Боровск – автомобили на заборе. Вообще то Боровск в Калужской области знаменит замечательными фресками художника Владимира Овчинникова. О них писали все, кому не лень, поэтому я не буду останавливаться на очевидном. Приведу только глобус Боровска, чтобы стал ясен уровень этих замечательных росписей.
Боровск – автомобили на заборе. Самый первый автобус
Вслед за фресками Овчинникова появились в городе и другие образцы “наскальной живописи”. Они не столь изящны, но также весьма интересны. Бетонный забор автотранспортного предприятия украшают изображения старинных автомобилей прошлого века. Самым старым из них оказался автобус ЗиС-8. Его выпускали ещё до войны. В Боровске он стал самым первым общественным транспортным средством.
Автомобили на заборе. Советские такси
Большинство росписей посвящены послевоенным автомобилям. Среди них есть и легковые машины, служившие в такси. Они безотказно ездили по районным грунтовкам всегда с полной нагрузкой, а часто и с перегрузом. Их отличали неубиваемая подвеска и “лужёный” кузов. Конечно это легендарные “Победы” 1946-58 годов. Знатоки различают три серии этих машин. На боровском заборе изображена “Победа” второй серии.
Её “дочкой” стала ещё более знаменитая Волга ГАЗ-21. Многие считают её самым лучшим советским автомобилем. А то, что она была самой красивой, в этом никто не сомневается.
Всё своё везу с собой
В 50-60-е годы прошлого века главной машиной в советской провинции был ГАЗ-51. Его делали почти 30 лет с 1946 по 1975 год. Этот грузовичок возил всё: от зерна с колхозных полей до самих колхозников в кузове. В промежутке могли быть кирпичи, мебель, дрова или ящики с водкой.
Не менее знаменитыми были и грузовики флагмана отечественной автомобильной промышленности. Что это за завод? Искать его бесполезно. “Мудрое” руководство “великой России” благополучно угробило его вместе со множеством других предприятий. Когда-то он звался ЗиЛ. Эти грузовики до сих пор попадаются в провинции. Они исправно возят песок, навоз, дрова, но вряд ли подойдут для интернет-посылок.
На заборе Боровского АТП нашлось место для белорусского самосвала МАЗ 503
и практически исчезнувшей с наших дорог могучей чехословацкой Татры 138.
Автобусы
Боровское АТП занимается пассажирскими перевозками. Поэтому было бы удивительно не увидеть на её заборе автобусов. На первое место я поставлю труженик ПАЗик. Его младшие братья до сих пор возят простой люд по тряским районным дорогам России. Модель 682, выпущенная в сотнях тысяч экземпляров, до сих пор встречается в “медвежьих углах” страны.
Львовские автобусы давно уже исчезли в наших дорог. Возможно они ещё попадаются на Украине. Но в России их практически не сыскать. Боровский художник изобразил ЛАЗ 695М. Его передняя панель была неизменной с начала 60-х до конца 70-х годов прошлого века. В Москве ЛАЗов было мало. Их использовали на междугородных и туристических маршрутах.
Напоследок покажу граффити с очень редкими машинами. ЗИС 127 вряд ли работал в Боровске. Это была машина для дальних линий: Москва-Ленинград, Москва-Симферополь и так далее. Живьём я её не видел, хотя несколько экземпляров сохранились до сих пор.
Что же касается легендарного Икаруса 66, то его сняли с линий до того, как вашего покорного слугу родители стали брать в дальние автобусные поездки. Я видел такой автобус лишь один раз в жизни в 1987 году в Каунасе (Литва). Уже тогда он был раритетом. Сейчас же его вообще днём с огнём не сыскать за исключением музеев и частных коллекций.
Вот такой краткий курс отечественной автомобилизации можно пройти вдоль забора Боровского АТП. Росписи судя по всему совсем свежие. Яркие краски ещё не успели потускнеть на солнце и выцвести под дождями. Росписи хорошо видны на въезде в Боровск со стороны Балабаново. Находятся они на улице Коммунистической неподалёку от Покровского собора. Примерный адрес: улица Коммунистическая, дом 57.
По Боровску мы написали подробный путеводитель.
Отдельно рассказали об окрестных храмах.
Показали фреску “Звездолёт” Владимира Овчинникова.
Замечательная экскурсия. Шикарные граффити. Причём, изображены не просто автомобили, а на городской среды. Наверное, здания, нарисованные на заборе – реальные здания Боровска.
Само собой. Автомобили нарисованы на фоне реальных боровских пейзажей. Вот что можно сделать из советского бетонного забора.
Совершенно верно! Всё, что написано на заборе в Боровске – настоящая городская среда, взято с улиц города. Нам повезло, что автомобили появились недавно, ещё не успели выгореть. Другие овчинниковские фрески не в столь хорошем состоянии. Но главное – что они есть. Думаю, многое отреставрируют. Ведь росписи привлекают в Боровск тысячи путешественников.