Летом 2022 года в Галерее искусств стран Европы и Америки действует временная экспозиция. Многие полотна постоянного собрания перенесли в главное здание музея на выставку коллекции Морозовых. Другие перевезли в Эрмитаж, где проходит выставка собраний братьев Щукиных.
В залах галереи временно выставили работы из запасников. Коллекцию живописи французского импрессионизма, постимпрессионизма, фовизма, символизма и других течений начала ХХ века дополнили полотнами русских художников конца XIX века (Репин) и авангардистов XX столетия (Ларионов, Петров-Водкин, Родченко, Экстер, Кандинский).
В этой небольшой заметке представим фотографии картин, которых мы ранее не видели. И, вероятно, больше не увидим на постоянной экспозиции Галереи.
Билет на постоянную экспозицию музея с аудиогидом по залам первого этажа от приложения WeGoTrip.
Репин и Серебрякова
Ранний пейзаж Ильи Ефимовича Репина написан в Абрамцево. В заросшем парке на расшатавшемся мостике мастер изобразил свою супругу. Дамская фигура уходит вглубь пейзажа, отдаляется от зрителя.
Тема композиции живо напомнила мне полотна Франческо Гварди с панорамами Венеции и неотъемлемой уходящей фигурой. Пейзаж Репина появился в музее благодаря коллекционеру И.С.Зильберштейну.
В зале с “Голубыми танцовщицами” Дега мы увидели пастель Зинаиды Серебряковой “Две танцовщицы”.
Картину поместили рядом с работами прославленного французского мастера, создав своего рода перекличку полотен на балетные темы.
Париж
В одном из залов мы увидели панорамы Парижа.
Среди холстов французских художников обнаружили и небольшую работу Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина.
Ренуар и Судейкин
Наконец-то мы обратили более внимательный взгляд на пару полотен Пьера Огюста Ренуара. Обычно останавливаемся перед “Жемчужиной”, “Жанной Самари”, “Девушками в чёрном”. А восхитительный натюрморт Ренуара остаётся в тени других его работ. Жаль, что фотография не передаёт удивительные бриллиантовые брызги на лепестках цветов!
В одном из залов мы долго стояли рядом с портретом девочки. Её лицо подростка, обрамлённое белокурыми волосами, чётко выступает на ярко-красном фоне. Задник создаёт немного тревожное чувство. Оно усиливается серьёзным и внимательным взглядом девочки.
В этом же зале обратили внимание на “Кафе” Судейкина. Увы, мы очень плохо знакомы с творчеством этого художника. Удивительны сочные краски композиции. Они создают праздничную атмосферу кафе с танцовщицами, завсегдатаями, девицами лёгкого поведения. Кажется, Первая Мировая война совершенно не затронула веселящуюся публику. Полотно написано в 1915 году.
Невыездные. Временная экспозиция Галереи искусств стран Европы и Америки
С радостью представляем работу Тулуз-Лотрека “Дама у окна”. Происходит она из собрания С.И.Щукина и почему-то не уехала на выставку в Санкт-Петербург.
Остались в ГМИИ и пара щукинских полотен Поля Гогена. Скорее всего, они “невыездные”.
Подозреваю, что к категории “невыездных” относится и работа Михаила Врубеля “Клеопатра на ложе”. В ГМИИ она хранится с 2005 года и происходит из собрания М.В.Кончаловского.
Матисс
Дар Лидии Дилекторской Пушкинскому музею – пейзаж Анри Матисса помним по постоянной экспозиции Галереи искусств стран Европы и Америки.
Ещё один пейзаж Матисса вначале приняли за работу Сезанна. Но нет, Матисс мог быть и таким. Полотно происходит из собрания С.И.Щукина.
Тёзка Матисса, очаровательный Анри Руссо представлен видом парка Монсури.
Не только авангард. Временная экспозиция Галереи искусств стран Европы и Америки
Зал третьего этажа полностью посвящён творчеству авангардистов, экспрессионистов и других течений первой половины ХХ века. Кандинский узнаваем и в предметной живописи. Обратите внимание на технику: сюжет написан маслом на стекле.
С удовольствием полюбовались на натюрморты Давида Штеренберга.
Не прошли мимо восточного пейзажа Жана Люрса. В 1927 году Люрса подарил картину ГМНЗИ (Государственный музей нового западного искусства).
Я с большим интересом созерцала композиции Родченко. Любовалась на его линиизм. В 1992 и в 2015 году семья Родченко подарила Пушкинскому музею несколько работ мастера.
Изрядное пространство зала занимают эскизы театральных декораций Александры Экстер. Она выполнила их после эмиграции из СССР, когда жила в Париже.
Приковал внимание чайный сервиз выполненный по эскизу А.Родченко. Вещь, конечно, музейная… Но столь утилитарная, что я бы не отказалась иметь подобный на своей полке.
“Чайник для кипятку” – именно так написано на этикетке, это не ошибка.
Черты лица белой негритянки живо напомнили лицо коллеги. Мы даже опешили на мгновение.
Очаровал Михаил Ларионов. Натюрморт выполнен в импрессионистической манере и отсылает к его ранним работам. На самом деле он написан в 1928 году.
Концептуализм середины ХХ века
Внимание привлёк минималистический натюрморт Краснопевцева.
“Девочка в овале” Олега Васильева вызвала у меня тревожное чувство. Захотелось удержать её от движения туда, в овал, схватить за платье, помешать шагу в бездну. Впрочем, она так уверенно и спокойно стоит на краю, будто прекрасно знает, ничего страшного не случится.
Ровно закрашенный лист фанеры, имитирующей окно, может вызвать недоумение. Но нет, не вызвал. Я несколько минут разглядывала переходы цвета от жёлтого через нежно-зелёный к голубому. Мне показалось, что за окном просматривается перспектива, некие очертания… Да, это непонятно… Но притягательно!
Композиция с цветами Эрика Булатова издавала поистине космическое свечение. Я побежала уточнять, из каких материалов создано полотно. Акрил? Стекло? Ничего необычного – холст, масло.
Осмотр музея мы завершили посещением выставки “Между небом и землёй”. На ней представлены офорты Рембрандта Харменса ван Рейна и Франсиско Гойи, работы Василия Чекрыгина и Эдуарда Штейнберга. Подробнее о выставке рассказано на сайте Пушкинского музея.
Рекомендуем посетителям аудиогид по постоянной экспозиции Пушкинского музея.
Билет на постоянную экспозицию музея с аудиогидом по залам первого этажа от приложения WeGoTrip.
О выставке картин из коллекции Морозовых мы рассказали в отдельной статье “Брат Иван”.
О московской выставке коллекций Щукиных поведали в публикации “На выставке коллекций Щукиных”.
Тонкости посещения постоянной экспозиции музея изложили в репортаже “Пушкинский музей”. Посетителю на заметку”.