К.Ф.Юон “Новая планета”, Б.Кустодиев “Большевик”

2
338
Юон. Новая планета
К.Юон "Новая планета"

К.Ф.Юон “Новая планета” – продолжение цикла статей о коллекции Третьяковской галереи на Крымском валу. Предыдущая статья посвящена агитационному фарфору и мастерам объединения АХРР.

Художественное объединение Союз русских художников

“Союз русских художников” возник в самом начале XX века. Объединение появилось как внутренний протест москвичей против «Мира искусства», ведущего свою историю с 1898 года. Все мирискусники были люди глубоко образованные. Помимо Академии Художеств, многие закончили еще и университет. У Бенуа отец был одним из крупнейших архитекторов Петербурга середины XIX века. У Сомова отец служил хранителем живописи Эрмитажа. Представителей “Мира искусства” часто называют рафинированными живописцами. Искусствовед Николай Радлов обратил внимание на то, что почти все “мирискусники” были петербуржцами.

Передвижники, этот феномен великих талантов, происходили из разных губерний Российской империи. Например, Репин приехал из своего Чугуева, Сурикова из Красноярска, Васнецовы из Вятки, Куинджи из Мариуполя и так далее.

Так вышло, что “Мир искусства” оказался исключительно петербургским объединением. Москвичи тоже решили объединяться и создали выставку «тридцати шести». Афишу для них написал Врубель. Но петербуржцы сказали, что такое противостояние Москва – Петербург противоречит задачам искусства. И тогда в 1903 году возник Союз русских художников. Инициаторами его создания стали Константин Юон, Абрам Архипов, Игорь Грабарь, Аркадий Рылов.

В “Союзе” было очень много москвичей, но к нему присоединились и петербуржцы. Для Союза русских художников характерен такой милый, такой теплый стиль, близкий импрессионизму, очень любимый не всегда просвещенными зрителями. Всё ласково, весело, бельё трепещет, ветерочек веет, занавесочки развеваются, старые усадьбы приветливо смотрят чистыми окнами — восторг да и только. Поэтому очень интересно, что Юон поменял лирические, благостные, даже благодушные картины на совершенно новое направление.

К.Ф.Юон “Новая планета”

На выставке «Некто 1917» открылась совершенно удивительная вещь: оказывается, в 1917-м году практически ни на одном полотне не было красного знамени! Люди жили своей нормальной жизнью, и художники в том числе. Сомов рисовал своих маркиз. Кончаловский писал портреты. Петров-Водкин изображал натюрморты. Только у Кустодиева появился его «Большевик». И то, не в 17-м, а тремя годами спустя.

«Новая планета»- единственная картина мастера, которой приписывают диаметрально противоположный смысл. Полотно экспрессивно и выразительно. Картина больше похожа на плакат. Мы видим рождение и восход новой красной планеты. Трактовать действо можно и как рождение нового государства, и как угрозу красного террора.

Юон. Новая планета
К.Юон “Новая планета”

Художники той поры понимали, что грядёт новая эпоха. Правда, они ещё не понимали, какой она станет. К.Ф.Юон происходящее воспринимал как планетарное явление. Картина “Новая планета” очень невелика по размеру. Глядя на неё мы понимаем — да, появилась новая планета. И некоторые люди её с восторгом приветствуют, другие как-то пугаются. По краю земли мечутся маленькие человеческие фигурки вне себя от ужаса, горя и непонимания происходящего. Они хватаются за голову, молятся и в страхе протягивают руки к новому светилу. Их жесты и позы чрезвычайно динамичны и выразительны. Сила движений делает статичное изображение динамичным.
Есть и такие люди, особенно внизу справа, которые просто пали ниц, придя в ужас от того, что несет эта новая планета. Картина несёт большой драматический символ. Важно отметить, что она была написана в 21-м году.

Б.Кустодиев “Большевик”

Вот такой он, родной, тут шагает. 😉

Кустодиев. Большевик
Б.Кустодиев. “Большевик”.

Известно, что с 1915 года Борис Кустодиев оказался парализован. Тяжёлая болезнь стала последствием перенесенного гриппа. Кустодиев выжил, но остался парализованным. Все его весёленькие картиночки с ярмарками, с белыми снегами, с тройками и пышнотелыми барынями — всё, что создано после 1915 года, написано человеком, который работал по памяти. Весь мир Кустодиев видит только через окно, потому что прикован к инвалидному креслу.

***

В 1920 году Борис Кустодиев пишет «Большевика». Причем, в советское время, понятно, образ толковали как героический. Он несёт красное знамя свободы через город и, если хотите, через Россию.

События 1917 года Борис Кустодиев встретил с надеждой. Но террор не закончился и через три года. Лозунги о свободе сменились кровавой диктатурой. Надежд не осталось и мастер переосмыслил события, выразив бессмысленность и беспощадность революции в своём полотне.

Главное действующее лицо на полотне – гигантская фигура большевика. Он одет в простую одежду, у него сильные руки, он – символ рабочего класса. Исполин как бы вырастает из народной массы, которая затопила улицы города. Красный стяг в его руках реет над домами, утверждает новые порядки. Он похож на бесконечную кровавую реку – это кровь простых людей, пострадавших от гражданской войны и террора.

Кроме тупой целеустремлённости, лицо большевика не отражает ни единой мысли. Глаза кажутся стекляшками, настолько они пусты. Его цель – «светлое будущее». На своём пути он готов растоптать всех и вся. Его не остановит даже церковь, стоящая перед ним – революционеры разрушат храм и пройдут кирзовыми сапогами по его останкам.

Сегодня мы видим тоже самое — большевик действительно идёт через город. Но в переносном смысле, он идет по головам людей. Это ассоциация с мыслью, о том что тот, кто управляет жизнью людей, идёт по головам, чего быть не должно!

Борис Михайлович Кустодиев очень боялся последствий смелого выражения идеи своего полотна. Революционные критики не увидели ни тупого выражения лица большевика, ни “кровавой реки”. Критика неожиданно восприняла полотно как манифест революции. Так «Большевик» вошел в историю живописи как классика соцреализма.

В следующей публикации познакомимся с творчеством А.Дейнеки.

Статья написана по материалам лекции В.М.Бялик с привлечением интернет-источников:
muzei.club/0165-opisanie-kartiny-borisa-kustodieva-bolshevik
muzei-mira.com/kartini_russkih_hudojnikov/2912-konstantin-fedorovich-juon-novaja-planeta

Text.ru - 100.00%

Поделиться в

2 КОММЕНТАРИИ

  1. Картину “Новая планета” раньше не видела. Интересная картина. А вот “Большевик” знаком, правда не знала, что его написал Кустодиев. Не привычно видеть у Кустодиева такую картину после “Купчихи”; да и про болезнь художника не знала. Спасибо за просветительство.

    • “Новая планета” совершенно не характерна для Юона. Он писал пейзажи, городские виды, картины у него тёплые и добрые. Вот, например, работа “В Сергиевом Посаде”.

      Когда веду экскурсию в Третьяковской галереи, мои гости очень удивляются узнав, что последние годы жизни Борис Михайлович Кустодиев был прикован к инвалидному креслу. Как-то не сочетается тяжёлая болезнь с его радостными картинами. Однако, это так. Человек сумел сохранить доброе отношение к жизни.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь