Русский авангард, часть III. М.Ф.Ларионов. В предыдущем обзоре мы кратко обозначили вехи раннего творчества Н.С.Гончаровой. Однако об её искусстве невозможно говорить, не упомянув Михаила Фёдоровича Ларионова.
Ларионов – Гончарова
Два имени в искусстве русского авангарда неразрывно связаны друг с другом. Также неразрывно шли по жизни эти два больших мастера – Михаил Ларионов и Наталья Гончарова.
Рассказ об этой паре невозможно труден. Работая рядом и вместе, они были чрезвычайно разными и в жизни, и в творчестве. Многословный, шумный, увлекающийся Ларионов всегда искал поддержки и подтверждения своих теорий у спокойной, сдержанной, собранной Гончаровой. Но произведения этих художников при всём их различии крепко связаны с народными корнями, отличаются яркой индивидуальностью, пронизаны любовью к Москве.
Тирасполь. Ларионов-импрессионист
Родился Михаил Ларионов в Тирасполе. Он происходил из семьи военных лекарей. И отец, и дед художника служили полковыми докторами. Дед к тому же разводил прекрасный сад с акациями, абрикосами, яблонями и розами. В ГТГ экспонируются несколько ларионовских пейзажей.
Этот цикл объединяет произведения 1905-1907 годов и представляет творчество Ларионова-импрессиониста.
М.Ф.Ларионов. Автопортрет в тюрбане
В 1909 году Ларионов пишет один из немногих своих автопортретов. Картина попала в ГТГ по завещанию второй супруги художника, А.К.Ларионовой-Томилиной. Можно подумать, что мастер написал себя после того, как принял ванну. На самом деле на автопортрете присутствует элемент костюмированности.
Ларионов изображает себя в своей мастерской на фоне незаконченной скульптуры и натюрморта. На стене висит пила. Этот портрет в чём-то перекликается с «Автопортретом» Поля Сезанна из собрания Ивана Абрамовича Морозова. (Ныне картина в Эрмитаже). Сезанн изобразил себя в фуражке, в образе рабочего. Ларионов также подчеркивает свою «ремесленную» суть. Она сближает его с народными мастерами, чьи произведения он коллекционирует. Здесь прослеживается увлечение Ларионова Сезанном.
“Интерьер с колодой”. МУВЗЖ
Лирически смотрится “Интерьер с колодой”, на которой трогательно стоит маленький прозрачный кувшинчик с цветами.
На этом полотне повсюду видны расставленные в интерьере цветы – кривые, с изогнутыми стеблями. Ларионов пишет сарай, который был сколочен у деда в саду. Этот сарай служил Ларионову мастерской, когда он приезжал в Тирасполь на лето.
Период ученичества Михаила Ларионова растянулся на долгие 12 лет. Его трижды выгоняли из МУВЗЖ. Один раз художника обвинили в изображении порнографии. На самом деле, ничего порнографического в его работе не было. Обнажённую натуру Ларионов написал НЕ так, как было принято. Преподавателями в училище служили Коровин и Серов, то есть совершенно выдающиеся педагоги. В результате Ларионов прошёл самую что ни на есть блестящую школу живописи.
Бубновый валет
В 1910 году Гончарова и Ларионов вошли в художественное объединение под странным названием “Бубновый валет”. Название придумал сам Михаил Ларионов. Помимо Гончаровой и Ларионова, в него входили Кончаловский, Лентулов, Машков, Куприн, Фальк и присоединившиеся к ним. Объединение сыграло значительную роль в русском искусстве. Тремя годами ранее в 1907 году на сцену вышла “Голубая роза”. Художники этой группы предпочитали изображать на своих полотнах миражи, сны, фантазии, символы, мир потустороннего и нереального. К 1910-му году символизм надоел, от него устали. И как гром среди ясного неба возник “Бубновый валет”.
Александр Куприн, входивший в “Бубновый валет”, рассказывал, что у Лентулова собрались вышеперечисленные художники. Один из них вертел в руках игральную карту. Разговор шёл о показе картин молодых мастеров. Их выставка должна была сказать новое слово в искусстве. Неожиданно Михаил Ларионов предложил: “Давайте назовем выставку “Бубновый валет”. Есть версия, что Ларионов вспомнил изображения на старинных игральных картах в Италии. Бубнового валета представляли в виде художника с палитрой. Все согласились с таким названием объединения.
Но художники этого направления считали, что название надо переводить как “молодость, энергия и красота”.
Парадокс названия связан с тем, что оно считалось оскорбительным для обывателя. Во-первых, потому, что “валетом” называли молодого человека, связанного с преступным миром, с уголовным прошлым. Бубны, к тому же были знаком каторги, их пришивали на бушлаты арестантов.
И вот появляются приличные люди, которые называют себя “Бубновым валетом”. Хотя сами они, повторимся, переводили наименование как “молодость, энергия и красота”.
На первой выставке Бубнового валета было тридцать шесть участников, столько же карт составляют стандартную колоду. После первой выставки “Бубнового валета” в 1910 году Ларионов и Гончарова вышли из основного состава объединения.
“Отдыхающий солдат”
В 1911 году Михаила Ларионова призвали в армию. Служба дала ему новые впечатления. Картина “Отдыхающий солдат” – это живописная частушка, вывеска, лубочная картинка, искусство русского примитива. В нелепой деформированной фигуре с перекрученными ногами и какими-то “фрагментами” рук-лап очень точно выражена солдатская бесшабашность – где стоял, там, не задумываясь, рухнул всей массой на землю. А лопатку, которой он минуту назад копал землю, прислонил к забору. Румяные щёки говорят о том, что служивый только что работал, раскраснелся и устал.
Далеко не все замечают, что в картине зашифрована… пародия на всех “отдыхающих Венер”. Это отсыл и к Джорджоне, и к Тициану. Чуть позже Михаил Фёдорович стал писать и своих Венер. Более того, Ларионов ещё и издевается над зрителем, демонстрируя на первом плане грязные сапоги и выпячивая зад солдата.
“Утро в казарме”
Следующая картина “армейского периода” Ларионова – это “Утро в казарме”. Это чудная, совершенно прозрачная, очень лёгкая, почти импрессионистическая работа.
“Прозрачность” выражается в том, как легко положена краска, сквозь которую пробивается цвет холста. Окна – прозрачные, огромные. За окнами – Петербург. Горит печка. Солдаты что-то несут, двигаются. Насколько статичен “Отдыхающий солдат”, настолько подвижна и легка эта картина. И сама вибрация красочного слоя как бы подчёркивается движениями этих солдатиков.
Лучизм Ларионова
Потом художник сделал выдающееся художественное открытие. Открытие, которое называется лучизмом. Лучизм Ларионова воспринимается как первое абстрактное направление в русском искусстве.
Новая теория существовала недолго. Ларионов считал, что каждый предмет имеет энергетическую силу. Что эта сила проникает в глаз художника или зрителя и отражается в виде луча на холсте в той форме, которую мастер ей придает.
Основными ценностями лучисты провозгласили цветовые комбинации, насыщенность, сочность цвета, напряженность восприятия, следование энергетическим векторам. Лучистые картины обладают особой пространственной структурой. Это не объем, но это и не плоскость. Лучи словно пронизывают холст во всех направлениях сразу. А на выходе создается объемное пересечение плоскостей.
«Это почти то же самое, что мираж, возникающий в раскаленном воздухе пустыни, рисующий в небе отдаленные города, озера, оазисы — лучизм стирает те границы, которые существуют между картинной плоскостью и натурой»
– писал М.Ф.Ларионов.
Взгляните на композицию “Петух”. Напряженно рассматривая это произведение, кураторы выставки пришли к выводу, что здесь изображены два персонажа. Они заняты делом продолжения рода.
Присмотритесть, может быть вы также сможете увидеть это.
В работе “Голова быка” важно, какой у Ларионова мазок. Этот мазок не только не моделировал форму. Он шел исключительно цветовыми пятнами. Мазок превратился в лучи. Этими лучами создана и голова быка, которая еще и смеется. “Петух” по цвету более спокойный, чем лимонно-чёрно-белая “Голова быка”.
Серия “Времена года”
Далее Ларионов пишет свою замечательную серию “Времена года”. В каждой картине он делит холст на четыре части. На каждом полотне у него обязательно присутствуют:
- 1.Обнаженная натура, “Венера”, аллегория времени года.
- 2.Некая жанровая сценка, соответствующая изображённому времени года.
- 3.Пейзаж, соответствующий этому сезону.
- 4.Надпись, слова, характеризующие время года, нанесённые словно неровным детским почерком.
Все времена года имеют свой цвет. Зима – коричневая, весна – охристо-жёлтая, лето – изумрудно-черное, осень – синяя.
В качестве “оригинала” Ларионов, по все видимости, использовал детские рисунки. Композиции также напоминают вышивку, лёгкую ткань. Мастер отвергает привычные представления о картинном поле.
На полотне “Весна” Венеру окружают крылатые амуры. Древо жизни в нижнем регистре фланкировано двумя человеческими профилями.
Аллегория весны Венера представлена в радостном танце. Она знаменует любовь, плодородие, возрождение. На эти категории указывают также образы гусеницы и бабочки в нижней части верхнего правого регистра.
Ларионов играет со зрителем в своеобразную игру. За кажущейся наивностью изображений и надписей детским почерком, с подкрашиванием букв, ошибками, «скрыта» изощренная живопись, тайная демонстрация виртуозного мастерства, достигнутого минималистскими средствами, построенного на тончайших нюансах тона, проложенного разнообразными движениями кисти.
В коллекции ГТГ также представлена композиция “Зима”.
Полотно “Осень” привозили на выставку художника в 2018 году из Франции.
“Ослиный хвост”. “Мишень”
В 1912-м году Гончарова и Ларионов вышли из “Бубнового валета”. По их мнению “бубнововалетовцы” оказались слишком подвержены западному искусство, что они слишком буквально следовали приёмам творчества Сезанна. Бубнововалетовцев так потом и называли – русские сезаннисты. Ларионов, Гончарова и те, кто пошел за ними, считали, что следует больше обращаться к народным корням.
В 1912-м году проходила выставка с эпатажным названием “Ослиный хвост”. В ней принимали участие Н.С.Гончарова и М.Ф.Ларионов. Как сообщали газеты, название объединения произошло от одной из картин, написанной с помощью ослиного хвоста.
В 1913-м на выставке “Мишень” Ларионов представил свои лучистые работы. Лучизм стал одним из доказательств опережающего развития русского авангарда, его независимости от Запада. На этом яростно настаивали “ларионовцы” в программных выступлениях в связи с выставкой “Мишень”. Наталья Гончарова особенно запальчиво выражала свой особый путь в искусстве.
Продолжение в статье об Илье Ивановиче Машкове.
К написанию статьи привлекались лекции В.М.Бялик. А также книги:
“Искусство ХХ века. Путеводитель”. Под редакцией Кирилла Светлякова, Москва, 2014.
Елена Мурина. “Ранний авангард. Фовизм. Экспрессионизм. Неопримитивизм”. Москва, 2008.
Брошюра “Наталья Гончарова. Михаил Ларионов. Автор текста В.М.Бялик. Москва, 2002.
В статье использован авторский иллюстративный материал. Снимали на выставке М.Ф.Ларионова на Крымском валу.