Сен-Мало. Продолжение. Начало в частях I, II, III, IV, V, VI, VII.
Фигура восьмая. Нормандская
По дороге в Сен-Мало мы сделали несколько попыток разжиться спортивной курткой для Начальника. Останавливались в трёх придорожных магазинах “региональные товары”, но то цена, то размер, то качество не отвечали требованиям.
Зато мы снова наблюдали процесс нарезки свежайшего багета в придорожной “буланжри”.
На подъезде к Сен-Мало лицезрели то ли ежедневный, то ли пятничный исход из города в конце рабочего дня и радовались, что ехали навстречу потоку.
«Ибис-бюджет-центр» находится отнюдь не в центре Сен-Мало.
Начальник предпочёл доплатить 8 евро за парковку в гараже гостиницы, хотя на улице машину можно поставить бесплатно – было бы место.
Разместившись, мы отправились исследовать знаменитый город. В этот раз Сен-Мало особым пунктом стоял в расписании поездки, потому что во время «Большого французского путешествия» мы туда банально не успели.
Парковки у крепости Сен-Мало платные и достаточно дорогие. Начальник не разглядел прейскурант, подумав, что заплатить придётся 0,2 евро в час. На самом деле, столько стоили 20 минут.
Сен-Мало вызвал противоречивые чувства. При взгляде на могучую крепость с моста или противоположного берега от величественной картины захватывает дух.
Но когда мы зашли в городские ворота, обнаружили однородную утилитарную серую застройку.
Мы даже сначала немного пожалели, что не уделили больше времени Берегу Розового Гранита за счёт Сен-Мало.
– И чего я сюда так рвался, – посетовал Начальник, – я столько слышал об этом городе и мне так хотелось его увидеть! Наверное, зря я его включил в поездку, – расстроился он.
– Подожди, давай погуляем. В конце концов, Сен-Мало все рекомендуют посетить и сюда надо было заехать просто чтобы составить собственное мнение. Не стоит так сразу заносить его в разряд неинтересных. Мы даже до середины главной улицы не дошли!
В самом деле, восстановленный после серьёзных военных разрушений, Сен-Мало отнюдь не блещет архитектурными изысками.
От старой архитектуры города-крепости сохранилось немного.
Но тем не менее, нам показалось, что город благороден в своей однородности. Богат и знатен. Пара едва уцелевших церквей перестроена в утилитарные здания и нас заинтересовало, как детали бывших храмов вписались в стены общественных зданий.
Особенно впечатлила прогулка по стенам крепости Сен-Мало.
Мы стояли вровень с окнами 3-го или 4-го этажа и верхние ставни уже не так заносчиво поглядывали на нас свысока.
Мы смотрели вниз на узкие улицы Сен-Мало
и обсуждали цены на местную недвижимость, удобства и неудобства здешней жизни.
По одинаковым ставням пытались распознать планировку квартир, а Начальник узнавал вывески гостиниц, которые пересматривал в букинге, готовясь к поездке.
Наши мысли прервали звуки… русской речи, они доносились сзади и приближались. По тону мы ни на минуту не сомневалась, что «русские идут». Я даже попросила Начальника прервать разговор и «зашифроваться». Но как внимательно я не вслушивалась в высказывания мадамуазель, ни одного слова, кроме «охренитительный» понять не смогла. Начальник высказал предположение, что говорили на каком-то ужасном суржике, который только мелодикой напоминает русский язык.
Тем временем… Солнце клонилось к закату. Океан достиг максимального отлива.
Мы проводили глазами скоростной паром, который отходил к английским берегам
и с большим уважением снимали картину, которую неизвестный мастер нарисовал на песке: «Посади дерево, спаси планету» – написано на огромном “плакате”, изображённом на песчаном берегу.
Мы подивились усилиям и энтузиазму человека, который трудился над тем, что уже на следующее утро будет неизбежно смыто океаном .
Мы уже собрались возвращаться к машине, как Сен-Мало, словно извиняясь за то, что не оправдал наших ожиданий, подарил нам волшебный закат над городским пляжем.
Сюда стоило ехать только ради одной этой картины!
После вечерней прогулки по городу Начальник уже ни минуты не сомневался в правильности включения Сен-Мало в план путешествия. Величественный город-крепость таким и должен быть – серым, строгим, серьёзным, спокойным. Мы с благодарностью расстались с Сен-Мало до утра.
Пробег по Франции увеличился на 189 км.
День 15. 3 октября, суббота
Расчёт на субботнюю бесплатную парковку под стенами крепости Сен-Мало не оправдался. Спешить мы не собирались и особым нюхом Начальник учуял бесплатную городскую стоянку совсем недалеко от главных ворот. Ориентир – гостиница “Океания” (“Oceania”)
Центр туристической информации открылся как по заказу, к нашему приходу. Он находится на набережной,
напротив главных ворот Сен-Мало.
Мы разжились парой книг, маршрутом прогулки и собирались ещё раз методично осмотреть город. Вся методика полетела в тар-тарары ради наблюдений за бытовой стороной жизни города. Вы когда-нибудь видели легковую мусорную машину?
Ага, вот и мы наблюдали за таким феноменом впервые! Мусорщик и водитель вдвоём синхронно выскакивали из дверей, опрокидывали уличные урны, продвигаясь по узким улицам Сен-Мало.
Несколько позже мы наблюдали виртуозное мастерство водителя огромного мусоровоза, который, сложив зеркала, пролезал в узкую прореху городских ворот, предназначенную лишь для телеги кареты.
Начальник показал водителю большой палец в знак одобрения и, оценив ширину, вернее, ужину ворот, заметил, что ему и на гольфе было бы непросто проехать!
Здесь же он опознал гостиницу, на которую замахивался при поисках в букинге и похвалил себя за то, что отказался от предложения. «А заезжать и парковаться как?» – резонно заметил он.
В Сен-Мало мы больше обращали внимание на магазины, чем на достопримечательности. Начальник ещё не оставил мысль о покупке спортивной куртки, мы зашли в несколько магазинов, но так ничего и не подобрали.
Зато здесь мы съели бретонский «куин-аман» (kouign amann). Он представляет собой что-то, отдалённо напоминающее советский «язычок» – пирожок из слоёного сладкого теста. Куин-аман выпечен из сдобного теста с большим количеством масла, поэтому его фактура несколько тяжеловата.
Но он хорошо пропечён и даже не сладкоежке Бортжурналистке очень понравился. Купить его можно как в многочисленных магазинах-кондитерских, так и в специализированных киосках.
В заключении отмечу особенность переулков Сен-Мало – мы обратили внимание на интересные крытые переходы-галереи, соединяющие улицы города. Чтобы не искажать историческую структуру города, дома строили над старыми переходами, оставляя проездные арки.
Уже на выходе наткнулись на ресторанчик с морской кухней и кулинарию при нём.
Цены в меню показались вполне демократичными и нам осталось пожалеть, что мы не обнаружили его накануне. Найдёте его слева по ходу у главных ворот.
Уже на выезде Сен-Мало продемонстрировал свой обыденный аттракцион (и, подозреваю, проклятие местных автомобилистов) – работу разводного моста.
В первую половину субботы очередь была небольшая, весь процесс занял не больше времени, чем задержка у шлагбаума на железнодорожном переезде.
Во Франции нам осталось провести совсем немного времени. Оставлять запланированные закупки на последний день мы не стали и на выезде из Сен-Мало завернули в супермаркет. Боже! Если бы мы только знали, что это не супер, а гипер, или даже огромный продовольственный город!
Французский супермаркет
Мы растерялись от выбора товаров, бесконечного ряда полок, обилия продовольствия (и не только)! Мы не сбежали оттуда только потому, что не хотелось больше ничего искать. Собрав силы, мы сосредоточились на том, что нам нужно, хотя у прилавка с сырами долго не могли выбрать что-то определённое.
Замечу в скобках, что в любом городке перед нами постоянно вставал вопрос выбора сыра для ужина или завтрака. Запоминать сорт и этикетку понравившегося сыра бесполезно. Мы переезжали в другое место и в локальном магазине уже не могли найти нужную марку! Зато перед нашим взором представали несколько других сортов! Даже всем известный «камамбер» предлагался от совершенно разных производителей и отличался по вкусу! Пару раз мы покупали и «камамбер», но его вкус показался более или менее привычным, знакомым, а хотелось попробовать что-либо неизведанного. Почти ежедневно мы тыкали пальцем в небо и ни разу не промахнулись. Сыр во Франции есть! Особенно мы запали на бургундский «эпуас» (“epoisse”) и бретонский томме (‘tommes”). Последний производится с разными добавками – ореховый, вишнёвый, томатный. Наверное, есть и другие разновидности, но в этой поездке познакомиться с ними нам уже было не суждено.
В громадном «Карефуре» выбрать сыр для переправки на родину и подарков родным было неимоверно трудной задачей. Осатаневший Начальник рявкнул, чтобы я наконец-то определилась и убежал в колбасный отдел. Руководствуясь надёжным гидом «пальцем в небо» Бортжурналистка бросила в корзину несколько коробок мягких и упаковок твёрдых сыров.
У оливкового масла мы тоже минут 15 стояли в замешательстве. А потом присовокупили к бутылкам по средней цене ещё и пузырёк виноградного уксуса. Также в корзину перекочевали несколько коробок виноградного сока – мы знали о его великолепном качестве ещё с прошлой французской поездки. А потом мы добавили кое-что из фруктов. Из трёх знаменитых маленьких дынь до дома полуживой добралась только одна, две других были спасены поеданием в дороге. Скрипя сердцем (из-за перевеса мыслимых и немыслимых норм разрешённых к провозу через РБ алкоголя), мы не отказали себе и в сидре, решив покончить с ним ещё в поездке и успешно выполнили поставленную задачу в приграничной польской гостинице. А вот варёными креветками Бортжурналистка отобедала, не выезжая из Нормандии. И со всей искренностью ответствует, что ничего подобного в своей жизни не едала! (Заказывать креветки в ресторанах всегда считала банальностью). Крупные, нежные, очень вкусные они раза в два, а то и в три крупнее их жалких сородичей в московских супермаркетах и соперничают размерами с лангустинами.
Наконец, мы с облегчением посмотрели друг на друга:
– Всё?
– Всё!
И радостно двинулись к кассе. У касс мы увидели что-то подобное новогоднему гипер-ашановскому столпотворению. Субботний день! И мы обречённо встали очередь за молодой семейной парой, продуктовая телега которой могла бы вместиться в небольшой грузовичок…. Но самым утомительным было ожидание, пока кассир закончит оформлять скидку на оптовую закупку стоящих перед нами.
Признаём, что эта часть была самой утомительной за всё наше путешествие. Но зато необходимой и весьма успешной!
До Онфлёра Балалайка посулила нам 238 км.
Французские дорожные площадки отдыха
Ехали мы с несколькими остановками. На одной из площадок была обозначена видовая точка. Мы остановились полюбоваться видами, но выросшие кусты мешали рассмотреть деревенскую идиллию Нормандии.
На той же площадке отдыха Бортжурналиска исподтишка снимала сцены отдыха жующих французов (и не очень 😉 ), мы заметили много немецких, английских, голландских машин.
Наверное, повальный выезд за город случился из-за редкой в этих местах погожей октябрьской погоды и был обязан субботнему дню. Те, кому не хватило места за столиками, распаковали свои бутерброды прямо у машин. Столь прозаичные сцены показались удивительными, потому что редко какая группка отдыхала без своей собаки. Псы, пёсики и псята помахивая хвостами, ждали подачки. Презентабельные мсье и герры выгуливали своих питомцев, а кто-то уже грузил своих четвероногих в машины. Замечу в скобках, что столь похвальная тяга европейцев к собачкам, стоила мне тщательной чистки подошвы туфли, правда, это было уже в Германии. Предупрежу почтенную публику об осторожности на площадках отдыха автомагистралей. Старайтесь ходить по асфальту, либо тщательно смотрите под ноги, если ступаете по траве.
В этой поездке Бортжурналистка прошляпила кучу ретро-автомобилей.
Но Начальник был вознаграждён наличием пары стоянок, где в рядок стояли видавшие виды достижения французского автопрома.
Жаль, что подойти к ним поближе не представилось возможности – в второй половине дня в субботу выставка автомагазин был закрыт :(. Пришлось довольствоваться рассматриванием старых машин из-за забора.
Мы с радостью помахали рукой мелькнувшей слева горе Сен-Мишель со знаменитым монастырём. И обрадовались указателю на Байё, где два года назад увидели знаменитый тысячелетний гобелен.
Дорожные виды на этом участке были особенно красивы и, несмотря, на ворчание Начальника о напрасном переводе драгоценной карты памяти, Бортжурналистка сделала несколько не самых плохих кадров.
Пришло время позаботиться и о бензине насущном.
Ситуация позволяла доехать не только до Онфлёра, но и далеко за него. Но мы опасались, что завтра, то есть в воскресенье, у операторов в будках на заправках супермаркета будет выходной день. Дразнить судьбу не рискнули и благоразумно заполнили бак до отказа.
Около 15 часов въехали в Онфлёр.
“У ей и заночуем”. Продолжить чтение.
Далее:
Маршрут самостоятельного путешествия во Францию на авто
Путешествие по Франции на машине. Часть 1
Путешествие по Франции на машине. Часть 2
Путешествие по Франции на машине. Часть 3
Путешествие по Франции на машине. Часть 4
Путешествие по Франции на машине. Часть 5
Путешествие по Франции на машине. Часть 6
Путешествие по Франции на машине. Часть 7
Путешествие по Франции на машине. Часть 8
Несмотря на однородный цвет застройки, несмотря на обилие “серости”, Сен-Мало действительно благороден. И у меня сложилось впечатление уюта и основательности.
Елена, несомненно, Сен-Мало потрясающий город. Просто мы ожидали увидеть нечто другое, поэтому немного покапризничали. Да и сказался синдром “завершения поездки”. Это когда уже много всего увидели, после яркости и необычности приходских участков Сен-Мало сначала “не показался”. На первый взгляд город удивил. Но потом очень понравился. Это город с чувством собственного достоинства. Не такой, как многие другие французские города. Самодостаточен и очень интересен. Мы рады, что уделили ему время. Таким он нам и запомнился – строгим, подтянутым, аскетичным и совершенно очаровательным.
Вы с удовольствием и трудно выбирали сыры?! Не удивительно!
Де Голль воскликнул; как можно управлять страной, в которой 350 сортов сыра!? В Литве готовят сыр “Джюгас” по какой-то из французских технологий. Из самых дорогих и вкусных. Привезу летом на дегустацию. Кто, как не вы, из моего окружения достоверно и точно оценит: на что похож?
С удовольствием! Если не забудем вкус настоящего французского сыра 😉