
Карандаш и Клякса – это псевдоним знаменитого советского клоуна и кличка его собачки. Клоун и его собачка запечатлены в бронзе на улице Ефремова в Москве.
Карандаш и Клякса
Памятник клоуну и его собачке установили рядом со входом в Союз цирковых деятелей России. Эту организацию создали сами цирковые артисты в 1991 году. У её истоков стояли знаменитая дрессировщица Ирина Бугримова и великий клоун Юрий Никулин.
Статуя Михаила Николаевича Румянцева – так на самом деле звали Карандаша – это дань памяти учителю Юрия Никулина. Сам Карандаш никогда не бывал в этом здании. Он жил на 1-й Тверской-Ямской улице, а Союзгосцирк в его бытность находился на Пушечной. Современное офисное здание на улице Ефремова возвели в 2003 году спустя 20 лет после смерти легендарного клоуна.
Румянцев родился в Петербурге в 1901 году. В 1914 поступил в художественно-ремесленную школу, но там ему было неинтересно. Лишь в 1926 Румянцев начал учиться на курсах циркового искусства. С 1930 года он выступал в провинциальных цирках и искал свой образ. В 1935 году Румянцев стал работать в Ленинграде под псевдонимом Каран Д’Аш. На следующий год он перебрался в Москву и тогда же добавил к своему сценическому образу маленькую собачку породы скотч-терьер. Ассистентка и, по совместительству, жена Карандаша Тамара Семеновна Румянцева предложила назвать её Кляксой. Собачка действительно выглядела как клякса на красном ковре манежа.

Памятник Карандашу и Кляксе
Автор памятника – белорусский скульптор Вячеслав Долгов. Он изобразил Карандаша таким, каким клоун был на манеже.
Вячеслав Долгов тщательно подошёл к образу клоуна и его собачки. Он не забыл даже завитки шерсти на шкуре Кляксы.
Большой палец Карандаша, его тросточка и нос Кляксы блестят от постоянных прикосновений. Это вообще характерно для современной скульптуры. Люди придумывают ритуалы и стараются подержаться за палец, башмак или нос статуи.
Карандаш и Клякса не пользуются такой сногсшибательной известностью как Евгений Леонов на Мосфильмовской. Может быть оно и к лучшему. Желающим посмотреть на статую не придётся ждать своей очереди.
В десяти минутах ходьбы от Карандаша находятся ещё две замечательные скульптурные группы: “Они сражались за Родину” и “Офицеры”.