Продолжаем публикацию отчёта путешественника Андрея aka Moreman Восточная Европа на автомобиле – 2. Начало здесь.
Восточная Европа на автомобиле – 2. Калининград
В Калининград приехали уже поздно, разместились в отеле «Дона» (пл. Маршала Василевского, 2, http://www.dona.kaliningrad.ru/).
Отель не слишком дешев, но комфортен, с высоким качеством обслуживания – рекомендую. Один из нас прибыл в Калининград по делам (т. е., заодно и в командировку 🙂 ), поэтому мы жили там, всего лишь доплатив за второго человека и завтрак. В здании отеля – ресторан Dolce Vita, один из самых шикарных и дорогих в городе (вышколенный персонал, шеф-повар испанец, собственная богатая коллекция вин и т.д.), поэтому туда мы не ходили… 😉
Калининград – сложный город… Его богатейшая история – постоянный предмет исследования и написания умных трактатов… Бывшее прусское поселение Тувангсте, бывший замок Тевтонского ордена Кёнигсберг, самый западный областной центр РФ… Кёнигсберг был основан как замок и оставался городом-крепостью вплоть до конца Второй мировой войны. Он постоянно разрушался в ходе различных военных действий (особенно сильно пострадал в 1944-45 годах), поэтому множество старинных оборонительных сооружений – форты и вальные обводы – находятся в разной степени сохранности.
Кстати, название отеля, в котором мы жили, никакого отношения к принятому в Италии обращению к женщине не имеет, а происходит от названия одной из оборонительных башен «Дер Дона» – она находится здесь же, на площади Маршала Василевского и в ней сейчас располагается музей янтаря.
Калининград. Грунтовые воды
Особенностью Калининграда является очень близкое к поверхности расположение грунтовых вод. До второй мировой войны немцами было построено множество гидротехнических сооружений для откачки и отвода воды, поэтому существовала возможность реконструкции и постройки тяжелых зданий. При наступлении советских войск эти сооружения были взорваны, а планы и чертежи всей системы (труб, акведуков, резервуаров) – увезены на запад или уничтожены. С тех пор, дома на большей части территории города подтоплены. Хозяин расположенного в старинном доме ресторанчика, куда мы зашли выпить пива, похвастался нам, что выгодно купил это помещение – «все подвалы сухие!».
Мы пообщались с человеком, который близко знаком с диггерами Калининграда. Этим ребятам есть чем заниматься – система подземных помещений очень развита. Но… большая часть, как уже сказал, затоплена, а другая… В-общем, в какой-то момент новой советской истории понаехали особисты-кегебешники и старательно законсервировали все ходы в подземелье – что-то заварили сваркой, что-то закрыли на замки, а что-то – просто взорвали… Но входов в подземелье Калининграда – множество, они расположены по всему городу:
Подходишь ближе – и в нос ударяет тяжелый затхлый запах.
Калининград. Экскурсия по городу
Нам удалось немного покататься по городу и увидеть, наверное, не более одной тысячной части его достопримечательностей (увидеть и описать ВСЕ – просто нереально, поэтому расскажу только о том, что видели сами).
Кафедральный собор — главная церковь Кёнигсберга и главный исторический символ Калининграда:
Находится в самом центре города – на острове Кнайпхоф. Построен около 1300 года. Во время бомбардировок 1945 года собор почти полностью выгорел. Когда начался пожар, местные сАветские власти запретили его тушить, и жители города пытались победить пожар своими силами – впрочем, безуспешно… Но старинные стены – остались… Теперь здесь расположен музейный комплекс.
Здесь же, у стены собора, находится могила известнейшего философа Иммануила Канта:
В Калининграде находится музей Мирового океана (набережная Петра Великого, 1), известный своей широкой экспозицией. Времени посетить его по полной программе у нас не было, поэтому просто погуляли по территории и посмотрели экспонаты, находящиеся на открытом воздухе: исследовательские суда «Витязь» и «Космонавт Виктор Пацаев», подводную лодку Б-413:
Также, в открытом доступе выставлены различные экспонаты, относящиеся к военно-морской тематике: шлюпки, гребные винты кораблей, торпеды, глубинные бомбы и др. – различных систем и годов выпуска.
К отмечавшемуся в 2005 году 750-летнему юбилею города были восстановлены Королевские ворота, когда-то бывшие частью второго вального обвода:
Новодел, конечно, но восстановлены очень аккуратно – воссоздан первоначальный облик.
По контрасту с новоделом – мрачные обшарпанные корпуса заброшенного завода:
Нам сказали, что где-то в глубине этой территории расположен завод пивоварни Ивана Таранова (сейчас известный под маркой «ПИТ»).
Еще, понравился обычай местных молодоженов: после бракосочетания жених и невеста вешают замок (на котором предварительно гравируются или просто пишутся имена брачующихся) на ограду моста, ведущего на остров Кнайпхоф. Замок закрывается, ключ торжественно выбрасывается в воду – согласно всеобщему мнению, таким образом молодожены неизбежно обретают счастье и вечную любовь… 🙂
Калининград для путешественника
Возвращаясь к теме автомобильных путешествий:
Дороги в Калининграде – не очень… )) Видимо, сказывается близость грунтовых вод… Но много ремонтов.
Чувствуется, что многие граждане не бедствуют – по количеству на душу населения 600-х Мерсов, 700-х БМВ и тому подобных Ленд Крюйзеров, думаю, Москва немного отстает… ))
И еще немного полезной информации:
Недавно в Калининграде открылся пивной ресторан (ул. Александра Невского, д. 124, сайта не знаю, ибо не до того было)). Варят свое собственное пиво, двух сортов. Недешево, но пиво и кухня достойны высшей оценки (чего стоит одна только копченая корюшка!). Весьма популярен у местных жителей, поэтому места нужно заказывать заранее, как оказалось – даже в будни (были там в понедельник вечером).
Средние цены на калининградских АЗС:
95: 21,85 руб., 92: 19,35 руб., ДТ: 19,80 руб.
5 мая, далеко за полдень, стартуем в сторону польской границы.
На окружной дороге – мост через реку, один пролет которого уходит в воду (так его взорвали еще в годы войны). Выглядел бы весьма внушительно, если бы не письмена местных неандертальцев:
(сорри за качество – снято через лобовое стекло, да еще и дождь пошел).
Восточная Европа на автомобиле – 2. Пограничный переход Багратионовск – Безледы
Предварительно попросили знакомых в Калининграде узнать наличие и размер очередей на погранпереходах с Польшей. Вариантов – всего два: Мамоново – Gronowo и Багратионовск – Bezledy. Телефон принес дурные вести: на первом – не просто засада, а огромная засада, посоветовали ехать однозначно через второй…
К границе подъехали в 18:10… Глазам предстала жуткая картина, а именно – огромное количество машин желающих побыстрее оказаться в Польше… Многочисленные переходы через польскую границу из Белоруссии (имею в виду «халяву» последнего года) расслабили, заставили забыть многочасовые приграничные бдения, настроили на всевечный оптимизм… Получите! В первом приближении, машин было около ста… Во втором, их оказалось намного больше… Подробнее: примерно следуя указателям, встал в левый из трех рядов (правый был обозначен для грузовиков, средний – не помню, а левый – вроде, для легковых). Как оказалось, я не заметил какой-то указатель, отправляющий легковушки в отстойник справа, а в нем было еще около 70 машин! Так, по наивному незнанию (честно!), я сократил время прохождения границы часа на два минимум. Когда заметил свою оплошность – испугался, что кто-то из погранцов заметит и отправит в конец очереди. Но обошлось…
Пропускная способность погранперехода удручала – приблизительно 25-30 машин в час. Наши работали с паузами, накапливая машины и пропуская их пачками. А поляки просто медленно и нудно пропускали по одной. Периодически, приблизительно каждую пятую машину отправляя в бокс углубленного досмотра… мы туда не попали. Зато видели, как тетушка на машине с российскими номерами, выехала от шлагбаума, стала парковаться у обменника (KANTOR) и, видимо, сильно обрадовавшись, метко сдавая задом, завалила знак парковки «Р». После чего была торжественно препровождена поляками в бокс углубленного досмотра… «Так бывает, не всем же везет…» Въехали в Польшу в десятом часу, затратив, таким образом, на прохождение границы более трех часов!
Восточная Европа на автомобиле – 2. Польский ночлег
Вопрос «где можно переночевать в Польше?» для меня лично подобен вопросу «где в Праге можно выпить вкусного пива?». По результатам многочисленных поездок через Польшу, и ночевок в ней, сделал окончательный вывод: ни одна из стран Восточной Европы и Балтии не сравнится с Польшей по количеству и многообразию мест для ночлега. Бронировать или искать что-то заранее, связывая себя необходимостью быть в определенном месте в определенное время – нет необходимости. Просто едешь по дороге и выбираешь. Первое же попавшееся место удовлетворит вас в 80% случаях, второе – в 95% (цифры, конечно, условные).
Ориентироваться можно по придорожным надписям и указателям, выбирайте любой: HOTEL, MOTEL, ZAJAZD – не путайте со словами WJAZD и WYJAZD, которые обозначают въезд и выезд (соответственно) какой-нибудь придорожной территории, типа АЗС. Кроме того, есть еще NOCLEGI, POKOJE (иногда с надписью WOLNE, т.е., свободно), а со стороны германской границы – ZIMMER (то же самое, только по-немецки).
Однако смеркалось, поэтому, отъехав от границы километров 50, мы решили искать ночлег. Первое же попавшееся место нас… не удовлетворило. Хороший добротный комплекс с рестораном и отелем. Стоимость номера – 80 Евро за ночь. Охотно верю – было за что, так как даже официанты в ресторане были во фраках и носили галстук-бабочку и перчатки.
Не доезжая 11 км до Dobre Miasto, слева обнаружился чудесный двухэтажный деревянный отельчик: Lesna Karczma u Kucha. Здесь мы и остановились. Насколько понял, кроме нас, других постояльцев не было. 80 злотых за двоих за ночь, ужин 45 злотых – хозяйка приготовила нам его сама, а под хорошую закуску, с устатку, мы жахнули по две водочки. Кстати, местные фляки заняли первое место в нашем личном топе. Утром, заплатив за добрый завтрак 25 злотых, покатили по Польше в юго-западном направлении.
Восточная Европа на автомобиле – 2. Польша. Автопутешественнику на заметку
Про перемещение по Польше рассказывать не хочется – все, как обычно: двухполосные дороги, населенные пункты, фуры (но немного).
Стоимость бензина на АЗС:
95: 4,25 злотых, ДТ: 3,59 злотых.
Olsztyn-Torun-Gniezno-… (пересекая под мостом трассу А2, представил, как быстро и вольно мчатся по ней автомобили, и грустно вздохнул)…
А дальше… Дальше возникла заминка. Если помните, в это время проходил ЧМ по хоккею, и в этот вечер Россия играла с Белоруссией. И залезла нам в головы блажь – не только обязательно посмотреть этот матч, но и сделать это непременно под чешское пиво.
Почти моментально было принято решение по изменению маршрута (изначально хотели сразу заехать в Дрезден). Сваливаемся через остаток Польши на юг, через Legnica и Kamienna Gora, влетаем в Чехию по направлению на Trutnov, проезжаем через маленький городок Жацлерж (Žacléř) и наконец-то находим нашу любимую «Бабу Ягу». На первый период опоздали, но под свежий «Гамбринус» (21 Крона! %) россияне все-таки выиграли… (жаль, я вообще-то болел за Белорусов 🙁 ).
Восточная Европа на автомобиле – 2. Чехия
Надо сказать, эти места – не что иное как Крконошский народный парк.
В феврале этого года мы тут проезжали, и запомнили это место. Здесь находятся шикарные горнолыжные курорты, куда приезжает и отдыхает пол-Европы.
Чешский ночлег. “Баба-Яга”
«Баба-Яга» – небольшое и очень уютное заведение с номерами для проживания и рестораном:
Здесь и переночевали. Цены – весьма божеские: 300 крон за ночь с человека, с завтраком – 350 крон (видимо, сказывается отсутствие постояльцев – не сезон). Запомнилась девушка-официантка с учебником голландского языка – зимой здесь очень много голландцев.
Координаты: www.baba-jaga.cz. Еще нам дали чешский телефон: 499 735 129, но говорят ли там по-русски, или хотя бы, по-английски – не уверен.
Оформление заведения – достойное в высшей степени. Тому, кому нравится стиль «кантри», с присутствием всякой нечисти, начиная, собственно, с самой Бабы-Яги, здесь обязательно понравится. Подобных заведений здесь несколько, но если решите поехать и покататься на лыжах или борде – бронируйте места глубоко заранее: зимой здесь все заполнено. Сейчас склоны были покрыты свежей зеленой травкой, поэтому оборудование и подъемники смотрелись несколько нелепо и неприкаянно.
На следующий день подышали природой, пообедали и поехали в Дрезден – через Польшу… На границе в обменнике (SMĚNÁRNA / KANTOR) заранее пытались поменять наличные Евро на кроны – все равно возвращаться в Чехию. Но курс был не слишком хорошим (1 € = 25 CZK), поэтому поменяли немного.
Восточная Европа на автомобиле – 2. Опять Польша
По Польше проехали по дороге 369-367-3: Jelenia Gora – Luban – Zgorzelec. В районе Згоржельца произошел забавный случай. Незадолго до поездки куда-то продевали колпак с переднего правого колеса. И уж очень мне данный факт мешал наслаждаться жизнью – все-таки, страну представляю. А в Польше – ну очень много всяческих автомобильных разборок. Вот и хотелось заглянуть на одну из них, чтобы подобрать если не такой же, то похожий по рисунку колпак.
Бывалые путешественники знают – если «встал на трассу», то очень трудно себя заставить остановиться где-нибудь даже на 5 минут. Так и я – проехал полтора десятка разборок, но перед самой Германией решился. Заезжаю во двор очередной разборки – и объясняю подошедшим полякам – что мне нужно. Неподалеку – несколько куч колпаков (разобраны по размерности колес) разного рисунка и степени поцарапанности. Не проблема, иди выбирай. Выбрал тоже 15”, но другого рисунка… спрашиваю по-чешски: «Колико то стое?». Ответ просто подкосил: 30 Злотых. Если не ошибаюсь, это около 7-8 Евро. Кто-то хочет купить один б/ушный поцарапанный колпак за 360 рублей…? А чего, он же оригинальный, фирменный… Когда уже садился в машину, цена упала до 20 злотых. Нафиг… Так и ехали всю дорогу без колпака – до самой Москвы… 🙁 Это я к тому, что слишком уж домовитыми бывают эти поляки, халава здесь не пройдет… 🙁
Восточная Европа на автомобиле – 2. Германия
Вышли на автобан Е40. На границе с Германией его достраивают, первые несколько километров ремонт – противоположные потоки идут по одной стороне:
А дальше – обычный немецкий автобан. За скоростью не гонюсь, моя предпочитаемая крейсерская скорость – 120-130 км/ч. Меньше – медленно едешь, больше – сильнее устаешь и расход бензина взлетает к небесам…
В Дрездене немного заплутал, даже с навигатором, поэтому сделал вид, что просто катаю жену по городу… 😉 Здесь у нас был предусмотрен легкий шоппинг, надо было кое-что прикупить – и все. Оставили машину на парковке, расценки такие:
До 20 минут – 0,5 €
До 1 часа – 1,5 €
До 24 часов – 6 €
Немецкого не знаю, но пользование паркоматом интуитивно понятно. Если бросить в паркомат какую-нибудь промежуточную сумму – разрешенное время парковки будет рассчитано пропорционально. Мы бросили 4 € и смогли оставить машину на 3 часа:
Еще раз подтверждаю – не все банкоматы в Германии принимают карты! Разменивать мелочь тоже никто не торопится – ни местные жители, ни магазинчики с ресторанчиками. Поэтому, лучше все-таки иметь немного наличных, включая монетки.
Восточная Европа на автомобиле – 2. Опять Чехия. Автопутешественнику на заметку
Из Дрездена, по автобану Е55 едем обратно в Чехию. Судя по указателям, мы уже въехали, дорога платная, «налепки» – нет, магазинов, чтобы ее купить – тоже… Только через несколько км справа останавливаемся на АЗС Agip. Сразу отмечаю, что бензин очень дорогой:
92: 26,80 CZK, 95: 26,90 CZK, 98: 28,90 CZK, ДТ: 25,70 CZK
Опять подтвердился тезис: на трассе топливо значительно дороже! Если есть возможность – лучше заправляться заранее, в городах или на второстепенных дорожках – цены реально ниже (в качестве сравнительного примера – цены на маленькой АЗС на дороге 16, у границы с Польшей: 92: 24,40 CZK, 95: 24,90 CZK, ДТ: 24,40 CZK)
Стоимость «налепок» в Чехии не изменилась:
1 неделя – 220 CZK, 1 месяц – 330 CZK, 1 год – 1000 CZK
(Эти цены не меняются уже года 4 точно. Нам бы такую финансовую стабильность!)
По идее, автобан Е55 (в Чехии – дорога номер 8) идет от Дрездена до Праги. Только вот, недостроенным уже который год остается участок километров 30 в районе Ústí nad Labem. Его можно проехать по дороге 8, а можно – по дороге номер 30. Мы всегда выбираем второй вариант – эта дорога идет вдоль реки Лабы, окрестности здесь очень живописны.
Дальше дорога опять превращается в настоящий автобан, поэтому мчимся по нему с максимально разрешенной скоростью 130 км/ч до самой Праги.
Восточная Европа на автомобиле – 2. Прага
Ах, Прага… 🙂 По этому городу я начинаю скучать сразу, как только уезжаю из него… Не в силах «великий и могучий», как бы богат на эмоции и слова он ни был, описать мое отношение к этому городу. По нему я готов бродить долго, если не вечно, включая и те места, где только недавно был или, казалось бы, уже все знаю.
Вот и сейчас, не успев приехать, мы отправились на Вышеград. Прямо у одноименной станции метро – знаменитый Нусельский мост:
Прага. Нусельский мост
Не могу не поделиться тем, что узнал об этом мосте. Начиналось все вполне невинно – мост построили в 1973 году (тогда он назывался мостом Клемента Готвальда) сразу же с расчетом на то, что в тоннеле под автомобильной дорогой, в нижней части моста, будут ходить трамваи – сейчас там проходит линия метро. Сразу после постройки мост проверили на прочность, загнав на него 66 танков.
Мост соединяет районы Праги, расположенные на двух холмах, и имеет высоту по центру 42 метра. Говорят, что в этой долине, почти под самым мостом, жил писатель Ярослав Гашек. Но слава у моста недобрая, его второе название – «мост самоубийц». За годы его существования здесь пытались покончить с собой около 350 человек. В 1990 году над перилами была установлена металлическая сетка высотой 2,7 метра, но проблему это не решило. Недавно установили дополнительную защиту в виде скользкого стального листа, загнутого таким образом, что залезть на него практически невозможно. Это заграждение было испытано профессиональным альпинистом – сделав десять попыток, он не смог его преодолеть. Исчезнет ли дурная слава моста – посмотрим…
Прага пунктирно
Костел Святых Петра и Павла, построенный в 1080 году и расположенный там же, на Вышеграде – прекрасен…
Вообще, рассказывать о Праге – дело не совсем благодарное, это можно делать часами, сутками, годами… Просто приведу несколько фотографий – что видели во время прогулки.
Вы думаете, это костел или замок…?
Нет, это родильный дом… 🙂
Вот таких красавцев-шотландцев мы увидели в самом центре:
Килты, надо полагать, настоящие… 🙂
Гуляя на Малостранской, вспомнили, что сегодня, 8 мая, чехи отмечают День окончания второй мировой войны… и действительно – отмечают. На площади организован небольшой митинг. На почетном месте, возле памятника – ветераны:
В строю гостей был замечен подполковник российской армии – видимо, пригласили в гости, на торжество:
Росточка подполковник небольшого – стало немного обидно, неужели не нашли кого-нибудь, более представительного…? 😉
Пругоницы
На следующий день поехали в Пругоницы (Průhonice), пригород Праги. Какой же там замечательный парк! Те, кто там был – подтвердят, а кто не был… Неужели, там еще кто-то не был? )) Входной билет стоит 40 CZK.
Начало мая, природа цветет и пахнет. Деревья и цветочки – как на открытках:
Недалеко от входа в парк – наша любимая ресторация «U Bezoušků»). Отличная кухня, варят свое пиво, два сорта. То, что поплотнее («Весела Шестнадцтка») – на любителя, но вот «Безушовска дисетка» плотно сидит в моем персональном «топ 10» ))
Кстати, при ресторации есть пенсион, так что, переночевать или пожить там – не проблема.
На время прогулки по парку или обеда, автомобиль можно оставить на парковке прямо перед входом в парк, или на любой парковке поблизости, но все они платные. Выдаю тайну: в 10 метрах от ресторации – здание полиции, во дворе парковка не только имеется, она еще и бесплатна! Главное – случайно не занять специально выделенные места для полицейских машин (они размечены).
Восточная Европа на автомобиле – 2. Западная Чехия
Прага хороша, но пора двигаться за новыми открытиями. В этот раз решили исследовать самый запад Чехии – там еще не доводилось быть: Марианские и Франтишковые Лазни, Хеб, Ходова Плана. Выдвигаемся по дороге номер 5/Е50 в сторону Пльзеня. В очередной раз отмечаю, что на трассах бензин дороже:
95: 27,90 CZK, ДТ: 26,80 CZK, LPG: 12,50 CZK
Пролетаем мимо Пльзеня, у Острова сворачиваем на дорогу номер 21. По времени, рассчитываю, что до темноты должны подъехать к первому из интересующих нас объектов – Ходова Плана (Chodová Plana). Интересует он нас, во-первых, продукцией местного семейного пивовара – пивом «Ходовар», во-вторых – рестораном «В скале» («Ve skále»).
Здесь, наверное, во второй раз в жизни, сталкиваемся с проблемой – места во всех ближайших отелях и пенсионах – заняты…! Выходные, много туристов. Объездили все окрестные деревеньки – ну нет мест…!
Чехия. Придорожный ноллег
Прямо на дороге, проходящей через Ходову Плану, стоит отель «U sladka» (вроде как, честные три звезды) – там места есть, но платить 1800 крон за ночь как-то не хотелось. Вдвоем в одноместный номер нас тоже не пустили… 🙁 В общем, искали ночлег довольно долго, нашли места только в мотеле, в 10 км от Ходовой Планы в сторону Марианских Лазней. Как совместить обед с пивом в ресторане и дорогу на машине до мотеля – легко! Договариваемся с женой «по-братски»: сегодня вечером пью я, она везет меня в мотель. Завтра утром – наоборот, я привожу ее сюда на завтрак. Ресторан «Ve skále» находится в 300 метрах за отелем «U sladka» – найти легко.
Несмотря на толпы туристов, прежде всего – немцев, коих тут бродят толпы (еще бы, на дешевых кроновых, а не евровых ценах!), ресторан хорош. Оригинален и колоритен, так как расположен в вырубленных в скале галереях, одним концом примыкающих к заводу, где раньше в бочках дозревало пиво. Галереи – длинные и темные коридоры:
Первый пивовар был заложен здесь аж в XII веке! По преданию, собака по кличке Альби нашла здесь родник, который и стали использовать для варки пива – сейчас эта собачка является символом пивовара. На заводе варят три вида пива, очень неплохого. На словах не описать – пробовать надо. С недавних пор здесь же можно попробовать необычный вид спа – купание в пивной ванне… Думаю, трудно придумать более бесполезное или, лучше сказать, бездарное применение благородному напитку…
Был вечер 9-го Мая… В конце застолья, под воздействием выпитого пива, мое отношение к сидящим рядом немцам немного изменилось, георгиевская ленточка на моем рюкзаке засияла недобрым светом. Хотелось уже было учинить дискуссию на тему «кто здесь вообще-то победитель», но жена вовремя увезла… 🙁
Ночевали в мотеле «LUXOR». Его адреса или сайта у меня нет, поэтому даю GPS-координаты: 12О40’10” E 49О57’08” N
Мотель приятный – россыпь маленьких деревянных бунгало в сосновом лесу. Работает круглосуточно. Есть отдельная стоянка для кемперов и палаток.
Парнишка-администратор в баре играл на гитаре, охмуряя местных девчонок, а мы периодически прерывали его просьбами «просиим, еште водка двукрат»… Выпили по три стопки – за День Победы, за дедов и за память.