Картинная галерея имени К.А.Савицкого в Пензе – один из лучших провинциальных художественных музеев, которые мы посещали. Мы познакомились с картинными галереями в Самаре и Саратове, Рязани и Калуге, Смоленске и Иваново, Вольске, Балаково, Серпухове, Нижнем Новгороде, Ярославле и Казани Собрание живописи в Пензе нам очень понравилось!
В этой небольшой статье мы воздадим дань уважения областной коллекции и представим читателю несколько картин. Расскажем о людях, создавших музей, и о замечательном здании где разместилась картинная галерея.
На всякий случай приводим часы работы картинной галерии Пенза:
Выходные дни: понедельник и четверг.
Вторник, среда, суббота и воскресенье открыт с 10.00 до 18.00 часов.
По пятницам музей работает с 12.00 до 20.00 часов.
Адрес: Советская улица, 3
Коллекция картинной галереи в Пензе
В картинной галерее Пензы представлено как русское, так и европейское искусство. Произведения датируются XVII – XX веками. Есть на экспозиции неизменные натюрморты и жанровые сцены малых голландцев. В их числе работы знаменитого живописца Адриана ван Остаде.
Есть в музее библейские сюжеты и картины на исторические темы.
Мы же обратили особое внимание на несколько портретов.
Эти очаровательные крошки Араповы доводились внучками Наталье Николаевне (Гончаровой, Пушкиной) и Петру Петровичу Ланским.
Слева изображена Елизавета Арапова, она родилась и жила в Пензенской губернии. Замуж Елизавета Николаевна вышла за предводителя Нижнеломовского дворянства В.Д.Бибикова. До конца дней внучка Ланских прожила в Пензе, написала «Мои воспоминания о Пушкине и его потомках». А этот детский портрет собственноручно передала в картинную галерею Пензы.
Портрет В.Римской-Корсаковой Франца Ксаверия Винтерхальтера – гордость музея.
Ещё одна диковинка картинной галереи им. К.А.Савицкого – работа Яна Янсена, итальянского мастера школы прославленного Караваджо. В России всего две работы Янсена. Одна хранится в Серпухове, вторая в Пензе.
Мы очень обрадовались, увидев нашу “Княжну Тараканову” К.Флавицкого. Нет, это не копия. И не на выставке.
Это авторское повторение, которое Константин Дмитриевич Флавицкий выполнил по заказу пензенского губернатора Николая Дмитриевича Селивёрстова. Все репродукции “Княжны Таракановой” в печати сделаны не с третьяковской картины, а с этого полотна, которое по размеру немного меньше подлинника и находится в лучшей сохранности.
Великие имена художников в картинной галереи Пензы
Историю русского искусства в картинной галерее Пензы представляют знаменитые мастера – XVIII столетия – Рокотов и Левицкий.
«Портрет Екатерины II» – один из вариантов большого полотна Д.Г.Левицкого «Екатерина II – законодательница».
Среди художников XIX века найдём имена И.Айвазовского, В.Сурикова, П.Чистякова, И.Репина, А.Куинджи, И.Левитана, Г.Мясоедова.
Кажется, саврасовских грачей должен иметь каждый уважающий себя художественный музей. 😉 В Пензе есть этюд знаменитой картины А.К.Саврасова, написанный на доске.
Отрада моему сердцу – пара майоликовых скульптур М.А.Врубеля – царь Берендей и Волхова.
Творчество К.Юона больше относится к авангардистским направлениям. Но этот пейзаж явно иллюстрирует передвижническую школу.
Авангард в картинной галереи Пензы
Как и в Ивановской картинной галерее, большой отдел музея Савицкого в Пензе посвящён авангардистам. Есть в собрании работы Н.Гончаровой,
П.Кончаловского, Р.Фалька, И.Машкова.
Но главенствует в собрании живописи начала ХХ века Аристарх Васильевич Лентулов.
Аристарх Васильевич родился в Пензенской губернии. Живописец-авангардист был одним из первых учеников Пензенской рисовальной школы (ныне Пензенское художественное училище им. К.А.Савицкого). В художественной среде Лентулов получил прозвище «Пришелец из Пензы» или «Громкий «Бубновый Валет».
На автопортрете мастер подчеркнул свой род занятий, изобразив себя с кистью в руках на фоне полотен на стене и рояля с нотами. Аристарх Васильевич страстно любил музыку, обладал красивым мощным голосом и даже пел вместе с Фёдором Ивановичем Шаляпиным.
В Пензенской картинной галерее хранится 40 работ А.В.Лентулова. Мы выделили полотна “Москва. У старого Бородинского моста”
и портрет актрисы О.В.Гзовской.
Прикладное искусство. Картинная галерея Пенза
Кроме коллекции живописи, в Пензенском музее представлены работы из керамики, фарфора, стекла.
Например, чайный сервиз «Эгоист». В XVIII – XIX веках так называли чайные или кофейные сервизы для одной персоны. Сделан он в России на заводе Попова в первой трети XIX века. К сожалению, блюдце и кофейник не сохранились.
Мы впервые увидели артефакт под названием “тюльпанница”. В верхней части вазы по форме напоминающей тюльпан, проделано несколько отверстий для цветочных стеблей. Представляю, как красиво выглядит букет в такой вазе! Ваза сделана в Англии.
В Никольске Пензенской области с давних времён работает стекольный завод. Старинные вещи экспонируются в Никольском музее стекла и хрусталя. Несколькими работами завод поделился с Пензенским музеем.
Зал европейского и никольского стекла небольшой, но от артефактов трудно оторваться! Но фотографировать стекло в тёмном зале сквозь стеклянные витрины практически невозможно, увы… (Не уверена, но подозреваю, что на снимке ниже представлена французская тарелка с росписью 1841 года.)
Ниже – композиция советского времени, что удивительно, учитывая сюжет.
Мы сделали небольшой ролик о хрустальной туфельке и озвучили его подходящей музыкальной композицией – песней “Золушка” И.Цветкова на стихи И.Резника в исполнении Л.Сенчиной.
Николай Дмитриевич Селивёрстов. История создания картинной галереи в Пензе
Прежде чем продолжить разговор о коллекции Пензенской картинной галереи, вспомним создателя музея, Николая Дмитриевича Селивёрстова.
Николай Дмитриевич был богатым помещиком и служил в Петербурге в высоких чинах министерства внутренних дел. Пять лет (1867-1872) он был пензенским губернатором. Образованнейший человек своего времени, Селивёрстов высоко ценил искусство и собирал коллекцию живописи и редких книг. Современники отмечали его высокую культуру, широту взглядов, тонкий вкус, заботу о благе города. Он столько сделал для благосостояния Пензы, сколько не делал никто ни до, ни после него.
В память о своём пребывании в городе Селивёрстов завещал Пензе коллекцию картин, библиотеку и свыше полумиллиона рублей на учреждение рисовальной школы и музея. А чтобы музей существовал и развивался дальше, Николай Дмитриевич оговорил сумму неприкосновенного капитала, проценты от которого завещались на приобретение новых артефактов.
Через год после смерти Николая Дмитриевича 1 января 1892 года, в Пензе в здании ремесленной школы Ф.Е.Швецова (пензенский купец, меценат и благотворитель) открылась для бесплатного публичного осмотра картинная галерея из собрания Селивёрстова. Это событие стало началом музея. Также в Пензе открылась рисовальная школа, позже ставшая художественным училищем. До 1930-х годов оно носило имя Н.Д.Селивёрстова. Потом его имя просто перестали упоминать, а в 1955 году присвоили музею и училищу имя Константина Аполлоновича Савицкого.
До недавнего времени в Пензе не убыло даже бюста Селивёрстова. Лермонтовых и Белинских несколько, есть Горький и Маркс, а Николаю Дмитриевичу – нет… Лишь скромно и для многих незаметно на одной из стен лестничного проема музея находится его гипсовый барельеф. (Мы, увы, прошляпили).
Вспомним о Селивёрстове хотя бы в этой небольшой главе. И прикрепим портрет Николая Дмитриевича, который мы сфотографировали в Губернаторском дворце – втором здании Пензенской “картинки”.
Константин Аполлонович Савицкий
К.А.Савицкий стал первым директором музея и продолжателем дела Селивёрстова.
Константин Аполлонович – уроженец Таганрога. Его страсть к рисованию привела будущего живописца в Академию художеств в Санкт-Петербург. Учился он блестяще, но к экзамену на золотую медаль его не допустили из-за приверженности к кружку передвижников.
Только через 20 лет обновленная Академия, изберет изгоя Константина Савицкого своим действительным членом и присвоит ему звание академика живописи. В 1897 году Савицкого утвердили на должность директора вновь открываемого в Пензе художественного училища.
Скончался Константин Аполлонович в 1905 году на 61 году жизни и был похоронен в Пензе.
Всего 8 лет Савицкий пробыл директором художественного училища. Он отдавался делу со всей горячностью и живостью своей натуры. За время его директорства коллекция значительно пополнилась. Константин Аполлонович неутомимо писал письма в Академию художеств, убеждая прислать достойные работы для музея. Просил знакомых художников передать в Пензу свои картины. Готовя отчёт о музее в Академию художеств, Савицкий отмечал, что в коллекции хранится 224 художественных произведения. Незадолго до кончины директора, музейная коллекция состояла уже из 450 экспонатов. То есть Савицкий удвоил собрание, не говоря уже о трудах по устройству художественного училища!
Константин Аполлонович передал музею несколько своих работ. Причём, полотно “Инок” – лучшее в творчестве художника.
***
Интересная история у полотна “Не сошлись характерами”.
Импульсом для написания полотна стал развод Ильи Ефимовича Репина, друга Савицкого. (Мне показалось, что поза дамы у Савицкого несколько напоминает спящую в кресле Веру Репину). Моделями для художника стали его жена Валерия Ипполитовна и их сын Георгий. Но мы видим не весь сюжет. Первоначально справа от женщины Савицкий написал свой автопортрет. Он изобразил себя сидящим в кресле. Но позже, подумав, что сюжет можно истолковать превратно, художник разрезал картину на две части. Вторая часть пропала, а портрет дамы с сынишкой передал музею сын художника, Георгий Константинович Савицкий в 1976 году.
Ещё один портрет супруги Веры Ипполитовны и сына Георгия написан в 1899 году.
В ростовом изображении жена Савицкого предстаёт перед нами как Мадонна, она нежно прижимается щекой к личику сына. Мастер поистине старается написать жену как Богоматерь. На это указывает и сочетание цветов, и ракурс снизу, придающий полотну монументальность, и соломенная шляпка ребёнка, напоминающая нимб над головой, и иконографическая поза “Умиление”.
В музее выделен небольшой мемориальный зал, посвящённый К.А.Савицкрму. Здесь представлен его рабочий стол с положением о художественном училище. На стенах – фотографии среди друзей-художников, в кругу семьи.
Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов
Рассказ о Пензенской картинной галереи был бы неполным, если упустить имя Ивана Силыча Горюшкина-Сорокопудова. С 1908 года Иван Силыч преподавал в Пензенском художественном училище. Он возглавлял училище и музей с 1942 года. На его плечи легли все тяготы военного времени. В музее хранят память о замечательном художнике. В кабинете Горюшкина-Сорокопудова демонстрируются его мемориальные вещи.
В Пензу Иван Силыч приехал по рекомендации Ильи Ефимовича Репина. Фотографический портрет выдающегося мастера всегда стоял на столе Горюшкина-Сорокопудова.
Обратите внимание на мебель в кабинете. Она сделана по эскизам И.С.Горюшкина-Сорокопудова и передана в музей по завещанию мастера.
В собрании музея хранится около 200 работ художника.
Здание. Картинная галерея Пенза
Рассказывая о пензенской картинной галерее нельзя не упомянуть прекрасное здание музея. Многие признают, что это самое красивое здание в городе.
Строили жемчужину пензенской архитектуры для Дворянского земельного и Крестьянского поземельного банка в 1912 году. Его автор – академик архитектуры Александр Иванович фон Гоген. В Санкт-Петербурге он построил множество прекрасных особняков, в том числе известный особняк Кшесинской. Есть его творения в Самаре и Нижнем Новгороде.
Горделиво взметнулась вверх мощная башня главного входа. Она увенчана четырёхранным куполом и украшена цветными изразцами.
Замысловаты и интересны детали декора и, как всегда, талантливые мастера не допускают чрезмерности и перегруза.
Свою основную функцию банк выполнял совсем недолго. После 1917-го и вплоть до 1984 года прекрасное здание в стиле модерн занимали губком, гублисполкомы, горкомы и исполком. Представляете, сколько пришлось трудиться, чтобы вернуть интерьерам первоначальный вид! Ведь партейные сильно постарались в деле уничтожения архитектурного наследия…
Фотографировать здание непросто. Оно утопает в зелени! Мы прибежали утром, именно в первой половине дня музей прекрасно освещён солнцем.
Губернаторский дворец
Пензенская картинная галерея им.К.А.Савицкого занимает также соседний особняк – дворец губернатора.
На первом этаже здания расположена небольшая историческая экспозиция. Представлен макет пензенской крепости, на стенах висят портреты губернаторов.
Второй этаж отдан для временных выставок. Нам удалось познакомиться с творчеством Сергея Николаевича Андрияки. Раньше мы никогда не видели его акварелей. Сфотографировать их не удалось из-за бликов на стёклах.
Вторая выставка называлась “Образ матери в искусстве”. На ней собрали работы мастеров, воспевающие материнство начиная с XIX века. Кстати, портрет жены с сыном К.Савицкого мы увидели не на постоянной экспозиции, а на выставке. Представлю несколько картин.
В губернаторском дворце удалось восстановить отделку парадных залов. В большом зале проводят концерты и лекции по искусству.
В этом небольшом обзоре мы изложили свои впечатления о музее и те знания, которые почерпнули на официальном сайте музея и в небольшой брошюре “Пензенская картинная галерея им.К.А.Савицкго. К столетию основания”, составленная Валерием Петровичем Сазоновым. Брошюра продавалась в музее за… 10 рублей.
Путешественникам на заметку
Мы считаем, что путешественникам обязательно стоит посетить пензенскую картинную галерею. Мы попали в неё только во второй приезд в город, потому что сначала не учли, что выходной день в музее не только в понедельник, но и в четверг.
Про гостиницы Пензы мы написали статьи и описали все отели, где останавливались.
Гостиница “Галерея” в Пензе. Отличный выбор!.
Арт-отель “Моцарт” в Пензе – выбор экипажа “По городам и странам”.
Пенза. Отель “Гелиопарк” – лучшая гостиница города.
На пензенскую тему предложим статьи:
Пенза. Достопримечательности. Маршрут прогулки с картой. Где поесть в Пензе.