. Мастер включал широкую гамму художественных эффектов и приёмов в изображении самого себя, гораздо большую, чем он позволял себе в заказных портретах. Бесконечное разнообразие новшеств в создании автопортретов настолько широко, что в наследии Рембрандта не найдётся двух автопортретов, которые походили бы один на другой.
Рембрандт Харменс ван Рейн. Автопортрет с затенёнными глазами. История находки
Любопытно, что несмотря на высокое качество работы, автопортрет Рембрандта был полностью переписан другим художником. Только в конце ХХ века картину расчистили от поздних наслоений и подлинный образ мастера предстал перед зрителями. Фотография середины 1930-х годов представляет довольно экзотичного мужчину средних лет с длинными тёмными вьющимися волосами, с усами, тонкой бородой. На нём была надета шуба и высокая польская шапка, так называемый колпак, подбитый золотом, напоминающий другой автопортрет Рембрандта 1634-го года названный «Автопортрет с поднятой саблей». На костюме изображённого мужчины висела золотая цепь, дважды перехватывающая мантию, почти также, как на автопортрете Рембрандта из коллекции Уоллеса, написанного в 1630-х годах.
В период с 1950-го по 1980-ый часть верхней записи удалили и под колпаком на голове мужчины обнаружили берет. Технические исследования Рембрандтовского Исследовательского Проекта в 1990-х выявили, что вероятнее всего, портрет переписали в мастерской Рембрандта в 1636-37 году, несколько лет спустя создания оригинала. Вскоре расчистили и оставшуюся запись, таким образом ещё один бесценный шедевр голландского мастера пополнил его наследие.
Рембрандт Харменс ван Рейн. “Девушка в расшитой золотом накидке”
Одно из чудесных свойств портетов Рембрандта ван Рейна заключается в том, что выражение лица и поза его моделей никогда не выглядят застывшими. Иногда даже кажется, что черты лица оживают, а глаза людей на портретах отвечают взгляду зрителя. Все эти свойства совершенно очевидны в волшебном портрете молодой, элегантно одетой девушки с вьющимися светлыми волосами. Она пристально смотрит прямо на зрителя из центра овальной рамы. Её официальное представление зрителю смягчают едва уловимый поворот корпуса, с одним плечом чуть выше, чем другое. Свет падает сверху слева и также оживляет фигуру юной дамы, выделяя нюансы её образа, включая выпуклый лоб, немного асимметричные глаза, слегка надутые губки и намёк на двойной подбородок. Правая сторона лица затемнена и более отрешённа, чем освещённая левая половина головы и эта едва заметная разница добавляет её лицу характер.
Цвета меняются даже на заднем плане цвета охры. Рембрандт играет с тёмными цветами и оттенками на фоне светлых. Это помогает создать ощущение, что девушка на портрете живёт и дышит, что она более чувственная личность, чем подразумевает её неподвижная поза.
“Девушку в расшитой золотом накидке” Рембрандт написал вскоре после переезда из Лейдена в Амстердам, в то время, когда его портреты и этюды были чрезвычайно востребованы. Очень часто утверждают, что моделью мастера была его первая горячо любимая супруга Саския. Это неверно, потому что Рембрандт встретил Саскию через год после того, как написал эту картину. С другой стороны, если сравнить “девушку в расшитой золотом накидке” с наброском портрета Саскии, который мастер выполнил по случаю их помолвки в 1633-м году, то сразу будут видны одинаковые черты лица обеих дам. Правда, голова девушки на портрете из Лейденской коллекции более круглая, а черты лица более детские.
Другое предположение о личности изображённой наводит на мысль о младшей сестре Рембрандта, Элизабет. Против этой версии говорит тот факт, что картина была написана в Амстердаме, а Элизабет всю жизнь безвыездно прожила в Лейдене, где и скончалась в 1655-м году.
Рембрандт. “Девушка в расшитой золотом накидке”. История приобретений. Похищение
До 1767-го года картина “Девушка в расшитой золотом накидке” находилась в коллекции Жана де Жульена (Jean de Jullienne) и хранилась в Париже. По смерти владельца продана, но ещё целое столетие находилась во Франции, пока в 1893-м году её не приобрёл Фюрст Йоханнес II (Furst Johannes II), принц Лихтенштейна. Между 1908 и 1929 годами шедевр находился в коллекции преподобного Георгия Шмида фон Грунека, епископа Кура в Швейцарии. В 1929 году Роберт Пейн II, потомок одного из подписавших Декларацию независимости, купил картину и за определённую сумму позволил выставлять её в разных музеях. В 1975-м году “Девушку в расшитой золотом накидке” украли из музея Изящных искусств Бостона. Дерзкое и нахальное похищение принесло картине всемирную известность.
Кражу организовал Майлс Дж. Коннор-младший. Одетый в твидовый костюм и фетровую шляпу, очки, с приклеенной бородкой, он исчез из музея с картиной, пока помощники гангстера прикрывали его выстрелами на ступенях музея.
Год спустя драматическим образом (каким – умалчивается) федеральные и государственные власти обнаружили картину. В 1986-м году, через год после похищения, наследники Роберта Пейна II выставили её на аукцион.
Продажа картины частному коллекционеру удесятерила славу «Девушки в расшитой золотом накидке». Во первых, потому что её продали за 10,5 миллионов долларов – это была рекордная сумма, когда-либо вырученная за картину голландского художника. Во-вторых – потому что эта была вторая по величине сумма за картину Старого Мастера в мировой истории коллекционирования. В 2007-м году Томас Каплан на частной продаже приобрёл шедевр для своей Лейденской коллекции (стоимость не разглашается).
Питер ван Лар. “Автопортрет с атрибутами занятий магией”
В одном из самых замечательных из когда-либо созданных автопортретов, Питер Ван Лар изобразил себя приведённым в леденящий ужас от когтей дьявола, который пришёл предъявить на него свои права. Одетый в чёрный сюртук и шляпу чародея, мастер, с выпученными глазами и открытым ртом внезапно стал свидетелем появления беса. Мастер стоит позади стола, заполненного книгами с алхимическими заметками, различными сосудами, потухшей свечой и черепом, лежащим на горячих углях. Чтобы усилить очень личный характер ужасного зрелища, Ван Лар поставил свою подпись в самом заметном месте картины – на нотном листе, лежащем на первом плане. На ней написано «дьявол не шутит». Совершенно очевидно, что в своём обращении к оккультным приёмам, чародей выпустил силы, с которыми не в состоянии справиться. Он подошёл к той черте, где ему придётся отвечать за последствия своей дерзости.
Идентификация колдуна с Ван Ларом никоим образом не оспаривается. Черты лица художника хорошо известны по автопортрету, который хранится в галерее Уффици. Та работа датируется 1632-33 годами, она фиксирует многочисленные отличительные черты, которые, несомненно, проявляются и на этом странном портрете – широкие жёсткие усы, стриженая бородка, тонкий нос с круглым кончиком, характерные высокие брови и растрёпанные волосы, разделённые пробором и спускающиеся на уши.
Затемнённая сцена, частично освещённая железной масляной лампой, свисающей слева сверху, странный набор предметов на столе чародея обозначают жуткую увлечённость Ван Лара потусторонним миром. Потухшая свеча в центре картины сгорела только наполовину. Скорее всего это намёк на то, кто-то уже находится на полпути к смерти. Тонкая струйка дыма, которая поднимается от перевёрнутого черепа, лежащего на пылающих углях, указывает на то, что некая запретная смесь варится в этом отвратительном горшке. Здесь же увидим различные сосуды с непонятными жидкостями – небольшая чаша для смешивания наполнена красной субстанцией, квадратная бутылка содержит жидкость цвета меди – эти вещества нужны колдуну для приготовления своего зелья. Самый жуткий из этих сосудов – конический стакан с черными существами, ползающими по его поверхности. Паук на дне, скорее всего, дохлый скорпион.
Атрибуты занятия магией
Мы не можем сказать, что за книги лежат на столе колдуна. На них нет ни названия, ни автора. Столь же тёмным представляется и их содержание. Публикации с оккультными знаниями, наряду с тысячами других книг, повсеместно запрещались. Список запрещённых книг часто дополнялся Конгрегацией, самим Папой или Священной Службой Инквизиции. Малейший намёк на то, что Ван Лар обладает знаниями из запрещённых областей, могли привести его к серьёзным последствиям.
Символы на открытой книге могут ассоциироваться с магией и чародейством, но точное значение большинства из них теперь неизвестно. Традиционно, сцены с алхимиками и алхимией в XVII веке вряд ли несут некую зашифрованную информацию. Они просто призваны создавать атмосферу таинственности, незаконности и запретности.
О частной жизни Питера ван Лара известно слишком мало, чтобы понять психологические мотивы, побудившие его написать такой пугающий автопортрет. Возможно, интерес к чародейству возник из-за его физического недостатка – он родился горбатым с жутким непропорциональным туловищем. В Риме, где мастер жил и написал “Автопортрет с атрибутами занятий магией” в 1630-х, его прозвали Бамбоссио, то есть «неуклюжая кукла». В те времена считалось (особенно на этом настаивала инквизиция), что сношения с ведьмами и чародеями приводят к физическому уродству.
По сей день нет сведений о том, для кого предназначался столь удивительный автопортрет. Но кажется более вероятным, что Ван Лар создал свой отталкивающий образ, движимый некими внутренними причинами, чем выполнил чей-то заказ. Тем не менее, в начале XVII века такая картина могла бы понравиться римским покровителям Питера ван Лара. В Риме тема чародейства как опасного соблазна была особенно уместна. Ни в одном другом городе любопытство о природе вещей так часто не сталкивалось с постулатами строгой веры.
Выставка Лейденская коллекция. Очередь. Как попасть
Самый простой и надёжный путь попасть на выставку “Лейденская коллекция” – купить билеты по интернету (билет стоит 600 рублей, льготный – 300). Но моя попытка не увенчалась успехом. На ближайшие несколько дней в продаже не было ни одного билета. Я решила пойти диким образом, надеясь на случай. Подумала, что если очередь будет слишком длинной, поеду по другим делам.
В самом начале апреля в первой половине дня очередь на выставку начиналась от ворот музейного двора. Я пришла ровно в 11 часов, встала совсем близко от калитки.
В музей запускали небольшими партиями, время ожидания составило около 35 минут.
Распорядитель следит, чтобы в фойе музея не скапливалась очередь. Работают четыре кассы, к каждому окошку стоит не более трёх человек.
Другое затруднение встречает посетителей в гардеробе. К чести ГМИИ, они организовали дополнительное пространство для вешалок, которое всё равно не справляется с потоком. Мне повезло, свободные вешалки в наличии были. Но когда я покидала выставку, то люди ожидали свободного пространства в гардеробе.
Кстати, около 13.30 очередь на выставку совсем не выросла, люди также стояли от ворот двора. Подозреваю, что днём ожидать приходится дольше из-за занятости гардероба.
Посетители, которые оплатили вход через интернет, меняли подтверждение на билеты в кассе Галереи. Утром туда тоже скопилась очередь, но она была из-за того, что музей открывается в 11, я бежала мимо минут за пять до открытия.
Посетителей с билетами пропускали в Главное здание в обход очереди.
Мой совет посетителям выставки:
1.Всё-таки лучше оплатить билет через интернет и идти строго в указанное время.
2.Придумать, как миновать гардероб. Может быть, надеть лёгкую куртку и взять её с собой на выставку? Или подождать, когда потеплеет, чтобы не зависеть от гардероба?
Так или иначе, я не просто советую, но даже настаиваю, чтобы каждый культурный человек увидел выставку «Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции». Восемьдесят картин, каждая из них – шедевр. Не пропустите столь щедрый подарок Москве (и Санкт-Петербургу) от четы Каплан.
Спасибо большое за ваш перевод и рассказ!
Спасибо за Ваш интерес!
Двумя руками поддерживаю . Это потрясающе! Кстати, мы были в четверг вечером. Очереди вообще не было. По электронным билетам естественно. Места в гардеробе были
Нина, спасибо огромное за дополнение! Возможно, пойду второй раз, попытаюсь вечером, надеюсь, что людей будет меньше.