Однажды в Германии я оказался свидетелем странного физического явления. Перед самым католическим Рождеством мы поехали в горы Гарца. Там неподалеку от знаменитой ведьмовскими шабашами Лысой горы находится древний городок Гослар, давно уже вошедший в список памятников истории, культуры и природных заповедников ЮНЕСКО.
Его улицы действительно уникальны. В историческом центре нет ни одного современного здания.
Почти все они фахверковой конструкции, это когда возводится каркас из вертикальных, горизонтальных и косых брусьев, просветы между ними заполняются глиной, камнем или кирпичом.
От возраста дома вросли в землю. У них малюсенькие окна и двери, а на фронтонах помещены гербы домовладельцев с девизами на латыни и датой постройки.
Как правило, это ХV-ХVIII века, не позже.
Крыши, а иногда и стены покрыты иссиня-черными пластинками горного сланца.
Еще в городе действует старая мельница, открыт для посещений императорский пфальц-дворец Генриха III (1038 – 1056 гг.), горный музей серебряного рудника Раммельсберг и, самое главное для нашей истории, собор святых мучеников Косьмы и Дамиана ХI–го века.
В Госларе шумел многокрасочный Рождественский базар.
Торговцы елочными украшениями зазывали покупателей в свои павильончики, тут же разливали горячий глинтвейн,
продавали сладости
и, наверное, самые вкусные в мире горячие охотничьи колбаски с тушеной квашеной капустой.
Дедулька шарманщик извлекал из инструмента бархатные звуки,
за углом шумела искусственная железная дорога,
детишки махали ладошками родителям из игрушечных вагончиков,
а крупные хлопья снега падали на золотого орла, венчающего фонтан на ратушной площади,
на крыши домов, на соборную колокольню, на елки и на всех нас – участников этого замечательного праздника.
Я вошёл в древнюю церковь, притворил за собой тяжелую дверь и поразился тишине внутри храма. В южном нефе расположилась небольшая выставка – продажа вертепов – композиций из дерева на тему поклонения пастухов и волхвов Младенцу Христу.
На статуэтках Девы, Младенца, Иосифа, пастухов, животных, пальм висели ценники.
Можно было купить одну или несколько фигурок, причем продавец отсутствовал. Достаточно было бросить деньги в специальную кружку.
Вечерняя служба еще не началась.
Поэтому я позволил себе сделать несколько снимков со вспышкой: запечатлел резной алтарь семнадцатого века, изображения Адама и Евы на епископской кафедре.
Наконец, перед алтарем я увидел еще один вертеп. От предыдущих, продававшихся на входе, он отличался только тем, что явно был попроще, и подсвечивался миниатюрными электролампочками. У меня достаточно скромная «мыльница» Саnon. Обычно, когда я что-то снимаю, я стараюсь одновременно смотреть и на объект, и на экран фотоаппарата, чтобы в случае неудачи успеть щелкнуть сюжет еще раз. В этот раз произошло нечто необычное! Я нажал на спуск. Реальный вертеп, находившийся передо мной, остался без изменений, но на экране поверх той же скульптурной группы я увидел вертикальные, колеблющиеся, разноцветные полупрозрачные столбы, не знаю чего! Змеящимися полосами они накрыли все изображение!
Они поднимались от обыкновенных электрических лампочек подсветки, расположенных в нижней части вертепа. Но в реальности, вне фотоаппарата их не было! Контраст был настолько разителен, что автоматически я еще раз нажал на спуск затвора. На экране снова появился вертеп, но уже без цветовых полос.
Я перекинул флажок съемки на режим без вспышки, на это ушло еще две секунды, еще раз нажал на спуск и, опять ничего, опять та же полутемная, еле освещенная группа деревянных фигурок без каких-либо дополнительных эффектов.
По возвращении в Москву я более внимательно рассмотрел мои фотографии. Да, очевидно, что на первом снимке разноцветные столбы, видимо подогретого воздуха, действительно поднимаются от электрической подсветки. Возможно, что лампочки могли высветить или проявить некий газ, пар, дым от свечей (при том, что ближайшая свеча находилась не ближе чем в 15 метрах) или спровоцировать еще какой – либо оптический фокус, но куда все это делось ровно через одну секунду при снимке с такой же точно дистанции, с такой же экспозицией со вспышкой, и еще через две секунды в момент снимка без вспышки? И почему эти светящиеся струи не были доступны обыкновенному человеческому глазу?
P.S. Хронометраж съемки отражен в «свойствах» фотографий.
Другие статьи Сергея Окулова:
Из практики сопровождающего I часть
Из практики сопровождающего II часть
“Десять заповедей” по приёму иностранных гостей
“Трудные” туристы