Древнерусское государство в IX-XV веках. Продолжение. В предыдущей статье мы знакомились с залами 4-7.
Древнерусское государство в IX-XII веках
Г.Семирадский “Похороны руса”
Формирование древнерусского государства
Г.Семирадский «Ночные жертвоприношения»
Древнерусский город XI- первой половины XIII вв.
Феодальная раздробленность
Половецкая баба
Культура Древней Руси XI – первой половины XIII вв
Евангелие князя Мстислава
Монгольское нашествие на Восточную Европу. Борьба Руси против захватчиков (XIII–XV вв.)
Зал 8.
Древнерусское государство в IX-XII веках
Зал украшен орнаментами, подобными убранству раннего христианского храма, это напоминание о прошлой экспозиции.
Центральные витрины посвящёны княжеской дружине.
Г.Семирадский “Похороны руса” (Древнерусское государство в IX-XV веках)
На стенах представлены две картины Генриха Семирадского. На первой из них изображены «Похороны Руса».
Семирадский написал эти полотна опираясь на описания секретаря арабского посла Ахмеда ибн Фадлана. В качестве секретаря посольства аббасидского халифа этот сановник посетил Волжскую Булгарию в 921—922 годах. Во время путешествия Ахмед Ибн-Фадлан вёл дневник и записывал всё, что видел. Он оставил уникальные описания быта и политических отношений огузов, башкир, булгар, русов и хазар. Ибн-Фадлан увидел сцену похорон руса в государстве Волжская Булгария.
В правой верхней части полотна изображена огромная ладья на деревянном помосте, на ней под балдахином – тело умершего знатного человека в богатом платье.
В центре картины – молодая женщина, которая должна сопровождать покойного в царство мертвых. Когда хоронили знатного человека, вместе с ним должны были хоронить и женщину. Одна из его наложниц добровольно согласилась стать жертвой. Она сидит в ладье.
Наложницу должны умертвить. Слева от жертвы в лодке видна старуха с длинными волосами, она занесла над несчастной кинжал. Дальше видим мужчин. Обряд умерщвления был жестоким – мужчины душили женщину, а старуха её добивала.
Чтобы заглушать крики жертвы, внизу слева изображена группа шумельщиков – они издавали громкие звуки, заглушая крики.
Два тела помещали в лодку и поджигали её. Художник изобразил ладью на срубе-поленнице, то есть для огненного погребения всё подготовили заранее.
После соблюдения всех ритуалов человек с горящим факелом поджигал ладью. Над погребальным кострищем насыпали высокий курган, на нем справляли тризну – поминки, затем еще досыпали земли, а на вершине ставили столб с именем покойного.
На самом деле такой ритуал похорон существовал у варягов. Что они делали на Волге? Все помнят знаменитый путь из варяг в греки хазары, поэтому возможно, что таким образом хоронили умершего в дороге скандинава.
Формирование древнерусского государства. (Древнерусское государство в IX-XV веках)
Этот зал посвящён формированию древнего Русского государства. Во главе его стоял князь, дружина следила за исполнением княжеской воли. Умершего князя хоронили по варяжскому, скандинавскому ритуалу. В центральной витрине находятся вещи из захоронения знатного воина.
Что касается скандинавской, “варяжской” теории, то утверждение, что государственность принесли нам варяги не верно. Скандинавы-варяги не могли привнести государственность нашим предкам-славянам, потому что у них самих ещё не было никакой государственности. Варягов пригласили выполнять уже существующие государственные функции как независимых и незаинтересованных лиц. Некоторые европейские государства также формировалась подобным образом. Достаточно вспомнить историю Англии, где кого только не было, начиная с Юлия Цезаря и вплоть до Вильгельма Завоевателя. Жители нынешней Британии относятся к этому спокойно и с юмором, сочиняют на эту тему комиксы для детей.
Следует подчеркнуть что Русь – это понятие социальное, а не этническое.
В витрине слева от входа в зал представлены массивные женские украшения финно-угорского происхождения.
Всё убранство весило 9 кг, украшения были сделаны из бронзы. Ежедневно так никто не наряжался. Женщина надевала все эти гривны, колты и ожерелья лишь по особым редким случаям, возможно, вообще раз в жизни. Согласно гипотезам историков это может быть свадебный или даже погребальный наряд.
Г.Семирадский «Ночные жертвоприношения» (Древнерусское государство в IX-XV веках)
В основе второй картины Генриха Семирадского под названием «Ночные жертвоприношения» лежит рассказ византийского хрониста Льва Диакона о последнем эпизоде войны киевского князя Святослава Игоревича с Византией за обладание Дунаем. В 972 г. Святослав захватил крепость Доростол на Дунае. Но византийские войска окружили русскую дружину кольцом блокады, которое Святослав решил прорвать.
На картине запечатлён эпизод в ночь перед решающей битвой, когда княжеские дружинники совершили огненное погребение погибших воинов и принесли в жертву пленных.
Князь Святослав с дружиной были язычниками, поэтом волхвы совершили обряд гадания, ворожбы об исходе грядущего сражения.
Вверху справа на фоне луны виден петух над обрывом. Петуху отсекали голову и его кровь капала в воду. Волхв (ниже петуха, седой лысый старик с бородой) ворожил, делал предсказание по очертаниям капель крови на воде.
В центре картины изображен сам князь Святослав на белом коне.
Зал 9. Древнерусский город XI – первой половины XIII вв. (Древнерусское государство в IX-XV веках)
В XI-XIII веках на Руси происходит бурный рост городов. Недаром в древности наши восточные соседи именовали Русь Гардарикой, т.е. страной городов. Средневековый город – это центр материальной и духовной культуры. На стене зала находится изображение древнерусского города. Ни один наш город не сохранился в первозданном виде, на росписи представлен собирательный образ города.
В угловой витрине помещается реконструкция дома новгородца. На деревянных полках и лавках разложены бытовые предметы – посуда, инструменты, украшения – которыми пользовались люди того времени.
Интересна кожаная обувь.
Витрина в центре зала посвящена торговле. На городском рынке можно было купить местные и заморские товары,в том числе оливковое масло, орехи. Здесь же находятся эквиваленты денег. В ту пору на Руси ещё не чеканили монету. Деньгами служили куньи меха(куны), бусы, слитки серебра, называвшиеся гривнами. Кстати слово “рубль” происходит оттого, что гривну рубили на более мелкие части и получалась “рубленая гривна”.
В других витринах представлены предметы быта и роскоши как местного, так и иноземного производства, включая драгоценные лиможские эмали, игрушки, коньки из кости.
Зал 10. Середина XII – первая половина XIII века.
Феодальная раздробленность. (Древнерусское государство в IX-XV веках)
Зал украшен копиями белокаменной резьбы Дмитриевского собора Владимира, потому что прежде он был посвящён Владимиро-Суздальскому княжеству.
В изваяниях над дверью можно найти Александра Македонского,
внизу – барельефы самого князя Всеволода Большое Гнездо с детьми.
Половецкая баба. (Древнерусское государство в IX-XV веках)
Здесь же находится одна из многочисленных половецких баб.
Русское слово бАба с ударением на первый слог – это искажённое тюркское бабА, с ударением на последний слог. БабА тюркских языках означает “уважаемый человек”.
Зал 11. Культура Древней Руси XI – первой половины XIII вв. (Древнерусское государство в IX-XV веках)
Оформление зала воспроизводит белокаменную резьбу, украшающую фасады Георгиевского собора в Юрьеве-Польском.
Евангелие князя Мстислава. (Древнерусское государство в IX-XV веках)
Культура – это не только изобразительное искусство, скульптура и т.п. Важнейшей частью культуры является письменность, книги. В России сохранилось всего лишь 7 древних книг с датой и именем заказчика, 3 из них хранятся в ГИМ.
В центральной витрине находится главное сокровище этого зала –
Евангелие князя Мстислава.
В витрине выставлена копия. Муляж книги воспроизведён в мельчайших подробностях, включая загрязнения, такие же, как и на подлиннике. Выставлять древние книги в раскрытом виде нельзя, от этого они быстро приходят в негодность. Старые подлинные книги иногда появляются на выставках, но лишь в закрытом виде. Евангелие князя Мстислава написали не позднее 1117 года, в книге 213 страниц.
Здесь же можно увидеть врата из Богородице-Рождественского собора Суздальского Кремля, сделанные в технике золотой наводки. Подлинные врата находятся в Суздале, а в ГИМ представлена копия, выполненная из гипса и меди в 80-х годах XIX столетия.
Зал 12
Монгольское нашествие на Восточную Европу. Борьба Руси против захватчиков (XIII–XV вв.)
Экспозиция зала 12 начинается с художественно исполненной карты, помещенной на стене слева от входа, – «Монгольские завоевания в XIII в.».
В 1206 г. хан Темучин, более известный как Чингисхан, объединил монгольские племена Центральной Азии в единое государство с центром в Каракоруме. Менее чем за полвека монгольское завоевание, целью которого было мировое господство, докатилось до Тихого океана на востоке и Средиземного моря на западе. Монголы захватили Среднюю Азию и Кавказ. В 1236 г. внук Чингисхана, хан Бату, начал покорение Европы – во исполнение завещания деда дойти «до последнего моря», то есть до Атлантического океана. К 1237 году под властью монголов оказались Поволжье, Северный Кавказ, Крым, Половецкая степь. На пути победоносного войска лежала Русь.
Смотрите следующие залы.
Я как-то пропустила, в музее представлены дьяковская, фатьяновская культуры?
Честно говоря, наш научный сотрудник не акцентировала внимание на классификации культур. Да и я не ставила цели запомнить какой экспонат какой культуре принадлежит. Но уж если бы увидела этикетку со знакомым названием культуры, и дьяковская и фатьяновская, несомненно, на слуху, непременно отметила бы, что представлены наши региональные вещи. Боюсь, что витрины с предметами этих культур остались за рамками лекции. 🙁