Пушкинский музей. Временная экспозиция Галереи искусств стран Европы и Америки

0
400
Иван Чуйков. Окно XIV. 1980. Временная экспозиция Галереи искусств стран Европы и Америки
Иван Чуйков. Окно XIV. Из серии "Окна". 1980. Временная экспозиция Галереи искусств стран Европы и Америки.

Летом 2022 года в Галерее искусств стран Европы и Америки действует временная экспозиция. Многие полотна постоянного собрания перенесли в главное здание музея на выставку коллекции Морозовых. Другие перевезли в Эрмитаж, где проходит выставка собраний братьев Щукиных.
В залах галереи временно выставили работы из запасников. Коллекцию живописи французского импрессионизма, постимпрессионизма, фовизма, символизма и других течений начала ХХ века дополнили полотнами русских художников конца XIX века (Репин) и авангардистов XX столетия (Ларионов, Петров-Водкин, Родченко, Экстер, Кандинский).

В этой небольшой заметке представим фотографии картин, которых мы ранее не видели. И, вероятно, больше не увидим на постоянной экспозиции Галереи.

Билет на постоянную экспозицию музея с аудиогидом по залам первого этажа от приложения WeGoTrip.

Репин и Серебрякова

Ранний пейзаж Ильи Ефимовича Репина написан в Абрамцево. В заросшем парке на расшатавшемся мостике мастер изобразил свою супругу. Дамская фигура уходит вглубь пейзажа, отдаляется от зрителя.

И.Репин. Летний пейзаж
И.Репин. Летний пейзаж. В.А.Репина на мостике в Абрамцево. 1876.

Тема композиции живо напомнила мне полотна Франческо Гварди с панорамами Венеции и неотъемлемой уходящей фигурой. Пейзаж Репина появился в музее благодаря коллекционеру И.С.Зильберштейну.

В зале с “Голубыми танцовщицами” Дега мы увидели пастель Зинаиды Серебряковой “Две танцовщицы”.

З.Серебрякова. Две танцовщицы
З.Серебрякова. Две танцовщицы. 1922

Картину поместили рядом с работами прославленного французского мастера, создав своего рода перекличку полотен на балетные темы.

Временная экспозиция Галереи искусств стран Европы и Америки
Временная экспозиция Галереи искусств стран Европы и Америки

Париж

В одном из залов мы увидели панорамы Парижа.

Жан-Франсуа Раффаэлли. Бульвар Сен-Мишель
Жан-Франсуа Раффаэлли. Бульвар Сен-Мишель. 1890-е. Происходит из собрания С.Щукина. В ГМИИ с 1948 года.
Морис Утрилло. Улица Мон-Сени на Монмартре
Морис Утрилло. Улица Мон-Сени на Монмартре. 1914-1917.

Среди холстов французских художников обнаружили и небольшую работу Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина.

К.Петров-Водкин. Люксембургский сад
К.Петров-Водкин. Люксембургский сад. 1908.

Ренуар и Судейкин

Наконец-то мы обратили более внимательный взгляд на пару полотен Пьера Огюста Ренуара. Обычно останавливаемся перед “Жемчужиной”, “Жанной Самари”, “Девушками в чёрном”. А восхитительный натюрморт Ренуара остаётся в тени других его работ. Жаль, что фотография не передаёт удивительные бриллиантовые брызги на лепестках цветов!

Пьер Огюст Ренуар. Букет хризантем и японский веер
Пьер Огюст Ренуар. Букет хризантем и японский веер. 1880-1882.

В одном из залов мы долго стояли рядом с портретом девочки. Её лицо подростка, обрамлённое белокурыми волосами, чётко выступает на ярко-красном фоне. Задник создаёт немного тревожное чувство. Оно усиливается серьёзным и внимательным взглядом девочки.

Шарль Эмиль Карлос Дюран. Портрет девочки
Шарль Эмиль Карлос Дюран. Портрет девочки. Середина 1890-х? В ГМИИ с 1948 г. Из коллекции Харитоненко.

В этом же зале обратили внимание на “Кафе” Судейкина. Увы, мы очень плохо знакомы с творчеством этого художника. Удивительны сочные краски композиции. Они создают праздничную атмосферу кафе с танцовщицами, завсегдатаями, девицами лёгкого поведения. Кажется, Первая Мировая война совершенно не затронула веселящуюся публику. Полотно написано в 1915 году.

С.Судейкин. Кафе
С.Судейкин. Кафе. 1915

Невыездные. Временная экспозиция Галереи искусств стран Европы и Америки

С радостью представляем работу Тулуз-Лотрека “Дама у окна”. Происходит она из собрания С.И.Щукина и почему-то не уехала на выставку в Санкт-Петербург.

Анри де Тулуз-Лотрек Дама у окна
Анри де Тулуз-Лотрек Дама у окна. 1889. Из собрания С.И.Щукина. В ГМИИ с 1948.

Остались в ГМИИ и пара щукинских полотен Поля Гогена. Скорее всего, они “невыездные”.

Поль Гоген. Фрукты
Поль Гоген. Фрукты. 1888. Из собрания С.И.Щукина. В ГМИИ с 1948.

Подозреваю, что к категории “невыездных” относится и работа Михаила Врубеля “Клеопатра на ложе”. В ГМИИ она хранится с 2005 года и происходит из собрания М.В.Кончаловского.

М.Врубель. Клеопатра на ложе
М.Врубель. Клеопатра на ложе. 1899.

Матисс

Дар Лидии Дилекторской Пушкинскому музею – пейзаж Анри Матисса помним по постоянной экспозиции Галереи искусств стран Европы и Америки.

Антри Матисс. Корсиканский пейзаж. Оливы
Антри Матисс. Корсиканский пейзаж. Оливы. 1898. В ГМИИ с 1970. Дар Л.Дилекторской.

Ещё один пейзаж Матисса вначале приняли за работу Сезанна. Но нет, Матисс мог быть и таким. Полотно происходит из собрания С.И.Щукина.

Анри Матисс. Булонский лес. Временная экспозиция Галереи искусств
Анри Матисс. Булонский лес. 1902. Из собрания С.И.Щукина. В ГМИИ с 1948. Временная экспозиция Галереи искусств

Тёзка Матисса, очаровательный Анри Руссо представлен видом парка Монсури.

Анри Руссо. Вид парка Монсури. з собрания С.И.Щукина. В ГМИИ с 1948. Временная экспозиция Галереи искусств
Анри Руссо. Вид парка Монсури. 1890-е. Из собрания С.И.Щукина. В ГМИИ с 1948. Временная экспозиция Галереи искусств

Не только авангард. Временная экспозиция Галереи искусств стран Европы и Америки

Зал третьего этажа полностью посвящён творчеству авангардистов, экспрессионистов и других течений первой половины ХХ века. Кандинский узнаваем и в предметной живописи. Обратите внимание на технику: сюжет написан маслом на стекле.

В.Кандинский. Сюжет из русской сказки.
В.Кандинский. Сюжет из русской сказки. Стекло, масло. 1917 – 1920

С удовольствием полюбовались на натюрморты Давида Штеренберга.

Д.Штеренберг. Натюрморт с чёрным подносом.
Д.Штеренберг. Натюрморт с чёрным подносом. В ГМИИ с 1994. Дар семьи художника.

Не прошли мимо восточного пейзажа Жана Люрса. В 1927 году Люрса подарил картину ГМНЗИ (Государственный музей нового западного искусства).

Жан Люрса. Восточный пейзаж
Жан Люрса. Восточный пейзаж. 1927. Дар художника ГМНЗИ.

Я с большим интересом созерцала композиции Родченко. Любовалась на его линиизм. В 1992 и в 2015 году семья Родченко подарила Пушкинскому музею несколько работ мастера.

А.Родченко. Временная экспозиция Галереи искусств стран Европы и Америки
А.Родченко. Временная экспозиция Галереи искусств стран Европы и Америки
А.Родченко. Композиция №106
А.Родченко. Композиция №106 (на чёрном). В ГМИИ с 1992. Дар семьи художника.
А.Родченко. Конструкция на жёлтом фоне
А.Родченко. Конструкция на жёлтом фоне (№ 89). 1919. Из серии “Линиизм”.

Изрядное пространство зала занимают эскизы театральных декораций Александры Экстер. Она выполнила их после эмиграции из СССР, когда жила в Париже.

А.Экстер. Театральные декорации
А.Экстер. Цирк. Лист № 5. Из альбома “Театральные декорации”, 1930.
А.Экстер. Отелло. II акт
А.Экстер. Отелло. II акт. Лист № 2 из альбома “Театральные декорации” 1930.

Приковал внимание чайный сервиз выполненный по эскизу А.Родченко. Вещь, конечно, музейная… Но столь утилитарная, что я бы не отказалась иметь подобный на своей полке.

Чайный сервиз А.Родченко. Временная экспозиция Галереи искусств стран Европы и Америки
Чайный сервиз А.Родченко. Временная экспозиция Галереи искусств стран Европы и Америки

Чайный сервиз А.Родченко. Временная экспозиция Галереи искусств стран Европы и Америки

Чайный сервиз А.Родченко. Временная экспозиция Галереи искусств стран Европы и Америки
Чайный сервиз А.Родченко. Временная экспозиция Галереи искусств стран Европы и Америки
А.Родченко. Чайник для кипятку.
А.Родченко. Чайник для кипятку. Из серии проектов чайного сервиза. 1922.

“Чайник для кипятку” – именно так написано на этикетке, это не ошибка.

Черты лица белой негритянки живо напомнили лицо коллеги. Мы даже опешили на мгновение.

Роман Крамштык. Белая негритянка
Роман Крамштык. Белая негритянка. В ГМИИ с 1948.

Очаровал Михаил Ларионов. Натюрморт выполнен в импрессионистической манере и отсылает к его ранним работам. На самом деле он написан в 1928 году.

М.Ларионов. Натюрморт. Шампанское и розы.
М.Ларионов. Натюрморт. Шампанское и розы. 1928.

Концептуализм середины ХХ века

Внимание привлёк минималистический натюрморт Краснопевцева.

Д.Краснопевцев. Стакан с репейником
Д.Краснопевцев. Стакан с репейником. 1956.

“Девочка в овале” Олега Васильева вызвала у меня тревожное чувство. Захотелось удержать её от движения туда, в овал, схватить за платье, помешать шагу в бездну. Впрочем, она так уверенно и спокойно стоит на краю, будто прекрасно знает, ничего страшного не случится.

О. Васильев. Девочка в овале
О. Васильев. Девочка в овале. 1967.

Ровно закрашенный лист фанеры, имитирующей окно, может вызвать недоумение. Но нет, не вызвал. Я несколько минут разглядывала переходы цвета от жёлтого через нежно-зелёный к голубому. Мне показалось, что за окном просматривается перспектива, некие очертания… Да, это непонятно… Но притягательно!

Иван Чуйков. Окно XIV. 1980. Временная экспозиция Галереи искусств стран Европы и Америки
Иван Чуйков. Окно XIV. Из серии “Окна”. 1980. Временная экспозиция Галереи искусств стран Европы и Америки.

Композиция с цветами Эрика Булатова издавала поистине космическое свечение. Я побежала уточнять, из каких материалов создано полотно. Акрил? Стекло? Ничего необычного – холст, масло.

Эрик Булатов. Цветы. Временная экспозиция Галереи искусств стран Европы и Америки
Эрик Булатов. Цветы. 1964. Временная экспозиция Галереи искусств стран Европы и Америки.

Осмотр музея мы завершили посещением выставки “Между небом и землёй”. На ней представлены офорты Рембрандта Харменса ван Рейна и Франсиско Гойи, работы Василия Чекрыгина и Эдуарда Штейнберга. Подробнее о выставке рассказано на сайте Пушкинского музея.

Рекомендуем посетителям аудиогид по постоянной экспозиции Пушкинского музея.

Билет на постоянную экспозицию музея с аудиогидом по залам первого этажа от приложения WeGoTrip.

О выставке картин из коллекции Морозовых мы рассказали в отдельной статье “Брат Иван”.

О московской выставке коллекций Щукиных поведали в публикации “На выставке коллекций Щукиных”.

Тонкости посещения постоянной экспозиции музея изложили в репортаже “Пушкинский музей”. Посетителю на заметку”.

Text.ru - 100.00%

Поделиться в

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь