ГИМ. Зал 23. Эпоха дворцовых переворотов

6
550
Семилетняя война. Пётр III и Фридрих Великий

ГИМ. Зал 23. Эпоха дворцовых переворотов, продолжение. Предыдущий репортаж в статье “ГИМ. Зал 22. Петровская эпоха”.

По образному выражению В.О.Ключевского период русской истории после смерти Петра I до воцарения императрицы Екатерины II получил название «эпоха дворцовых переворотов». За 37 лет на российском престоле сменилось шесть правителей. После Петра I правила его вторая супруга – Екатерина I. После её смерти на престол взошёл внук Петра I, Пётр II. Его сменила племянница первого императора Анна Иоанновна, следом – внучатный племянник Анны Иоанновны Иоанн Антонович. Затем воцарилась “дщерь Петрова” – Елизавета Петровна, ей унаследовал внук Петра I – Пётр III. Наконец, в 1762-м году на престол взошла Екатерина II.

В правой части зала расположен ряд портретов, представляющих череду российских императоров и их фаворитов второй четверти XVIII века.
Эпоха дворцовых переворотов
Открывает галерею портрет Екатерины Первой.
портрет Екатерины Первой
Рядом с ней – Светлейший князь Александр Данилович Меншиков.
 Светлейший князь Александр Данилович Меншиков
 Светлейший князь Александр Данилович Меншиков
Далее – портрет юного императора Петра II.
Эпоха дворцовых переворотов
портрет юного императора - Пётра II
На противоположной от окна стене, после Остермана и Бирона увидим портрет племянницы Петра I, императрицы Анны Иоанновны.
портрет племянницы Петра I императрицы Анна Иоанновна
В завершении обратим внимание на портрет дочери Петра, императрицы Елизаветы Петровны.
портрет дочери Петра, императрицы Елизаветы Петровны.

Витрины 1 – 3. Эпоха дворцовых переворотов. Борьба за престол

Екатерина I

(Витрина 1, справа от входа в зал).

Эпоха дворцовых переворотов. Екатерина I

После смерти Петра I при поддержке Меншикова и гвардии на престол вступает Екатерина I. Она правит два года с 1725 до своей смерти в 1727 году. Её царство ничем особенным отмечено не было. В первой витрине представлен портрет императрицы с родословной.
Эпоха дворцовых переворотов. Екатерина I

Эпоха дворцовых переворотов. А.Д.Меншиков

(Витрина 2).
Меньшиков. Эпоха дворцовых переворотов.
В 1727 году при поддержке старых аристократических родов на престол вступает Пётр II. Он был мальчиком, три года шла борьба за влияние на юного государя. В этой борьбе А.Д.Меншиков терпит поражение, его отправляют в ссылку в Берёзов, лишив всех чинов, орденов и богатства. Икона “Знамение” – реликвийная. Этой иконой Александр Данилович Меншиков благословлял своего сына.
Эпоха дворцовых переворотов. Меншиков
Это единственный сохранившийся предмет, связанный с именем Меншикова в Москве. (Некоторые предметы экспонируются в Санкт-Петербурге). Похоронили Светлейшего князя на берегу реки, могилу смыло во время наводнения.

Эпоха дворцовых переворотов. Пётр II

Среди фаворитов при дворе Петра II главное место занимают князья Долгорукие. Считается, что Иван Долгорукий слишком рано стал приобщать малолетнего императора к увеселительным заведениям. Очевидно, что мальчик в 15 лет учиться не желает, а желает развлекаться, поэтому Долгорукий оказался в фаворе. Умер юный Пётр Алексеевич неожиданно, заболев чёрной оспой. В феврале во время водосвятия он поехал на вырубленную Иордань в лёгком мундире, без тёплой одежды. Простудился, подхватил оспу и за две недели «сгорел», накануне своей свадьбы.

Его неожиданная смерть поставила Россию в странное сложное положение – кто же будет править? Прямых потомков по мужской линии из династии Романовых не осталось. Остались только по женской. Тогда обратились к линии брата Петра I царя Иоанна Алексеевича.

Эпоха дворцовых переворотов. Анна Иоанновна. История призвания на царство

(Витрина 3).
Эпоха дворцовых переворотов. Анна Иоановна
У соправителя Петра, Ивана, было две дочери – Екатерина и Анна. Екатерину выдали замуж за герцога Мекленбургского. Сначала, как даму замужнюю, европейскую, хотели пригласить Екатерину Иоанновну. Но потом вспомнили, что у её мужа, герцога Мекленбургского, была привычка вмешиваться во все дела, когда его просили и не просили. Опасаясь, что вместе с Екатериной в Россию приедет всё герцогство Мекленбургское, звать её не стали. Обратились ко второй дочери Ивана Алексеевича, вдовствующей герцогине Анне Иоанновне. Жила она в далёкой Курляндии (часть современной Латвии).
Эпоха дворцовых переворотов. Анна Иоановна

Судьба её была печальна. Пётр выдал племянницу замуж за герцога Курляндского. Но по дороге в герцогство муж умер от сильного пьянства. Выехала Анна Иоанновна из Петербурга относительно счастливой молодой женой. В Курляндию приехала уже вдовой. Дядя, Пётр I, не разрешил ей вернуться в Россию и свыше 15 лет она провела в очень стеснённых обстоятельствах. Денег у неё не хватало даже на то, чтобы вести какую-то достойную жизнь. Местное дворянство не любило русскую герцогиню и она была заложницей в политических играх.

Но в 1730-м году судьба из нищего состояния привела её на русский престол. Анну Иоанновну пригласили в Россию в качестве императрицы. Но с оговорками, то есть условиями, так называемыми “кондициями”, в которых дворянство ограничивало её в правах. Впервые в русской истории решено было не просто пригласить, а ограничить права самодержца на престол.

Эпоха дворцовых переворотов. Кондиции

Во главе заговора стоял Дмитрий Михайлович Голицын и Верховный Тайный Совет. Д.М.Голицын – выдающаяся фигура в русской истории. Человек большого ума, образованности, родственник Василия Васильевича Голицына – реформатора, советника Софии Алексеевны. Втайне придумали знаменитые кондиции, которые вскоре стали известны многим. В дело вмешалось московское дворянство. Когда московские дворяне услышали, что императрицу приглашают и ограничивают её права на престол, они возмутились. Дворяне разделились на две партии – одна считала, что надо сохранить монархию в первозданном виде. Другие (тоже впервые в русской истории) сказали – хорошо, императрицу в правах ограничили, но с нами не посоветовались. Мы тоже хотим выдвинуть свои условия. Таким образом, впервые в истории русское дворянство создаёт свои проекты по ограничению власти.

Было создано несколько проектов кондиций. Изучение истории кондиций подобно чтению детективного романа – каждый старался послать своего гонца в Митаву, опередить соперника, сказать Анне Иоанновне, чтобы она подписала то, а не другое и т.д.

Анна Иоанновна приехала в Москву, остановилась под Москвой в селе Тайницком и начала понимать, что у неё есть поддержка. При дворе есть люди, которые стоят за её полные права! Новоиспечённая императрица совершенно не собиралась выполнять какие-то условия. Она решила действовать проверенным способом и подкупила гвардию. Не столько деньгами, сколько жалостью – строила полки, говорила, что вдову обижают, не дают всех прав, подносила рюмку водки с серебряным рублём. Гвардия её поддержала и дело закончилось тем, что Анна Иоанновна все кондиции изорвала и воцарилась как полноправная императрица.
В витрине 4 можно показать кирасу 1730-го года (год восшествия Анны на престол) с вензелем императрицы.
Эпоха дворцовых переворотов. Кираса
Эпоха дворцовых переворотов. Кираса
На одной из шпаг нанесена надпись “Виват, Анна”.
Эпоха дворцовых переворотов
На экспозиции (витрина 3) видим документ – манифест Анны Иоанновны об упразднении Тайного Совета и восстановлении Правительствующего Сената. То есть монархия, как и прежде в России, оставалась абсолютной.
Эпоха дворцовых переворотов

Эпоха дворцовых переворотов. Иоанн Антонович – наследник престола

(Витрина 6)
Эпоха дворцовых переворотов.
С эпохой дворцовых переворотов связана ещё одна любопытная история – история Иоанна Антоновича. Анна Иоанновна умерла в 1740 году. Поскольку она не имела права вторично выходить замуж, детей у неё не было. Но наследник был нужен. Императрица вызвала свою племянницу, Анну Леопольдовну, дочку сестры Екатерины Ивановны, выдала её замуж за Антона Ульриха Брауншвейгского. (Портрет Анны Леопольдовны находится слева над витриной 6).
Портрет Анны Леопольдовны
От этого брака родился мальчик, Иоанн Антонович. Этого мальчика, своего внучатого племянника, государыня объявила наследником престола.

Витрина 6 (в центре правой стены)

Эпоха дворцовых переворотов. Иоанн Антонович
Когда Анна умерла, то наследнику исполнилось лишь несколько месяцев. В коллекции ГИМ есть уникальное изображение Ивана Антоновича, который лежит в колыбельке, вокруг него музы, нимфы, гении, его осеняет торжественный свет, на одеяле – орден Андрея Первозванного, высший российский орден.
Эпоха дворцовых переворотов. Иоанн Антонович
Мальчики царской семьи получали этот орден сразу после рождения.

Эпоха дворцовых переворотов. Иоанн Антонович – судьба свергнутого императора

Через несколько месяцев новый дворцовый переворот поменял судьбу императора-младенца. К власти пришла Елизавета Петровна. Первые три года мальчик жил в ссылке с родителями в Холмогорах. Потом его забрали от родителей и отправили в Шлиссельбургскую крепость. В ней он просидел 21 год в полной изоляции с заколоченными окнами. Наукам его никто не учил. Считается, что один из комендантов из жалости обучил его чтению, чтобы он мог читать Евангелие и Священное писание – единственные книги, которые разрешалось иметь несчастному Иоанну Антоновичу. Даже в баню его водили по ночам.

Все предметы, связанные с его именем и недолгим правлением были уничтожены, включая переплавку монет с его изображением. Документы с его именами, портреты уничтожались повсеместно. В музее действительно находится уникальнейшее изображение. Таких сохранилось только три или четыре. Также на экспозиции представлены документы его матери, монеты, печать.
Эпоха дворцовых переворотов. Иоанн Антонович
Эпоха дворцовых переворотов. Иоанн Антонович
Эпоха дворцовых переворотов. Иоанн Антонович
Эпоха дворцовых переворотов. Иоанн Антонович

К 1764 году про Иоанна Антоновича все забыли, ходили только слухи о таинственном узнике. Один из гвардейцев, поручик Василий Мирович, решил его освободить. Есть версия, что это была провокация, инициированная Екатериной II, чтобы избавиться от соперника на престол. Но пока Мирович с небольшим отрядом штурмовал крепость, стража убила узника. У них было особое предписание о ликвидации опального правителя при малейшей попытке освобождения.

Эпоха дворцовых переворотов. Елизавета Петровна

Императрица Елизавета Петровна по канонам XVIII века прав на престол не имела. Она была рождена до официального брака родителей, кроме того, её мать была не царственного рода. Такой “багаж” достаточно долго удерживал “дщерь Петрову” от претензий на престол.

На экспозиции представлен парадный портрет Елизаветы Петровны.
Эпоха дворцовых переворотов. Портрет Елизаветы Петровны
парадный портрет Елизаветы Петровны.
Таких портретов писалось много, так как портрет императора должен был быть в каждом присутственном месте. Иногда под портретом даже стоял трон, то есть император как бы незримо присутствовал в официальных местах. Изображена Елизавета в парадном придворном платье. На плечах – мантия, орден Андрея Первозванного.

Семилетняя война. Витрины 10 и 11

Витрины 10 и 11. ГИМ. Зал 23

Правление Елизаветы Петровны имело особое значение в истории России середины XVIII века. Дщерь Петрова продолжила реформы отца, именно при ней укрепился международный авторитет России, особенно благодаря ее участию в Семилетней войне против прусского короля Фридриха Великого.

Семилетняя война имела общеевропейское значение, за её ходом наблюдала вся Европа. Артефакты расположены в витрине 10, под портретом Елизаветы Петровны.
Семилетняя война
В витрине 10 находится табакерка с изображением Фридриха и батальными сценами.
табакерка с изображением Фридриха
Прусский король Фридрих – талантливый полководец. Табакерка с портретом Елизаветы Петровны.
Табакерка с портретом Елизаветы Петровны
Табакерки с портретами – свидетельствуют о популярности и интересе в Европе к личностям Елизаветы Петровны и Фридриха Великого – главных противостоящих друг другу сил в Семилетней войне.

Витрина 11 в коллекции ГИМ посвящена Семилетней войне с Пруссией, где Россия на первых порах одерживала победы.
Семилетняя война
На экспозиции представлен уникальные памятники – монеты, которые одновременно являются монетами немецкими и русскими. (С одной стороны немецкий талер, с другой стороны – русский рубль).
монеты, которые одновременно являются монетами немецкими и русскими
Русские монеты отчеканены для обращения на территории Пруссии. С 1759 по 1761 годы Восточная Пруссия была присоединена к России, население приняло присягу на верность Елизавете Петровне и в обращении были такие деньги.

Эпоха дворцовых переворотов. Пётр III

Последним свергнутым императором был внук Петра I и Екатерины I, сын их дочери Анны Петровны, племянник царствующей императрицы Елизаветы Петровны, Петр Фёдорович. Он очень рано осиротел и считается, что его раннее сиротство сыграло трагическую роль в его судьбе – никто его воспитанием не занимался, он был оставлен на попечение лакеев, которые рано приучили его к пьянству. Привезли его в Россию при Елизавете Петровне как наследника престола. Но при русском дворе его тоже никто особенно видеть был не рад, за Петром Фёдоровичем закрепилась не самая лучшая репутация.

Именно Пётр III принял манифест о вольности дворянства. Отныне в России появилось первое свободное сословие – дворянство. Они имели право выбирать род службы или вовсе не служить, то есть вести такую жизнь, какую считали нужным.

Русскую армию Пётр III не любил. Русских офицеров от себя отдалил, приблизил голштинских дворян, их гвардию. Это стало одной из причин, которые привели к заговору против него. Но главной причиной стало предательство Пётра III по отношению к Российской Империи. Он заключил мир с Пруссией и отдал Пруссии все завоевания, которые Россия сделала в ходе Семилетней войны. На экспозиции находится символическая картина, где Пётр III примиряется с Фридрихом Великим (витрина 11).
Семилетняя война. Пётр III и Фридрих Великий
Любопытна табакерка с изображением трёх европейских монархов (витрина 11).
Семилетняя война. Пётр III и Фридрих Великий
Семилетняя война. Пётр III и Фридрих Великий
Нелюбовь к Петру III спровоцировала заговор, в результате которого к власти пришла женщина, супруга Петра Фёдоровича, которая вообще на имела никаких прав на престол – Екатерина II. О её правлении рассказывает экспозиция других залов.

Ранее на узкой стене между арками выхода в 24-ый зал висел портрет Петра III. Сейчас здесь висит батальная сцена – конклюзия на взятие крепости Очаков.
конклюзия на взятие крепости Очаков
конклюзия на взятие крепости Очаков

Сани маскарадные

Маскарадные сани
Уникальный предмет в коллекции зала – маскарадные сани. В XVIII веке появилась традиция проводить маскарады, карнавалы, шествия. Подобные сани также использовали во время праздников. Сани закреплялись в поезд (по бокам саней есть специальные петельки для закрепления их в поезд). В санях сидели разряженные персонажи. Сани австрийской работы – характерный предмет эпохи.
Маскарадные сани
Маскарадные сани

Витрина 13. Трубы для рогового оркестра

Трубы для рогового оркестра
В экспозиции находится редкий набор музыкальных инструментов, это трубы для рогового оркестра. Каждая труба играла только одну ноту определённой высоты. Сыграть что-либо другое на ней нельзя, поэтому чтобы исполнить даже простую мелодию нужен был целый оркестр и несколько музыкантов.
В музее удалось собрать уникальную коллекцию рогов – к началу XIX века они исчезли, такой оркестр стоил дорого и содержать его было разорительно.
Трубы для рогового оркестра
Большую часть рогов переплавили, но коллекцию собрать удалось. По звучанию исполняемая музыка напоминала орган.
В витрине есть гравюра – иллюстрация такого рода оркестра.
Трубы для рогового оркестра
Трубы для рогового оркестра

Витрина 15. М.В.Ломоносов

В простенке между окнами представлен портрет М.В.Ломоносова – первого русского учёного и его личные вещи.
Ломоносов
М.В.Ломоносов

Интересна бутыль для опытов с нефтью. Этот перегонный куб выполнен из четвертины – особого вида дорожной посуды, предназначенной для перевозки и хранения жидкостей. Куб использовался для проведения опытов по перегонке жидкостей в первой России химической лаборатории, созданной Ломоносовым.

Рядом – маленькая икона Спасителя, собственноручно сделанная самим Ломоносовым. Сделан образ из стекла по заказу графини Шуваловой. Многие ясно видят в изображении Спасителя портрет самого Петра I.
в изображении Спасителя портрет самого Петра I
Здесь же книги, документы, которые представляют широту творчества М.В.Ломоносова – его стихи, исторические сочинения, научные труды и программа фейерверка – Ломоносов разрабатывал программу для праздников.

В витрине находится гравюра с изображением фейерверка. Фейерверк – это было целое огненное представление, которое задумывалось по определённой системе и писался сценарий, как к театральному представлению.

Продолжение в статье “ГИМ. Залы 24 и 25. Просвещённый абсолютизм Екатерины II”.

TEXT.RU - 100.00%

Поделиться в

6 КОММЕНТАРИИ

  1. как я Вам благодарна!! случайно увидела сайт- надеюсь что Вы живы- здравы молитвами русских государей. особый поклон за знаменскую икону Меньшикова. я очень люблю Данилыча. когда совсем тошно его несгибаемость и удаль поддерживают.

    • Елена Владимировна, спасибо Вам на добром слове. Артефактов, связанных с Александром Даниловичем в музее не много, но всё же они есть и находятся в открытом хранилище. Коллекции Санкт-Петербурга в этом отношении побогаче. Гордимся тем, что есть. Огромное Вам спасибо за интерес!

  2. Татьяна, Ваше подвижничество и Ваш труд бесценен! “В наш жестокий век” Вы блестящий пример подвижничества, свойственный русской интеллигенции. Спасибо Вам огромное!!!

    • Ох, Олег (потупя взор…). Я же не пинками себя заставляю всё это делать. Мне так хочется! Охота, она ведь пуще неволи… И я счастлива от того, коллеги мой труд ценят. Но находятся те, кому все наши разработки кажутся недостаточными. Мы сегодня с Петей посмеялись над одним комментом, который пришёл на сайт. Некий чел в хамской манере написал, что в статье про домик Петра мы не потрудились крупным планом сфотографировать этикетки артефактов и вообще “на этом сайте” у нас ума не хватило это сделать. Мы в полемику с недоумками не вступаем. Одной кнопкой загоняем в спам. Я очень благодарна коллегам в целом и Вам в частности, которые понимают, чего это стоит. Спасибо! Ваша поддержка придаёт сил и желания продолжать публикации!

    • Таня, музей очень, очень достойный. Как-то народ больше в Кремль, в Третьяковку бежит, а в Исторический не торопятся. Там теперь обновлённая экспозиция, чрезвычайно интересная.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь