ГИМ. Залы 17-21

4
663

ГИМ. Залы 17-21. Продолжение. В предыдущей части осматривали экспозицию 13-16 залов.

1.Сибирь XVI-XVII веков
2.Государев двор и органы управления Российского государства XVI-XVII веков
3.Русская православная церковь XVI-XVII веков
4.Русская культура XVI-XVII веков
5.Внешняя политика и вооружённые силы России XVI-XVII веков

3ал 17
Сибирь XVI-XVII веков

Маленький, тёмный зал №17 посвящён освоению Сибири.

Его плоский потолок имитирует уникальную сводчатую конструкцию одной из галерей Покровского собора.

Зал посвящён завоеванию Сибири, в том числе экспедициям русских промышленников. В то время промышленником именовался охотник, промышлявший пушного зверя.
В начале XVII века был основан первый русский город в Сибири под названием Мангазея.
Он был расположен на севере Западной Сибири, на реке Таз, являвшейся частью так называемого Мангазейского морского хода (от устья Северной Двины через пролив Югорский Шар к полуострову Ямал и по рекам Мутной и Зелёной в Обскую губу, далее по реке Таз и волоком на реку Турухан, приток Енисея).
Морской путь поморы знали ещё в XVI веке. Мангазею построили в 1601—1607 годах и он сразу стал крупным торговым городом. Город основали как опорный пункт для продвижения русских вглубь Сибири. К середине XVII века он потерял своё значение и после пожара 1662 года его не восстанавливали, а перенесли на новое место и назвали Новая Мангазея, ныне Туруханск.

Обувь, сито, посуда и другие артефакты происходят из Мангазеи.

Полуостров Таймыр – самая северная континентальная точка России. Кафтан русского морехода нашли на крайнем севере. Весло, черпак, блок и примитивный компас обнаружили там же на месте стоянок русских мореходов.


Зал 18
Государев двор и органы управления Российского государства XVI-XVII веков

Торжественный зал, украшенный в стиле царских палат, посвящён государеву двору. Центральный экспонат зала – это копия Мономахова трона. Оригинал находится в Успенском соборе Кремля.
Копия расписана и вызолочена по образу и подобию подлинного трона. Но эта роспись более поздняя, поэтому в ХХ веке с оригинального трона роспись удалили. На стенах моленного места Ивана Грозного, как ещё называют Мономахов трон, изображены сцены из “Сказания о князьях Владимирских”.




Потолок зала покрыт сусальным золотом.

В углах зала под сводами написаны сказочные птицы Сирин. Птица Сирин на Руси ассоциировалась с раем, их изображали с птичьими телесами и ликами прекрасных девушек.


В одной из витрин находится уникальный артефакт – власяница Ивана IV Грозного, происходящая из Александровой слободы. Власяница сделана из грубого сукна с добавлением волоса. Это одеяние кающегося грешника. Власяница не согревает, а, наоборот, причиняет страдания носящему. Сделана она для умерщвления плоти.
В этой же витрине представлена книга «Лицевой летописный свод» составленная по приказу государя. В ней записана вся история от Троянской войны до венчания на царство Ивана IV. Каждая сцена сопровождается иллюстрацией. Известно, что “Лицевой свод” включал в себя 10 рукописных томов с 17 000 миниатюр.

В ГИМ хранятся 9 и 10 тома “Лицевого свода”. Этот экземпляр – уникальный. На нём поверх рукописного текста нанесены правки. Есть предположение, что правки сделаны рукой самого царя Ивана IV. В книге можно увидеть государев почерк. К сожалению это недоказуемо, потому что до наших дней не дошло ни одного образца почерка царя.

В другой витрине представлена подлинная женская шуба, переданная Алексеем Михайловичем в Саввино-Сторожевский монастырь. Часто цари передавали драгоценную одежду монастырям, чтобы там её перешивали для облачений духовенства. Эта царская шуба сохранилась не перешитой. Есть легенда, что шуба принадлежала дочери Алексея Михайловича царевне Софии Алексеевне.


В витрине с шубой хранится оклад на икону “Богоматерь Владимирская”, он заказан тремя детьми Алексея Михайловича – Иваном, Софией и Петром в знак примирения между собой.
В центре зала – реконструкция обстановки из одного из монастырей.



Зал 19
Русская православная церковь XVI-XVII веков

Зал посвящён русской церкви и расколу середины XVII века. Крупная политическая фигура середины XVII века – Патриарх Никон был не только главою русской церкви, но и крупным политическим деятелем времени царствования Алексея Михайловича. Портрет патриарха создала дружина мастеров Оружейной палаты под руководством иконописца Ивана Безмина в 80-е гг. XVII века. Уникальная техника этого произведения соединила живопись и аппликацию, выполненную дорогими шелковыми и золотными тканями. Портрет, относящийся к числу ранних памятников русской светской живописи, в конце XVII века украшал палаты князя Василия Васильевича Голицына, позднее находился в московском Высокопетровском монастыре вплоть до передачи его в 1918 году в ГИМ.

Уникальный комплекс документов связан с историей церковного раскола середины XVII в. (витрина 3). Небольшая икона протопопа Аввакума написана в начале XVIII века, когда старообрядцы готовились к его канонизации.


Есть веские основания предполагать, что икона написана с автопортрета – известно, что Аввакум был хорошим рисовальщиком и даже пытался отправить из ссылки в Москву шаржи на царя и его приближенных. Сохранились собственноручные письма протопопа Аввакума, они представлены в этой же витрине.

Зал 20
Русская культура XVI-XVII веков

В экспозиции зала с одной стороны представлены иконы,

а с другой – глобус – как символы столкновения религиозного и научного мышления.
Роспись зала повторяет роспись усыпальницы Бориса Годунова в Троице-Сергиевой Лавре. Раньше этот зал был посвящён царю Борису Годунову.

Главный экспонат зала – глобус XVII века.
Его заказали в Голландии для шведской королевы Кристины. Но Кристина не смогла его выкупить: между любовью и властью она выбрала первое и спокойно и счастливо жила со своим избранником. Престол занял её брат, (Карл X Густав).
Во время путешествия в Голландию Пётр I увидел этот глобус, возжелал его и стал торговаться с мастером, который хотел получить за него 18 000 голландских гульденов. В результате Пётр приобрёл его за 1750 золотых.

Первоначально глобус установили на Соборной площади в Москве, по свидетельству иностранцев для него построили отдельный павильон – домик с окошками, чтобы люди могли его рассмотреть. Рядом с глобусом поместили ботик. Какое-то время глобус находился в Санкт-Петербурге, затем вернулся в Москву. Он представляет собой полый медный шар, покрытый грунтовкой, на которую нанесли карту. На глобусе ещё нет Австралии, Антарктиды и восточного побережья Северной Америки, ведь он отражает географические познания начала XVII века.
В витринах демонстрируются первые русские печатные книги, в том числе знаменитый «Апостол».
Здесь же есть букварь и учебник математики с любопытной таблицей умножения, где вместо арабских цифр использованы буквы русского алфавита.

21 зал
Внешняя политика и вооружённые силы России XVI-XVII веков

Портрет Лжедмитрия I
Портрет Марины Мнишек

Потолок зала украшен орнаментом, взятым из старых русских печатных книг.
В центре зала установлены пушки. Каждая пушка того времени уникальна и единственна в своём роде. Каждую пушку делали по индивидуальному чертежу и двух одинаковых просто не сохранилось, все они различаются по длине ствола, весу и размерам.
В витрине №6 находится амуниция всадника – дворянина. Дворянская конница составляла ядро вооруженных сил того времени. Со времён Ивана III она формировалась по феодальному принципу: дворяне-помещики должны были «конны, людны и оружны являться ко двору» по первому зову царя. Типичным для того времени было и вооружение дворянина – сабля, лук и стрелы. Доспех состоял из кольчуги, наручей, поножей, шлема.

В дальней витрине рядом с выходом на лестницу представлена форма стрельцов.
На форме висят уже готовые заряды – пули, слева от красного стрелецкого кафтана представлена пищаль.
Справа от кафтана установлен бердыш. В нём есть отверстия, к которым подвешивали колокольчики. Московские стрельцы по ночам выполняли функцию ночной стражи, они ходили по улицам и звенели колокольчиками. Иногда бердыш использовали как подставку для пищали.
В этой же витрине есть и обмундирование бойца полка иноземного строя. (См.снимок выше).
В зале находятся два портрета, написанных в Кракове. На них изображены Марина Мнишек и Лжедмитрий I, портреты расположены слева и справа от входа в предыдущий 21-ый зал.

Портрет Лжедмитрия I из собрания ГИМ
Портрет Манины Мнишек из собрания ГИМ

Ещё на одном полотне из Польши показана свадебная церемония. Лжедмитрий I и Марина Мнишек первоначально обвенчались в Кракове по католическому обряду, а затем уже в Москве в Успенском соборе венчались по православному обряду.

Художник никогда не был в Москве, города не видел, в его представлении он видится неким фантастическим местом.
В следующей витрине – палаш и парсуна князя Скопина-Шуйского. Он был чрезвычайно талантливым политиком и воином, заключил мирный договор со шведами в Смутное время и они помогли снять осаду с Троице-Сергиевой Лавры, одержал множество побед, но неожиданно умер на взлёте своей карьеры. Есть версия об его отравлении.
В экспозиции этой же витрины есть сабля Дмитрия Пожарского – подарок благодарных москвичей за освобождение Москвы.

В одной из витрин находятся артефакты из раскопок близ села Тушино, где стоял лагерь Лжедмитрия Второго.

Байдана Ивана Выродкова – он был военным инженером и его имя оказалось первым, которое дошло до наших дней. Он жил в XVI веке во времена Ивана IV, участвовал в Казанских походах, в Ливонской войне за выход к Балтийскому морю, затем его следы теряются. Байдана сохранилась в одном из белорусских монастырей.


21-ый зал – последний зал первого этажа. Дверь из него ведёт на лестницу.

Коляска Павла I

В коридоре стоит прогулочная коляска Павла I. В такой конструкции не предусмотрено место для кучера и лошадьми правит тот, кто сидит в коляске, возможно, сам император и правил. Это очень красивый, дорогой экипаж.

Рассказ об экспозиции первого этажа ГИМ завершён. Продолжим в залах второго этажа. Продолжение в статье “ГИМ. Зал 22”.
Все статьи о коллекции первого этажа ГИМ:
ГИМ. История создания и Парадные сени
ГИМ. Залы 1-3
ГИМ. Залы 4-7
ГИМ. Залы 8 — 12
ГИМ. Залы 13 — 16
ГИМ. Залы 17-21

TEXT.RU - 100.00%

Поделиться в

4 КОММЕНТАРИИ

  1. Очень хочется прочитать статью про Лефортовский дворец и Немецкую слободу, если можно перешлите по адресу svet11-09@mail.ru
    Большое спасибо за экскурсионные лекции по историческому музею, это великого стоит! Всех благ – Светлана

  2. Спасибо за очередную статью! С нетерпением жду продолжения!
    Я вот все думаю, как бы сложилась судьба России, если бы Лжедмитрий сохранил бы русский престол. Недавно была на экскурсии в Тушино, как раз рассказывали об этих событиях. Ведь и Лжедмитрий, и Марина Мнишек были весьма одаренными людьми. В нашей историографии события Смутного времени подаются исключительно как победа добра (России) над злом (Запада). Но реальность, как всегда, намного сложнее. Я сейчас как раз работаю над статьей о Лефортовском дворце и Немецкой слободе. Сколько же неприязни, страха было у русских по отношению к “немцам”.

    • Маша, мне очень приятно, что следишь за публикациями. История сослагательного наклонения не терпит…. К сожалению, это самая политизированная наука. Каждая новая политическая формация старается интерпретировать факты так, как ей выгодно, увы. Хотя история наука точная. Есть документ – можно говорить о том или ином факте. Если документа нет, то вроде как и факта нет.
      Про Лефортовский дворец у тебя непременно прочитаю, это очень интересно!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь