Деревянная архитектура русского Севера и, в особенности, Каргополья была одной из целей нашего Северного маршрута. Я специально зарезервировал вторую ночь в Каргополе, чтобы без спешки посмотреть тамошние деревянные церкви. Конечно мы увидели далеко не всё, но и цели “объять необъятное” у нас не было.
Деревянная архитектура. Большая Шалга
Первым на нашем пути оказалось урочище Большая Шалга. Когда-то это было большое село. От него не осталось ничего кроме двух церквей: деревянной Рождественской и каменной Покровской.
Рождественская шатровая церковь относится к 1745 году. Несмотря на реформы Петра I и имперский стиль барокко, в глухомани продолжали строить храмы по дониконовским заветам. Высокий деревянный шатёр кажется ещё более стройным из-за тоненького барабанчика главки и отсутствия трапезной, приделов и крылец.
Рядом стоит каменная Покровская церковь 1830 года.
В ней служат монахи из соседнего подворья Александро-Ошевенского монастыря.
Мы сделали видеорепортаж о храме в Большой Шалге и предлагаем его вашему вниманию.
Большая Шалга оказалась на нашем пути из Вельска в Каргополь. Остальным деревянным церквям мы посвятили целый день нашего северного маршрута. В первую очередь хотелось посмотреть самые известные церкви в Саунино (оно же Копрово) и Лядинах (Гавриловской).
Церковь в Саунино
Деревянный храм Иоанна Златоуста в Саунино считается одним из лучших образцов северной деревянной архитектуры. Шатровую церковь возвели в 1665 году. По конструкции это классический восьмерик на четверике, увенчанный стройным шатром. К нему добавили трапезную и скромное крыльцо. Рядом стоит колокольня XIX века. Её построили не в виде привычного восьмерика, а редким шестигранником. Колокольню поставили слишком близко к церкви. Так “пожарного страха ради” в XIX веке уже не строили.
Стены храма сложены в обло, то есть с выступающими концами брёвен.
Колокольню же, наоборот, срубили “в лапу”. Это такой вид сруба, когда концы брёвен не выступают наружу. Их обтёсывают заподлицо с будущей стеной.
В обширной трапезной устроили придел Алексия Человека Божия. Возможно, его освятили в честь небесного покровителя тогдашнего русского царя Алексея Михайловича. Главка придела, крытая осиновым лемехом, хорошо заметна на южной стороне трапезной.
Многочисленные окна служат в том числе для вентиляции храма. Благодаря им дерево меньше гниёт.
Накануне поездки по деревянным церквам мы договорились об экскурсии в Саунино в Каргопольском музее. Церковь открыли специально для нас. Мы смогли посмотреть обширную трапезную. В центре её два массивных резных столпа подпирают центральную потолочную балку или матицу.
Высота самого храма составляет больше 33 метров, а внутреннее пространство совсем невысокое – всего 5,7 метра. Считается, что такой низкий потолок нужен, чтобы защитить помещение церкви от дождя и снега, которые попадали сквозь щели в шатре при сильном ветре. Потолок церкви Иоанна Златоуста украшает великолепное “небо”.
В центре “неба” написана Троица новозаветная. Эту композицию часто называют “Отечество”. По кругу располагаются архангелы и евангелисты, а в углах – трубящие ангелы.
Иконы из церкви вывезли в Каргополь и Петербург. Сохранился лишь резной деревянный иконостас.
Богоявленская церковь села Лядины
Ещё несколько лет назад село Лядины, оно же деревня Гавриловская, отличалось потрясающей красоты архитектурным ансамблем. Деревянная архитектура Севера была представлена во всей своей красе и состояла из двухэтажной шатровой Покровско-Власьевской церкви 1743 года, колокольни типа восьмерик на четверике и оригинальной двенадцатиглавой Богоявленской церкви. Увы, в 2013 году в Покровско-Власьевскую церковь ударила молния. Она сгорела дотла вместе с колокольней.
Вот как прежде выглядел храмовый ансамбль в Лядинах.
Уцелела лишь Богоявленская церковь 1798 года.Нам обещали её открыть, если мы приедем к назначенному часу. Мы приехали вовремя, даже с запасом. Но никто так и не пришёл. Пришлось удовольствоваться внешним осмотром. Церковь действительно выглядит весьма непривычно. Казалось бы это набивший оскомину восьмерик на четверике. Но в Богоявленской церкви и четверик, и восьмерик достаточно низкие и грузные. На восьмерике срубили традиционное пятиглавие, по углам поставили ещё четыре главки.
Наконец ещё три луковки завершают алтарную часть. Одна венчает центральную бочку, две другие стоят по её сторонам на маленьких восьмеричках.
Прежде Богоявленская церковь была чисто бревенчатой. Недавно её обшили тёсом и выкрасили белой и голубой красками.
Специалисты особо отмечают крыльцо Богоявленской церкви. Оно полукруглое в плане и перекрывает пятигранную лестницу, ведущую ко входу в храм. Это единственное подобное крыльцо на всём русском Севере.
Резные столбики поддерживают крышу. Мастера расписали дощатый потолок в виде звёздного неба.
В видео-репортаже мы показали и храм, и пожарище, и в подробностях крыльцо.
Село Лядины, как и соседнее урочищее Красная Ляга, относятся к “Каргопольской суши” – равнинной и маловодной местности.
Деревянная архитектура. Красная Ляга
Бывшее село Красная Ляга лежит немного в стороне от Р2 по дороге на Кучепалду. Церковь Сретенья Господня и Архангела Михаила относится к середине XVII века. Сретенско-Михайловская церковь – одна из немногих, в основании которой лежит восьмерик, увенчанный высоким шатром. К восьмерику сделаны два прируба: притвор и алтарь.
Когда-то вокруг храма шло гульбище с крыльцами, но в середине XIX столетия его разобрали “за ветхостью”. В 1894 году пришёл черёд и самой церкви. Её раскатали по брёвнышку и сложили заново из старого леса на новом белокаменном фундаменте.
При этом в соответствии с тогдашней модой церковь украсили резными наличниками, подзорами и карнизами.
Ошевенск
Ошевéнск – это не город, а “куст” из нескольких деревень. В местечке под названием Погост находится Александро-Ошевéнский монастырь. Это комплекс каменных построек XVIII-XIX столетий. От Успенской церкви остались стены примерно на половину высоты и каменный столп колокольни.
Надвратная церковь святителя Николая
и башенки ограды являют собой весьма печальное зрелище.
За Погостом находится деревня Ширяиха с замечательной шатровой деревянной церковью Богоявления 1787 года. В основе храма вновь мы встречаем восьмерик, увенчанный стройным шатром. Такие церкви строили в старину. В XVIII веке подобные храмы уже практически не встречались. К западу стоит восьмигранная колокольня. В её основании поставили низенький четверик.
Рядом с церковью сохранилось немало старинных северных изб. Они образуют целую улицу.
Следующая за Ширяихой деревня Низ сохранила замечательную Георгиевскую часовню конца XIX века. “Небо” из часовни можно увидеть в подклете Христорождественского собора в Каргополе. Часовня относится к Каргопольскому музею, но попасть внутрь нам не удалось.
Деревянная архитектура Каргополья не исчерпывается вышеописанными церквами. Неподалёку от Каргополя есть ещё ансамбль села Архангело, постройки Кеноозерского национального парка, деревня Вершинино. До них мы пока не доехали. Тем не менее, наше знакомство с северным деревянным зодчеством можно считать успешным.
Весь маршрут путешествия мы описали в статье
“Северный маршрут”.
Состояние дорог проиллюстрировали и прокомментировали в обзоре
“Дороги русского севера”.
Ночевали в гостиницах:
“Юреьево подворье” в Вельске.
“Каргополь” в Каргополе.
“Акварель” в Вологде.
“Планета” в Череповце.
Будем весьма благодарны, если воспользуетесь нашей партнёрской ссылкой при бронировании гостиниц.