Цикл статей о советском искусстве продолжаем обзором “Борис Иогансон, Исаак Бродский, Александр Герасимов в собрании ГТГ”. Предыдущая статья посвящена творчеству М.Нестерова и В.Мухиной.
Борис Иогансон. “Допрос коммунистов”
В 1931 году возникло новое художественное объединение – Союз советских художников. Союз сразу стал сильным конгломератом. Во главу угла ставились другие задачи, художники обращаться к большому стилю, к большим монументальным картинам. Одной из таких монументальных картин стала работа Бориса Иогансона «Допрос коммунистов», 1933 год.
Сцена возвращает зрителя к событиям гражданской войны. Она не вызывает никаких сомнений относительно расстановки сил. Герои-красноармейцы захвачены в плен и гордо стоят посреди комнаты, открыто смотрят на своих палачей. Белогвардейские офицеры наделены гротескными чертами. Один из них показан со спины так, чтобы зрители оценили его жирный загривок. Другой, в глубине комнаты, вообще не имеет индивидуальности. Но наделён атрибутами злодея – нагайкой и пенсне. Лица же красноармейцев прописаны с портретной тщательностью. Первый выставляет ногу вперёд, как бы совершает наступательное движение. В то же время он закрывает плечом и рукой своего спутника. И только приглядевшись, мы замечаем, что второй герой – молодая девушка. В советской идеологии 30-х годов провозглашалось равноправие полов и женщине отводилась роль «друга, товарища, брата». Борис Иогансон с точностью следует этой установке.
Художник активно вводит в свою композицию художественные цитаты из произведений предшественников и создаёт диалог стилей. Большой ковёр, скорее всего, он «позаимствовал» из картины Репина «Иван Грозный и его сын Иван». Фигура красноармейца на первом плане отсылает к репинскому «Заседание Государственного совета». В общем светотеневом решении картины художник воспроизводит некоторые приёмы Рембрандта.
Иосиф Бродский “Ленин в Смольном”
Мы не сильно ошибёмся, если назовём полотно Бродского “Ленин в Смольном” самой популярной картиной советского времени. В истории ленинианы она занимала исключительное место. Репродукции картины расходились миллионными тиражами, украшали кабинеты партийных чиновников, вестибюли и комнаты в советских учреждениях. Проще перечислить, где она НЕ висела.
Нельзя утверждать, что картина написана с натуры. Но и выдуманным этот образ тоже не назовёшь. Позировать Ленин не любил. Но иногда позволял художникам наблюдать его за работой, делать наброски в кабинете. Таких “счастливчиков” было трое – Николай Андреев, Натан Альтман и Исаак Бродский.
Впервые Бродский обратился к образу Ленина ещё в 1919 году, картина называлась “Ленин и манифестация”. После этого он создал целую серию ленинских портретов. Картина “Ленин в Смольном” написана в 1930-м году.
Основой для полотна послужила натурная зарисовка. Исаак Бродский сделал её в 1921 году в Москве. Кроме того, существует фотография, где Бродский рисует Ленина, находящегося в той же самой позе, характерной для председателя Совнаркома.
В картине мастер старался максимально передать обстановку кабинета. Овальный столик на резных ножках, накрытые белыми чехлами кресла, даже розетку на стене Бродский зафиксировал с протокольной точностью. Он зарисовал интерьер в эскизах и потом перенёс на картину.
Итоговая картина навевает странное ощущение. Вождь погружён в работу. Аскетичная обстановка кабинета оставляет впечатление пустоты и тишины. Знáком пустоты служит свободное кресло, обращённое к зрителю. Тогда как фигура Ленина показана в профиль. Бродский создаёт даже не портрет в интерьере. Скорее – интерьер с портретной фигурой. Поэтому присутствие “вождя” в картине кажется почти незримым, что усиливает едва ли не сакральную значимость портретируемого. Ни художник, ни зритель не могут нарушить заданную дистанцию, как не могут нарушить рабочей тишины кабинета.
Александр Герасимов
Александр Герасимов долгие годы был президентом Академии художеств. Он был очень влиятельным и очень жестким человеком.
Александр Герасимов учился в МУЖВЗ в классах Константина Коровина и Валентина Серова. Он в равной степени увлекался и портретной и пейзажной живописью. Впоследствии это позволило ему совмещать в одной картине качества обоих жанров. Герасимов был прекрасным живописцем. В музее Мичуринска (Тамбовская область) представлены восхитительные полотна Александра Михайловича – мокрые травы, пейзажи и натюрморты. Герасимов любил изображать розы. У него есть и превосходные портреты, необыкновенные по силе и красоте, включая портрет И.В.Мичурина
Официальное признание художник получил благодаря парадным портретам советских вождей. Первый успех принесла картина “Ленин на трибуне”. Герасимов изобразил Ленина над красным знаменем. Ленин словно на гребне волны, падающей в море людских толп. Он сжимает лацкан пиджака настолько исступлённо, словно пытается вырвать у себя сердце.
Александр Герасимов “И.В.Сталин и К.К.Ворошилов в Кремле”
В 1938 году Герасимов написал картину “И.В.Сталин и К.Е.Ворошилов в Кремле”. Она стала иконой соцреализма и задала канон стиля.
В портрете Сталина и Ворошилова на смену революционному порыву приходит властная статика традиционного парадного портрета. Монументальные, даже плакатные образы вождей представлены на фоне панорамного пейзажа. Герасимов разработал его ровно настолько, чтобы вид Москвы был узнаваемым. Но и в коем случае не отвлекал внимание от главных героев.
Когда разглядываешь картину, то замечаешь странности. Например, в парадных портретах герои обычно обращены к зрителю. Здесь же они стоят боком и созерцают нечто за пределами картины, дальнюю перспективу, недоступную простым смертным.
Картина имеет народное и более точное название «Два вождя после дождя». Взгляните, как Герасимов пишет Москву после дождя! Великолепно дан мокрый асфальт. Прекрасно прописаны московские дали в облаках.
***
Мастер стремится увеличить значимость представленных героев. Поэтому, он сознательно нарушает реальные масштабы башен и парапета. Об этом говорит и фотография на обложке журнала “Красная нива” за 1926 год. Взгляните, парапет достаёт персонажам почти до плеча.
На картине Герасимова – только до бедра. А головы Сталина и Ворошилова достают до верхнего восьмерика Водовзводной башни. Мастер профессионально делает двух коротышек великанами, гренадерами.
Не исключено, что фотография из журнала послужила Герасимову источником композиции.
Художник явно подталкивает зрителя к сравнению фигур с кремлёвскими башнями. Он задаёт архитектурный масштаб человеческом фигурам. Причём, картина претендует на “реалистическое” изображение. А превращается в фантастическое видèние двух вождей.
На картине явно бросается в глаза ещё один метод. Кремлёвская ограда прервана там, где идёт Ворошилов. Невозможно допустить, чтобы в Кремле был такой дефект. Но Герасимов нарочно прерывает железную решётку ограждения. Сотрудники ГТГ провели эксперимент и на слайде добавили, продлили ограду. После этого герои… перестали идти! Они остановились! Потому что прорыв в Москву дает движение, дает больше воздуха. Герасимов использовал очень правильный композиционный прием, придавший персонажам движение.
***
По воспоминаниям самого Александра Михайловича Герасимова:
“Фон всего произведения, … как-то сразу возник у меня под впечатлением одного моего посещения Кремля…. Воздушным пространством картины я стремился выразить напряжённое, тревожное состояние. Мне хотелось это передать в виде весеннего облачного неба, когда уже пронеслась гроза. На фоне этой весенней природы и Кремля мне хотелось изобразить И.В.Сталина и К.Е.Ворошилова, стоящих плечом к плечу и олицетворяющих наш советский народ и нашу Красную Армию.”
Любопытно, что Герасимов подчёркивает слово “сразу”, т.е.”мгновенный” характер возникновения картины. Хотя образы Сталина и Ворошилова явно перекликаются с образами картины “Допрос коммунистов” Бориса Иогансона (1933 год).
Драматический конфликт Иогансона получает триумфальное разрешение в картине Герасимова. Сталин, изображённый в простой шинели и Ворошилов в расшитой униформе командарма (“петух гамбургский”, по выражению Леонида Парфёнова) – реальные и одновременно аллегорические фигуры. Они олицетворяют лозунг “Народ и партия едины”.
После войны Герасимов предпочитал сравнивать своих вождей с “Богатырями” Виктора Васнецова.
Продолжение в рассказе о картине Ю.Пименова “Новая Москва”.
По материалам книги: “Искусство ХХ века. Путеводитель”. Под редакцией Кирилла Светлякова, Москва, 2014 года и лекции В.М.Бялик.