Продолжение обзора экспозиции Государственного Исторического музея. Предыдущая часть в статье “ГИМ. Залы 17-21”
Залы 1-21 экспозиции ГИМ располагается на первом этаже. Из 21-го зала выходим на лестницу и мимо экипажа Павла Петровича (Павла I) поднимаемся по лестнице на второй этаж. Лестничную клетку украшают несколько картин с видами старой Москвы.
И фигура Фамы.
ГИМ. Фама – фигура богини славы
Экспозицию второго этажа открывает замечательная статуя, которая называется Фама или Слава. Это подлинный артефакт с уничтоженного архитектурного памятника.
В 1724 году к коронации императрицы Екатерины I в Москве были организованы празднества, в том числе военный парад. К торжествам возвели Триумфальные ворота, которые снесли в 30-е годы ХХ века, хотя они и считались уникальным памятником архитектуры.
Сотрудникам музея удалось спасти только часть сооружения, фигуру, которая венчала композицию триумфальных ворот. Бронзовая скульптура Фама стояла на верхушке ворот, символизируя Славу военного гения. Она поёт славу, трубит в трубу и в левой руке несёт два предмета: лавровый венок – символ военных побед и пальмовую ветвь – символ мира.
Память о Триумфальных воротах сохранилась в названии станции метро Красные ворота.
Эту фигуру поместили здесь недаром, она символизирует собой некий прорыв, который российское государство совершило в XVIII-XIX веках. В ту пору слава государства была прежде всего славой военной. Русское государство входит в европейскую историю под гром военных побед. Статуя Славы задаёт тон всей экспозиции XVIII-XIX веков.
Залы второго этажа построены по хронологическому принципу – начиная от эпохи Петра I.
ГИМ. Зал 22. Петровская эпоха
Экспозиция построена таким образом, что слева от двери витрины( №№ 1-3) посвящены предыстории реформ – Великому посольству в Европу, в ходе которого были заключены антишведские договоры и позаимствованы военные и культурные идеи и достижения. Затем представлены гравюры и документы, связанные с началом преобразований, то есть реорганизацией войска и созданием флота. Центральная витрина № 6 – ключевая в экспозиции. Она посвящена русской армии Петровской эпохи. Большая часть вещей не реликвийные, а типовые, характерные для эпохи. Они показывают комплекс вооружений, который существовал в русской армии петровского времени.
В этом зале выставлены реликвии, которые непосредственно связаны с личностью Петра I. Прежде всего – это экипаж Петра I.
Возок Петра I. Петровская эпоха
Возок Петра I выполнен очень просто, скромно, без украшений.
Единственная деталь, которая говорит о том, что это предмет, предназначавшийся для человека состоятельного – окна. В окна вставлен особый минерал – слюда.
Вплоть до начала XVIII века стекло было очень дорогим в России, его использовали только для парадной посуды. Окна, в том числе в экипажах, закрывали слюдой.
Возок выполнен по типу западноевропейских карет. Двухместный кузов устанавливается как на полозья, так и на колеса, позволяя использовать его круглый год.
Экипаж сделан любопытным образом – основные детали скреплены не гвоздями, а особыми креплениями, крупными болтами, которые позволяют дереву не растрескиваться.
Когда подобный экипаж быстро ехал по плохой дороге (а хороших в России тогда не было), по ухабам, то случались частые поломки на месте соединения частей. Чтобы этого не произошло, здесь сделаны подвижные крепления. Когда на почтовой станции меняли лошадей (или там, где это было необходимо) эти крепления подтягивали и снова ехали. То есть экипаж был предназначен для быстрой езды по непростым русским дорогам.
Легенда связывает этот экипаж с путешествием Петра из Москвы в Архангельск, который он проделал за две недели. Для того времени это была очень быстрая езда, особенно для русского царя. По традиции царь должен был ехать неспешно, в сопровождении свиты в 3-4 тысячи человек. Пётр поехал с небольшой свитой, приехал быстро, так как ему необходимо было быть в Архангельске – возникла угроза шведского нападения. В Архангельске нужно было построить линию укреплений. (Подробнее об этом в статье о домике Петра в Коломенском). Именно в Архангельске, как считают специалисты, был написан портрет Петра (напротив входа в зал).
Портрет Пётра I. Петровская эпоха
Один из ранних портретов, где Пётр достаточно молод, энергичен. Интересно, что здесь Пётр представлен как европейский рыцарь.
Такие портреты назывались парадными. Обычно писались не с императора, а с изображения какого-то европейского монарха, а потом пририсовывалось лицо, причём не всегда с живого человека. Бралась гравюра или портрет и художник копировал лицо изображаемого. Но историки не исключают факт, что в разработке сюжета своего портрета принимал участие сам Петр. Для кого был заказан портрет, тоже пока загадка – он поступил в ГИМ из частной коллекции в 20-е годы ХХ века.
Поскольку предполагаемым противником России был Карл XII, то художник проявил чувство юмора – нарисовал портрет монарха на колене Петра.
Шведский король изображён в виде маскарона. Портрет Петра украшен несколькими масками, одна из них имеет поразительное сходство с Карлом XII. Неизвестный художник поместил изображение противника не куда-нибудь на плечи или на грудь, а пониже, таким образом принизив этого короля.
Естественно, в таком виде, каким он изображён на портрете, Пётр никогда не появлялся, он одевался очень скромно. В ГИМ есть несколько экземпляров одежды Петра. В данном случае – камзол (витрина 10).
Камзол Пётра I. Петровская эпоха
Это нижняя часть мужского костюма. Его кроили таким образом, чтобы сюртук плотно облегал тело.
Поэтому, камзол всегда давал возможность представить фигуру обладателя. У Петра I были не очень широкие плечи, но судя по линии талии, он был очень высокого роста – 2 м 4 см. Этим он очень выделялся среди своих современников. При этом размер ноги царя был только 38-ой. Этот камзол очень прост, сшит из льняной ткани по моде начала века и должен был украшен лебяжьим пухом. Но это дорогая отделка, а Пётр не любил роскоши в костюме, поэтому здесь всё украшено распушёнными нитями.
Витрина 6. Петровская эпоха. Образцы оружия петровского времени
Витрина находится в центре левой стены зала.
На экспозиции представлены пушка корабельная, пушка для полевого боя и салютационная пушка для проведения праздничных салютов. В XVII веке салют отличался от современного. Салютом называли пушечный залп в честь события или героя. Его производили холостыми выстрелами. Но если в городе выстрелить из большой пушки даже холостым зарядом, то неизвестно что может произойти. Поэтому придумали маленькие салютационные орудия (справа).
Другие орудия петровской эпохи – ружьё, которое заряжается с дула, разные виды штыков, которые насаживались на конец дула. Шпаги полагались только офицерам. Есть любопытная ручная мортира – стреляли из неё со специальной подставки большими каменными ядрами.
Витрина 6. Две кружки. Петровская эпоха
Из вещей-реликвий очень интересна шведская кружка.
На дне этой кружки есть надпись, которая рассказывает об истории артефакта. В 1709 году состоялась Полтавская битва. Шведы повержены и бегут. Русские преследуют отступающих. Недалеко от основного поля битвы произошла небольшая стычка, в результате которой наши солдаты отбили и разграбили шведский обоз. Бригадир казаков (это довольно высокий чин) прихватил себе эту кружку, которую, скорее всего, принадлежала какому-нибудь шведскому генералу. Вернувшись с войны, он отдал эту кружку в Ахтырский монастырь в качестве памятного дара на помин своей души. На кружке написано «…в память о величайшей битве в присутствие величайшего императора»…
Ещё одна кружка – это кружка первого русского графа, генерала, впоследствии первого русского фельдмаршала Бориса Петровича Шереметьева.
Шереметьев был боярином, который встал на сторону реформ Петра, вёл военные действия в Прибалтике, первым в России получил титул графа и первым – титул фельмаршала. Эта кружка тоже была захвачена солдатами русской армии и преподнесена в дар Б.П.Шереметьеву.
Мундир в витрине – не подлинный, это реконструкция XIX века. Подлинной петровской армейской одежды не сохранилось. Это мундир сержанта Преображенского полка.
В русской армии было два гвардейских полка – Преображенский и Семёновский. Цвета Семёновского – синий и красный, Преображенского – зелёный и красный. Пётр I ввёл единообразную униформу для всей армии, различить полки могли по цветам, разные цветовые комбинации были характерны для того или иного полка.
Петровская эпоха. Гвардия
Что такое гвардия? Это особая часть русской армии. В гвардии, по традиции (во всяком случае в первой половине XVIII века) служили только дворяне. Пётр I считал, что ни один дворянин не может стать офицером, пока сам не пройдёт всю солдатскую службу. Сам Пётр последовательно прошёл все чины от бомбардира до полковника гвардии. Полковниками в гвардейских полках были только лица императорской фамилии. Император считался полковником Преображенского полка, наследник престола – Семёновского. Остальные гвардейские полки, которые формировались в XVIII веке, также имели полковниками только лиц царской фамилии.
Гвардейский чин был на два ранга выше армейского чина. То есть капитан гвардии при переводе в армию становился сразу подполковником. У гвардейцев была масса привилегий. В частности – посещение придворных праздников без приглашения и при оружии. Гвардейцы со времён Петра I выполняли самые разнообразные функции, то есть гвардия была особой элитой в составе русской армии.
Петровская эпоха. Гравюра военного парада
(Находится на стене слева от витрины 6). Гравюра – в XVIII веке играла своеобразную роль фотографии. На ней изображён первый русский военный парад. Он был устроен в сентябре 1709 года в честь победы над шведами под Полтавой.
Был расписан особый церемониал, по которому войска вступали в Москву в определённом порядке. Здесь же были построены триумфальные арки по римской традиции. Интересен завершающий этап парада. Здесь шли пленные шведские генералы, офицеры, за ними на белом коне ехал сам Пётр I, замыкал шествие А.Д.Меньшиков – в Полтавской битве его конница сыграла важную роль.
Витрина 13. Реликвии. Петровская эпоха
Скульптурный портрет Петра I выполнил Карл Бартоломео Растрелли.
Портрет весьма интересен. Дело в том, что прежде чем сделать скульптурную маску первого русского царя, мастер сделал точные промеры его лица. Кроме того, Пётр I разрешил сделать слепок со своего лица. Обычно такие процедуры делали посмертно. Здесь же Пётр пошёл на смелый эксперимент. Используя слепок и промеры, Карло Бартоломео Растрелли сделал настоящий портрет. Считается, что это один из самых точных скульптурных портретов Петра I. Переданы все особенности его лица и облика – лицо асимметрично, уши на разной высоте, очень крепко сжат рот. Царь страдал нервным тиком и когда лицо начинало дёргаться, чтобы не пугать собеседника он крепко сжимал рот.
Личная печать Петра I, которую он всегда носил с собой и три государственные печати – средняя и две малые. Такими печатями запечатывали государственные документы, акты, манифесты. Наливали в специальную коробочку сургуч, припечатывали и закрывали крышкой, это называлось кустодий.
Интересна история отпечатка ладони Петра I. Пётр строил очень много заводов, которые любил сам контролировать. Посещая один из таких заводов он нечаянно споткнулся и опёрся на первый попавшийся предмет. Этим предметом оказался ящик с формовочной глиной, из которой отливали пушки. Ладонь отпечаталась и мастера оказались людьми сообразительными. Они быстро залили этот отпечаток пушечным сплавом и подарили Петру. (Подобный оттиск находится в музее Домик Петра в Коломенском).
Идея эта царю очень понравилась и он заказал несколько слитков, которые дарил своим придворным, чтобы они всегда ощущали эту царственную руку, которая может и наградить, и по физиономии съездить. Традиция дарить посетителям отпечаток руки Петра сохранялась вплоть до ХХ века. С этого первого слепка их и изготовляли. В музее слепок XIX века, но это отпечаток с того самого первого.
Витрина 17. Печатный станок
Печатный станок – их сохранилось всего два. В 1711 году перед походом в Турцию, для Пётра I заказали два походных печатных станка.
В походе нужно было печатать документы – манифесты, указы, распоряжения. Интересно, что к этому станку полагалось два набора букв – русский и турецкий. Может быть, на станке печатали листовки и подбрасывали их в тыл врага. Этот станок совершенно уникален. Также интересно, что русский шрифт – гражданский. Пётр I провёл реформу языка и упростил начертание букв.
Гравюра Ивана Фёдоровича Зубова. «Триумф Екатерины»
(Находится рядом с печатным станком, справа от него).
На гравюре Ивана Фёдоровича Зубова «Триумф Екатерины» изображена коронация Екатерины I.
На ней присутствует сам Пётр как римский император, опирающийся на земной шар. Екатерина изображена в придворном платье с орденом св. Екатерины – орден учредили в её честь, Екатерина сыграла немалую роль в турецкой войне, подкупив визиря, отдав все свои драгоценности и, таким образом, спасла Петра.
Долгое время этот орден был единственным, которым награждались только женщины. Ангелы несут корону, венчая царицу. Все герои аллегоричны.
XVIII-ый век – век аллегорий и театра, их очень любили. Аллегоричны были фейерверки, картины, существовала целая наука изучения символики. Любопытно, что текст подписи начертан одновременно и на русском языке, и на латыни. То есть предполагалось, что подобные гравюры будут бытовать не только в России, но и за границей. Это некая политическая реклама. Пётр очень хорошо понимал, что его супруга императрица – иностранка с более чем запятнанной репутацией и народ приписывал ей не те черты, которые характеризовали её как венценосную особу. Коронование супруги стало способом её возвеличить, поднять её престиж. Он не просто с ней венчался, но и короновал Екатерину как русскую императрицу. Также коронование было необходимо для последующих браков дочерей. Чтобы царевны могли составить достойную партию, коронованы должны были быть оба родителя.
Петровская эпоха. Отец и сын. Витрина 19
Витрина 19 находится справа от входа в 22-ой зал, под гравюрой “Триумф Екатерины”.
В 19-ой витрине находятся миниатюры Петра I, Екатерины I и любимой сестры Петра, Натальи Алексеевны,
представлена картина, выполненная в технике резьбы по кости – коронование Екатерины.
В небольшая витрина напоминает о старшем сыне Петра Алексеевича, Алексее Петровиче. В центре витрины расположен небольшой портрет Великого Князя.
Напомним об отношении императора со старшим сыном от первого брака с Евдокией Лопухиной Алексеем Петровичем. Отношения Петра и сына были более, чем сложные. Был ли здесь действительно политический заговор или больше было чисто человеческой нелюбви к сыну от нелюбимой женщины, историки спорят до сих пор. Чаще склоняются к версии о том, что Алексей Петрович не оправдал надежд отца.
Алексей Петрович погиб при невыясненных обстоятельствах в Шлиссельбургской крепости. Прямых указаний на приказ Петра убить сына нет, но то, что Алексей Петрович прошёл все круги ада русской тюрьмы, это несомненно.
В этой же витрине видим документ – следственный манифест по делу Алексея Петровича.
Указ о престолонаследии
Следует помнить, что Пётр I в 1722 году он издал указ и ввёл новый принцип престолонаследия. Из него следовало, что монарх имеет право сам назначать наследника, выбрав его из своих родственников. Феофан Прокопович написал труд “Правда воли монаршей” об обосновании воли монарха самому назначать наследника престола.
Новый указ о престолонаследии был принят для того, чтобы иметь возможность возвести на престол детей от второй жены, Екатерины I Алексеевны. Но мальчики умирали в младенческом возрасте и к моменту смерти Петра наследников по мужской линии от Екатерины не было. Пётр до последнего тянул с объявлением наследника престола. Умер царь от сильной простуды неожиданно, так и не назначив наследника. Простудился он стоя по пояс в ледяной воде, спасая моряков с тонущей лодки. Простуда обострила все прочие заболевания и Пётр умер. Последующая эпоха получила название “эпохи дворцовых переворотов” – это была борьба за власть между разными ветвями дома Романовых. Подробно об этом рассказывает экспозиция следующего зала.
Самый интересный музей.
Валерий, спасибо за отзыв! Исторический музей правда очень насыщенный и очень интересный!
Интересный музей и очень большой. Люблю такие
А мне больше по душе камерные музеи. 🙂 Исторический – очень многоплановый музей. За один раз его не “съесть”.