На автомобиле в Европу. Идея путешествия на автомобиле из Москвы в Вену через Словакию в феврале 2015 года родилась почти за год до него. Так всегда – живём в состоянии ожидания, как минимум, двух путешествий. Возвращаемся из одного и сразу бронируем очередное, имея в запасе следующее. Приехали из “Чисто чешского” путешествия в апреле 2014 года. Ещё до его начала расписали по дням поездку “В край немецкого виноделия” и подтвердили брони отелей. Кажется, чего ещё желать – впереди винная дорога Мозеля!?
Как чего? Немецкое путешествие предвкушали в октябре 2014, а визы открыты до конца марта 2015 года. Не пропадать же драгоценной и вожделенной наклейке Шенгена в паспортах? Карта Европы пока ещё открывает для нас большое поле деятельности. Эти угодья мы только начали пахать и обрабатываем их своеобразно. В каких-то полях не то что конь, даже и плуг не валялся. Другие – перепаханы вдоль и поперёк. Устыдившись невозделанности очень даже плодородных участков Старого Света, а также несколько ограниченного зимнего финансирования нашего колхоза, мы берём совсем маленький подряд. Довольствуемся рамками 11 ночей, в основное поле деятельности записываем Вену. Дорогу в австрийскую столицу добираем разведывательной вылазкой в Словакию.
Мы переживаем и смиряемся с удвоением рублёвого бюджета на путешествие. Мы отметаем все рациональные доводы и субъективные мотивы родственников и едем. Едем!
Путешествие в Словакию и Австрию (Вену) на машине из Москвы. На автомобиле в Европу
День 1. 15 февраля, воскресенье
Выезд в 5.20. На М-1 в Москве обнаруживаем неприличное для этого часа и дня недели оживление.
После Лесного городка тестируем небольшой участок автомагистрали, где разрешили ехать со скоростью 110 км/ч. Удивляемся на новые указатели достопримечательностей – принятые в международной системе коричневые щиты с названием оной и чешем в затылке, припоминая, где же это такой Лужнецкий монастырь? Лужецкий – знаем, Лужнецкий – нет. Может у нас спозаранку двойная оптическая иллюзия? На обратном пути как ни старались, но указателя на монастырь так и не увидели. Чудеса, да и только.
Из всего уже сказанного про М-1 добавлю, что из брендовых АЗС в большом количестве наблюдается лишь Роснефть. Shell – на 303-м км. На границе с РБ Shell расположена на 449 км, BP – на 447-м, Лук – на 453-м км.
До Бреста почему-то в этот раз добирались дольше обычного – за 12 часов вместо привычных 11. Наш шестой гольф впервые проделывал этот путь и немного осторожничал, мы его за то не корили, а хвалили. Границу переходили в Домачево. Уложились в рекордные для нас “на туда” 25 минут. Подъехали к границе РБ в 18.25, в 18.50 польский страж граничны вернул паспорта.
Из нововведений: на польской стороне задали вопрос о количестве топлива в баке. Начальник почувствовал подвох и немного замешкался. Сотрудница спросила по-другому, чтобы ответ стал очевиден: “У вас в баке не больше 20 литров?” “Нет, нет, не больше”, – нашёлся Начальник, поглубже убирая чек на оплату 46 литров топлива на последней заправке перед погранпереходом Домачево-Славатыче.
Из приключений этого дня добавим остановку польскими пограничниками в одной из деревень пограничной зоны. Машина за 1000 вёрст покрылась толстым слоем дорожной грязи, задний номер был не читаем. Мы услышали сирену сзади, прижались к автобусной остановке, намереваясь пропустить машину со спец-сигналом. Оказалось, что это – по наши души, автомобиль пограничников остановился за нами. Государевы люди проверили паспорта и посоветовали почистить задний номер.
Чаяниям доехать до Люблина в этот день не довелось сбыться. Мы решили зависнуть в Радзыне-Подляски. Свою роль сыграл обнаруженный в “чисто чешской” поездке кабачок с таки существующим в Польше пивом. Это ресторан при гостинице “Манхеттен” (ул.Варшавская – Warszawska, 37), в которой нашёлся свободный номер за 120 злотых с завтраком и бесплатной парковкой на грунтовой площадке перед зданием. Номерок стандартный.
В том же Радзыне есть гостиничка Недзвядек – Hotelik Niedżwiadek (ul. Traugutta 1A, 21-300 Radzyń Podlaski). Ночевали там дважды, очень довольны. Но ни ресторана, ни завтрака там нет. В следующий раз будем выбирать между простеньким номером с неудобной раковиной, но с рестораном с хорошим пивом в “Манхеттене” за 120 злотых с завтраком и лучшим номером (9,1 по букингу) и отсутствием какого-либо ресторана и завтрака в Недзвядеке за те же 120 злотых.
Здесь же Бортжурналистка ясно, не понарошку, а взаправду осознала, что если раньше 120 злотых за ночлег были какими-то 1200 рублями, то теперь сумма рублей без всяких поляцких происков удвоилась! Сначала она жутко расстроилась, а потом приняла твёрдое решение в этой поездке ничего в рубли не переводить, никаких умственных математических действий не совершать и ничего ни с чем не сравнивать. Просто жить в системе координат фактических валют. И если ночлег вдруг стал стоить почти 2 400 рублей, то ужин в ресторане всего 48 злотых. Правда, на обратном пути ей пришлось отказаться от очаровательных сапожек тончайшей кожи за 250 злотых. Но она об этом ещё не знала и спала спокойно.
Напоследок отметим, что полюбившегося пива “Княжеское” – ксёнженче (książęсie) в меню ресторана нет. Надо “запЫтач” (zapytać) официантку – “У вас есть пиво княжеское?” (Чи ма пани ксёнженчего пива? – Czy ma pani książęciego piwa?) Оказалось что не только есть, но четыре разных вида – белое пшеничное, розовое, красное и медовое. Заказали два последних. Медовое понравилось больше, оно мягкое с едва заметным медовым ароматом. Красное немного резче и ничуть не хуже. Рекомендуем!
День 2 путешествия в Европу на автомобиле. 16 февраля, понедельник
В планах этого дня – создание продовольственных запасов, приведение автомобиля в европейский вид и дорога в Словакию. Первый пункт выполняем здесь же, в Радзыне-Подляски, в супермаркетах “Бедронка” и “Лидл”.
Автоматическую мойку нашли уже на выезде из Люблина .
Установлены они на многих заправках большого города – “Орлене”, “ВР” и т.д..
Дорога по Польше совсем не показалась долгой и занудной. Светило яркое весеннее солнце, был первый день нашего путешествия. Бортжурналистка развлекалась фотографированием польского быта на ходу, в чём изрядно преуспела.
В начале четвёртого (по-европейскому времени) мы пересекли польско-словацкую границу. Не могли не заехать к знаменитому памятнику с двумя танками.
На второй от границы заправке купили “налепку” (на первой – отсутствовала) и атлас Словакии, коим ГлавВред остался весьма доволен.
В половине пятого въехали в Бардеёв и Начальник наповал сразил бестолковую Бортжурналистку тем, что нашёл отель без навигатора! “А, я помню, я здесь в гугле бродил!” – констатировал Начальник, свернул на нужном повороте и затормозил у пенсиона “Роза”.
Пенсион не понравился. Как таковой парковки нет, прижались на тротуаре к забору, звукоизоляции – никакой, хозяйские дети носились и галдели с раннего утра и допоздна. Номер большой, но простецкий, много недостатков в ванной комнате. Своих 42 евро не стоит никак.
А вот Бардеёв порадовал. Кабачок советовать воздержимся. Подозреваем, что сидели не в самом лучшем в Бардееве заведении. (На первом снимке он попал в кадр справа). Приглашаем на вечернюю прогулку и прощаемся до завтра.
День 3 путешествия в Словакию на автомобиле. 17 февраля, вторник.
Утро посвятили городу.
Не отказали себе в удовольствии зайти в музей Ратуши (входной билет – 2 евро, разрешение на съёмку – 2 евро), коллекция не удивила, но порадовала, хоть мы и не увидели самый необычный экспонат – бриллиантовое кольцо императрицы Елизаветы (Сисси), его изъяли на оцифровку.
Посещение храма святого Эгидия тоже стоит денег – 1,5 евро и 2 евро за съемку.
Бортжурналистка сие мероприятие прогуляла, греясь на хоть и зимнем, но очень ярком словацком солнышке.
В Бардеёве мы не сразу разобрались с правилами платной парковки. Вроде она есть. Но паркомата не нашли. Поехали к другой парковке – там повезло больше – оказывается, паркоматы живые, одеты в жилет, продают талоны на желаемое время.
Подозреваем, что рядом с университетом парковка была значительно дешевле, чем на ближайшей к главной площади улице.
В дальнейшем, немногочисленные парковки в Словакии мы оплачивали подошедшему парковщику или оставляли машину с парковочными часами на бесплатных парковках. В Бардеёве вместо оплаченных 2 часов мы простояли почти три. Парковщика в зоне видимости не было, искать его, чтобы вручить ещё 40 центов желания не испытали. Двинулись в сторону Спишского Града.
Замок хорошо просматривается с дороги.
Но мы решили попытать счастья и дойти до него. Для этого проехали населённый пункт Спишске Подградье и по указателям нашли парковку замка.
На половине обледенелой, опасной тропинки мы увидели закрытые входные ворота.
Бортжурналистка из природного упрямства проползла ещё метров 100 вверх, но быстро осознав тщетность усилий, вернулась.
На парковке мы огорчили фактом закрытого замка молодую норвежскую пару, которая путешествовала на арендованной машине с польскими номерами. Обменялись известными сведениями о словацких пещерах, поговорили о планах и расстались с пожеланием встречи в Вене!
Прогулка по Спишскому Подградью ограничилась несколькими снимками площади,
дозакупами в сельмаге и посещением центра туристической информации, где мы узнали, как добраться до монастыря и знаменитого храма Спишска Капитула. Добиранье заняло минут пять, ещё минут 20 мы походили вокруг закрытого храма.
В 13.20 отправились в город Левоча.
В 13.40 уже парковали машину на главной площади и снова раскланялись с норвежской парой. А словоохотливый парковщик, пытаясь говорить на русском, обозначил главные ценности города.
Самая значимая достопримечательность Левочи – это собор с удивительными деревянными резными алтарями.
Снимать в храме нельзя. Пройти в собор можно строго по расписанию, мы удачно пришли к сеансу в 14.00. Билет стоит 2 евро с человека. Сотрудница музея, видя интернациональный состав группы, комментарии давать не стала. Копии алтарей можно сфотографировать в “доме мастера Павла”, но мы туда почему-то не пошли.
Посещение Ратуши не удалось из-за не найденного музейного входа и решения, что музея там нет.
Пытливые домашние изыскания опровергли поспешные выводы – осмотреть интерьеры Левочинской Ратуши всё же можно. Как и почём – мы не знаем.
Мы неспешно обошли Левочу, но, только когда уезжали из неё, обнаружили, что уцелевшие стены города с башнями лучше осматривать снаружи. Мы были внутри, в пределах старого города, откуда крепость кажется неприглядной.
Имея в запасе несколько часов, мы решили достигнуть ещё одной достопамятности Левочи, а именно, Марианской горы. Ещё на пути в Левочу восхитились стоящим на вершине храмом.
Мы бодро отправились туда по указателям.
И сразу замолкли, когда дорога сузилась до одной полосы, пошла вверх, асфальт исчез под ледяной колеёй и на пути не наблюдалось ни одного шанса на отступление.
“Только бы не встречка, только бы не встречка…” – как мантру твердила Бортжурналистка, а Начальник подоткнул первую передачу.
Встречки не было. На обледеневшей парковке мы выдохнули. И поплелись к вожделенному собору пешком, преодолев ещё метров 300 ровного и гладкого катка.
Наградой стал открытый и пустой храм.
Брать там было нечего, всё новодельное.
Спуск с горы опять пощекотал нервы, на этот раз пришлось разъезжаться с гужевым транспортом.
По пути к Спишской Соботе (Spišská Sobota), местечку, ныне включённому в городскую черту Попрада, где мы планировали переночевать вторую словацкую ночь, не смогли удержаться от остановок и снимков Высоких Татр.
Не устану повторять, что природные чудеса пленяют и завораживают много сильнее, чем творения рук человеческих.
Но оставим природные красоты до завтра. Приглашаем заглянуть в наш номер в гостевом доме “У Елизаветы” – “Penzion u Alzbetky” – очень довольны и весьма рекомендуем.
Покажем вечернюю Спишскую Соботу.
И порекомендуем ресторан “Атриум” на главной площади: Соботске намести д.25.
День 4 путешествия по Словакии на автомобиле. 18 февраля, среда
Героями сегодняшнего дня должны стать Высокие Татры.
Хоть весьма прохладно, около минус 10, мы сначала делаем утренний круг по очаровательной площади Спишской Соботы.
Здесь мы впервые заметили необычность конструкции спишско-соботских крыш – деревянные, островерхие с длинным козырьком, двухскатные.
Вероятно, их форма оправдана климатическими условиями. Такие крыши нужны, чтобы быстрее скатывался обильно выпадающий здесь снег. Дерево как кровельный материал используется из-за практичности, лёгкости и относительной дешевизны.
Оценив отличный завтрак в пенсионе, в 8.45 мы уже трогаемся в путь.
Основная цель дня – полюбоваться на Высокие Татры. Матушка Природа одобрила сей незатейливый план и подарила ослепительное солнце, безоблачное небо, приятный (чуть ниже минус 10) морозец и совершенный штиль. Мы едем по неширокой дороге на высоте более 800 м над уровнем моря и не можем оторваться от пейзажа с горами, возникающими то на самом горизонте, то ближе,
то на расстоянии вытянутой руки, то снова где-то вдали.
Кажется, что с разных точек зрения все пики (по словацки – штиты) – Ломницкий, Малый Кежмерский, Ладовый и Славковский позволяют применить к ним самые романтические эпитеты – волнистые, высоковерхие, горбатые, заоблачные, зубчатые, морщинистые, неприступные, остроконечные, подоблачные, иззубренные.
Нам хочется остановиться и немного полюбоваться этими причудливыми и столь непривычными равнинному зрению громадинами.
Задача не из простых. Шоссе узкое, без обочин и карманов. В горнолыжных посёлках, в изобилии разбросанных у подножия поднебесных исполинов, совсем ничего нельзя рассмотреть. Мы с трудом находим несколько подходящих площадок.
Определяем место на карте и соображаем, что отсюда должны на нас смотреть горы Кривень, Рыся, Герлаховский штит.
В голове всплывают всё новые и новые прилагательные – светлоснежные, гологоловые, мохнатые, бесплотные, нагие, бесприютные, гулкие, дремучие, грозные вершины.
Мы медленно двигаемся по дороге, не в силах оторваться от молчаливых и угрюмых, гордых и внушительных, диких и неприветливых, дремотных и пепельных, живописных и равнодушных, сонных и призрачных, хмурых и немых, задумчивых и обрывистых великанов.
Лишь краешком прикоснувшись к грандиозной и величавой красоте гор, мы решаем завернуть в Важецку пещеру.
В этот день нам явно сопутствовала удача. Мы приехали к Важецкой пещере за две минуты до начала сеанса! В холодное время года их проводится всего четыре и то, не всегда. Для нас двоих никто бы не расстарался. Но везёт, так везёт – у входа ждёт семья, группа набралась!
Едва успеваем купить билеты (5 евро на человека) и разрешение на съёмку (7 евро), как к нам выходит экскурсовод и мы отправляемся любоваться сталактитами, сталагмитами, сталагнатами
и смотреть на останки пещерного медведя.
Раззадоренные удачей в Важецкой пещере, мы пытаем счастья в Демяновской ледовой пещере. В холодное время года она закрыта.
Едем в Демяновскую пещеру Свободы.
На короткий сеанс (45 минут) мы опоздали. От полуторачасового сами отказались, решив, что это место требует более пристального внимания, чем спонтанный набег.
Переполненные горными и дольными впечатлениями, мы движемся в Тренчин.
Кружим вокруг здания, где кроме нашего пенсиона расположен медицинский центр, казино (herna) и ещё что-то. С трудом отыскиваем нужную кнопку нужной двери, ползём на мансардный этаж. Открываем дверь и сразу же прощаем все поисковые заморочки. Это нам? За 26 евро? А что тогда было в Бардеёве за 42, дровяник или сарайчик?
Жутко довольные комнатой в пенсионе “При парку” – “Pri parky” (он и вправду расположен в парке),
мы бежим в центр города.
Чтобы успеть в пока ещё работающий центр туристической информации. Здесь зачем-то спрашиваем совета о ресторане. Нам с удовольствием рекомендуют заведение и мы, не удосужившись обойти главную площадь, направляемся туда, куда сами ни за что бы не дошли. И правильно бы сделали! Не понравились ни обслуживание, ни кухня.
Уже на следующий день мы остолбенели, обнаружив в 30 м от туристического офиса вывеску местного пивовара. Наши чувства выражаем многоточием…………………………………..
Весь вечер мы гуляли по небольшому центру города. Удивились многолюдности паствы тренчинского городского собора – мы не смогли войти внутрь, прихожане толпились даже в притворе, среди них заметили много молодёжи.
Обратили внимание на наличие “Сбербанка” в городе – впервые обнаружили его в Европе.
Подумали, что нам не очень понравилось, если бы этот плюющийся фонтан под названием “Водяной”, работал зимой.
Провели рекогносцировку на предмет подступов к замку.
Зашли в отель “Елизавета”, дабы лицезреть одну из выдающихся достопримечательностей города – надпись времён римской империи, высеченную на скале.
Её видно сквозь прозрачную стену роскошного отеля, куда на погляд пускают всех желающих. Довольные и усталые свалились замертво в уютном номере.
День 5. 19 февраля, четверг
Несколько часов первой половины дня уделили Тренчину,
в первую очередь – замку. Доступ возможен только с экскурсоводом, после экскурсии разрешают самим осмотреть то, что осталось от некогда едва ли не самого большого и неприступного замка Словакии. Во дворец решили не ходить.
Ограничились внутренними помещениями башни. Изрядно потрёпанный временем замок понравился.
Внизу выучили словацкое выражение: “ШвИнья ожрАта”. Случайно услышали перепалку семейной пары и нежное выражение, которым пан несколько раз назвал свою благоверную. Усовершенствоваться в словацком зашли в городскую кофейню “Париж”, где оценили великолепный вкус пока ещё не венского кофе.
В последний словацкий день включили остановку в Бецкове. Позадирали головы на замок.
И отметили, что дома-то в деревеньке – с иголочки. Построены по одному проекту. Не дворцы, но для обычной жизни более, чем хороши!
Дорожные наблюдения за жизнью в Словакии показали, что в восточной части страны домишки чуть похуже, чем в западной. Цыган поболее – почти в каждой деревне и городке видели их кучками и поодиночке, праздношатающимися по улицам.
К западу стали попадаться дома поновее, справнее, нацменьшинства заметно поредели.
Разные предприятия присутствуют почти в каждой деревне. А вот с сельхозугодьями как-то пожиже, чем в той же Чехии, не говоря уже о Польше.
Пока я свои словацкие наблюдения в умную книжечку записывала, мы до замка в Чахтице добрались.
На пологую гору влезть не поленились.
Награда тут же, за воротами – замок открыт.
Никаких экскурсоводов, гуляй, сколько душа пожелает, разглядывай картинки чахтицкой душегубицы Елизаветы Батори.
На развалины замка и окрестные виды сколько душа пожелает подивились.
Внизу в деревне решили отобедать комплексом. До шедевра кулинарии далеко, но по Сеньке и шапка, что от обеда за 3 евро ожидать? Хотя, зря я так, пицца достойная оказалась.
В храм зайти, взглянуть на захоронение чахтицкой средневековой злодейки (по сравнению с ней, Салтычина – ангел) Начальник не возжелал.
В Словакии решили заправиться, хоть копейку, да сберечь. Она не сбереглась, в Австрии топливо стоит таких же денег.
В Братиславе чуть ошиблись и навигатор, выводя на верный путь, затащил в таки дебри, что наши раздолбанные дороги покажутся автострадами по сравнением с братиславским ужасом.
Впервые в нашей жизни пересекли Дунай и в половине пятого миновали словацко-австрийскую границу. Здравствуй, Австрия!
По причине экономии средств, австрийскую дорожную виньетку покупать не стали. Не было смысла тратиться, много ездить по Австрии мы не собирались – лишь до Вены и обратно. Решение, на наш взгляд, было оправданным. Избегая автомагистралей, мы хоть одним глазком взглянули на провинциальную австрийскую жизнь.
Вечером, в конце рабочего дня мы оценили венское движение. На светофорах были небольшие затычки, но Начальник категорически не согласен с мнением, что водить машину в Вене тяжело. Ничего устрашающего он там не заметил, даже в самый что ни на есть час-пик.
Наше жильё в Вене и полумытарства с парковкой подробно описаны в статье “Отель-пенсион Таль”.
А сейчас мы бросаем сумки в комнату и бежим любоваться вечерней Веной. В кои-то веки без фотоаппаратов!
Дни 6-9 путешествия в Австрию (Вену) на автомобиле, 20 – 23 февраля, пятница-понедельник
Свои впечатления о Вене изложим в ряде отдельных публикаций, в написании коих изрядно преуспели. Здесь кратко обозначим музейный список, адаптированный к личным пристрастиям и дням недели (в понедельник некоторые музеи закрыты). В королевскую сокровищницу не попали по объективным причинам: в конце февраля 2015 года её закрыли на генеральную уборку. Межмузейное время заполнялось праздным шатаниям по центральным улицам Вены, знакомством с венской кухней и заходом в храмы.
1.Пятница:
а)Королевский дворец с Зильберкаммер, музеем Сисси и императорскими покоями.
Внимательное прослушивание весьма грамотного и интересного аудио-гида заняло 3 часа.
б)Собор св. Стефана с подъёмом на Северную башню.
2.Суббота:
а)Художественно-исторический музей. Из его роскошных коллекций мы выбрали картинную галерею и кунсткамеру (около 4-х часов).
б)Сецессион с Бетховенским фризом Г.Климта.
в)Захоронения Габсбургов в Капуцинеркирхе.
3.Воскресенье
В этот день взяли машину.
а)Беглый осмотр Карлскирхе.
б)Неприятные события, описанные в статье “Как мы попали в Вене”.
в)Нижний и Верхний Бельведеры.
г)Оружейная палата и музей музыкальных инструментов, осмотр которой входит в стоимость билета в Художественно-Исторический музей.
4.Понедельник
Праздношатание по городу под общим названием “От храма к храму”, включая ротозейничество на часы “Анкер”
и заход в городской парк.
Оттуда и родные пенаты видны.
10-й день путешествия в Европу на машине. 24 февраля, вторник
Наверное, Вена слегка устала от нас, провожая серым хмурым утром, полив противным осенним зимним дождём. В этот день в планах остался лишь один из многих недосмотренных объектов – жилой дом Хундертвассера.
Спросили навигатор о времени пути до Штрамберка. Он выдал обнадёживающие четыре с небольшим часа по мелким дорожкам. (Покупку чешской виньетки тоже манкировали по причине несообразности закупа оной на целых 10 дней при планах пребывания в стране всего лишь сутки).
Мы во все глаза оцениваем австрийскую провинцию. Наблюдаем за возможностью дегустации вина (проморгали парочку). Останавливаемся у свалки старых автомобилей, где из-за забора Начальнику не удалось пополнить фото-коллекцию хрунья. И уже в 10.35 въезжаем в Чехию.
Остановки в Леднице и Вальтице больших результатов не принесли – дворцы закрыты, гулять по паркам в дождь – удовольствие сомнительное.
Неудачу с австрийским вином мы компенсировали в Чехии – в городке Стражнице нашли дегустационную, где в неурочный час прикупили недорогого разливного вина – белый Рислинг и красный Шардонне.
Услужливая хозяйка, хоть и написала о времени работы заведения, но на звонок в нерабочее время прибежала, страждущим услужила.
Качеством вино не вышло, мы посовещались и решили купить хоть его, чтобы не потерять навык контрабандного провоза алкоголя 🙂 . К слову сказать, беречь его не стали, потихоньку раскушали за несколько послепоездочных вечеров. “А щто тут пить!”(с)
Кроме Штрамберка в этот день планировали наконец-то зайти в музей шляп, расположенный в замке Нового Йичина, про который сначала не знали, а потом пожертвовали ради автомобильного музея Татры в Копрживнице.
Шляпная экспозиция была то ли уже закрыта, то ли мы не проявили должного упорства по её посещению. Усталая Бортжурналистка махнула на шляпы рукой и записала в своей книжечке: “Когда навигатор оптимистично заявляет, что до желаемого пункта ехать чуть больше четырёх часов, если это касается второстепенных чешских дорог, по факту выходит целый Божий день”.
В супермаркете “Альберт” города Копрживнице покупаем то, “чего дома не варили”: хермелин, секану, кржен (хрен), моравске брамборки (хрустящий картофель) и любимую газировку Маттони. Мы опробовали этот магазин во время “чисто чешского”, когда заезжали в автомобильный музей. Это не огромный гипер и не маленький, как многие польские “Бедронки” – здесь отличный выбор нужных продуктов.
От Копрживнице до Штрамберка – три минуты езды, за которые навигатор истрепал все нерьвы, трижды затаскивая куда Макар телят не гонял.
Все прелести Штрамберка, гостиницы “Шипка”, тамошнего “Мнестского пивовара”, а также достоинства пива “Ушак” и “Трубач” заслужили отдельного повествования.
Посему события вечера пропускаем и поднимаемся не слишком рано
25 февраля, в среду. День 11
Дождь не унимается и сопровождает нас почти на всём пути через Польшу. Перенастройка конечного пункта, заданного навигатору, который упорно тащил на Варшаву, прибавила час пути. Не так плохо, учитывая, сколько времени можно потерять в польской столице.
Этот час мы сократили минут до 40, прицепляясь за польских лихачей, нарушая вслед за ними предписанный скоростной режим. “Буксиров” на нашем пути встретилось немало, едва сворачивал или отрывался один, появлялся другой. На этот раз нам повезло, но ближе к границе мы увидели машину скрытого патрулирования. Это был серый “Опель-Вектра”, хотя, якобы кроме “Пассатов” и “Октавий” польская полиция ничем другим не пользуется. Полицейский разбирался с водителем кроссовера, возглавлявшего “пелетон” из парочки грузовиков и упавшего им “на хвоста” Начальника Экспедиции.
Мы заезжаем в Пулавы. Для промышленных и продовольственных покупок Пулавы – идеальное место. В нём есть несколько наших любимых суперов “Стокрутка”, где решаются все, в том числе и колбасные вопросы. На центральной улице – ряд магазинов с одеждой и обувью, есть аптека (в последнее время повадились покупать “Терафлю” в Польше) и небольшой торговый центр. За час с небольшим решили магазинные вопросы, довольные приобретением хороших зонтиков и немного огорчённые от непокупки сапожек, мы продолжаем путь.
И въезжаем в непроглядный, непролазный, неописуемый свинцовый туман. Все туманы, которые мы преодолевали до того памятного дня, показались детской забавой по сравнению с этой плотной, густой, молочной и непрозрачной завесой. Фары куда-то светили, от дальнего света становилось ещё хуже, ситуация усугублялось кромешной темнотой, едва видели впереди лишь пол-метра дороги и крались буквально на ощупь.
Плелись около часа, пока на дороге не появилась мало-мальски приличная разметка. А затем и вовсе туман развеялся, как будто его и не было.
С ужином в этот день затянули. Сначала – не хотелось. Потом, как назло, куда-то исчезли все придорожные кафе. Уже на Второй дороге в Менджыжец Подляски свернули в первый попавшийся придорожный ресторан. С голодухи заказали больше, чем могли съесть.
Вопрос ночлега на этот раз пришлось решать заново. В прошлый приезд мы решили дать привычному “Лотосу” отставку – они сделали неудачный ремонт в душевых кабинах. На примете были несколько придорожных мотельчиков, нам повезло в первом же – известном “Паджеро”. Проезжали его с недоверием, на этот раз испробовали и оценили, берём. Удивительно то, что в деревянном здании почти идеальная звукоизоляция. Окна выходили на шумную заправку и рынок, но в комнату на первом этаже не доносилось ни звука. Цена номера без завтрака – 140 злотых.
День 12. 26 февраля, четверг
Перевели часы на московское время. К польской границе подъехали в 6.31. Стражи граничны не торопились, отпустили нас через полчаса.
К белорусам подъехали в 7.04. Ровно через 8 минут, в 7.12 мы уже катились по Бресту. Куда делась чума свиней таможня и почему нас досматривала только одна пограничница – для самих неразрешимая загадка.
На этот раз испытали неприятную возможность обсушки бака. Намеревались немного проехать по РБ на польском бензине. Есть заправка через 50 км после Кобрина. Она бы нам и подошла, если бы… была открыта. АЗС № 50 закрыта на ремонт.
Поехали в экономном режиме до следующей АЗС – она появилась лишь на 149-м км на Ивацевической развилке.
Из белорусских нововведений – категорический отказ принять русские рубли в качестве оплаты за две чашки кофе. По факту раньше всегда принимали. В этот раз платили картой.
В этой поездке вышло так, что у нас сменились некоторые приоритеты. Кроме приграничного ночлега, мы попробовали кафе “Сели-поели”. Наша любимая столовая в Липово в очередной раз оказалась закрыта на обед в самое обеденное время, в 14 часов. В следующей деревне Ермаки мы остановились у “Сели-поели”.
Однозначно одобряем. Теперь, по всей видимости, в Липово обойдутся без нас.
На автомобиле в Европу. М-1
Наблюдения за М-1 в конце февраля 2015 года позволили сделать следующие выводы:
1.Дорожное покрытие на российской стороне в целом лучше, чем на белорусской. Хотя и у нас попадаются колейные и заплаточные участки, но раньше сравнение было в пользу РБ.
2.В Московской области кое-где появились нано-фонари с солнечными батареями.
3.Наличие в Московской области коричневых дорожных указателей на достопримечательности.
4.Наличие хоть и небольшого, но приличного фрагмента автострады Лесной Городок – Голицыно.
При подъезде к Москве идёт перманентный ремонт. Уставший начальник Экспедиции горько произнёс: “Зашибись! Въезд в столицу великой, претендующей на мировое лидерство державы – ни разметки, ни фонарей!” Всегда патриотично настроенная Бортжурналистка вынуждена была согласиться.
МКАД мы пересекли в 19.32. Последняя запись в дорожном журнале: “Дома. ЭТОЙ сказочке конец”.
Уроки путешествия на автомобиле в Европу
Пора извлечь кое-какие уроки:
1.Быть бдительными и не щёлкать клювом.
2.Не стоит цепляться за устоявшиеся обычаи, надо отказываться от стереотипов и заменять хорошее на лучшее (это я о худших “Лотосе” и столовой в Липово и лучших “Паджеро” и “Сели-поели”)
3.Нет ничего страшного в ужинах своими польскими и словацкими припасами. Наличие холодильника и микроволновки в комнате делает путешествие экономнее. Но отнюдь не убавляет вкуса поездки – не устану хвалить польские келбасы, сыры, йогурты, домашний сыр, фрукты и овощи, мясные консервы.
Финансовые итоги путешествия на автомобиле в Европу
И подвести ФИНАНСОВЫЕ ИТОГИ. В связи с нестабильной экономической ситуацией цифры приведу в евро (национальная валюта Словакии и Австрии) и рублях.
Итого: 1149 евро и 9 612 рублей.
1.Дорожные расходы: Всего 169,2 евро и 8.467 рублей
8.467 рублей (бензин и омывающая жидкость)
225 злотых (бензин и мойка) = 54 евро
1201 крона (бензин в Чехии) = 44,5 евро
37,2 евро (бензин, дорожная виньетка, парковки в Словакии) + 33,5 евро (парковка в Вене) = 70,7 евро
2.Гостиницы: всего 441 евро
378 евро
260 злотых = 63 евро.
3.Еда (рестораны, кафе, кофейни и продовольственные магазины, где покупалась еда для завтраков и ужинов, включая спиртные напитки): всего 336 евро и 1145 рублей.
233 евро
668 крон = 24,5 евро
326 злотых = 78,5 евро
1145 рублей
4.Музеи:
137,7 евро.
5.Литература:
65,2 евро.
Далее:
Как мы попали в Вене (Мошенники в Вене)
Венский шницель, венский кофе или Вена на тарелочке
Важецка пещера
Очень интересное путешествие. Я тоже люблю кататься по дорогам на машине. В любой момент можно остановиться где угодно, все рассмотреть. Красивые фото. Заинтересовал замок и домики такие милые, аккуратные.) Не была в тех местах, но посмотреть любопытно. Спасибо).
Ирина, мы за это и любим самостоятельные путешествия на автомобиле, что ни от кого не зависим и действуем только согласно своим желаниям и личным предпочтениям.
Домики в Словакии правда, очень милые. В архитектурном отношении они много проигрывают другим странам, даже соседней Чехии. Но в них столько очарования, ритмичный рисунок площади, которую они обрамляют, выглядит игрушечным, кукольным. Показательно, что все дома поддерживаются в очень хорошем состоянии, несмотря на их возраст и использование.
Спасибо, что зашли в гости.
Таня, спасибо за фото. Мне было очень интересно, как отель соприкасается со скалой. Теперь все понятно.
Опыт ваш бесценен. Даже не сомневайся.
Все внимательно прочитала. Отчет получился внушительный. Могу себе представить, сколько за этим всего стоит.
Больше всего понравились природные красоты, горы и замки на горах и возвышенностях. Стандартные домики и дома в линеечку симпатичны, но обычны.
Шикарен отель “Елизавета”, который в скале. Это нечто.
Ну и, конечно, Танюш, твой отчет – это кладезь полезностей. Супер!
Галюш, полный отчёт о поездке – главное послепоездочное дело. Он пишется несколько дней, обсуждается, правится, переправляется и выверяется. Часто приходит крамольная мысль – ну куда такой объём, может быть разделить на части? Бывает – делится. Но в большинстве случаев – нет, как нечётное число. Есть главная тема статьи, которую нужно раскрыть – “Путешествие в Вену через Словакию”. Где будем делать
талиюпаузу? Точки обрыва не нашлось.Домики в Словакии, конечно, обычные, ничего особенного. У меня манера узнать простую жизнь как можно лучше. Начальник Экспедиции бегает вокруг замка, а мне непременно нужно заглянуть за забор и посмотреть, что растёт на грядках, какое сушится бельё и что стоит на подоконниках. Для меня бытовые подробности не менее важны, чем роспись сводов некой Ратуши и кессонные потолки некоего дворца.
Отель “Елизавета”, правда, роскошен. Старое здание в советское время использовали, как гостиницу “Татры”. Потом реставрировали и придали нынешний вид. Вот ещё один снимок – фрагмент отеля стоит вплотную в скале.
Стена “Елизаветы”, что обращена к скале прозрачная и сквозь неё породу видно. Создаётся впечатление “присутствия”, как будто находишься в самой горе.
Надеюсь, что наш с Петей опыт будет кому-нибудь полезен!
Приятно почитать, спасибо))
27/12/2014 поляки у меня в Домачево поинтересовались количеством бензина в баке, ответил -полный бак, ехать ещё до Италии далеко.
Никаких претензий к полному баку не предъявили.
Да мы тоже усомнились в строгих запретах. Но факт остаётся фактом – пограничница задала два вопроса:
1.Сколько бензина в баке?
2.У вас не больше 20 литров?
Ес-сно для перестраховки ответили, что не больше 20.
Интересно, как поляки объясняют свою бензиновую политику? В Финляндию можно въехать с полным баком и еще взять с собой неполную 20 л канистру, официально разрешено провозить 10 литров в канистре, но по факту лишь бы не по горлышко. Все приграничные финны имеют автомобили с большим баком и беззастенчиво ездят к нам заправляться.
Не заботятся польские власти о своих гражданах, проживающих вблизи границы.
Путешествие супер!!! Я и не знала, что в Словакии такое количество замков.
Елена, мы уже уточняем вопрос о бензине. Может быть и нет никакого запрета, может быть это была личная инициатива пограничницы? Мы же никаких документов не видели, судили только по личному опыту. Выясним и, думаю, эту фразу в статье поправим.
Путешествие действительно получилось замечательным. Нам очень повезло с погодой, поэтому можно отнести его к разряду архи-удачных. Как, впрочем, и все наши поездки.