Филипп Малявин – самобытный живописец начала XX века. Его картины представлены в лучших художественных музеях, в том числе в Венеции и в Париже. Выставка “Адепты красного” в Третьяковской галерее дала повод ближе познакомиться с работами мастера, действительного “адепта красного”.
За подробностями о жизни и творчестве Филиппа Андреевича Малявина мы обратились к соответствующей главе трёхтомника И.Долгополова “Мастера и шедевры”.
Филипп Малявин. Начало творческого пути
Филипп Андреевич Малявин родился в 1869 году в селе Казанка Самарской губернии. Сейчас оно находится в Оренбургской области. Рисовать будущий живописец начал очень рано. А в 1885 году пятнадцатилетний Филипп внял советам афонского монаха, который приехал в Казанку навестить родных, и отправился в Грецию постигать искусство иконописи.
Шесть лет провёл Малявин в монастыре святого Пантелеймона на Афонской горе. Выбраться оттуда помог случай. В 1891 году в монастырь приехал Владимир Александрович Беклемишев — известный скульптор академического толка, педагог. Он оценил этюды двадцатидвухлетнего Малявина и убедил его поступать в Академию художеств. Портрет своего покровителя Филипп Андреевич написал в 1910-е годы.
Позже Беклемишев писал о Ф.Малявине:
“Интересный юноша был Малявин… Одарённый недюжинным, пытливым умом, он вместе с тем в жизни был совершенно ребёнком. Приходилось всему учить его с азов.
Надо было отучать и от всех монастырских навыков…
…Быстрое соображение помогало ему по одному намёку понимать вопрос и делать свой вывод…”
В Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств Малявин учился в мастерской И.Е.Репина. На выставке “Адепты красного” представлен портрет Ильи Ефимовича кисти Малявина.
В Академии Малявин жадно и упорно учился – и живописи, и необходимым академическим наукам. В качестве дипломной работы молодой художник написал полотно “Смех”.
Ф.Малявин. “Смех”
Известно, что искромётное полотно “Смех” Филипп Малявин написал как конкурсную картину к окончанию Академии. На выставке можно видеть лишь небольшой эскиз полотна под названием “Бабы”. Он хранится в частной коллекции Владимира Чеканова.
Совет Академии картину провалил. Звание художника Малявин получил за портреты. Заграничной командировки молодой художник не удостоился.
Но были и другие мнения. Александр Николаевич Бенуа писал:
“Самое главное явление на выставке, и в чисто художественном отношении единственное, картины или, вернее, картина г.Малявина.
Слава Богу, на нём можно отдохнуть; вот, наконец, талант, не обутый в китайские башмачки, бодро и весело расхаживающий.
Честь и слава г.Репину и всей его системе, что он не заглушил этого пламени, также, как и раньше, уже не тушил пламени в Серове, Сомове, Бразе.
Что г.Малявину не дали заграничной поездки, меня вовсе не удивляет. Если посылают такую крупную бездарность, как г.Криволуцкий, или такого готового “пилоттиста”, как г.Шмаров, то совершенно логично и мудро не посылать такого истинно талантливого и столь нуждающегося в посылке художника, как г.Малявин”.
Не оцененный академиками “Смех” при содействии И.Е.Репина представили на Всемирной выставке в Париже в 1900 году. Европейская общественность была очарована. Холст получил гран-при и полотно немедленно купили итальянцы. Сейчас “Смех” – собственность Музея современного искусства Ка-Пезаро в Венеции.
Филипп Малявин. Портреты
Самым главным открытием на выставке “Адепты красного” для нас стали портреты кисти Ф.А.Малявина. В них – сила дарования мастера. Написаны они живо, точно. Смотришь на каждый портрет и кажется, что беседуешь с человеком с глазу на глаз. Среди них – лица покровителей и педагогов мастера В.Беклемишева и И.Репина.
Представлены портреты рано умершей сестры, отца. В основном, они написаны во время ученичества, в 1895-1900 годах. Много лет самым лучшим своим портретом Малявин считал работу “Старуха”.
Художник изобразил жительницу родного села Казанка, свою соседку Дарью Ивановну Татаринцеву.
Писал художник и портреты своих однокашников по учёбе – К.Сомова, И.Грабаря, А.Остроумову, А.Петрову-Тхоржевскую.
Художница Анна Остроумова (в замужестве Остроумова-Лебедева) училась вместе с Малявиным и впоследствии вспоминала, что видом он походил на монаха и был очень одарённым художником.
(Работы А.П.Остроумовой-Лебедевой часто включают в тематические показы в Музее русского импрессионизма. Прекрасный индустриальный пейзаж художницы мы видели на выставке “Журнал красивой жизни”.)
И.Э.Грабарь также оставил воспоминания о том, как Малявин написал его портрет.
“Однажды он принёс свой ящик с красками и, подойдя ко мне, попросил попозировать ему для портрета. Я только что укрепил на мольберте подрамник высокого и узкого формата с новым холстом, чтобы начать этюд натурщика. Малявин попросил у меня взаймы подрамник и в один сеанс нашвырял портрет, который произвел сенсацию в Академии. Портрет был закончен в один присест, и это так всех огорошило, что на следующий день сбежались все профессора смотреть его; пришёл и Репин, долго восхищавшийся силой лепки и жизненностью портрета».
Ф.Малявин. Русские бабы
С 1900-го года Ф.Малявин переселился жить в деревню в Рязанскую область. Там мастер и создал свою знаменитую тему русских крестьянок.
Грабарь, навестивший Малявина в его имении вспоминал:
“Когда я приехал, то застал его в мастерской вместе с четырьмя или пятью бабами, разодетыми в цветные сарафаны. Бабы ходили по мастерской, а Малявин быстро зарисовывал их движения в огромный альбом. Он рисовал большими обрубками прессованного мягкого грифеля который откуда-то выписал. Чиня грифель в виде острого плоского долотца, он одновременно мог проводить тончайшие линии и широкие жирные штрихи сочетая контурную манеру с живописными эффектами и светотенью. В то время он только начинал рисовать цветными карандашами – прием, впоследствии им доведённый до высокого мастерства”.
***
И.Э.Грабарь также писал о технике живописи Филиппа Малявина:
“На мольберте у него стояла законченная большая картина, изображавшая баб, а у стен стояло еще несколько холстов, также с фигурами баб. Владея хорошо рисунком и чувствуя форму, Малявин позволял себе роскошь таких фокусов и трюков, на которые немногие способны. Так, картина, которая стояла у него на мольберте – три толстолицых бабы, – была начата им без рисунка и без какой-нибудь наметки композиции, прямо красками по чистому холсту, притом с глаза одной из этих баб».
В книге И.Долгополова читаем:
“Его холсты сверкали буйными сплохами пунцовых, пурпурных, багряных красок.
Его полотна почти ничего не рассказывали. Девки, бабы в ярких сарафанах либо улыбчиво глядели на зрителя, либо плясали, либо просто о чём-то раздумывали”.
Ещё одна цитата из 2-го тома книги “Мастера и шедевры” И.Долгополова:
“В его произведениях и восторг, и печаль, и радость, и жуткие предчувствия.
Порою кажется, что, глядя на пылающие краски полотен Малявина, видишь затухающий громадный костёр. Ещё кое-где бушуют багровые языки пламени, но уже предвещают гибель огня розовые угли, тлеющие в самом сердце полыхающей стихии.
Гаснут пурпурные блики, темнеет багряный свет, и вот уже ночь готова вступить в свои права. Синие, изумрудно-зелёные, бирюзовые краски – холодные, рассветные – вступают в борьбу с пожаром”.
Полотно “Вихрь” Ф.Малявина
Одна из самых известных и впечатляющих работ Филиппа Андреевича Малявина называется «Вихрь».
Публика впервые увидела полотно в 1906 году на выставке «Союза русских художников». Оно произвело на зрителей ошеломляющее впечатление.
Газета “Новости дня” писала:
«Огромное малявинское полотно буквально ослепляет… Чем-то стихийным веет от этих могучих баб-богатырш, несущихся в вихре стремительной пляски. Словно сказочные героини старорусских былин, из хаоса восставшие дочери Микулы Селяниновича проносятся перед зрителем. Опьяняют яркие, горячие тона резких красок, также будто стремящихся в бешеном вихре одна за другой. Так приковывает к себе обозревателя могучий «Вихрь», что совершенно скрадываются перед ним остальные картины…».
***
Глядя на красный кричащий холст, мы не сразу понимаем, что на ней изображено. Огромное красочное полотно обрушивается на зрителя своей мощью и экспрессией. В нём всё смешалось и с первого взгляда мы не можем различить ни фигур, ни сюжета.
Чётко на полотне выделяются лишь лица танцующих. Платки, юбки, рубахи, подъюбники – все кружится, движется и хороводит. Кажется, что танец состоит из языков красного пламени и синевы водного потока. Чувствуется ветер от мощного движения и динамики, жар от разгоряченных бабьих тел.
Огромные раскрученные юбки занимают почти все пространство картины. Совсем немного места остается для пейзажа на заднем плане. Залихватское, вихрастое, красочное, даже бунтарское настроение веселого танца захватывает зрителя, передавая целую бурю эмоций, начиная от тревоги и заканчивая радостным счастьем движения.
Учитель Филиппа Малявина Илья Ефимович Репин писал:
«Вихрь» … восхитил меня… Вот символ жизни 905 и 906 годов! Вот она: бесформенная, оглушительная, звонкая как колокола и трубы, бунт красок… Еще издали вся картина кажется колоссальным кровавым потопом…».
Написание «Вихря» совпало с началом революции 1905 года. Но Филипп Малявин никак не хотел связывать свою картину с политическими событиями в стране и революционным угаром. Художник изобразил исполинскую силу людей и его мощную энергетику, огромную раскрытую душу и необузданный порыв. Но зная о времени написания картины, трудно не связать малявинский “Вихрь” с бунтом и выражением дикого нрава простого народа. Илья Репин также считал картину ответом на бунтарские настроения:
“…У нас в России гениальным представителем нового вида искусства я считаю Малявина. А самой яркой картиной революционного движения в России – его “Вихрь”, – писал маститый художник.
В двухминутном ролике я рассказала о картине “Вихрь”.
И.Э.Грабарь о технике Ф.Малявина
Снова обращаемся к воспоминаниям Игоря Грабаря о том, как Ф.Малявин добивался столь звучного красного цвета на своих холстах:
“Зная, что я много возился с технологиями красок, он просил меня дать ему какой-нибудь рецепт связующего вещества, поднимающего светосилу и интенсивность цвета – он собирался сам тереть краски. Я дал ему рецепт, главными составными частями которого были: венецианский терпентин и копаловый лак, предупредив его, что успех зависит от правильности дозировки: слишком большой перевес терпентина может сделать краску почти не сохнущей, поэтому его надо регулировать смолой-копалом, расплавленным в льняном масле».
Рецепт Грабаря понравился Малявину. Этим составом он стал выполнять все работы. Но Филипп Андреевич упустил из виду, что нужно соблюдать умеренность в добавлении терпентина. Из-за его переизбытка краски в полотне «Вихрь» вели себя особым образом. Слушаем Игоря Эммануиловича:
«Неумеренное количество венецианского терпентина, взятое Малявиным в связующем веществе, превратило красочное тесто этой картины в массу, до сих пор не затвердевшую, в жаркие летние дни распускающуюся и даже грозящую прийти в движение. Но яркость красок, их блеск действительно изумительный, оставляя далеко позади яркость простых масляных красок».
В эмиграции
В 1918 году Филипп Андреевич Малявин лишился своего имения. Через четыре года семья уехала в Париж.
В 1924 году мастер написал портрет русской балерины Александры Балашовой, который неведомыми путями оказался в музее Ханты-Мансийска.
В 1924 году в галерея Шарпантье показала парижанам выставку работ Малявина, её приурочили к 55-летию художника.
Свой автопортрет с иконами живописец написал в 1930-х годах. Он хранится в одном из частных собраний в Москве.
Скончался мастер в Ницце в 1940-м году. Перед этим в Брюсселе пережил арест нацистами и домой в Ниццу вернулся пешком. Расстояние между двумя городами – чуть больше 1000 километров. Вскоре после этого путешествия художник скончался.
Из чего получали красный цвет
В связи с тем, что Ф.Малявин использовал особые приёмы в изготовлении красок, считаем уместным добавить главу о том, как в древности получали этот пигмент.
В книге Мишеля Пастуро “Красный. История цвета” находим сведения о происхождении и ценности пурпура и кермеса. Оба этих красителя животного происхождения. Слово “пурпур” происходит от латинского названия моллюска “purpura”.
“Античный пурпур производился из секрета желёз некоторых моллюсков, обитающих у берегов Восточного Средиземноморья… Добывать этих моллюсков… – дело трудное. Их можно ловить только осенью и зимой… Самое главное – поймать и сберечь моллюска живым, потому что драгоценный сок он выделяет в момент смерти. Это секрет маленькой железы.., которую надо очень осторожно извлечь из раковины, чтобы не повредить. Собранный секрет приходится подвергать многоэтапной обработке… Вот почему пурпур стоит так дорого. К тому же для извлечения даже небольшого количества сока, надо собрать громадное количество раковин, а в процессе создания красящего вещества теряется до 80% сырья”.
***
В Средневековье красную краску научились добывать из минерального и растительного сырья.
“Благодаря рукописным и первопечатным книгам рецептов, а также лабораторным анализам мы хорошо знаем состав красок, которыми пользуются миниатюристы и живописцы позднего Средневековья и раннего Нового времени. Красных пигментов среди них много, но почти все они уже были в ходу в Древнем Риме: это киноварь (сульфид ртути, редкий и дорогой краситель), реальгар (сернистый мышьяк, нестойкий и еще более редкий, чем киноварь), сурик (получается путем нагрева свинцовых белил, используется очень часто) и применяемые главным образом для настенных росписей различные земли, богатые оксидами железа, либо красные от природы (гематит), либо становящиеся красными благодаря нагреву (желтая охра).
К перечню минеральных пигментов следует добавить и несколько пигментов растительного и животного происхождения. Это сандарак (красная смола, добываемая из плода одного североафриканского дерева), ротанг и красильные лаки (марена, кермес, сок кампешевого дерева), которые художники ценят весьма высоко, потому что они, как и земли, не блекнут на свету. В общем, можно сказать, что Средние века добавили к этому перечню всего один красный пигмент: это вермильон – искусственная киноварь, которую получают путём химического синтеза серы и ртути. Этот пигмент, столь же ядовитый, как и природная киноварь, впервые синтезировали в Китае, о нём знали арабские алхимики, а на Запад он попал в период от VIII до XI века. Вермильон даёт очень красивый оттенок красного, близкий к оранжевому, яркий и насыщенный, однако у него есть один недостаток: от длительного воздействия дневного света он чернеет”.
***
Из фотоматериалов, сделанных на выставке мы смонтировали небольшой музыкальный ролик.
Несколько полотен Филиппа Андреевича Малявина, включая его знаменитый “Вихрь” находятся на постоянной экспозиции в Третьяковской галерее. О том том, как ориентироваться в главном художественном музее мы рассказали в статье:
Третьяковская галерея. Экскурсии, билеты, маршрут
Удобно приобрести билеты в Третьяковскую галерею вместе с авторским аудиотуром по шедеврам коллекции.
Билет и аудиоэкскурсия в Третьяковскую галерею.
Параллельно с живописью Ф.Малявина на выставке “Адепты красного” представлено творчество Абрама Архипова. В этой же статье мы рассказали, по каким признаком можно различить картины Ф.Малявина и А.Архипова.
Сходили на «Адептов красного». У меня почему-то было предубеждение. Думала, это какая-то искусственная конструкция, слишком лобовая кураторская тема.
Вот ни разу! Конечно, лучше смотреть выставку с экскурсоводом, желательно, куратором. Но, думаю, и без экскурсии выставка бы впечатлила, бо очень хороша. Двух-с-лишним-часовая экскурсия это конечно роскошь погружения в материал.
Какие прекрасные художники… Много общего в биографиях, судьбах, но даже красный у них разного оттенка, интонации, содержания. Кураторы дают это почувствовать, умышленно объединяя в экспозиции одного из залов Малявина и Архипова.