Продолжение обзора коллекции Алмазного фонда. Предыдущая статья “Исторические драгоценности XVIII века”.
Витрина 4. Пять исторических драгоценных камней и ювелирные изделия XIX века
Прежде чем продолжить тему исторических камней, следует обратить внимания на диадему с розовым бриллиантом в центре витрины, она служит композиционным центром собрания ювелирных изделий XIX века.
Выполнена диадема из 175 бриллиантов и 1200 индийских роз чистой воды. Центральную часть венца украшает плоский алмаз редкого бледно-розового цвета весом 13 карат. Этот уникальный камень упоминается среди сокровищ Павла I как “красный бриллиант”.
Диадему выполнили настолько искусно, что она кажется невесомой, сотканной из блестящих бриллиантовых нитей. Диадема выполнена в виде традиционного женского головного убора – кокошника. Её принадлежность спорна. По одним источникам она принадлежала императрице Марии Фёдоровне, жене Павла I, по другим – супруге Александра I Елизавете Алексеевне.
Помимо розового алмаза в центре диадемы-кокошника, в этой витрине представлены ещё два редчайших цветных бриллианта. Более всего ценятся бесцветные камни чистой воды. Лишь алмазы редких цветов без примесей, таких как розовый и голубой, стоят ещё дороже, чем бесцветные. В начале XIX столетия в императорской сокровищнице появились две булавки для галстуков, переделанные из старинных колец. Одну из них украшает ярко розовый индийский бриллиант, весом 3,36 карат, а вторую – редчайший синий бриллиант ромбовидной формы весом 7,6 карат.
Сапфировые цветы и бутоны распускаются на изящных бриллиантовых стебельках. Это эгрет-портбукет, украшавший дамские причёски. Все камни этой изысканной драгоценности замечательны своим качеством, но особо выделяются своими размерами и насыщенным цветом 2 сапфира весом 65 и 30 карат.
Особое внимание стоит обратить на исторические камни Алмазного фонда. В в этой витрине их пять.
–Тафельштейн. Портретный алмаз – один из уникумов коллекции, так называемый тафельштейн. Он является крупнейшим среди всех плоских алмазов мира. Вес его невелик – 25 каратов. Он закрывает миниатюру с изображением Александра I, выполненную на слоновой кости с портрета императора кисти Джорджа Доу. Миниатюра повторяет форму камня. Никаких исторических данных о портретном алмазе не сохранилось.
Кристалл представляет собой осколок более крупного камня. Это очень чистый и прозрачный алмаз, лишь в углу есть маленький пузырёк воздуха. Камень огранён – по его краям в два ряда идёт сеточка мелких граней, поверхность отполирована.
Камень вставлен в центр широкого золотого браслета, выполненного в готическом стиле.
– “Шах”. Среди огранённых камней выделяется алмаз “Шах” . Его масса 88.7 карат. Алмаз “Шах” внешне выглядит куда скромнее, чем не менее знаменитый алмаз “Орлов”. История его такая же давняя и даже более запутанная и трагическая, чем перипетии его соплеменника. Любопытно, что “Шах” и “Орлов” можно считать братьями или одного поля ягодами камнями. Оба эти алмаза нашли в Индии, в легендарных копях Голконды в XVI веке, незадолго до того, как месторождение забросили.
Это редкой чистоты кристалл лишь с незначительным желтоватым оттенком. В некоторых местах “Шах” слегка отшлифован, но не огранён, он сохранил свою природную форму. Подробнее об алмазе “Шах” рассказано в статье “За рамками экскурсии в Алмазный фонд”.
Рядом с “Шахом” демонстрируется портрет А.С.Грибоедова, русского писателя и посла в Тегеране, во искупление убийства которого персидский принц Хозрев-Мирза вручил алмаз Николаю I в 1829 году.
– Цейлонский сапфир с индийской огранкой. Александр II купил камень на выставке в Лондоне и преподнёс его супруге, Марии Александровне. Чистота кристалла идеальна. Лишь снизу есть маленькое облачко крошечных включений и незначительные вмятинки. Камень является центром броши, он вставлен в золотую оправу с множеством мелких и крупных бриллиантов. Этот сапфир считается самым большим и красивым в мире. Весит камень почти 260 карат. Академик Ферсман писал о сапфире: “Перед ним бледнеют и знаменитый Росполи в Париже и прекрасный сапфир герцога Девонширского”.
Уникальна его огранка На кристалл нанесено более 100 граней, верхняя часть покрыта шестиугольными гранями.
– Колумбийский изумруд индийской огранки весит 136, 25 карат. Чистые безупречные изумруды встречаются в природе довольно редко. Характерной чертой изумрудов является наличие изъянов. Английская пословица говорит, что изумруд без пороков – недостижимое совершенство. Особенно это касается крупных кристаллов. В изумруде на экспозиции Алмазного фонда изъянов практически нет. Шесть незначительных включений настолько малы, что их невозможно рассмотреть без оптических приборов.
На поверхности камня есть и несколько царапин, свидетельствующих о его долгой истории. К сожалению не сохранилось никаких документов, повествующих об его истории. Легенды, связанные с этим камнем, также неизвестны.
Камень вставлен в изящную брошь. Его оправа – гирлянда из стилизованных виноградных листьев, чередующихся с крупными круглыми бриллиантами.
– Хризолит овальной формы происходит с острова Забергет в Красном море. Слово “хризолит” переводится с греческого как “злато-камень”. Иногда его неправильно называют “вечерним изумрудом”. Вес камня 192,60 карат. Есть легенда, что именно сквозь этот кристалл римский император Нерон взирал на устроенный по его приказу пожар Рима. Камень имеет очень сложную огранку.
Долгое время хризолит Алмазного фонда экспонировался без оправы. В 1985 году ювелиры экспериментальной лаборатории Гохрана вставили камень в оправу из бриллиантов старой огранки. Возможно, в древности хризолит был кулоном, как его и представили современные ювелиры, но вероятно, что его носили и в виде броши.
Снимки сапфира, изумруда и хризолита взяты с http://geo.web.ru/mindraw/mineral_Alm-Fond.htm
В этой же витрине демонстрируется нитка жемчуга из 108 крупных зёрен. Её длина – 187 см. Получается, что диаметр каждой жемчужины более 1 см. Дама могла два-три раза обернуть шею таким ожерельем. Возраст жемчужин установить не удалось.
Золотая погремушка-свисток украшена цветочным орнаментом с бриллиантами, рубинами, изумрудами. Есть предположение, что в 1740 году императрица Анна Иоанновна заказала погремушку для наследника престола Ивана Антоновича. Позже Екатерина II подарила игрушку своему внуку, будущему императору Александру I. Известен портрет младенца Александра с погремушкой-свистком.
Яркий красный наконечник золотой курительной трубки сделан не из коралла, как это может показаться, а из редкого сорта янтаря. Трубка украшена сложным узором.
Последняя витрина этого зала знакомит нас с историей российских иноземных орденов.
Витрина 5. Русские и иностранные ордена
В этой витрине представлены русские и иностранные ордена, сделанные лучшими мастерами по специальным заказам для членов царской фамилии.
История русских орденов начинается со времени Петра I. В экспозиции представлен нагрудный знак с портретом первого русского императора. Он также считался наградой, потому что являлся личным пожалованием. Портрет выполнен цветной эмалью на золоте.
Самый ранний в статуте русских орденов – орден Андрея Первозванного. Петр I учредил его в 1698 году.
Знак ордена Андрея Первозванного, представленный здесь, вероятно принадлежал самому Петру I. Орёл на ордене сделан из дымчатого кварца. Этот минерал очень хрупкий, трудный для обработки. Мастер Бергер, исполнивший этот знак, показал на нём свой незаурядный талант ювелира. К тёмному тону кварца удачно подобран оттенок лазурита.
Знак ордена святой Екатерины демонстрируется с полукружием к орденской ленте, которое украшено не только бриллиантами, но и рубинами. Красные камни объединяли сам орден и орденскую ленту.
Интересен орден Золотого Руна. Он выполнен из золота, бриллиантов и очень редких бразильских обожжённых розовато-лиловых топазов. Цвет камней, их величина и чистота ставят орден в ряд особых раритетов.
Знак ордена святой Анны. Эмалевое изображение святой Анны обрамлено бриллиантами. Вокруг медальона находятся четыре рубина в бриллиантовых рамках. Наверху закреплён крупный бриллиант.
Орденом Александра Невского награждали за гражданские заслуги. Знаки этого ордена украшать драгоценными камнями не разрешалось.
Цепь польского ордена Белого Орла. Длина цепи – 145 см. На ней чередуются медальоны – на одном нанесены эмалевые буквы “A I”, на другом – белый польский орёл из эмали, третьем – российский двуглавый орёл. Сам орден сделан в виде золотой звезды с эмалевым изображением польского орла.
После вхождения части Речи Посполитой в состав Российской империи, орден Белого Орла включили в капитул российских орденов.
Фельдмаршальский жезл сделан из золота, бриллиантов, эмали. Полая трубка украшена накладными эмалевыми изображениями двуглавых орлов, знаками ордена Андрея Первозванного и вензелями Екатерины II.
Продолжение экскурсии в зале с современными ювелирными изделиями.
Снимки орденов взяты с сайта “Награды императорской России 1702-1917”
Литература:
Ольга Горева “Алмазная сокровищница России” М, 2006 г.
“Москва – летопись времён”, составитель И.Шнайдген, М., 2002 г.
“Сокровища Алмазного фонда”, каталог выставки, М., 1968 г.
Комплект открыток. Автор текста Н.М.Голь. СПб, 2005г.
Далее:
Алмазный Фонд. Современные ювелирные изделия и самородки
Алмазный фонд. Самоцветы, именные алмазы, бриллианты
Экскурсии по Москве и Подмосковью
Пешеходные экскурсии по Москве
Царицыно. Текст экскурсии
Да, очень полезной! И другие по Алмазному фонду тоже. Спасибо еще раз!
Гениально! Бесценные фото! После многих лет нехождения в Алмазный фонд он вдруг оказался в программе пребывания в моей группы. Благодаря Вашим статьям все сразу вспомнилось. Большое спасибо!
Хорошо, что статья оказалась полезной. Тем более с профессиональной точки зрения.