Музей “Дом Черепановых”

1
811
Музей "Горнозаводской Урал"

Музей “Дом Черепановых” в Нижнем Тагиле занимает особняк первой трети XIX века. В прошлом этот дом принадлежал Мирону Ефимовичу Черепанову. В 1867 году заводская контора Выйского медеплавильного завода купила дом у его сына под квартиры для служащих.

Музей "Дом Черепановых"
Дом Черепановых

При советской власти его нещадно использовали под жильё и конторы, пока он не пришёл в упадок. В 80-е годы прошлого века обветшавший особняк передали музею “Горнозаводской Урал”. Реставрация шла добрых 20 лет, но теперь это один из интереснейших музеев Нижнего Тагила. В нём можно увидеть уникальные творения уральских мастеров.

Макеты старинных зданий Нижнего Тагила

Начнём с деревянных макетов выдающихся зданий города. Наш современник, преподаватель черчения Демидовского колледжа Иван Треноженко воссоздал в дереве чуть ли не весь старинный Нижний Тагил. В музее есть несколько его работ. В их числе – здание горнозаводской конторы

и разрушенная в советское время Выйско-Никольская церковь. Она служила усыпальницей Демидовых.

Музей “Дом Черепановых”. Астрономические часы

Уникальные артефакты находятся на втором этаже. В первую очередь обратим внимание на астрономические часы. Их создал выдающийся изобретатель Егор Григорьевич Кузнецов (Жепинский).

Музей "Дом Черепановых"
Портрет Егора Кузнецова-Жепинского

Егор Григорьевич придумал множество механизмов для облегчения труда горняков и повышения качества продукции. В их числе рудоподъемная и водоотливная машины, ножницы для резки металла, водяная плющильная машина или, говоря современным языком, прокатный стан. Почти всю свою жизнь Егор Кузнецов был крепостным Демидовых. Он потратил 20 лет жизни – с 1755 по 1775 годы – чтобы построить уникальные астрономические часы.

Музей "Дом Черепановых"
Астрономические часы Егора Кузнецова

Часы состоят из двух частей. На лицевой стороне мастер поместил циферблат часов, стрелочный календарь, окошки для показа положения солнца и фаз луны. Под циферблатом часов мастер расположил святцы. В особом окошке появляется имя святого, чей праздник отмечают в этот день.
Вторую часть часов называют театральной. Это модель молотовой фабрики с кузнецом, горном, молотом и наковальней. Когда часы начинали бить, фигурка кузнеца брала заготовку железа и клала её на наковальню.
Музей "Дом Черепановых"
Мои фото получились не очень подробными, поэтому я позаимствовал фотографию с сайта музея.

Астрономические часы Егора Кузнецова-Жепинского

Мастер сделал уникальные часы в надежде, что Никита Акинфиевич Демидов даст ему “вольную”. Но тот боялся потерять ценного работника и “вольной” не дал. В награду Демидов выкупил кузнецовские часы за большие деньги. До середины XIX века они украшали здание заводоуправления. А в 40-х годах ХХ века их нашли в куче металлолома, предназначенной на переплавку. Долгое время часы стояли в музее без гирь и маятника. В 90-е годы их отрестарвировали. Сейчас кузнецовские часы находятся в отличном состоянии.

Музыкальные дрожки

После неудачи с часами Егор Кузнецов принялся за следующую “игрушку”. Он потратил на неё 16 лет с 1785 по 1801 год. Мастер задумал сделать “музыкальные дрожки” – конную повозку с верстомером и органом.

Музыкальные дрожки Егора Кузнецова в Эрмитаже. Фото с сайта нижнетагильского музея.

Верстомер стал прообразом современного одометра – прибора, который есть в каждом автомобиле. Егор Кузнецов задумал подарить дрожки императору Павлу I, но не успел. Тот был убит заговорщиками в марте 1801 года, а мастер приехал на дрожках в Петербург в ноябре. Александр I подарок принял и в 1804 году Кузнецова с семьёй освободили от крепостной зависимости. На следующий год мастер умер. Музыкальные дрожки поместили в Конюшенный музей. В советское время его закрыли и дрожки оказались в Эрмитаже.

В доме Черепановых находится макет музыкальных дрожек. Их сделал уже знакомый нам мастер Иван Треноженко.
Музей "Дом Черепановых"

Ефим и Мирон Черепановы. “Сухопутный пароход”

Немалая часть экспозиции посвящается создателям первого российского паровоза Ефиму и Мирону Черепановым. Портреты отца и сына написал неизвестный художник. Долгое время они хранились в семье Черепановых и их наследников Гуляевых. После войны Гуляевы передали их в Эрмитаж. Копии портретов написали художники Бувалец и Моисеенко в 1986 году.

Музей Дом Черепановых
Портрет Ефима Черепанова. Копия с картины XIX века
Музей Дом Черепановых
Портрет Мирона Черепанова. Копия с картины XIX века

Достижения Черепановых в первую очередь связаны с активной деятельностью Фотия Ильича Швецова. Именно он подвигнул отца и сына заниматься не только прямыми обязанностями, но и созданием новых механизмов. Ефим Черепанов в 1824 году сконструировал паровую машину мощностью примерно в одну лошадиную силу. По рекомендации Швецова Мирон и его двоюродный брат Аммос Черепанов побывали в Англии и увидели первый в мире паровоз. Ефим и Мирон не изобрели паровоз. Они построили первый паровой локомотив в России. Их аппарат получился более совершенным, чем английский. Черепановым удалось сделать реверс, которого не было на “Локомоушн” Джорджа Стефенсона.

Музей Дом Черепановых
Аммос Черепанов. Чертёж первого “сухопутного парохода”

Мирон Ефимович при помощи отца Ефима Алексеевича построил первый “сухопутный пароход” в 1834 году. У первого паровоза были разные по диаметру колёса: задняя ведущая пара больше, чем передняя бегунковая. Так его изобразил на чертеже 1834 года Аммос Черепанов – племянник Ефима Алексеевича.

По этому чертежу в 80-е годы прошлого века тагильский моделист Токарев сделал модель в масштабе 1:10.
Музей Дом Черепановых
Позже Мирон Черепанов построил второй вариант паровоза. Его легко отличить по колесным парам одинакового размера.
Музей Дом Черепановых
Макет первого “сухопутного парохода” в масштабе 1:1 стоит в саду дома Черепановых.
Музей Дом Черепановых
А у историко-краеведческого музея находится макет второго паровоза.
Музей "Горнозаводской Урал"

Музей “Дом Черепановых”. Мемориальные вещи Черепановых

Ефим Алексеевич и Мирон Ефимович имели личные печати главного механика Нижнетагильских заводов. Они сделаны из яшмы, а на овальном основании выгравированы инициалы и фамилия “Черепановъ”.
печать из яшмы Черепановых
Особую ценность представляет серебряная ваза в стиле ампир французской работы. Демидовы преподнесли эту вазу Ефиму Черепанову в 1841 году за год до его смерти. На дне чаши выгравировали надпись:

ЕФИМУ АЛЕКСЪЕВИЧУ ЧЕРЕПАНОВУ. Устроенiе паровой машины на рудникахъ и заводахъ нижнетагильскихъ 1824-го года

Музей Дом Черепановых

Легенда о велосипеде Артамонова

В центре зала стоит велосипед. С ним связана легенда об очередном “первенстве России” в общемировом масштабе. Речь идёт об “изобретателе” велосипеда Артамонове.

Декоративная скульптура Артамонова с улицы Вайнера в Екатеринбурге

Велосипед из дома Черепановых очень напоминает модель “паук”. Такие велосипеды с огромным передним колесом появились в Англии в 70-х годах XIX века. Иногда их называли костотрясами. Пневматических шин тогда ещё не было. Ездить на таких велосипедах было очень некомфортно – все кости растрясёшь.

По легенде, в 1801 году мастер Артамонов сделал велосипед и доехал на нём из Нижнего Тагила аж до Санкт-Петербурга. Давайте вспомним, что именно в 1801 году Егор Кузнецов совершил такое путешествие на музыкальных дрожках. Откуда взялся Артамонов и был ли он вообще – неясно. Однако в СССР культивировалось утверждение, что первый велосипед сделали в России за 30 лет до появления их в Европе. В очередной период “патриотизьма” эта легенда попала в Большую Советскую Энциклопедию 1950-51 годов.

Музей "Дом Черепановых"
В конце ХХ века исследователь железных дорог профессор Виктор Семенович Виргинский, доктор наук Григорий Николаевич Лист, внук промышленника Густава Листа и сотрудники Нижнетагильского музея доказали, что легенда об Артамонове несостоятельна. Нет никаких фактов, говорящих о его существовании. В 1987 году году провели сравнительный анализ двух образцов железа: фрагмента колеса “артамоновского велосипеда” и демидовской продукции рубежа XVIII-XIX веков. Велосипедная сталь оказалась изготовлена по бессемеровскому методу в 70-х годах XIX столетия.

Музей Горнозаводской Урал
Велосипед якобы Артамонова

Кабинет Ивана Фёдоровича Макарова

В следующем зале реконструировали кабинет Ивана Фёдоровича Макарова. По рекомендации Черепанова Николай Никитич Демидов отправил способного юношу учиться в Вену. По возвращении Макаров активно совершенствовал технологические процессы, за что и получил “вольную” в 1840 году. Макаров работал вместе с Фотием Ильичом Швецовым над технологией литья стали и другими металлургическими процессами.

На столе лежат различные инструменты: логарифмическая линейка, циркуль и аршин. Рядом стоит чернильница и лежат книги на русском и иностранных языках. Над столом висит портрет Николая Никитича Демидова.
Музей "Горнозаводской Урал"
Правее видны телескоп и напольные часы “германской работы”. Они вряд ли стояли в кабинете – ведь их ежечасный бой мешал инженеру сосредоточиться.

Музей “Дом Черепановых”. Интересные артефакты

В зале есть и шестигранный столик. Три его ножки скрепляет металлическое кольцо. По семейному преданию он принадлежал самим Черепановым. Изобретатели пили за ним чай в этом самом доме.
стол Черепановых
В доме Черепановых есть ещё масса интересного: макеты железной дороги,
макеты железной дороги,
старинные телефоны, ручная телефонная станция и многое другое.

Музей “Дом Черепановых” вызвал наибольший интерес из всех экспозиций Нижнего Тагила. Настоятельно рекомендуем заказывать экскурсию. Благодаря рассказу научного сотрудника мы узнали массу интереснейших фактов о Кузнецове, Черепановых и мифическом Артамонове.

Кроме дома Черепановых, рекомендуем заглянуть в музеи Демидовская дача, Горнозаводской Урал и подняться на Лисью гору.

Text.ru - 100.00%

Поделиться в

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Сколько удивительного для себя узнала из Вашей статьи! Оказывается, Черепановы – это отец и сын, а про Артамонова – очередные сказки. Спасибо!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь