
Действие детективного романа “Чёрные кувшинки” Мишеля Бюсси разворачивается в Живерни. Мы заезжали в усадьбу во время путешествия “К последнему морю”, поэтому я и разыскала книгу. Прочла её в три присеста и с удовольствием рекомендую даже тем, кто скептически относится к детективам.

Детектив – основной жанр романа. Но ещё книгу можно смело причислить к любовной мелодраме. “Чёрные кувшинки” – это “детектива – лубоф” – как говаривал Вячеслав Полунин.
Начинается роман с представления главных героев, вернее, героинь. Их три.
“В деревне жили три женщины.
Первая была злодейкой, вторая – вруньей, третья – эгоисткой”.
Деревня называлась Живерни”.
“Третья была самой талантливой; вторая – самой хитрой, первая – самой решительной”.
“Чёрные кувшинки” и Клод Моне
Сюжет начинает раскручиваться с убийства жителя Живерни. В ходе следствия читатель близко знакомится со всеми тремя героинями. Бюсси погружает нас в атмосферу Живерни, упоминает историю усадьбы Клода Моне, приглашает в дом мастера,

ведёт по улицам деревни, описывает сад и пруд художника.

Живопись великого импрессиониста сопутствует повествованию, ведь жертва убийства страстно желал приобрести подлинную картину Моне. А одна из героинь написала полотно с кувшинками. Этот мотив неразрывно связан с творчеством художника.

Расследующий дело сыщик едет в Руан. Он стоит перед знаменитым Руанским собором. (Собор столь огромен, а площадь перед ним столь мала, что взять его в кадр целиком не было никакой возможности).

Следователь заглядывает в окно, из которого Моне писал вид церкви.

Он встречается с хранителем музея и разговор конечно же идёт о полотнах импрессиониста.
Как и герои “Чёрных кувшинок”, читатель безвылазно “живёт” в Живерни. Современная атмосфера деревни не столь живописна, как во времена Клода Моне. Бюсси включает в картину деревни толпы туристов, коммерцию, отель, где останавливаются иностранные художники. Тем не менее это Живерни Клода Моне, максимально сохранённая в том виде, который лицезрел патриарх импрессионизма.

А что же у нас с сюжетом?
Краткий сюжет “Чёрных кувшинок” Мишеля Бюсси
Итак, есть убийство и его расследует молодой, красивый и талантливый сыщик. Есть три дамы – девочка-подросток, красавица-учительница местной школы и старая жительница Живерни. Они имеют некоторое отношение к убийству.
Между следователем и учительницей закручивается умопомрачительный роман.
Есть подозреваемый. И есть убийца – хитрый и скрытный. Расследование крутится вокруг любовных похождений убитого. В ходе повествования появляется ещё два трупа.
Убийцу найдут. Но его имя и мотив выясняются едва ли не на последних страницах романа.
Любовь и разобьётся, и восторжествует. Больше сказать не могу, чтобы не раскрывать интригу.
Роман мне очень понравился.
***
Мишель Бюсси: “Чёрные кувшинки” – книга в “Лабиринте”.
***
Личные впечатления от романа Бюсси
Ставлю “Чёрных кувшинок” Мишеля Бюсси в один ряд с недавно прочитанными “Игрой по правилам” Дика Френсиса и “Жаждой” Ю Несбё. Так же как у Френсиса, читатель ожидает развязки до конца романа. Но в “Игре по правилам” она более или менее предсказуема, в “Кувшинках” же неожиданная. Я догадалась о главной подоплёке повествования, прочитав примерно две трети книги. Но имя убийцы всё же не раскусила. Да и почти никто не раскусил, покуда злодей сам не признался в этом.
И если “Жажда” Несбё – это действительно психологический триллер с жестоким серийным убийцей и нарастающим, к концу повествования доведённым до предела напряжением, то у Бюсси всё намного спокойнее, мягче, романтичнее. Большое место в расследовании преступления занимают любовные отношения и приятная импрессионистская атмосфера действия.

Вначале я отнеслась несколько скептически к стилю автора. Повествование показалось слишком “попсовым”. У него короткие, рубленые фразы, без определений и лишних описаний. С одной стороны – это хорошо, не отвлекает читателя от завязки. С другой стороны – кажется, что смотришь чёрно-белый фильм, без оттенков и полутонов.
Но цвета появляются, как только выходят на сцену пейзажи Моне, его кувшинки, Руанский собор и улицы Живерни.

Не знаю, насколько другие читатели могут представить себе “цветомузыку” произведения Бюсси. Ведь раскрашивают его не авторский стиль, а живопись Моне и французские пейзажи, которые я ясно представляю себе, потому что видела их своими глазами.

***
Впечатление некоторой бедности языка возникло у меня лишь в начале романа. Сюжетная линия затягивает с головой, а затем появляются и цвета – чёрные кувшинки, пшеничное поле, перепачканное масляными красками из тюбиков, фиалковые глаза героини Стефани Дюпон, её наряды, лунная ночь и чудесный сад Клода Моне.

Читается роман взахлёб. Это книга, с которой очень жалко расставаться. Хочется продолжения и подробностей. В самом конце я не просто всплакнула, а разрыдалась. От неожиданности и от умения автора блестяще завершить роман. И ещё от того, что Бюсси так ловко обвёл читателя вокруг пальца и всё сделал правильно.
Цитаты
Интересную мысль Бюсси вложил в уста хранителя Руанского музея изящных искусств.
“Самые большие картины с кувшинками выставлены в музее Оранжери – это своего рода Сикстинская капелла импрессионизма. …
…
«Кувшинки» расположены строго по оси триумфа! Это ось, которая проходит через собор Нотр-Дам, Лувр, сад Тюильри, площадь Согласия, Елисейские Поля, Триумфальную арку и Арку «Дефанс»… Если мысленно продолжить линию, вдоль которой располагаются «Кувшинки», то вы получите ось, символизирующую всю историю Франции, и эта ось тянется с востока на запад, вслед за траекторией солнца. Как вы думаете, неужели Моне случайно писал свой пруд с кувшинками в разное время суток, с утра и до вечера? Он пытался запечатлеть вечное движение светила. Ход солнца, триумфальная история Франции и революция в современном искусстве! Теперь вы понимаете, что каждый квадратный сантиметр «Кувшинок» стоит целое состояние? Это не просто картины, это поворотный пункт во всей истории современного искусства. А произошел он здесь, в Нормандии, в нескольких километрах от Вернона, в ничем не примечательном пруду. Вот почему величайший гений живописи почти тридцать лет писал исключительно кувшинки!”
Вторая цитата касается места, откуда Моне писал свой знаменитый цикл “Руанский собор”.

Две картины из этой серии хранятся в Москве, в Пушкинском музее.
Большую часть картин с изображением Руанского собора — всего их насчитывается двадцать восемь — Клод Моне писал со второго этажа этого здания. Писал в разное время суток и в разную погоду. Во времена Моне в здании турбюро, одном из первых памятников французского Ренессанса, находился магазин модной одежды, а до того — финансовое управление. Сильвио продолжал читать свою брошюру. Клод Моне писал собор и с других точек, в том числе с улиц Гран-Пон и Гро-Орлож, из разных зданий, многие из которых были разрушены в годы войны.
Инспектор живо представил себе, как ранним утром Клод Моне выходит со своим мольбертом и направляется к одному из жилых домов, обитатели которого еще мирно спят, чтобы устроиться возле выходящего на собор окна и приняться за работу. Известно, что в магазине модной одежды он на протяжении нескольких месяцев смущал своим присутствием дам, явившихся примерить новый наряд. И всё ради чего? Чтобы тридцать раз подряд запечатленить на холсте один и тот же вид! Наверное, руанцы считали его сумасшедшим”.


Читателю на заметку
Книга “Чёрные кувшинки” Мишеля Бюсси есть в свободной продаже во многих интернет-магазинах, в том числе в Ozon и Wildberries. Для меня цена оказалась самой выгодной в “Лабиринте” из-за персональной скидки покупателя.
Мишель Бюсси: “Чёрные кувшинки” – книга в “Лабиринте”.
Поищите книгу в библиотеках! В Москве она оказалась доступна в нескольких книгохранилищах, в том числе и в детской библиотеке. 😉
Наши статьи по теме:
Путешествие по Франции “К последнему морю” (женским взглядом).
Большое французское путешествие (с мужской точки зрения) – часть 4 (Руан и Живерни).
Дик Фрэнсис. “Игра по правилам” Отзыв о книге.
Наши отзывы о книгах собираем в отдельном разделе.
Предыдущий отзыв мы написали о романе Элизабет Гаскелл “Крэнфорд”.