На выставке в музее им. Андрея Рублёва “Иконописные редкости” мы увидели необычный образ. “Ангел хранит спящего человека” – гласила этикетка. Мы впервые увидели подобную иконографию и собрали некоторые сведения о сюжете.
Ранняя икона “Ангел хранит спящего человека”
Самый ранний образ с сюжетом “Ангел хранит спящего человека” хранится в Русском музее. Мастер строгановской школы иконописи написал его в начале ХVII века.
В центре иконы изограф поместил лежащего на ложе спящего человека. Рядом с ложем стоит его ангел-хранитель. Одеяние ангела напоминает воинское снаряжение. Его даже можно принять за архистратига Михаила. В левой руке ангел держит крест, благословляет им спящего и отгоняет беса. Мечом в правой руке он защищает человека от нечистого. Двуликий бес изображён в правом нижнем углу иконы в ногах у спящего.
Обратите внимание, что над ложем иконописец изобразил Деисус как напоминание о смертном часе. Согласно византийскому и, позже, русскому канону, Деисус помещали над захоронениями христиан.
Иконописец Савин Никифор Истомин
Хранящийся в Русском музее образ “Ангел хранит спящего человека” написал строгановский изограф Никифор Савин. В ХVII веке многие известные иконописцы ставили свои подписи на иконах, об их мастерстве ходила слава, живописцев упоминали в документах и описях. Никифор Савин происходил из семьи изографов. Иконы писали и его отец, и брат Никифора. Все они работали на Строгановых, внося свою немалую лепту в становление особой строгановской школы иконописи.
Атрибутировать иконы Никифора Савина не совсем просто. Стиль мастера со временем менялся. Искусствоведы выделяют его раннюю “цветную” манеру и более позднюю “золотую”. Считается, что лишь 15 икон можно однозначно приписать “письму Никифорову”. Четыре из них хранятся в Третьяковской галерее, три – в Русском музее. Остальные – в музее-квартире П.Д. Корина и в Пермской художественной галерее.
Невьянская икона “Ангел хранит спящего человека” начала XIX века
На выставке “Иконописные редкости” представлен образ “Ангел хранит спящего человека” первой половины XIX века из коллекции И.А. Сысолятина. С образом Савина, написанным двумя столетиями ранее, их объединяет сюжет.
В центре иконы на ложе также изображён спящий человек. Ангел-хранитель теми же орудиями – крестом и мечом поражает беса и бережёт безмятежный сон христианина. На этом сюжетная линия сходства двух образов заканчивается.
Икона XIX века композиционно разделена на три области. Самая крупная и главная из них – центральная с ложем и спящим человеком, ангелом и пораженным бесом. Ангел показан дважды. В левой части зритель видит его в полный рост. Но одет ангел-хранитель уже не в доспехи и отнюдь не напоминает воина. Да и в деснице (правой руке) у него уже не меч, а крест. Этой деталью сдвинуты приоритеты, главной становится защита не физическая, а духовная, молитвенная.
Второй раз ангел изображен над ложем. В руках он держит свиток, где записывает добрые дела человека, свершенные за день, чтобы потом свидетельствовать о них на Страшном суде.
Обратите внимание на интересную бытовую подробность – рядом с ложем мастер поместил табуретку с красной обивкой, а на ней аккуратно поставил туфли.
***
Вторую область иконы и второй сюжет мы видим в верхней левой части доски. Перед иконой со Спасителем и Богородицей стоит престол с чашей и двумя свечами. Молящийся стоит перед престолом и осеняет себя крестом. Здесь мы видим предшествующее сну действие – вечерню молитву перед сном. Икона показывает важность исполнения вечерней молитвы на сон грядущий.
Наконец, третий план иконы в её правой части показывает эпизод Страшного суда.
За ложен спящего человека изображена Геенна огненная, в ней варятся чудовища. Из бушующего пламени к небесам ведёт лестница. Верхняя её ступенька оканчивается у облака, на котором восседает Спаситель, Его окружают силы небесные. По лестнице восходит душа спасаемого человека со своим ангелом-хранителем.
Изображение ангела на ступенях напоминает о его обязанности сопровождать душу христианина в мир иной.
Если внимательно присмотреться к перекладинам лестницы, на них можно разглядеть надписи. На нижних, близких к аду ступенях видны обозначения смертных грехов и страстей человеческих: “Сребролюбие”, “Татьба” (воровство), “Осуждение”.
На верхних перекладинах, ведущих к небесам, написаны добродетели: “Смирение”, “Милосердие”, “Братолюбие”, можно разобрать другие надписи.
Обращает внимание пышность барочной архитектурной обстановки, где происходит событие. Здесь и коринфские колонны, и узорчатая скатерть престола, и замысловатые картуши, обрамляющие образы Спасителя и Богоматери. Красный угол с иконой обрамлён тяжёлой портьерой. Великолепен полог и покрывало ложа. Эти черты характерны для невьянской школы иконописи.
Невьянская школа иконописи
На иконе “Ангел хранит спящего человека” начала XIX века ярко проявились особенности невьянской школы иконописи начала позапрошлого столетия. Происходит она из старообрядческой среды. Манера невьянской иконы узнаваема благодаря своей барочной декоративности, жемчужному тону, особому колориту. Невьянские мастера любили нежные земляничные оттенки, алые, пурпурные тона. В уральских образах выделяют богатую палитру синих и зелёных тонов.
Часто невьянские ионы обрамляли особой рамкой с тонким орнаментом. По периметру образа тончайшей иглой процарапывали узор и кистью в три волоска заполняли орнамент цветными пигментами.
В дополнение к орнаментальному обрамлению в верхнюю часть иконной рамки поместили красный картуш с надписью на старославянскои языке с названием сюжета – “Ангел хранит спящего человека”.
Источники иконографии
Главным литературным источником сюжета “Ангел хранит спящего человека” считают «Слово от видения апостола Павла». Он входил в нравоучительный сборник «Измарагд».
Размышления об ангеле, прогоняющем беса во время сна есть в синодиках, то есть поминальных записях.
Молитвы на сон грядущий к ангелу-хранителю также включали в Молебные каноны.
О достопримечательностях Невьянска и его знаменитой падающей башне.
Рассказы об иконах и фресках собираем в разделе “Иконы”.
Литература:
Статью об иконе “Ангел хранит спящего человека” мы написали с опорой на:
- Рассказ научного сотрудника музея имени Андрея Рублева Н.А. Байковской. https://ok.ru/rublevmuseum/topic/156653228223434
- Сайт Русского музея: https://rusmuseumvrm.ru/data/collections/ikonopis/nikifor_istomin_savin._angel_hranit_spyaschego_cheloveka
- Сайт “Иконы России”: http://www.iconrussia.ru/painting/iconographers/detail.php?ID=12431