Картинная галерея в Пензе

0
844
Картинная галерея им.К.А.Савицкого. Пенза.
Картинная галерея им.К.А.Савицкого. Пенза.

Картинная галерея имени К.А.Савицкого в Пензе – один из лучших провинциальных художественных музеев, которые мы посещали. Мы познакомились с картинными галереями в Самаре и Саратове, Рязани и Калуге, Смоленске и Иваново, Вольске, Балаково, Серпухове, Нижнем Новгороде, Ярославле и Казани Собрание живописи в Пензе нам очень понравилось!

П.Н.Орлов. Дама в сиреневом платье
П.Н.Орлов. Дама в сиреневом платье. 1839.

В этой небольшой статье мы воздадим дань уважения областной коллекции и представим читателю несколько картин. Расскажем о людях, создавших музей, и о замечательном здании где разместилась картинная галерея.

Картинная галерея Пенза
Картинная галерея Пенза

На всякий случай приводим часы работы картинной галерии Пенза:
Выходные дни: понедельник и четверг.
Вторник, среда, суббота и воскресенье открыт с 10.00 до 18.00 часов.
По пятницам музей работает с 12.00 до 20.00 часов.

Адрес: Советская улица, 3

Коллекция картинной галереи в Пензе

В картинной галерее Пензы представлено как русское, так и европейское искусство. Произведения датируются XVII – XX веками. Есть на экспозиции неизменные натюрморты и жанровые сцены малых голландцев.  В их числе работы знаменитого живописца Адриана ван Остаде.

Адриан ван Остаде. Мужчина в окне
Адриан ван Остаде. Мужчина в окне. XVII век.

Есть в музее библейские сюжеты и картины на исторические темы.
Мы же обратили особое внимание на несколько портретов.

И.К.Макаров. Девочки-сёстры Картинная галерея Пенза
И.К.Макаров. Девочки-сёстры. 1879 г. Картинная галерея Пенза

Эти очаровательные крошки Араповы доводились внучками Наталье Николаевне (Гончаровой, Пушкиной) и Петру Петровичу Ланским.

Слева изображена Елизавета Арапова, она родилась и жила в Пензенской губернии. Замуж Елизавета Николаевна вышла за предводителя Нижнеломовского дворянства В.Д.Бибикова. До конца дней внучка Ланских прожила в Пензе, написала «Мои воспоминания о Пушкине и его потомках». А этот детский портрет собственноручно передала в картинную галерею Пензы.

Портрет В.Римской-Корсаковой Франца Ксаверия Винтерхальтера – гордость музея.

Франц Ксавер Винтерхальтер. Портрет В.Д.Римсокй-Корсаковой
Франц Ксавер Винтерхальтер. Портрет В.Д.Римсокй-Корсаковой. 1858 г.

Ещё одна диковинка картинной галереи им. К.А.Савицкого – работа Яна Янсена, итальянского мастера школы прославленного Караваджо. В России всего две работы Янсена. Одна хранится в Серпухове, вторая в Пензе.

Ян Янсен. Мучение св.Адриана XVII век.
Ян Янсен. Мучение св.Адриана XVII век.

Мы очень обрадовались, увидев нашу “Княжну Тараканову” К.Флавицкого. Нет, это не копия. И не на выставке.

К.Д.Флавицкий. Княжна Тараканова. 1864 г. Картинная галерея Пенза.
К.Д.Флавицкий. Княжна Тараканова. 1864 г. Картинная галерея Пенза.

Это авторское повторение, которое Константин Дмитриевич Флавицкий выполнил по заказу пензенского губернатора Николая Дмитриевича Селивёрстова. Все репродукции “Княжны Таракановой” в печати сделаны не с третьяковской картины, а с этого полотна, которое по размеру немного меньше подлинника и находится в лучшей сохранности.

Великие имена художников в картинной галереи Пензы

Историю русского искусства в картинной галерее Пензы представляют знаменитые мастера – XVIII столетия – Рокотов и Левицкий.

Д.Г.Левицкий. Портрет Екатерины II, 1789-е годы. Картинная галерея Пенза.
Д.Г.Левицкий. Портрет Екатерины II, 1789-е годы. Картинная галерея Пенза.

«Портрет Екатерины II» – один из вариантов большого полотна Д.Г.Левицкого «Екатерина II – законодательница».

Среди художников XIX века найдём имена И.Айвазовского, В.Сурикова, П.Чистякова, И.Репина, А.Куинджи, И.Левитана, Г.Мясоедова.

Г.Г.Мясоедов. Малороссиянка.
Г.Г.Мясоедов. Малороссиянка.

Кажется, саврасовских грачей должен иметь каждый уважающий себя художественный музей. 😉 В Пензе есть этюд знаменитой картины А.К.Саврасова, написанный на доске.

А.К.Саврасов. Этюд к картине Грачи прилетели. 1871.
А.К.Саврасов. Этюд к картине Грачи прилетели. 1871. Доска, масло.

Отрада моему сердцу – пара майоликовых скульптур М.А.Врубеля – царь Берендей и Волхова.

М.А.Врубель. Царь Берендей. Майолика. Пенза. Картинная галерея.
М.А.Врубель. Царь Берендей. Майолика. Пенза. Картинная галерея.
М.А.Врубель. Волхова. Майолика. Пенза. Картинная галерея.
М.А.Врубель. Волхова. Майолика.

Творчество К.Юона больше относится к авангардистским направлениям. Но этот пейзаж явно иллюстрирует передвижническую школу.

К.Д.Юон. Зима. Мостик. Лигачёво. 1914 год.
К.Д.Юон. Зима. Мостик. Лигачёво. 1914 год.

Авангард в картинной галереи Пензы

Как и в Ивановской картинной галерее, большой отдел музея Савицкого в Пензе посвящён авангардистам. Есть в собрании работы Н.Гончаровой,

Н.С.Гончарова. Мать,
Н.С.Гончарова. Мать, 1910-е.

П.Кончаловского, Р.Фалька, И.Машкова.

И.Машков. Парк
И.Машков. Парк

Но главенствует в собрании живописи начала ХХ века Аристарх Васильевич Лентулов.

А.В.Лентулов. Автопортрет.
А.В.Лентулов. Автопортрет, 1940.

Аристарх Васильевич родился в Пензенской губернии. Живописец-авангардист был одним из первых учеников Пензенской рисовальной школы (ныне Пензенское художественное училище им. К.А.Савицкого). В художественной среде Лентулов получил прозвище «Пришелец из Пензы» или «Громкий «Бубновый Валет».
На автопортрете мастер подчеркнул свой род занятий, изобразив себя с кистью в руках на фоне полотен на стене и рояля с нотами. Аристарх Васильевич страстно любил музыку, обладал красивым мощным голосом и даже пел вместе с Фёдором Ивановичем Шаляпиным.

В Пензенской картинной галерее хранится 40 работ А.В.Лентулова. Мы выделили полотна “Москва. У старого Бородинского моста”

А.В.Лентулов. У старого Бородинского моста,
А.В.Лентулов. У старого Бородинского моста, 1923 год.

и портрет актрисы О.В.Гзовской.

А.В.Лентулов. Портрет актрисы О.В.Гзовской
А.В.Лентулов. Портрет актрисы О.В.Гзовской, 1916-1920.

Прикладное искусство. Картинная галерея Пенза

Кроме коллекции живописи, в Пензенском музее представлены работы из керамики, фарфора, стекла.
Например, чайный сервиз «Эгоист». В XVIII – XIX веках так называли чайные или кофейные сервизы для одной персоны. Сделан он в России на заводе Попова в первой трети XIX века. К сожалению, блюдце и кофейник не сохранились.

Чайный сервиз Эгоист.
Чайный сервиз “Эгоист”.

Мы впервые увидели артефакт под названием “тюльпанница”. В верхней части вазы по форме напоминающей тюльпан, проделано несколько отверстий для цветочных стеблей. Представляю, как красиво выглядит букет в такой вазе! Ваза сделана в Англии.

Тюльпанница
Тюльпанница. Англия. Стаффордшир, Фабрика Веджвуда. Первая четверть XIX века.

В Никольске Пензенской области с давних времён работает стекольный завод. Старинные вещи экспонируются в Никольском музее стекла и хрусталя. Несколькими работами завод поделился с Пензенским музеем.

Зал европейского и никольского стекла небольшой, но от артефактов трудно оторваться! Но фотографировать стекло в тёмном зале сквозь стеклянные витрины практически невозможно, увы… (Не уверена, но подозреваю, что на снимке ниже представлена французская тарелка с росписью 1841 года.)

Стекло
Тарелка с росписью. Стекло молочно-голубое, роспись золотом и красками, Франция, 1841 г.

Ниже – композиция советского времени, что удивительно, учитывая сюжет.

Декоративная композиция “Память”. Никольск. Автор Н.И.Прилепкин, 1986 г.

Мы сделали небольшой ролик о хрустальной туфельке и озвучили его подходящей музыкальной композицией – песней “Золушка” И.Цветкова на стихи И.Резника в исполнении Л.Сенчиной.

Николай Дмитриевич Селивёрстов. История создания картинной галереи в Пензе

Прежде чем продолжить разговор о коллекции Пензенской картинной галереи, вспомним создателя музея, Николая Дмитриевича Селивёрстова.

Николай Дмитриевич был богатым помещиком и служил в Петербурге в высоких чинах министерства внутренних дел. Пять лет (1867-1872) он был пензенским губернатором. Образованнейший человек своего времени, Селивёрстов высоко ценил искусство и собирал коллекцию живописи и редких книг. Современники отмечали его высокую культуру, широту взглядов, тонкий вкус, заботу о благе города. Он столько сделал для благосостояния Пензы, сколько не делал никто ни до, ни после него.
В память о своём пребывании в городе Селивёрстов завещал Пензе коллекцию картин, библиотеку и свыше полумиллиона рублей на учреждение рисовальной школы и музея. А чтобы музей существовал и развивался дальше, Николай Дмитриевич оговорил сумму неприкосновенного капитала, проценты от которого завещались на приобретение новых артефактов.

Через год после смерти Николая Дмитриевича 1 января 1892 года, в Пензе в здании ремесленной школы Ф.Е.Швецова (пензенский купец, меценат и благотворитель) открылась для бесплатного публичного осмотра картинная галерея из собрания Селивёрстова. Это событие стало началом музея. Также в Пензе открылась рисовальная школа, позже ставшая художественным училищем. До 1930-х годов оно носило имя Н.Д.Селивёрстова. Потом его имя просто перестали упоминать, а в 1955 году присвоили музею и училищу имя Константина Аполлоновича Савицкого.

До недавнего времени в Пензе не убыло даже бюста Селивёрстова. Лермонтовых и Белинских несколько, есть Горький и Маркс, а Николаю Дмитриевичу – нет… Лишь скромно и для многих незаметно на одной из стен лестничного проема музея находится его гипсовый барельеф. (Мы, увы, прошляпили).

Вспомним о Селивёрстове хотя бы в этой небольшой главе. И прикрепим портрет Николая Дмитриевича, который мы сфотографировали в Губернаторском дворце – втором здании Пензенской “картинки”.

Н.Д.Селивёрстов.
Н.Д.Селивёрстов.

Константин Аполлонович Савицкий

К.А.Савицкий стал первым директором музея и продолжателем дела Селивёрстова.

Константин Аполлонович – уроженец Таганрога. Его страсть к рисованию привела будущего живописца в Академию художеств в Санкт-Петербург. Учился он блестяще, но к экзамену на золотую медаль его не допустили из-за приверженности к кружку передвижников.
Только через 20 лет обновленная Академия, изберет изгоя Константина Савицкого своим действительным членом и присвоит ему звание академика живописи. В 1897 году Савицкого утвердили на должность директора вновь открываемого в Пензе художественного училища.

Скончался Константин Аполлонович в 1905 году на 61 году жизни и был похоронен в Пензе.

Всего 8 лет Савицкий пробыл директором художественного училища. Он отдавался делу со всей горячностью и живостью своей натуры. За время его директорства коллекция значительно пополнилась. Константин Аполлонович неутомимо писал письма в Академию художеств, убеждая прислать достойные работы для музея. Просил знакомых художников передать в Пензу свои картины. Готовя отчёт о музее в Академию художеств, Савицкий отмечал, что в коллекции хранится 224 художественных произведения. Незадолго до кончины директора, музейная коллекция состояла уже из 450 экспонатов. То есть Савицкий удвоил собрание, не говоря уже о трудах по устройству художественного училища!

Г.Мясоедов. Портрет К.А.Савицкого.
Грандковский. Портрет К.А.Савицкого.

Константин Аполлонович передал музею несколько своих работ. Причём, полотно “Инок” – лучшее в творчестве художника.

К.А.Савицкий. Инок.
К.А.Савицкий. Инок. 1897 г.
***

Интересная история у полотна “Не сошлись характерами”.

К.А.Савицкий. Не сошлись характером. Картинная галерея Пенза.
К.А.Савицкий. Не сошлись характером, 1890 г. Картинная галерея Пенза.

Импульсом для написания полотна стал развод Ильи Ефимовича Репина, друга Савицкого. (Мне показалось, что поза дамы у Савицкого несколько напоминает спящую в кресле Веру Репину). Моделями для художника стали его жена Валерия Ипполитовна и их сын Георгий. Но мы видим не весь сюжет. Первоначально справа от женщины Савицкий написал свой автопортрет. Он изобразил себя сидящим в кресле. Но позже, подумав, что сюжет можно истолковать превратно, художник разрезал картину на две части. Вторая часть пропала, а портрет дамы с сынишкой передал музею сын художника, Георгий Константинович Савицкий в 1976 году.

Ещё один портрет супруги Веры Ипполитовны и сына Георгия написан в 1899 году.

К.А.Савицкий. Портрет жены с сыном. 1899 г.

В ростовом изображении жена Савицкого предстаёт перед нами как Мадонна, она нежно прижимается щекой к личику сына. Мастер поистине старается написать жену как Богоматерь. На это указывает и сочетание цветов, и ракурс снизу, придающий полотну монументальность, и соломенная шляпка ребёнка, напоминающая нимб над головой, и иконографическая поза “Умиление”.

В музее выделен небольшой мемориальный зал, посвящённый К.А.Савицкрму. Здесь представлен его рабочий стол с положением о художественном училище. На стенах – фотографии среди друзей-художников, в кругу семьи.

Зал К.А.Савицкого. Картинная галерея Пенза.
Зал К.А.Савицкого. Картинная галерея Пенза.

Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов

Рассказ о Пензенской картинной галереи был бы неполным, если упустить имя Ивана Силыча Горюшкина-Сорокопудова. С 1908 года Иван Силыч преподавал в Пензенском художественном училище. Он возглавлял училище и музей с 1942 года. На его плечи легли все тяготы военного времени. В музее хранят память о замечательном художнике. В кабинете Горюшкина-Сорокопудова демонстрируются его мемориальные вещи.

Мемориальный кабинет И.С.Горюшкина-Сорокопудова
Мемориальный кабинет И.С.Горюшкина-Сорокопудова.

В Пензу Иван Силыч приехал по рекомендации Ильи Ефимовича Репина. Фотографический портрет выдающегося мастера всегда стоял на столе Горюшкина-Сорокопудова.

И.Е.Репин
И.Е.Репин

Обратите внимание на мебель в кабинете. Она сделана по эскизам И.С.Горюшкина-Сорокопудова и передана в музей по завещанию мастера.

Кабинет И.С.Горюшкина-Сорокопудова. Картинная галерея Пенза.
Кабинет И.С.Горюшкина-Сорокопудова. Картинная галерея Пенза.

В собрании музея хранится около 200 работ художника.

И.С.Горюшкин-Сорокопудов. Из культа прошлого. (Из века в век)
И.С.Горюшкин-Сорокопудов. Из культа прошлого. (Из века в век). 1910-е.

Здание. Картинная галерея Пенза

Рассказывая о пензенской картинной галерее нельзя не упомянуть прекрасное здание музея. Многие признают, что это самое красивое здание в городе.

Картинная галерея им.К.А.Савицкого. Пенза.
Картинная галерея им.К.А.Савицкого. Пенза.

Строили жемчужину пензенской архитектуры для Дворянского земельного и Крестьянского поземельного банка в 1912 году. Его автор – академик архитектуры Александр Иванович фон Гоген. В Санкт-Петербурге он построил множество прекрасных особняков, в том числе известный особняк Кшесинской. Есть его творения в Самаре и Нижнем Новгороде.

Горделиво взметнулась вверх мощная башня главного входа. Она увенчана четырёхранным куполом и украшена цветными изразцами.

Здание пензенской картинной галереи.
Здание пензенской картинной галереи.

Замысловаты и интересны детали декора и, как всегда, талантливые мастера не допускают чрезмерности и перегруза.

Здание пензенской картиной галереи. Деталь.
Здание пензенской картиной галереи. Деталь главного фасада.

Свою основную функцию банк выполнял совсем недолго. После 1917-го и вплоть до 1984 года прекрасное здание в стиле модерн занимали губком, гублисполкомы, горкомы и исполком. Представляете, сколько пришлось трудиться, чтобы вернуть интерьерам первоначальный вид! Ведь партейные сильно постарались в деле уничтожения архитектурного наследия…

Фотографировать здание непросто. Оно утопает в зелени! Мы прибежали утром, именно в первой половине дня музей прекрасно освещён солнцем.
Картинная галерея Пенза.

Губернаторский дворец

Пензенская картинная галерея им.К.А.Савицкого занимает также соседний особняк – дворец губернатора.

Дворец губернатора. Пенза. Картинная галерея.
Дворец губернатора. Пенза. Картинная галерея.

На первом этаже здания расположена небольшая историческая экспозиция. Представлен макет пензенской крепости, на стенах висят портреты губернаторов.

Пенза. Деревянная крепость.
Пенза. Деревянная крепость.

Второй этаж отдан для временных выставок. Нам удалось познакомиться с творчеством Сергея Николаевича Андрияки. Раньше мы никогда не видели его акварелей. Сфотографировать их не удалось из-за бликов на стёклах.

Вторая выставка называлась “Образ матери в искусстве”. На ней собрали работы мастеров, воспевающие материнство начиная с XIX века. Кстати, портрет жены с сыном К.Савицкого мы увидели не на постоянной экспозиции, а на выставке. Представлю несколько картин.

В.Непьянов. Домой.
В.Непьянов. Домой. 1970.
Б.А.Николаев. Впервые по снегу
Б.А.Николаев. Впервые по снегу. 1953.
Ю.И.Ромашков. Сурская мадонна. 1981
Ю.И.Ромашков. Сурская мадонна. 1981.
С.А.Тутунов. Материнство.
С.А.Тутунов. Материнство. 1961 г.
И.С.Горюшкин-Сорокопудов. Мать и дитя.
И.С.Горюшкин-Сорокопудов. Мать и дитя. 1910-е годы.

В губернаторском дворце удалось восстановить отделку парадных залов. В большом зале проводят концерты и лекции по искусству.

Губернаторский дворец. Пенза. Интерьер.
Губернаторский дворец. Пенза. Интерьер.

В этом небольшом обзоре мы изложили свои впечатления о музее и те знания, которые почерпнули на официальном сайте музея и в небольшой брошюре “Пензенская картинная галерея им.К.А.Савицкго. К столетию основания”, составленная Валерием Петровичем Сазоновым. Брошюра продавалась в музее за… 10 рублей.

Путешественникам на заметку

Мы считаем, что путешественникам обязательно стоит посетить пензенскую картинную галерею. Мы попали в неё только во второй приезд в город, потому что сначала не учли, что выходной день в музее не только в понедельник, но и в четверг.
Про гостиницы Пензы мы написали статьи и описали все отели, где останавливались.

Отель в Пензе “Галерея”.

Гостиница “Галерея” в Пензе. Отличный выбор!.

Арт-отель “Моцарт” в Пензе – выбор экипажа “По городам и странам”.

Пенза. Отель “Гелиопарк”.

Пенза. Отель “Гелиопарк” – лучшая гостиница города.

На пензенскую тему предложим статьи:

Пенза. Достопримечательности. Маршрут прогулки с картой. Где поесть в Пензе.

Пенза. Отели. Лучшие предложения “Островка”.

Тарханы для путешественников.

М-5 Москва-Пенза.

Никольский музей стекла.

Text.ru - 100.00%

Поделиться в

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь