2024 год в Пушкинском музее проходит под знаком натюрморта. Весной показали роскошные итальянские натюрморты. Тему Италии продолжили экспозицией “Три времени Рима”. Завершается год интереснейшей выставкой “Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века. Картины и рисунки из музеев и частных собраний России”. Мы не спеша прошли по выставочной галерее Пушкинского музея и с удовольствием делимся впечатлениями о выставке полотен великого Снейдерса, его предшественников, учеников, современников и последователей.
Выставка фламандский натюрморт. Личные впечатления
Первые пять минут наше отношение к выставке было несколько сдержанным. Мы узнали большие полотна Франса Снейдерса из постоянной экспозиции музея. Обрадовались удачной развеске полотен. На постоянной экспозиции работа “Рыбная лавка” висела высоко и нам никогда не удавалось рассмотреть красные башмачки в корзинке за спиной сынишки торговки рыбой.
Эти башмачки стали эмблемой выставки и их миниатюрное изображение сопровождает все этикетки картин.
Затем последовали картины с охотничьими трофеями – убитые олени, зайцы, кабаны, освежёванные туши, битая дичь… Вот уж где натюрморт – nature morte — мёртвая природа – точно соответствует своему названию. В XVII столетии во Фландрии наконец наступило изобилие после многих лет войны и лишений. Бюргерам очень нравились подобные сцены, они означали достаток. Не только Снейдерс, но и другие фламандские мастера с удовольствием выполняли подобные заказы.
***
Но несмотря на противовогуманные сцены и сюжеты с мясными лавками, плотские натюрморты притягивали взгляд тем, что они очень красивы. Живоподобно изображены свесившиеся птичьи головы, где выписано каждое пёрышко. Поражает точная передача охотничьих трофеев – шкурки зверюшек хочется потрогать, погладить.
Отдельное слово – композиция. Каждый предмет занимает своё место, в составляющих картины изобилии есть свой художественный порядок. Форма и цвет предметов находятся в своеобразном диалоге с соседними объектами и со зрителем. И почти в каждой “мёртвой природе” мы видим жизнь. Это либо хозяин лавки или его питомцы.
Натурализм Снейдерса не превалирует на выставке. Показали много работ с фруктовыми и цветочными сюжетами. А уж омар или устрицы на “банкетных” столах отвращения не вызывают.
Возможно, в Эрмитаже выставка фламандских натюрмортов была богаче, а её оформление шло в ногу со временем. Мы посмотрели коллекцию в родном Пушкинском музее и признали, что она восхитительная, богатая по содержанию и вполне достаточная, чтобы оценить непревзойдённое мастерство фламандских мастеров. Некоторые имена живописцев мы знали. Другие услышали впервые. Представляем читателям наиболее понравившиеся работы и дополняем краткими сведениями о художниках.
Франс Снейдерс
Представленные на выставке большие полотна Франса Снейдерса мы уже разбирали.
На выставку приехало несколько его картин из Эрмитажа, например “Фрукты в чаше на красной скатерти”.
Центральную чашу с сочными фруктами дополняют две небольшие миски по сторонам. Слева видим горку орехов.
Ваза справа наполнена изумительной ежевикой.
Ещё один эрмитажный натюрморт “Фрукты в чаше и разрезанная дыня”.
Напомню, что на сайте есть подробная статья о некоторых работах Франса Снейдерса.
Ян (Йоханнес) Фейт. Фламандский натюрморт. Выставка
Ян Фейт (1611 – 1661) – ученик и последователь Франца Снейдерса. Пройдя школу Снейдерса, мастер совершенствовался в Италии. Там он перенял манеру венецианского колоризма и римского караваджизма с вниманием к светотени.
Фейт очень любил включать в свои натюрморты корзину или блюдо с фруктами, часто изображал охотничьи трофеи. В его композициях с битой дичью очень часто можно видеть живых зверей и птиц. В эрмитажном натюрморте с цветами, фруктами и попугаем птица уселась на ветку с персиками в правой части композиции.
Ян Брейгель Бархатный
На выставку привезли несколько полотен представителей знаменитой и, пожалуй, самой многочисленной династии художников – Брейгель.
Франс Снейдерс учился у Питера Брейгеля Младшего, сына основателя династии. Ян Брейгель Бархатный – младший брат учителя Снейдерса. Его также называли Райским и Цветочным. Глядя на роскошные натюрморты мастера, понятны причины эпитетов.
Яну Бархатному принадлежит пальма первенства “эстетически самодостаточных изображений букетов в глиняных или стеклянных вазах” (из аннотации выставки Ф.Снейдерса и фламандского натюрморта).
“Я не могу поверить, что такое великое множество столь редких и разнообразных цветов кто-нибудь прежде смог изобразить, к тому же, со столь высокой тщательностью и изяществом”, – признавался сам живописец.
Подобные натюрморты Яну Брейгелю Бархатному заказывал архиепископ Милана Фредерико Борромео.
“Букет из ирисов, тюльпанов, роз, нарциссов и рябчиков в глиняной вазе” приехал на выставку Ф.Снейдерса и фламандского натюрморта из собрания Валерии и Константина Мауергауз. Нашли в букете рябчиков?
Художник в письме Ф.Борромео признавался, что при всей достоверности, букет составлен из цветов, которые цветут в разные сезоны. “Любование ими [цветами] может доставить ни с чем не сравнимое удовольствие зимой”, – писал художник.
Ян Брейгель Младший на выставке. “Фламандский натюрморт”
Сын Бархатного тоже носил имя Ян. В историю искусств он вошёл с добавлением “младший” – Ян Брейгель Младший. Специалисты говорят о творчестве Младшего, что он был слабее отца, повторял его сюжеты. Мы, простые обыватели не вникаем в искусствоведческие тонкости. Мы любуемся восхитительными цветочными букетами. Хотя надо признать, что букет Яна Брейгеля Младшего очень похож на цветочный натюрморт его отца. Эта работа также хранится в коллекции Валерии и Константина Мауергауз.
Представляем фрагменты натюрморта. Здесь я приблизила вазу с изображением возлежащих Амфитриты и Цереры.
Особенно мне понравились жук и цветущая ветка большого букета Яна Брейгеля Младшего.
Богатую коллекцию малых голландцев Валерии и Константина Мауергауз мы однажды видели в Серпухове и проворонили в Новом Иерусалиме. С радостью встретили несколько полотен из собрания Мауергауз на выставке фламандского натюрморта в Пушкинском музее. Ещё один натюрморт Яна Брейгеля Младшего из собрания Мауергауз называется “Корзина с цветами и букет в вазе”.
Детали натюрморта крупным планом.
Картины с цветочными гирляндами. Даниэль Сегерс, Франс Эйкенс
Впервые на выставке “Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века” мы увидели изображения Мадонны в картуше, обрамлённым цветочной гирляндой.
Художники не придумали подобную композицию, они видели лики Мадонн и другие христианские сюжеты в церквях. К празднику в храмах мраморные или керамические рельефы украшали венками из живых цветов.
Так сложился особый тип картины с цветочной гирляндой. Как правило, подобные картины создавали два живописца.
Один писал образ Девы Марии или Спасителя или святого, а мастер натюрморта изображал рамку – цветочную гирлянду. Причём, сначала свою работу делал натюрмортист, а затем мастер “фигурного” жанра вписывал в центральный картуш евангельский сюжет. В представленном натюрморте лик Богородицы с Младенцем писал прославленный Якоб Йорданс.
***
В жанре картин с цветочными гирляндами особо прославился антверпенский мастер Даниэль Сегерс.
Живописи Даниэль Сегерс (1590-1661) учился у Яна Брейгеля Старшего. Художник принадлежал к монашескому ордену иезуитов. Одно время работал в Риме и сотрудничал с прославленным французским мастером Николя Пуссеном.
Франс Эйкенс (1601 – 1693) был на десяток лет моложе Сегерса, но прожил необычайно долгую жизнь – почти весь XVII век.
Мастер работал в Антверпене и Брюсселе и снискал славу живописью с роскошными букетами, фруктовыми натюрмортами и гирляндами цветов. Он виртуозно выписал цветочную гирлянду в композиции “Святое семейство в венке из цветов”.
Собственно Святое семейство написал Эразм Квеллин Младший.
Интересно, что в полотнах с цветочными гирляндами на первое место ставят имя мастера фламандского натюрморта.
Ян Давидс де Хем. Фламандский натюрморт. Выставка
Ещё одно имя из обширной плеяды мастеров фламандского натюрморта, которое хотелось бы запомнить – Ян Давидс де Хем (1606-1684). Он родился в семье художника и стал одним из живописцев «Золотого века голландской живописи».
На выставке Яну Давидсу де Хему, его соратникам и ученикам выделен целый раздел. Мастера его школы писали цветочные букеты, “учёные натюрморты” с книгами, лютнями, а также роскошные натюрморты. Последний термин в истории искусств обозначается как “pronkstilleven”. В эту категорию “роскошных натюрмортов” входят картины, где показаны нарочито изобильные столы, демонстрирующие статус заказчика.
Дублирую детали натюрморта.
А как же знаменитое голландское ванитас? Не много, но есть!
Скоротечность жизни подчёркивают не только череп, опрокинутые ваза и гипсовый бюст, но и мыльные пузыри. Они выписаны настолько реалистично, что хочется дунуть на шарик или протянуть руку, чтобы он на неё приземлился.
Живая природа в “мёртвой натуре”
Выше мы упоминали, что фламандские мастера часто включали в свои роскошные и ужасные натюрморты домашних питомцев или залетевших в окно птичек, либо невесть откуда взявшихся белок или обезьянок. Нам символика таких включений неведома. А люди эпохи барокко прекрасно понимали, что белка – это символ трудолюбия. Зверьку непросто грызть твёрдые орехи, но она справляется со своим “твёрдым” заданием.
У Артуса Классенса всё перечисленное зверьё с удовольствием пирует, не дожидаясь того, для кого предназначено фруктовая роскошь. Натюрморт так и называется “Большой банкетный стол с лобстером, фруктами, бокалом с вином, фарфоровыми и оловянными блюдами, птицами, обезьяной, белкой и кошкой”. Картина хранится в собрании Мирослава Мельника.
Обезьяна считается символом искусства. Существует латинское выражение: “Ars simia naturae” — «искусство — обезьяна природы». Но в контексте натюрморта вместе с персиком обезьяна может трактоваться как напоминание о первородном грехе и порочности.
Представляю ещё несколько фрагментов животных включённых во фламандский натюрморт.
Белка грызёт орех на фрагменте натюрморта Ф.Снейдерса с лобстером, битой дичью, корзиной и белкой из собрания Валерии и Константина Мауергауз.
В натюрморте Пауля де Воса видим иллюстрацию поговорки “как кошка с собакой”. Домашние питомцы претендуют на упавшую со стола дичь и готовы сразиться за неё.
А у Фейта пёс с кошкой кажутся заговорщиками. Так и слышится диалог:
– Ну что, мяучка, пойдём, поживимся?
– Подожди, Гаврош, ещё не всё вкусное разложили!
***
Ещё одна обезьяна и снова с персиком.
Умилительно нюхает цветы кролик Яна Баптиста Буля.
Не менее очаровательны ушастики Давида де Конинка.
Завершу обзор довольно неприятной на вид картиной, которая демонстрирует мастерство художника в передаче мимики и эмоций животного. Это этюды головы кошки Питера Буля.
В на выставке “Франс Снейдерс и фламандский натюрморт” мы сделали много снимков с фрагментами картин. Они вошли в пятиминутный ролик, который загрузили в “YouTube” и “Одноклассники”.
***
***
Франс Снейдерс и фламандский натюрморт в Пушкинском музее. Билеты, очередь, экскурсии
Выставка фламандских натюрмортов вызывает большой интерес. Мы посетили её утром буднего дня. Билеты покупали на сайте музея в день посещения. Очереди на вход в музей не было. Многие покупали билеты прямо в кассе.
В залах было довольно людно, но относительно спокойно без толкотни.
По опыту скажу, что чем ближе завершение выставки, тем больше народу стремятся её увидеть. Спрос на посещение растёт как снежный ком и “сарафанное радио” играет роль. Выставка нравится, люди рассказывают о ней и услышавшие тоже хотят её увидеть.
Продлится выставка до 25 января 2025 года.
Стоимость билета на выставку фламандских натюрмортов: 650 рублей. В выходные дни и на вечерние сеансы – 850 рублей.
В одном отзыве о выставке увидела жалобу, что билет слишком дорогой и зачем-то в посещение выставки включают возможность увидеть постоянную экспозицию.
Категорически не согласна с мнением. Билеты на выставки сейчас очень дороги. В Пушкинском музее они не дороже оплаты за выставки в Третьяковской галерее и Эрмитаже. Пушкинский музей даёт возможность всем посетителям выставки также увидеть постоянную экспозицию. К примеру, в Третьяковской галерее выставочный билет НЕ включает посещение постоянной экспозиции.
На сайте музея можно записаться на сборную экскурсию по выставке. Сборные экскурсии проводят несколько раз в день. Записываться нужно заранее на сайте музея. Экскурсионная путёвка стоит 1500 рублей, билеты включены в стоимость.
Есть музейный аудиогид по выставке фламандских натюрмортов. Его продают на месте, в музее.
О всех московских выставочных проектах 2024 года мы рассказали в отдельном обзоре.
Приглашаем читателей послушать авторские туры по Московскому Кремлю и Третьяковской галерее.
Московский Кремль с другого ракурса. Семейный тур: от мала до велика от WeGoTrip.
***
Аудиотур по шедеврам Третьяковской галереи с приложением WeGoTrip.
Вот, оказывается, какой секрет у красных башмачков на этикетке! А я думала, что за символ такой? А вот сами башмачки разглядела только на Вашей фотографии, на картине пропустила, не вглядывалась в неё.
Согласна с Вашим мнением о том, что выставка фламандских натюрмортов блестящая! Столько удивительных полотен показали! Радует, что супруги Мауергауз показывают свою коллекцию широкой публике. Их собрание хочется сравнить с Лейденской коллекцией Томаса Каплана. Конечно, оно скромнее, но мы теперь очень ограничены в возможностях видеть западное искусство.