АХРР. Коллекция Третьяковской галереи на Крымском валу

0
469
Н.Альтман. Коллекция Третьяковской галереи на Крымском валу
Н.Альтман. Фарфор. Блюдо. Супрематическая Коллекция Третьяковской галереи на Крымском валу

В предыдущей публикации из цикла “Коллекция Третьяковской галереи на Крымском валу” познакомились с  произведениями Павла Филонова. Он считается представителем классического авангарда. На смену авангарду пришли конструктивизм, неоклассицизм, символизм, модернизм и социалистический реализм. Рассмотрим работы представителей этих направлений в русском, вернее, советском искусстве.

Агитационный фарфор. Коллекция Третьяковской галереи на Крымском валу

Интересная область агитационно-массового искусства – агитационный фарфор. Когда-то эти тарелки были обычными предметами быта, вполне доступными по цене. В коллекции ГТГ есть работы, выполненные Василием Кандинским, Натаном Альтманом и Михаилом Адамовичем.

Н.Альтман. Коллекция Третьяковской галереи на Крымском валу
Н.Альтман. Фарфор. Блюдо. Супрематическая роспись. Коллекция Третьяковской галереи на Крымском валу

Агитационный фарфор двадцатых годов отличался плакатной броскостью и яркостью авангарда. Художественный язык был простым и понятным для простых людей. Пропаганда большевистского строя должна была окружать человека повсюду – дома, на улицах, в рабочих цехах. На блюдах и сервизах появлялись наиболее характерные детали жизни советского человека, громогласные лозунги. Помимо пафосных надписей «Пролетарии всех стран объединяйтесь», или «Борьба родит героев», можно было встретить призывы чистить зубы или тщательно пережевывать пишу. Изображались заводы, рабочие и красноармейцы, трудовые билеты и газетные страницы. Фарфор, как и все искусство 20-х, передавал современность, момент зарождения нового государства.

Тарелка Михаила Адамовича создана на основе нарисованного Натаном Альтманом изображения Ленина. Композицию составляет лозунг «Кто не работает, тот не ест» и портрета вождя. Дополняют её продовольственные карточки, дававшие рабочему право на покупку продуктов питания. Яркая и точная, эта тарелка и сегодня выглядит современно.

Агитационный фарфор. Коллекция Третьяковской галереи на Крымском валу
Фарфор. Адамович и Альтман. Блюдо “Кто не работает, тот не ест”. Коллекция Третьяковской галереи на Крымском валу. Агитационный фарфор.

Мастера нашли возможность вписать послание в плоский круг. В блюде «Кто не работает, тот не ест» видим объединение букв и изображения. Сегодня агитационный фарфор является предметом коллекционирования и стоит немалых денег.

Объединения художников 1920-х годов – АХРР и ОСТ

Художественных группировок 1920-х годов было очень много. Одна из важнейших это АХРР – Ассоциация Художников Революционной России, в 1928 году – АХР (революции).
АХРР провозгласила себя наследницей Товарищества передвижников. В 1922 году Товарищество Передвижных художественных выставок было расформировано. Своей главной целью новое объединение провозгласило отображение советского быта. На этом пути они опирались на опыт передвижников. Партийные функционеры быстро оценили пропагандистский потенциал ассоциации. Ассоциация тиражировала своё искусство черз выставки, печатание репродукций (у них была своя типография), организации любительских изостудий.

АХРРовцы пользовались большими привилегиями от государства. Они замечательно писали доносы на тех, кто принадлежал к другим группировкам.

АХРР – Ассоциация художников революционной России

Именно АХРР выработал основные принципы функционирования искусства, которые были узаконены и стали всеобщими для советского искусства.

  • 1.Ориентация на документальную точность в отражении событий сегодняшнего дня. Все понимали, что исторически эпоха необычна.
  • 2.Нужно запечатлеть героику сегодняшнего дня, которая заключается в ежедневном подвиге людей, строящих новое общество.

Сами по себе картины мастеров АХРР не несли живописной эстетики. Это образ времени, показ того, что происходило в двадцатые годы в СССР.

ОСТ – общество станковистов

В один год с АХРР, в 1924 году формируется общество станковистов, или ОСТ.

Общество станковистов произошло от слова «станок», то есть мольберт. Картины стали большими по размеру. Это не какая-то картиночка 40 на 30, а большое монументальное произведение. Пишут такое полотно не где-то в уголочке, на стульчике, а на большом мольберте.

В ОСТ вошли не Рылов и не Кустодиев, мастера конца XIX века. Появляется новое поколение художников, которые родились на границе века XIX и XX веков. удожники этого объединения пришли к выводу:

“Искусство отнюдь себя не исчерпало. Необходимо найти художественный язык, который может выразить современную жизнь в её основных аспектах”.

Такими аспектами для ост-овцев стали:

  • Строительство новой страны.
  • Индустриализация.
  • Электрификация.
  • Формирование нового человека.

Новый человек должен быть гармонически развитой личностью. Он спортивен, силён и физически, и духовно. Он способен строить новое общество. Представителям ОСТа были П.Вильямс, Д.Штеренберг, Ю.Пименов, А.Дейнека. Речь о них пойдёт позже.

По замечанию критика Якова Тугендхольда, художники ОСТа стремились

“создать живопись, которая была бы лаконичной и в то же время объективно точной; яркой и в то же время пуритански суровой.
[…] живопись “ОСТ” как бы раздвоена между современной фотографией и […] древней живописью”.

Ефим Михайлович Чепцов «Заседание сельской ячейки»

Ефим Михайлович Чепцов принадлежал к группировке АХРР.

Чепцов Заседание сельской ячейки
Е.М.Чепцов «Заседание сельской ячейки»

На полотне «Заседание сельской ячейки» действие разворачивается на сцене сельского клуба. Его интерьер мещанский, бедно-купеческий. Перед зрителем – приметы нового времени: портрет Ленина наверху и суфлерская будка. Она расписана под солнце революции. Существует  стихотворение Д. Бедного (Ефима Придворова), которое описывает происходящее.

Оратор из рабочих, не привыкший выступать, размахивает руками.
Посередине – братишка из матросов.

На переднем плане справа – характерная фигура советского бюрократа с галстуком-“селедкой” и портфелем (позже подобные персонажи будут встречаться у Олеши и Ильфа и Петрова).
Картина невелика по размеру, очень характерна для АХРР и относится к жанру бытописательства.

Федор Семёнович Богородский «Беспризорники»

Ф.С.Богородский служил на флоте матросом. У него есть автопортрет «Братишка». Первая мировая и следом гражданская войны осиротили тысячи детей. Дети оказались брошенными и выживали самостоятельно. Богородский написал серию портретов, изображая разные типажи беспризорников.

Богородский. Беспризорники.
Ф.С.Богородский. Беспризорники.

Самое безобидное занятие беспризорников – игра в карты. Справа внизу сцена игры в карты. Написанные в 1920-е годы картины образуют связь с советской действительностью – колонии для несовершеннолетних, подростки, убегающие из дома в поисках свободы. Это трагическая история нашего общества.

Аркадий Александрович Рылов «В голубом просторе». Коллекция Третьяковской галереи на Крымском валу

Фамилию художника следует произносить с ударением на второй слог – Рылóв.
В конце 10-х- начале 20-х годов продолжали творить и “старые” мастера. А.А.Рылов был учеником А.И.Куинджи. В ГТГ в Лаврушинском переулке, в том же зале, где висит малявинский “Вихрь”, экспонируется его картина «Зеленый шум». Иногда в экспозиции появляется «Весна в Финляндии», где мастер написал камни и синие тени. Эта работа относится чистому импрессионизму.
А.Рылов очень любил животный мир — мелких зверюшек, бурундучков, белочек и нередко изображал их на своих пейзажах (“Лесные обитатели”). В коллекции ГТГ на Крымском валу представлена его картина “В голубом просторе”, написанная в 1918 году.

Рылов. В голубом просторе
А.А.Рылов. “В голубом просторе”.

Главная тема полотна – лебединый полёт. Птицы летят в агитационное прекрасное будущее. Картина полна символов. Прекрасные летящие птицы, конечно, устремляются исключительно в славное и светлое будущее. По другому просто и быть не может.
Эстетически красиво использована низкая линия горизонта. Интересно дана градация света и тени. Чтобы верно написать тень, Рылов раздобыл чучело лебедя. Он подвешивал чучело на веревочку и освещал снизу свечой. (Никакого электричества тогда у него не было). Ему нужно было найти соотношение темной тени и пятен высветления. Таким образом, тень на полотне становится более прозрачной, лёгкой.
Мастер глубоко продумал композицию. Большую роль играет ритм полотна: одна птица изображена выше, другая – ниже.

В следующей части рассмотрим произведения К.Юона и Б.Кустодиева.

Статья написана по материалам лекции В.М.Бялик с привлечением интернет-источников.

Text.ru - 100.00%

Поделиться в

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь