Музей “Дом Черепановых” в Нижнем Тагиле занимает особняк первой трети XIX века. В прошлом этот дом принадлежал Мирону Ефимовичу Черепанову. В 1867 году заводская контора Выйского медеплавильного завода купила дом у его сына под квартиры для служащих.
При советской власти его нещадно использовали под жильё и конторы, пока он не пришёл в упадок. В 80-е годы прошлого века обветшавший особняк передали музею “Горнозаводской Урал”. Реставрация шла добрых 20 лет, но теперь это один из интереснейших музеев Нижнего Тагила. В нём можно увидеть уникальные творения уральских мастеров.
Макеты старинных зданий Нижнего Тагила
Начнём с деревянных макетов выдающихся зданий города. Наш современник, преподаватель черчения Демидовского колледжа Иван Треноженко воссоздал в дереве чуть ли не весь старинный Нижний Тагил. В музее есть несколько его работ. В их числе – здание горнозаводской конторы
и разрушенная в советское время Выйско-Никольская церковь. Она служила усыпальницей Демидовых.
Музей “Дом Черепановых”. Астрономические часы
Уникальные артефакты находятся на втором этаже. В первую очередь обратим внимание на астрономические часы. Их создал выдающийся изобретатель Егор Григорьевич Кузнецов (Жепинский).
Егор Григорьевич придумал множество механизмов для облегчения труда горняков и повышения качества продукции. В их числе рудоподъемная и водоотливная машины, ножницы для резки металла, водяная плющильная машина или, говоря современным языком, прокатный стан. Почти всю свою жизнь Егор Кузнецов был крепостным Демидовых. Он потратил 20 лет жизни – с 1755 по 1775 годы – чтобы построить уникальные астрономические часы.
Часы состоят из двух частей. На лицевой стороне мастер поместил циферблат часов, стрелочный календарь, окошки для показа положения солнца и фаз луны. Под циферблатом часов мастер расположил святцы. В особом окошке появляется имя святого, чей праздник отмечают в этот день.
Вторую часть часов называют театральной. Это модель молотовой фабрики с кузнецом, горном, молотом и наковальней. Когда часы начинали бить, фигурка кузнеца брала заготовку железа и клала её на наковальню.
Мои фото получились не очень подробными, поэтому я позаимствовал фотографию с сайта музея.
Мастер сделал уникальные часы в надежде, что Никита Акинфиевич Демидов даст ему “вольную”. Но тот боялся потерять ценного работника и “вольной” не дал. В награду Демидов выкупил кузнецовские часы за большие деньги. До середины XIX века они украшали здание заводоуправления. А в 40-х годах ХХ века их нашли в куче металлолома, предназначенной на переплавку. Долгое время часы стояли в музее без гирь и маятника. В 90-е годы их отрестарвировали. Сейчас кузнецовские часы находятся в отличном состоянии.
Музыкальные дрожки
После неудачи с часами Егор Кузнецов принялся за следующую “игрушку”. Он потратил на неё 16 лет с 1785 по 1801 год. Мастер задумал сделать “музыкальные дрожки” – конную повозку с верстомером и органом.
Верстомер стал прообразом современного одометра – прибора, который есть в каждом автомобиле. Егор Кузнецов задумал подарить дрожки императору Павлу I, но не успел. Тот был убит заговорщиками в марте 1801 года, а мастер приехал на дрожках в Петербург в ноябре. Александр I подарок принял и в 1804 году Кузнецова с семьёй освободили от крепостной зависимости. На следующий год мастер умер. Музыкальные дрожки поместили в Конюшенный музей. В советское время его закрыли и дрожки оказались в Эрмитаже.
В доме Черепановых находится макет музыкальных дрожек. Их сделал уже знакомый нам мастер Иван Треноженко.
Ефим и Мирон Черепановы. “Сухопутный пароход”
Немалая часть экспозиции посвящается создателям первого российского паровоза Ефиму и Мирону Черепановым. Портреты отца и сына написал неизвестный художник. Долгое время они хранились в семье Черепановых и их наследников Гуляевых. После войны Гуляевы передали их в Эрмитаж. Копии портретов написали художники Бувалец и Моисеенко в 1986 году.
Достижения Черепановых в первую очередь связаны с активной деятельностью Фотия Ильича Швецова. Именно он подвигнул отца и сына заниматься не только прямыми обязанностями, но и созданием новых механизмов. Ефим Черепанов в 1824 году сконструировал паровую машину мощностью примерно в одну лошадиную силу. По рекомендации Швецова Мирон и его двоюродный брат Аммос Черепанов побывали в Англии и увидели первый в мире паровоз. Ефим и Мирон не изобрели паровоз. Они построили первый паровой локомотив в России. Их аппарат получился более совершенным, чем английский. Черепановым удалось сделать реверс, которого не было на “Локомоушн” Джорджа Стефенсона.
Мирон Ефимович при помощи отца Ефима Алексеевича построил первый “сухопутный пароход” в 1834 году. У первого паровоза были разные по диаметру колёса: задняя ведущая пара больше, чем передняя бегунковая. Так его изобразил на чертеже 1834 года Аммос Черепанов – племянник Ефима Алексеевича.
По этому чертежу в 80-е годы прошлого века тагильский моделист Токарев сделал модель в масштабе 1:10.
Позже Мирон Черепанов построил второй вариант паровоза. Его легко отличить по колесным парам одинакового размера.
Макет первого “сухопутного парохода” в масштабе 1:1 стоит в саду дома Черепановых.
А у историко-краеведческого музея находится макет второго паровоза.
Музей “Дом Черепановых”. Мемориальные вещи Черепановых
Ефим Алексеевич и Мирон Ефимович имели личные печати главного механика Нижнетагильских заводов. Они сделаны из яшмы, а на овальном основании выгравированы инициалы и фамилия “Черепановъ”.
Особую ценность представляет серебряная ваза в стиле ампир французской работы. Демидовы преподнесли эту вазу Ефиму Черепанову в 1841 году за год до его смерти. На дне чаши выгравировали надпись:
ЕФИМУ АЛЕКСЪЕВИЧУ ЧЕРЕПАНОВУ. Устроенiе паровой машины на рудникахъ и заводахъ нижнетагильскихъ 1824-го года
Легенда о велосипеде Артамонова
В центре зала стоит велосипед. С ним связана легенда об очередном “первенстве России” в общемировом масштабе. Речь идёт об “изобретателе” велосипеда Артамонове.
Велосипед из дома Черепановых очень напоминает модель “паук”. Такие велосипеды с огромным передним колесом появились в Англии в 70-х годах XIX века. Иногда их называли костотрясами. Пневматических шин тогда ещё не было. Ездить на таких велосипедах было очень некомфортно – все кости растрясёшь.
По легенде, в 1801 году мастер Артамонов сделал велосипед и доехал на нём из Нижнего Тагила аж до Санкт-Петербурга. Давайте вспомним, что именно в 1801 году Егор Кузнецов совершил такое путешествие на музыкальных дрожках. Откуда взялся Артамонов и был ли он вообще – неясно. Однако в СССР культивировалось утверждение, что первый велосипед сделали в России за 30 лет до появления их в Европе. В очередной период “патриотизьма” эта легенда попала в Большую Советскую Энциклопедию 1950-51 годов.
В конце ХХ века исследователь железных дорог профессор Виктор Семенович Виргинский, доктор наук Григорий Николаевич Лист, внук промышленника Густава Листа и сотрудники Нижнетагильского музея доказали, что легенда об Артамонове несостоятельна. Нет никаких фактов, говорящих о его существовании. В 1987 году году провели сравнительный анализ двух образцов железа: фрагмента колеса “артамоновского велосипеда” и демидовской продукции рубежа XVIII-XIX веков. Велосипедная сталь оказалась изготовлена по бессемеровскому методу в 70-х годах XIX столетия.
Кабинет Ивана Фёдоровича Макарова
В следующем зале реконструировали кабинет Ивана Фёдоровича Макарова. По рекомендации Черепанова Николай Никитич Демидов отправил способного юношу учиться в Вену. По возвращении Макаров активно совершенствовал технологические процессы, за что и получил “вольную” в 1840 году. Макаров работал вместе с Фотием Ильичом Швецовым над технологией литья стали и другими металлургическими процессами.
На столе лежат различные инструменты: логарифмическая линейка, циркуль и аршин. Рядом стоит чернильница и лежат книги на русском и иностранных языках. Над столом висит портрет Николая Никитича Демидова.
Правее видны телескоп и напольные часы “германской работы”. Они вряд ли стояли в кабинете – ведь их ежечасный бой мешал инженеру сосредоточиться.
Музей “Дом Черепановых”. Интересные артефакты
В зале есть и шестигранный столик. Три его ножки скрепляет металлическое кольцо. По семейному преданию он принадлежал самим Черепановым. Изобретатели пили за ним чай в этом самом доме.
В доме Черепановых есть ещё масса интересного: макеты железной дороги,
старинные телефоны, ручная телефонная станция и многое другое.
Музей “Дом Черепановых” вызвал наибольший интерес из всех экспозиций Нижнего Тагила. Настоятельно рекомендуем заказывать экскурсию. Благодаря рассказу научного сотрудника мы узнали массу интереснейших фактов о Кузнецове, Черепановых и мифическом Артамонове.
Кроме дома Черепановых, рекомендуем заглянуть в музеи Демидовская дача, Горнозаводской Урал и подняться на Лисью гору.
Сколько удивительного для себя узнала из Вашей статьи! Оказывается, Черепановы – это отец и сын, а про Артамонова – очередные сказки. Спасибо!