2024 год в Пушкинском музее проходит под знаком натюрморта. Весной показали роскошные итальянские натюрморты. Тему Италии продолжили экспозицией “Три времени Рима”. Завершается год интереснейшей выставкой “Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века. Картины и рисунки из музеев и частных собраний России”. Мы не спеша прошли по выставочной галерее Пушкинского музея и с удовольствием делимся впечатлениями о выставке полотен великого Снейдерса, его предшественников, учеников, современников и последователей.
Выставка фламандский натюрморт. Личные впечатления
Первые пять минут наше отношение к выставке было несколько сдержанным. Мы узнали большие полотна Франса Снейдерса из постоянной экспозиции музея. Обрадовались удачной развеске полотен. На постоянной экспозиции работа “Рыбная лавка” висела высоко и нам никогда не удавалось рассмотреть красные башмачки в корзинке за спиной сынишки торговки рыбой.
Эти башмачки стали эмблемой выставки и их миниатюрное изображение сопровождает все этикетки картин.
Затем последовали картины с охотничьими трофеями – убитые олени, зайцы, кабаны, освежёванные туши, битая дичь… Вот уж где натюрморт – nature morte — мёртвая природа – точно соответствует своему названию. В XVII столетии во Фландрии наконец наступило изобилие после многих лет войны и лишений. Бюргерам очень нравились подобные сцены, они означали достаток. Не только Снейдерс, но и другие фламандские мастера с удовольствием выполняли подобные заказы.
***
Но несмотря на противовогуманные сцены и сюжеты с мясными лавками, плотские натюрморты притягивали взгляд тем, что они очень красивы. Живоподобно изображены свесившиеся птичьи головы, где выписано каждое пёрышко. Поражает точная передача охотничьих трофеев – шкурки зверюшек хочется потрогать, погладить.
Отдельное слово – композиция. Каждый предмет занимает своё место, в составляющих картины изобилии есть свой художественный порядок. Форма и цвет предметов находятся в своеобразном диалоге с соседними объектами и со зрителем. И почти в каждой “мёртвой природе” мы видим жизнь. Это либо хозяин лавки или его питомцы.
Натурализм Снейдерса не превалирует на выставке. Показали много работ с фруктовыми и цветочными сюжетами. А уж омар или устрицы на “банкетных” столах отвращения не вызывают.
Возможно, в Эрмитаже выставка фламандских натюрмортов была богаче, а её оформление шло в ногу со временем. Мы посмотрели коллекцию в родном Пушкинском музее и признали, что она восхитительная, богатая по содержанию и вполне достаточная, чтобы оценить непревзойдённое мастерство фламандских мастеров. Некоторые имена живописцев мы знали. Другие услышали впервые. Представляем читателям наиболее понравившиеся работы и дополняем краткими сведениями о художниках.
Франс Снейдерс
Представленные на выставке большие полотна Франса Снейдерса мы уже разбирали.
На выставку приехало несколько его картин из Эрмитажа, например “Фрукты в чаше на красной скатерти”.
Центральную чашу с сочными фруктами дополняют две небольшие миски по сторонам. Слева видим горку орехов.
Ваза справа наполнена изумительной ежевикой.
Ещё один эрмитажный натюрморт “Фрукты в чаше и разрезанная дыня”.
Напомню, что на сайте есть подробная статья о некоторых работах Франса Снейдерса.
Ян (Йоханнес) Фейт. Фламандский натюрморт. Выставка
Ян Фейт (1611 – 1661) – ученик и последователь Франца Снейдерса. Пройдя школу Снейдерса, мастер совершенствовался в Италии. Там он перенял манеру венецианского колоризма и римского караваджизма с вниманием к светотени.
Фейт очень любил включать в свои натюрморты корзину или блюдо с фруктами, часто изображал охотничьи трофеи. В его композициях с битой дичью очень часто можно видеть живых зверей и птиц. В эрмитажном натюрморте с цветами, фруктами и попугаем птица уселась на ветку с персиками в правой части композиции.
Ян Брейгель Бархатный
На выставку привезли несколько полотен представителей знаменитой и, пожалуй, самой многочисленной династии художников – Брейгель.
Франс Снейдерс учился у Питера Брейгеля Младшего, сына основателя династии. Ян Брейгель Бархатный – младший брат учителя Снейдерса. Его также называли Райским и Цветочным. Глядя на роскошные натюрморты мастера, понятны причины эпитетов.
Яну Бархатному принадлежит пальма первенства “эстетически самодостаточных изображений букетов в глиняных или стеклянных вазах” (из аннотации выставки Ф.Снейдерса и фламандского натюрморта).
“Я не могу поверить, что такое великое множество столь редких и разнообразных цветов кто-нибудь прежде смог изобразить, к тому же, со столь высокой тщательностью и изяществом”, – признавался сам живописец.
Подобные натюрморты Яну Брейгелю Бархатному заказывал архиепископ Милана Фредерико Борромео.
“Букет из ирисов, тюльпанов, роз, нарциссов и рябчиков в глиняной вазе” приехал на выставку Ф.Снейдерса и фламандского натюрморта из собрания Валерии и Константина Мауергауз. Нашли в букете рябчиков?
Художник в письме Ф.Борромео признавался, что при всей достоверности, букет составлен из цветов, которые цветут в разные сезоны. “Любование ими [цветами] может доставить ни с чем не сравнимое удовольствие зимой”, – писал художник.
Ян Брейгель Младший на выставке. “Фламандский натюрморт”
Сын Бархатного тоже носил имя Ян. В историю искусств он вошёл с добавлением “младший” – Ян Брейгель Младший. Специалисты говорят о творчестве Младшего, что он был слабее отца, повторял его сюжеты. Мы, простые обыватели не вникаем в искусствоведческие тонкости. Мы любуемся восхитительными цветочными букетами. Хотя надо признать, что букет Яна Брейгеля Младшего очень похож на цветочный натюрморт его отца. Эта работа также хранится в коллекции Валерии и Константина Мауергауз.
Представляем фрагменты натюрморта. Здесь я приблизила вазу с изображением возлежащих Амфитриты и Цереры.
Особенно мне понравились жук и цветущая ветка большого букета Яна Брейгеля Младшего.
Богатую коллекцию малых голландцев Валерии и Константина Мауергауз мы однажды видели в Серпухове и проворонили в Новом Иерусалиме. С радостью встретили несколько полотен из собрания Мауергауз на выставке фламандского натюрморта в Пушкинском музее. Ещё один натюрморт Яна Брейгеля Младшего из собрания Мауергауз называется “Корзина с цветами и букет в вазе”.
Детали натюрморта крупным планом.
Картины с цветочными гирляндами. Даниэль Сегерс, Франс Эйкенс
Впервые на выставке “Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века” мы увидели изображения Мадонны в картуше, обрамлённым цветочной гирляндой.
Художники не придумали подобную композицию, они видели лики Мадонн и другие христианские сюжеты в церквях. К празднику в храмах мраморные или керамические рельефы украшали венками из живых цветов.
Так сложился особый тип картины с цветочной гирляндой. Как правило, подобные картины создавали два живописца.
Один писал образ Девы Марии или Спасителя или святого, а мастер натюрморта изображал рамку – цветочную гирлянду. Причём, сначала свою работу делал натюрмортист, а затем мастер “фигурного” жанра вписывал в центральный картуш евангельский сюжет. В представленном натюрморте лик Богородицы с Младенцем писал прославленный Якоб Йорданс.
***
В жанре картин с цветочными гирляндами особо прославился антверпенский мастер Даниэль Сегерс.
Живописи Даниэль Сегерс (1590-1661) учился у Яна Брейгеля Старшего. Художник принадлежал к монашескому ордену иезуитов. Одно время работал в Риме и сотрудничал с прославленным французским мастером Николя Пуссеном.
Франс Эйкенс (1601 – 1693) был на десяток лет моложе Сегерса, но прожил необычайно долгую жизнь – почти весь XVII век.
Мастер работал в Антверпене и Брюсселе и снискал славу живописью с роскошными букетами, фруктовыми натюрмортами и гирляндами цветов. Он виртуозно выписал цветочную гирлянду в композиции “Святое семейство в венке из цветов”.
Собственно Святое семейство написал Эразм Квеллин Младший.
Интересно, что в полотнах с цветочными гирляндами на первое место ставят имя мастера фламандского натюрморта.
Ян Давидс де Хем. Фламандский натюрморт. Выставка
Ещё одно имя из обширной плеяды мастеров фламандского натюрморта, которое хотелось бы запомнить – Ян Давидс де Хем (1606-1684). Он родился в семье художника и стал одним из живописцев «Золотого века голландской живописи».
На выставке Яну Давидсу де Хему, его соратникам и ученикам выделен целый раздел. Мастера его школы писали цветочные букеты, “учёные натюрморты” с книгами, лютнями, а также роскошные натюрморты. Последний термин в истории искусств обозначается как “pronkstilleven”. В эту категорию “роскошных натюрмортов” входят картины, где показаны нарочито изобильные столы, демонстрирующие статус заказчика.
Дублирую детали натюрморта.
А как же знаменитое голландское ванитас? Не много, но есть!
Скоротечность жизни подчёркивают не только череп, опрокинутые ваза и гипсовый бюст, но и мыльные пузыри. Они выписаны настолько реалистично, что хочется дунуть на шарик или протянуть руку, чтобы он на неё приземлился.
Живая природа в “мёртвой натуре”
Выше мы упоминали, что фламандские мастера часто включали в свои роскошные и ужасные натюрморты домашних питомцев или залетевших в окно птичек, либо невесть откуда взявшихся белок или обезьянок. Нам символика таких включений неведома. А люди эпохи барокко прекрасно понимали, что белка – это символ трудолюбия. Зверьку непросто грызть твёрдые орехи, но она справляется со своим “твёрдым” заданием.
У Артуса Классенса всё перечисленное зверьё с удовольствием пирует, не дожидаясь того, для кого предназначено фруктовая роскошь. Натюрморт так и называется “Большой банкетный стол с лобстером, фруктами, бокалом с вином, фарфоровыми и оловянными блюдами, птицами, обезьяной, белкой и кошкой”. Картина хранится в собрании Мирослава Мельника.
Обезьяна считается символом искусства. Существует латинское выражение: “Ars simia naturae” — «искусство — обезьяна природы». Но в контексте натюрморта вместе с персиком обезьяна может трактоваться как напоминание о первородном грехе и порочности.
Представляю ещё несколько фрагментов животных включённых во фламандский натюрморт.
Белка грызёт орех на фрагменте натюрморта Ф.Снейдерса с лобстером, битой дичью, корзиной и белкой из собрания Валерии и Константина Мауергауз.
В натюрморте Пауля де Воса видим иллюстрацию поговорки “как кошка с собакой”. Домашние питомцы претендуют на упавшую со стола дичь и готовы сразиться за неё.
А у Фейта пёс с кошкой кажутся заговорщиками. Так и слышится диалог:
– Ну что, мяучка, пойдём, поживимся?
– Подожди, Гаврош, ещё не всё вкусное разложили!
***
Ещё одна обезьяна и снова с персиком.
Умилительно нюхает цветы кролик Яна Баптиста Буля.
Не менее очаровательны ушастики Давида де Конинка.
Завершу обзор довольно неприятной на вид картиной, которая демонстрирует мастерство художника в передаче мимики и эмоций животного. Это этюды головы кошки Питера Буля.
В на выставке “Франс Снейдерс и фламандский натюрморт” мы сделали много снимков с фрагментами картин. Они вошли в пятиминутный ролик, который загрузили в “YouTube” и “Одноклассники”.
***
***
Франс Снейдерс и фламандский натюрморт в Пушкинском музее. Билеты, очередь, экскурсии
Выставка фламандских натюрмортов вызывает большой интерес. Мы посетили её утром буднего дня. Билеты покупали на сайте музея в день посещения. Очереди на вход в музей не было. Многие покупали билеты прямо в кассе.
В залах было довольно людно, но относительно спокойно без толкотни.
По опыту скажу, что чем ближе завершение выставки, тем больше народу стремятся её увидеть. Спрос на посещение растёт как снежный ком и “сарафанное радио” играет роль. Выставка нравится, люди рассказывают о ней и услышавшие тоже хотят её увидеть.
Продлится выставка до 25 января 2025 года.
Стоимость билета на выставку фламандских натюрмортов: 650 рублей. В выходные дни и на вечерние сеансы – 850 рублей.
В одном отзыве о выставке увидела жалобу, что билет слишком дорогой и зачем-то в посещение выставки включают возможность увидеть постоянную экспозицию.
Категорически не согласна с мнением. Билеты на выставки сейчас очень дороги. В Пушкинском музее они не дороже оплаты за выставки в Третьяковской галерее и Эрмитаже. Пушкинский музей даёт возможность всем посетителям выставки также увидеть постоянную экспозицию. К примеру, в Третьяковской галерее выставочный билет НЕ включает посещение постоянной экспозиции.
На сайте музея можно записаться на сборную экскурсию по выставке. Сборные экскурсии проводят несколько раз в день. Записываться нужно заранее на сайте музея. Экскурсионная путёвка стоит 1500 рублей, билеты включены в стоимость.
Есть музейный аудиогид по выставке фламандских натюрмортов. Его продают на месте, в музее.
О всех московских выставочных проектах 2024 года мы рассказали в отдельном обзоре.
Приглашаем читателей послушать авторские туры по Московскому Кремлю и Третьяковской галерее.
Московский Кремль с другого ракурса. Семейный тур: от мала до велика от WeGoTrip.
***
Аудиотур по шедеврам Третьяковской галереи с приложением WeGoTrip.
Добрый день! кто-нибудь знает, что на тарелке перед кошкой на картине Артуса Классенса “Большой банкетный натюрморт с лобстерами…”?
Не берусь утверждать, что это сыр, но судя по тому, что рядом находится большая головка сыра, можно предположить, что это он. Не исключено, что это масло. Так его тогда нарядно нарезали
Кошка лезет за маслом – это назидательный, притчевый момент. Поговорка про грехи.
Прикрепляю фрагмент картины.
Вот, оказывается, какой секрет у красных башмачков на этикетке! А я думала, что за символ такой? А вот сами башмачки разглядела только на Вашей фотографии, на картине пропустила, не вглядывалась в неё.
Согласна с Вашим мнением о том, что выставка фламандских натюрмортов блестящая! Столько удивительных полотен показали! Радует, что супруги Мауергауз показывают свою коллекцию широкой публике. Их собрание хочется сравнить с Лейденской коллекцией Томаса Каплана. Конечно, оно скромнее, но мы теперь очень ограничены в возможностях видеть западное искусство.