В 1891 году Россия отмечала печальный полувековой юбилей трагической гибели М.Ю.Лермонтова. Дату решили отметить изданием полного собрания сочинений поэта. К работе над иллюстрациями издатель привлек 18 известных художников. Среди них были Илья Репин, Иван Шишкин, Иван Айвазовский, Леонид Пастернак, Аполлинарий Васнецов. Михаил Александрович Врубель в этой блестящей когорте был единственным совершенно неизвестным публике мастером.
Валентину Серову предложили выполнить рисунки к поэме «Демон». Но маститый художник посоветовал обратиться к малоизвестному Врубелю. Ведь Михаил Александрович к тому времени уже долго работал над своим «Демоном». Руководящий работой Петр Петрович Кончаловский сразу увидел в нём огромный талант и поручил исполнить иллюстрации не только к «Демону», но и к «Герою нашего времени» и некоторым стихотворениям.
Врубель выполнил 36 рисунков, из них в издание вошло 20.
М.А.Врубель. Иллюстрации к произведениям М.Ю.Лермонтова
Билет и экскурсия в Третьяковскую галерею.
На момент работы над изданием, художнику исполнилось 36 лет. В своих иллюстрациях к поэме «Демон» Михаил Врубель очень точно ухватил и отразил дух и суть лермонтовской поэзии. Рисунки написаны в абсолютно непривычной для художников-иллюстраторов манере. Это абсолютно врубелевские работы, без оглядки на авторитеты и желания толпы.
В то время они казались странными. Современники их не восприняли. В конце девятнадцатого века рисунки оказались несвоевременными. Но впоследствии случилось так, что именно иллюстрации Врубеля к произведениям Лермонтова стали восприниматься как должные, канонические. Благодаря Врубелю отныне так и только так мы представляем многих героев поэта.
Врубель работал чёрной акварелью. Монохромность позволяла подчеркнуть драматичность сюжета.
Голова Демона и всадник
В коллекции Третьяковской галереи хранятся некоторые рисунки Врубеля, в том числе “Голова Демона” и “Всадник”. Особенно примечательна акварель “Голова Демона”.
Она подлинно монументальна. На фоне каменистых заснеженных вершин на нас смотрит голова с шапкой черных кудрей. Бледное лицо, запекшиеся, словно опаленные внутренним огнем губы, горящие глаза с пронизывающим взглядом, с выражением нестерпимой муки. В этом взгляде – жажда “познанья и свободы”, мятежный дух сомнения.
Увидя иллюстрации, один из современников сказал, что когда видишь изображения Демона Врубеля, то понимаешь, что у Тамары не было никаких сил сопротивляться Демону, что это была высшая сила.
Тамара и Демон. Врубель иллюстрации
Для иллюстрации эпизода «Тамара и Демон» Врубель использовал только два цвета: белила и черную акварель. Картина больше похожа на эскиз, но главные фигуры прорисованы очень чётко.
На первый взгляд кажется, что на переднем плане изображена Тамара. Мы видим точёную фигуру с распущенными пышными волосами, красивыми чертами лица, большими глазами. На женский образ указывает обнажённое плечо и наряд в виде накидки-платья. Но когда всматриваешься, замечаешь две длинные косы, а затем и вторую фигуру. Она лежит лицом вниз, закрыв его руками. Оказывается, что фигура на первом плане это и есть Демон.
Врубель не мог обойтись без присущей его стилю декоративности. В косы Тамары вплетены жемчужины. Она лежит на цветастом вышитом покрывале. На заднем плане картины – то ли причудливые ткани, то ли восточный ковёр. Орнамент создаёт впечатление, что у Демона есть крылья…
Используя только черную краску и белила, художник смог создать произведение, обладающее красочностью картины, написанной целой палитрой цветов. Она притягивает к себе внимание и заставляет рассматривать во всех подробностях каждую свою деталь.
Об иллюстрациях Врубеля к произведениям Лермонтова лучше всего сказал Максимилиан Волошин:
«У Врубеля есть глубокое, органическое сродство духа с Лермонтовым. Его иллюстрации к Лермонтову не повторяют, а продолжают мысль поэта. Он шел по той дороге, которая на полпути оборвалась под ногами Лермонтова. Но и он не дошел по ней до конца. Его сродство с Лермонтовым в том выражении глаз, которое он ищет в лице “Демона”, и в горьких, запекшихся губах».
Все иллюстрации Врубель выполнил в Москве. Московский период жизни художника был спокойным и обеспеченным. Признанием, новыми заказами, творческим подъёмом художник был обязан Савве Ивановичу Мамонтову.
Большинство иллюстраций Врубеля хранится в Третьяковской галерее. Подробно о том, как приобрести билет в музей, как добраться и что посмотреть мы изложили в статье
“Третьяковская галерея. Экскурсии, билеты, маршрут. Посетителю на заметку”.
Лучше приобрести билет в музей вместе а с аудиогидом.
Билет и экскурсия в Третьяковскую галерею.
О качестве записи и текста вы можете судить по небольшому видео-рассказу о полотне М.А.Врубеля “Принцесса Грёза”.