Юсуповский дворец в Москве

Юсуповский дворец в Москве

В Москве появился ещё один музей. Недавно открылся для осмотра Юсуповский дворец расположенный в  Большом Харитоньевском переулке,  21. В статье подробно рассказано

  1. об истории дома Юсуповых в Москве,
  2. интерьере дома с фотографиями комнат,
  3. истории рода Юсуповых,
  4. легенде дома Юсуповых
  5. воспоминания А.С.Пушкина о князе Н.Б.Юсупове
  6. истории женитьбы Ф.Юсупова на племяннице императора И.Романовой

 Вестибюль 

Помещение, в котором мы сейчас находимся, на снимке это светло-зелёное крыльцо, сени дворца, было пристроено в XIX веке, когда проводилась глобальная реконструкция дома. В XVII веке этой части дома не было и вот эта стена была наружной. Вы видите, в ней есть окошко, которое функциональной нагрузки в этой части помещения не несёт, а раньше это было окно наружу.

Что касается даты постройки этого дворца, то документально подтвержден 1698 год. Пётр Первый подарил некую постройку Петру Шафирову, когда праздновал окончательную победу над Софьей Алексеевной. Шафиров владел домом до 1723 года. Ещё при жизни Петра он был обвинён в казнокрадстве, сослан в Сибирь, его недвижимость отошла государству.

Затем этот дом был пожалован Петру Толстому, начальнику Тайной Канцелярии. Но при правлении Петра Второго Меншиков изъял эту собственность, да и другую, впрочем, тоже и не только у Толстого. Толстой проводил следствие по делу отца юного императора, Алексея Петровича, поэтому Меншикову не составило труда добиться у Петра Второго ссылки Толстого, который умер в Соловецком монастыре.

В 1727 году дом переходит во владение Алексея Волкова. Интересно, что он владел этой недвижимостью меньше года, но благодаря ему дом вошёл в историю как палаты Волковых — Юсуповых.

В 1728 году Пётр Второй пожаловал палаты Григорию Дмитриевичу Юсупову.

Юсуповский дворец в Москве. Парадная лестница

После многих лет реставрации дворец Юсуповых в Москве наконец был открыт для посетителей в 2010 году. Этот дворец – один из самых древних образцов гражданской каменной застройки Москвы — датируется XVII-XIX  веками.

Фундаментальная реставрация этого здания проводилась в 1892-94 годах, на средства Юсуповых. Инициатором и заказчиком реставрации была Зинаида Николаевна Юсупова. Муж З.Н.Юсуповой граф Сумароков – Эльстон был назначен генерал-губернатором Москвы, супруги переехали в древнюю столицу из Петербурга и поселились здесь, в Большом Харитоньевском.
Сейчас посетители могут осмотреть только парадную, восточную часть дворца. В ней никто не жил, эти залы использовались лишь в представительских целях — для приёмов гостей и важных встреч.

Для реставрации дворца были приглашены московские архитекторы Померанцев и Султанов. В росписях стен были использованы иллюстрации Константина Сомова.
В конце XIX века, когда во дворце проводились восстановительные работы, научной реставрации строений ещё не существовало, эта наука только зарождалась. Поэтому, с полным правом можно сказать что это – дом-мечта. Особняк восстановили по представлениям людей XIX века о том, как могли жить и украшать здания двумя веками ранее, в веке XVII-м.

Лестница, которая видна выше, была пристроена в  XIX веке, её украшают львы, держащие в руках очень сложный герб Сумароковых — Юсуповых. Описание герба можно встретить в разных источниках, где просто перечисляются его элементы, их расположение, цвет поля. Но что означает тот или иной символ сейчас приходится только догадываться. Например в центре виден мусульманский полумесяц,что подчёркивает исламские корни рода Юсуповых. Все остальные элементы могут означать самые разные вещи.

Лев – фигура чрезвычайно популярная в XVII веке, его часто использовали как элемент украшения зданий, особенно жилых. Считалось, что лев даже спит с открытыми глазами и денно и нощно охраняет покой дома без сна и отдыха. Лев также символизирует  ВЛАСТЬ и БОГАТСТВО.

Поэтому лев ещё раз изображён на лестничной стене. На пару к нему добавлен олень, который символизирует БЛАГОРОДСТВО И ЧИСТОТУ.

С этим помещением связана трагическая история юсуповских сокровищ. Юсуповы окончательно уехали из России в 1919 году,  но увезти с собой все свои несметные богатства они не смогли. Часть сокровищ спрятали в Петербурге, другую же часть здесь, в Москве. Помогал Феликсу Юсупову его дворецкий по фамилии Буженинов. «Товарищи» арестовали Буженинова и  подвергли пыткам. По одним сведениям он сознался, по другим – нет. Однако именно в парадной прихожей под лестницей был обнаружен тайник. Причастен ли Буженинов к обнаружению тайников или нет – неизвестно, но сокровища Юсуповых одновременно обнаружили и здесь, в Москве, и в Ленинграде Петербурге в 1925 году. В Москве было найдено более тысячи наименований предметов – диадемы, броши, браслеты и пр. Вес серебряных изделий был 1000 кг, золотых – 13 кг. Часть клада была передана в музеи, часть пропала, скорее всего была разворована чекистами.

Поднимаемся по лестнице вверх и оказываемся в небольшом помещении, которое условно называют

 Юсуповский дворец в Москве. Китайская комната

В декорации этой небольшой комнаты использована китайская символика.

Сто лет назад считалось, что в XVII веке Россию отождествляли со сказочной страной, отсюда такие яркие, броские орнаменты. Кроме того в то время существовала мода на китайское искусство. Китайский стиль был чрезвычайно популярен и повсеместно распространён.

В элементах декора этого зала заметны китайские фигуры, несущие в себе очень важную символику. Например, парное изображение птичек на сводчатом потолке символизирует счастливый семейный союз.

  В центре свода над люстрой выписан пятипалый дракон – символ китайского императорского дома. Юсуповы отождествляли себя с китайскими императорским домом, считая, что их род происходит от китайских правителей. Дракон также является символом мудрости, символом плодородия и хранителем рода. Любопытно, что в отделке китайской комнаты использованы два вида драконов. Один из них — пятипалый, это символ самого императора.

У второго на лапах по четыре пальца. Такой дракон служил символом наследного принца.

Помимо росписей свод украшен фарфоровыми тарелками. Их использование в декоре дворца также вполне объяснимо. В XVII веке фарфор был на вес золота в буквальном понимании этого слова – на одну чашу весов клали фарфоровое украшение, а на другую – сыпали золото, то есть фарфор уравновешивался золотом, такие тарелки стоили очень дорого и использовались как украшение. Также следует помнить, что именно Юсуповы были владельцами императорских фарфоровых заводов, множество фарфоровых произведений искусства хранилось в их подмосковной усадьбе Архангельское. Сейчас коллекция юсуповского фарфора составляетоснову экспозиции музея керамики в Кусково.

Борис Николаевич Юсупов, который и основал свой фарфоровый завод в Архангельском, производил эти дорогие предметы не для продажи. Фарфор делали для собственных нужд — для украшения дворцов, подарков друзьям, высокопоставленным лицам и т.д.

Сейчас китайская комната используется как прихожая тронного  зала. Раньше в ней было больше мебели и, говорят, здесь стояли  чучела двух медведей, которых один из Юсуповых собственноручно убил на охоте.
Современную реставрацию проводили по чертежам, сделанным в 1928 году. По свидетельству некоторых тогдашних посетителей дворца, это помещение украшала чрезвычайной красоты люстра, о которой в данное время нет никаких сведений.

 Юсуповский дворец в Москве. Тронный зал

Этот зал также называют крестовой палатой, по названию главного помещения в княжеских и боярских хоромах XVII века. Юсуповы предпочитали называть этот зал Тронным, в память о том, что именно на этом месте, якобы, стоял дворец Ивана Грозного. По мнению Юсуповых именно в этом зале стоял трон государя.

Структура этого зала подлинная. Многое было взято из русского деревянного зодчества, строители того времени стремились сохранить древние традиции, стараясь закрепить их при использовании новых материалов.

Отделка этого зала, росписи и декоративные орнаменты отличаются особой яркостью и броскостью красок.

Многие считают, что такие яркие росписи объясняются тем, что перед нами новодел, соответственно краски не успели потускнеть и отличаются лубочной яркостью. Эта трактовка не совсем верна.
В XVII веке использовались исключительно натуральные красители. Минеральные краски просто толкли, измельчали и сразу же использовали в росписях. В XIX веке об этом знали и помнили и нарочито использовали такие сочные цвета при воссоздании интерьеров помещений.

Размеры этого зала весьма велики. Его высота составляет 11 метров, общая площадь — 170 квадратных метров.
Люстры, освещающие помещение, были сделаны в XIX веке и в настоящее время реставрированы. Однако в XIX веке центральная люстра можно было опустить ниже или, при необходимости, поднять выше. Сейчас люстра закреплена неподвижно.
В росписи сводов использованы знаки зодиака и некоторые символические образы.

Например, павлин символизирует особость рода. Эта птица служит символом гордости в хорошем понимании слова, спеси – в плохом, а также особости, исключительности. Кроме того павлин —  это символ возрождения. Ведь каждый год он меняет свой хвост.

Птица Сирин в Древней Руси символизировала женское начало.

Пеликан – символ родительской любви и самопожертвования. Прежде считалось что пеликан вырывает из собственной груди куски плоти, чтобы насытить своих птенцов.

Единорог означает  чистоту помыслов, благородство. Исторически сложилось, что изображение единорога могла держать невеста, девственница и монах, которые являются чистыми, непорочными. Белый цвет также означает чистоту и непорочность. Недаром единорога изображали в виде белого коня.

 Стоит обратить внимание на изображение грифона,  фантастического существа с телом льва, и головой орла. Орёл символизирует те же качества, что и лев. Если лев это царь зверей, то орёл — царь птиц. Таким образом  грифон символизирует власть, могущество и богатство.( На снимке справа)

 Знаки Зодиака расположены на рёбрах сводов. Зодиакальный цикл  начинается с Весов и Девы. Однако он изображён не полностью. Здесь всего 9 изображений — 4 парных и Весы расположены без пары.

Три недостающих знака Зодиака помещаются в больших медальонах, это ещё и образы, несущие бОльшую символическую нагрузку.

Тронный зал украшает подлинная печь. Она выложена настоящими  голландскими изразцами. Теперь печь не действует, во дворце устроена современная система отопления.

Два венецианских зеркала в простенках окон также подлинные. Оправа зеркал восстановлена во время реставрации дворца.

Украшением зала служат портреты представителей императорского дома Романовых. Отпрыски рода Юсуповых были в родстве с императорской фамилией.  Последний рода Юсуповых по мужской линии Феликс Феликсович был женат на Великой княжне Ирине Александровне Романовой.

Портреты Петра Первого и Петра Второго – подлинные. Представитель рода Юсуповых был ближайшим сподвижником Петра Великого, а этот дворец был подарен Юсуповым Петром Вторым. В зале есть и портреты первых Романовых — Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича. Портрет царя Алексея Михайловича — подлинный.

В старину Крестовая палата освещалась слюдяными окнами. В XIX веке в окна были вставлены стёкла, стилизованные под слюду. Переплетающиеся решётки установили специально, для более точной имитации средневековых слюдяных окон.

Комоды под зеркалами были расписаны по эскизам Султанова.
Наличие во дворце современных аудиовизуальных средств  вполне объяснимо. Дворец был взят в аренду большим строительным холдингом БАМО, который на свои средства провёл научную реставрацию с соблюдением всех реставрационных технологий. Поэтому арендатор понемногу окупает расходы на реставрацию и содержание – в залах дворца проводят свадьбы, банкеты, торжества, дни рождения. Очень часто здесь проводятся дипломатические конференции, дворец неоднократно использует Московская Патриархия. Кроме того здесь проводятся экскурсии. Поэтому для светских, не музейных мероприятий мониторы бывают необходимы.

Маленькая прихожая, соединяющая тронный зал и трапезную

Это совсем крохотное помещение появилось во дворце лишь в XIX веке. В XVII веке, да и позже, лестницы ведущие на верхний этаж палат всегда строили снаружи. Внутренние лестницы появляются позже с распространением среди знати европейских обычаев и привычек. Первоначально в интерьерах дворца лестниц не было. Но в XIX веке стиль жизни изменился и появилась потребность соединить помещения изнутри. Стоит обратить внимание на дверь. Прежде она служила выходом на наружную лестницу, по ней можно было подняться на второй парадный этаж дворца.

Трапезная.

Этот зал служил для торжественных обедов и приёмов. Он перекрыт традиционным для позднего русского средневековья коробовым безопорным сводом.

Трапезную  отличает яркая и насыщенная роспись, похожая на ту, что украшает Тронный зал. Такая роспись зрительно увеличивает помещение и снимает чувство тяжести свода. если бы стены и своды трапезной были просто побелены, то они бы «давили» на присутствующих.
В орнаменте стен доминируют элементы экзотической восточной росписи. Декор подчёркивает происхождение Юсуповых из арабского халифата. В элементы узора вплетаются стилизованные изображения свечей – прямоугольник с наконечником – стилизованное изображение пламени свечи. Эта стилизация большой церковной свечи, которая называлась  «вощяница». Существует и другая гипотеза, что прямоугольник — не сама свеча, а подсвечник.   Внутри прямоугольников присутствуют изображения элементов герба Юсуповых.

Трапезная,  как и все прочие помещения дворца, отапливалась изразцовой печью. Сейчас эта подлинная русская печь сохраняется лишь как часть декора интерьера.

Изразцы, украшающие печь, заметно отличаются по оттенку синего цвета.

Светлые изразцы – подлинные, относящиеся к XVIII веку. Тёмные – современные, выполенные по образцу старинных во время реставрации. Печи в старых русских домах несли не только обогревали дом, но и украшали его. Печные изразцы были сюжетными и орнаментальными. Орнаментальные изразцы поражают богатством и прихотливостью узора, а сюжетные представляют всевозможные истории – не только библейские, но, чаще всего, житейские сцены или поучительные притчи.

Из окна трапезной открывается вид во двор. Раньше Юсуповым принадлежали обширные земли в этом районе, не только этот дом, а и много других. Вокруг этого дворца был большой сад, который, к сожалению не сохранился. С этим садом связаны воспоминания А.С.Пушкина. Сергей Львович и Надежда Осиповна своего дома в Москве не имели и некоторое время снимали флигель у Юсуповых. Маленький Саша Пушкин, гуляя с Ариной Родионовной в юсуповском саду, видел механического кота на цепи и описал его в знаменитой поэме «Руслан и Людмила». Этого кота Н.Б.Юсупов привёз из Голландии. До конца своих дней Александр Сергеевич любил князя Н.Б.Юсупова и когда тот умер, поэт написал: «Умер мой князь».
Узкая лестница ведёт наверх в

 Домовый храм

Лестница в Домовый храм находится в маленькой комнатке, соединяющей Трапезную и Гербовый зал. Лестница маленькая, её сложно заметить.

Домовый храм находится на третьем этаже, в надстройке возведённой в XIX веке. Первоначально дворец был двухэтажным. Поначалу здесь размещались личные покои Зинаиды Николаевны, а позже архитектор Султанов организовал единое пространство из трёх разных помещений. Сейчас эти помещения называются по доминирующему цвету той или иной комнаты – голубая, красная и зелёная комнаты.
В XIX веке здесь были росписи, их остатки обнаружили при смывке стен. Росписи решено было восстановить по остаткам прежних.
Храм был освящён в честь Татьяны и Николая.

Юсуповский дворец в Москве. В голубой комнате

в настенной росписи представлены новозаветные сюжеты –
1. Господь с предстоящими святыми – Деисусный чин иконостаса – с обеих сторон Спасителя – Богоматерь и Иоанн Предтеча.
2. Вознесение Господнее.

3. Преображение

4. Тайная Вечеря.

Свод голубой комнаты окрашен в небесный цвет со звёздами, в центре – изображение Святого Духа в виде голубя.

Иконостас в домовом храме был, но литургии здесь не служили. Проводились поминовения усопших, приходили помолиться.
Патриарх Алексий Второй высказывал желание освятить помещение церкви с тем, чтобы здесь, может быть, проводить венчания и литургии, но пока это осталось пожеланием предыдущего Патриарха.

Юсуповский дворец в Москве. Красная комната

На своде в медальонах изображены святой Феликс.  Это одно из мужских родовых имён Юсуповых.

святая Татьяна, поскольку это было родовое женское имя

и святой Николай, покровитель многих Юсуповых, носивших это  родовое имя.

Святая Зинаида – покровительница последней владелицы этого дома.

Святая Зинаида была прославлена в лике святых вместе со своей сестрой.  На одной из стен изображено их краткое житие.

На росписях видно, каксёстрыпервоначально жили в пещере, лечили больных, совершали чудеса.

И приняли мученическую смерть от рук язычников. Те побили их камнями.


Здесь также стоит русская печь, на её изразцах изображены многочисленные сюжеты и орнаменты. Хорошо заметно, что в нижней части печи было очень много утрат, утраты заменены современной плиткой с более сочным и тёмным голубым цветом.

Юсуповский дворец в Москве. Зелёная комната

В тон росписям изразцы на печи тоже зелёные. В медальонах на стены изображения святых – покровителей рода Юсуповых – святой Димитрий Солунский,

священномученик князь Борис

святой Григорий

и святая Ирина.

Последний образ вряд ли мог здесь появиться ранее 1914 года. Сын Зинаиды Николаевны и Феликса Феликсовича, тоже Феликс сочетался браком с Ириной Александровной лишь в 1914 году.
По периметру комнаты отчётливо читается надпись – имена последних представителей Юсуповых.

 Гербовый зал

Сводчатая палата, декорированная бледно зелёным цветом с серебристым орнаментом.

В отделке свода видны узоры, в которые вплетены элементы герба Юсуповых. Один из главных геральдических знаков  – восьмиконечный мальтийский крест.

Известно, что Борис Николаевич Юсупов был рыцарем Мальтийского ордена. Восемь концов мальтийского креста символизируют восемь рыцарских доброодетелей, которыми должен обладать каждый рыцарь ордена.
В этом помещении проходили приёмы особо важных гостей. По свидетельствам современников раньше этот зал украшала люстра, которая стоила половину стоимости всего дома. Сейчас зал освещает современная люстра, стилизованная под старину.

В углу комнаты стоит старинная печь, привезённая из Поволжья. Она отделана изразцами очень редкого лимонного цвета.

К концу ХХ века эта комната оказалась в наихудшем состоянии. За годы советской власти дворец оказался поражённым грибком. До сих пор его не удалось полностью вывести. Некоторые районы Москвы расположены в низинах, на болотистых местах, поэтому многие старинные постройки в городе поражены грибком.
На стене — портрет З.Н.Юсуповой, копия картины В.А.Серова.

В XIX веке, когда Зинаида Николаевна обустраивала этот дом, она приобретала мебель либо в антикварных магазинах, либо специально заказывала за границей, поскольку приобрести подлинную мебель XVII века было практически невозможно. Хотя Юсуповы могли себе позволить очень многое, но предметов того времени просто не сохранилось.

Зинаида Николаевна была последней наследницей рода. Стоимость принадлежавшего ей только недвижимого имущества в Москве и Санкт-Петербурге оценивалось в более чем 21 миллион рублей. Кроме того, у неё было огромное количество разных драгоценностей, включая жемчужное ожерелье Марии Антуанетты. К тому же Юсуповы владели бесценной коллекцией живописи, включая полотна Рембранта.
Хорошо понимая, чем грозит роду фамильное проклятье, Юсуповы оставили завещание, в котором передавали, в случае прекращения рода, своё недвижимое имущество государству, Российской империи. Попытки многих Юсуповых способствовать продолжению и разветвлению рода успехом не увенчались. У Зинаиды Николаевны и Феликса Феликсовича было четверо детей. Младший сын, Николай, погиб на дуэли из-за женщины накануне своего 25-летия. Поэтому наследник в семье был только один – Феликс Феликсович младший.

Интересна предыстория брака Феликса и Ирины Александровны. Юсуповы и помыслить себе не могли сделать предложение Великой Княжне. Но Романовы сами заговорили об этом. Это случилось в Москве, когда царскую семью принимали в Архангельском. Есть мнение, что сам Николай Александрович заговорил о том, Юсуповы – древний и достойный род и они не прочь были бы с ними породниться. Такое предложение, конечно, было расценено как величайшая честь и брак Ирины Александровны Романовой и Феликса Феликсовича Юсупова состоялся в 1914 году. А уже в 1915 в семье родилась девочка – Ирина Феликсовна Юсупова.

Юсуповский дворец в Москве. Портретная

В этой комнате логично поговорить об истории рода Юсуповых, который ведёт свою историю с X века. Пращур князей Юсуповых был выходцем из Багдадского халифата. В свою очередь он происходит из рода тестя самого пророка Мухаммеда.

Подробно с историей рода можно познакомиться на этой страничке. Мы же кратко остановимся лишь на некоторых представителях рода.
Известный в русской истории основатель Ногайской Орды хан Едигей также является одним из предков Юсуповых.
Первое изображение, которое начинает портретную галерею Юсуповых – это Ногайский хан Юсуф, он жил в XVI веке (1480-1555) .

Его дочь, казанская царевна Сююмбека была пленена Иваном Грозным и вывезена в Москву.

Содержалась она с почестями, а два её сына похоронены в царской усыпальнице Архангельского собора Московского Кремля. Самого Юсуфа убили, а двух его сыновей привезли в Москву, где они служили Московии верой и правдой.
Князь Дмитрий (умер в 1694) принял православие – это случилось после известного конфуза, когда князь по незнанию накормил Патриарха Иоакима гусем в постный день.

Когда Его Святейшество похвалил хорошо приготовленное блюдо, князь похвастался своим поваром, который и гуся может приготовить под рыбу. Патриарх разгневался, дело получило огласку, дошло до царя Фёдора Алексеевича и князю Дмитрию грозило и разорение, и опала, и, может быть, казнь. Тогда Юсупов решил принять православие. Ночью приснился Юсупову пророк Мухаммед и проклял весь род, пообещав, что отныне в его роду лишь один наследник будет доживать до 26 лет. Так оно впоследствии и вышло.
Следующее изображение – портрет сына князя Дмитрия, Григория Дмитриевича Юсупова.

Служил он во время Петра Первого, был сподвижником первого императора и прославился в Азовских походах и Северной войне. О его близости к Петру говорит тот факт, что за гробом императора он шёл наравне с А.Д.Меньшиковым и Ф.М.Апраксиным.
Этот дом в Большом Харитоньевском был пожалован Григорию Дмитриевичу императором Петром Вторым.
Его сын Борис Григорьевич предпочёл гражданскую службу военной. В 1740 году был назначен генерал-губернатором Москвы. Рядом — портрет его жены.

На другой стене представлен портрет князя Николая Борисовича, одного из самых ярких представителей рода, екатерининского вельможи. По некоторым сведениям одно время он даже был  любовником императрицы. Во всяком случае, в его кабинете висела картина, изображающая его и императрицу в виде обнажённых Аполлона и Венеры. В числе его заслуг – закупка картин для Эрмитажа, он считался «знатоком искусств». Закупая картины для императорской коллекции, Николай Борисович и себя не забывал. Он дружил и вёл переписку с Дидро, Вольтером, а Бомарше даже посвятил ему стихотворение. В Европе Н.Б.Юсупов был принят монархами разных стран – Иосифом Вторым в Вене, Фридрихом Великим в Берлине, Людовиком XVI и Наполеоном в Париже.

В разное время он был директором Эрмитажа и главноначальствующим кремлёвских строений и Оружейной палаты.
Н.Б. Юсупов — единственный вельможа в русской истории, который был маршалом на коронации трёх императоров – Павла, Александра Первого и Николая Первого. Был награждён ВСЕМИ русскими и многими иностранными орденами. Специально для него была учреждена новая награда – драгоценная жемчужная эполета.

Он снискал славу ловеласа. В его комнате висело 300 портретов женщин, благорасположением которых он пользовался. В Москве рядом с его особняком был специальный дом, окружённый стеной, где содержались наиболее миловидные из его крепостных. В 80-летнем возрасте имел 18-летнюю любовницу из крепостных.
Такое женолюбие было одной из причин разъезда супругов – он был женат на родственнице князя Потёмкина.
Живя в Москве, Юсупов купил имение Архангельское и обустроил его таким образом, что его называли «русским Версалем».
Н.Б.Юсупов основал знаменитые фарфоровые заводы.
Николая Борисовича очень любил А.С.Пушкин и после его смерти написал: «Умер мой князь Юсупов». Также поэт посвятил князю такие строки:

…Ты понял жизни цель, счастливый человек,
Для жизни ты живёшь свой долгий, ясный век,
Ещё ты смолоду умно разнообразил
Искал возможного, умеренно проказил.
Чредою шли к тебе забавы и чины…

Кстати, умер князь в 82-летнем возрасте от холеры.
Рядом на портрете изображена его сестра,

далее — жена.

Портрет его сына – Бориса Николаевича. Был полной противоположностью отцу. Однако сумел поправить пришедшие в упадок финансовые дела Юсуповых. Николай Борисович оставил немало долгов, Борис же сумел поправить дела.

Здесь же представлен портрет его жены.
Сын Бориса Николаевича Николай Борисович (его портрета здесь нет) был последним представителем рода по мужской линии. Значительную часть своей жизни он жил за границей, выполняя дипломатические поручения двора.

За семь лет до своей смерти он обратился к императору Александру Второму с просьбой о дозволении передать своё имя, титул и герб зятю — мужу старшей дочери графу Сумарокову-Эльстону.

Супружеская жизнь Зинаиды Николаевны была счастливой, она вышла замуж за графа Феликса Феликсовича Сумарокова-Эльстона по любви. В своё время к ней сватались представители европейских правящих домов – два французских инфанта и болгарский принц. Все получили отказ. Со своим будущим мужем Зинаида Юсупова познакомилась во время церемонии сватовства болгарского принца – Феликс Сумароков-Эльстон, потомок фельдмаршала М.И.Кутузова и прусского короля Фридриха-Вильгельма Четвёртого был в свите принца. Посватался к своей будущей жене через два дня после знакомства и получил не только жену, но впридачу имя, титул и герб семьи Юсуповых.

Над печкой слева — портрет матери Зинаиды Николаевны.

Завершает портретную галерею изображение сестры Зинаиды Николаевны, Татьяны Николаевны, умершей в 22-летнем возрасте от тифа. Ещё одна семейная история связана со смертью Татьяны Николаевны. Когда старшей, Зинаиде, было около 20 лет, она, упав с коня, сильно повредила ногу. Началась гангрена, в доме уже вряд ли надеялись на выздоровление девушки. Но случилось так, что в бреду Зинаида увидела Иоанна Кроншдтатского. Ей стало немного лучше и она попросила пригласить святителя в дом. После беседы со святым отцом девушка пошла на поправку и выздоровела. Говорили, что своим выздоровлением она подставила младшую сестру.

Кабинет

Интерьер кабинета был воссоздан по описаниям дворца Алексея Михайловича. На своде изображено движение небесных тел вокруг солнца. Хорошо видно, что Земля с Луной — больше по размеру, чем другие планеты — так считали в XVII веке.

И движение Земли с Луной вокруг Солнца.

В этой комнате находится редчайший экспонат музея – подлинный буфет.(Где он был сделан — неизвестно)

После событий 1917 года дворец захватили анархисты, затем здесь размещался военный музей, позже – Академия Сельскохозяйственных Наук известная под аббревиатурой ВАСХНИЛ. В этих помещениях работал академик, выдающийся учёный Николай Иванович Вавилов.

Обмеры здания и попытки реставрации проводились в 1928 году, а затем – в 1946 году. Но лишь в 1990-е годы, к 200-летию со дня рождения А.С.Пушкина, который имеет непосредственное отношения к этому дому, отреставрировали фасад особняка.
Ещё одно помещение, которое можно осмотреть — это подвал дома.

 Подвал

Красная комната

Эта самая старая часть дома, по некоторым данным она датируется концом XVI века. Существовала семейная легенда Юсуповых, говорящая о том, что именно на этом самом месте располагался сокольничий дворец Ивана Грозного. Существует гипотеза, что сокольничим дворцом пользовался и Алексей Михайлович, то есть он сохранялся около 100 лет.
Домом некоторое время владел Пётр Шафиров, прославившийся казнокрадством и мздоимством, за что и был сослан в Сибирь. Это самый первый известный владелец дома.
Затем, домом владел Пётр Толстой, начальник Тайной канцелярии, интриговал против Меншикова, за что попал в опалу. Дом был передан Волковым – хотя они владели домом совсем недолго, но в историю они вошли, как одни из владельцев особняка, который известен под названием дом Волковых – Юсуповых. Юсуповым дом жаловал император Пётр Второй.

 Юсуповы — род очень древний. Представители рода непременно любили это подчёркивать во всём. Семейное предание говорит о том, что однажды Иван Грозный охотился в этих местах. Проезжая по лесу, ветка зацепила его шапку, сбросив её с головы. Разгневанный царь приказал срубить это дерево. Приказание перевыполнили, чтобы угодить государю — срубили несколько деревьев. Получилась небольшая полянка, на которой и был построен охотничий дворец царя. Поэтому присутствие на сводах изображений ловчих птиц.

Также существовала легенда о подземном ходе. Во всяком случае, последний Юсупов — Феликс Феликсович младший зафиксировал эту историю в своих мемуарах. Он писал, что родители, реставрируя дом, действительно нашли тайный ход с людскими скелетами и замуровали его. Версия о многочисленных подземных ходах, прорытых во времена Ивана Грозного, до сих пор бытует в Москве. Легенда повествует, что царь любил, переодевшись, выходить из Кремля тайными подземными ходами и оказываться в самых неожиданных местах столицы, чтобы послушать, что люди говорят. Юсуповы подчёркивали, что такой ход существовал и вёл от их дома к Кремлю. Но это пока ещё остаётся легендой, никаких ходов реставраторы не обнаружили.
Главная тема орнамента этого помещения – «райский сад». А также имитация пышной, буйной растительности летнего времени.

Лето в наших краях довольно короткое, скоротечное, и чтобы продлить ощущение тепла, лета, благоприятного времени года, помещения очень часто расписывали таким узором.
Если оглянуться на дверной проём, ведущий в этот покой, то в глаза бросается довольно обширный зондаж в стене.

Хорошо видно, что вход в подвальные залы находится именно там, где он и был на протяжении веков. Можно подумать, что раньше вход был очень низкий и людям приходилось буквально проползать в комнату. на самом деле проём был достаточно высоким. Просто за три века нарос культурный слой и уровень пола заметно поднялся.
Главной темой росписей сводов подвальной залы является соколиная охота на лебедя и селезня. Соколиная охота – занятие весьма дорогостоящее. Один тренированный охотничий сокол стоил цену шести лошадей!!!
Этапы охоты живописно показаны в росписях верхних частей стены и полусводов. Рассматривать их следует, начиная с правой стороны от входа. На первом изображении видна торжественная свита государя, первого венчанного царя Ивана Грозного и выезд из дворца на соколиную охоту.

Царю подводят коня, все сопровождающие уже готовы к торжественному выезду.
Следующая картина – напротив, на левой стене. Это сцена уже в лесу, на природе. Царю подносят соколов, он надевает крепкие, кожаные перчатки.

Это было необходимой мерой предосторожности, потому что когти у сокола настолько крепкие, что при нападении он перерубал шею лебедя надвое. Поэтому все сокольничьи всегда носили на руках перчатки. И ещё здесь можно обратить внимание на то, что на головках у всех соколов надеты шапочки.

Это было специальным способом охоты – шапочки надевались для того, чтобы сокол не отвлекался на посторонние предметы. А когда наступало время охоты, то шапочку, закрывающиую соколу глаза, снимали и он стразу же бросался на добычу.

 Ещё одна деталь — не следует путать сокольников и сокольничьих. Сокольники — простые слуги, которые следят за соколами, они и изображены на картине. Сокольничий — это придворный боярский чин.
На противоположной от входа стене нарисована сама сцена охоты с собаками и дичь.

На соколиную охоту обязательно брали собак. Но не затем, чтобы они приносили добычу. Сокол сам приносил добычу хозяину, для этой цели собаки были не нужны. А нужны они,  чтобы спугнуть добычу – уток, гусей или лебедей. Ведь пернатые могли затаиться и просто тихо сидеть, не взлетая. Собаки их вспугивали, а сокол уже ловил. Во время охоты скорость сокола достигает 300 км в час. Это скорость поезда «Сапсан», хотя, говорят, что сейчас «Сапсан» идёт медленнее.

Соколиная охота проходила без участия человека. Сокола, предварительно сняв с него шапочку, подбрасывали вверх и он улетал в точку. А затем с высоты, с которой его и рассмотреть было нельзя, камнем бросался на добычу. И не всегда попадал сразу. Иногда промахивался и тогда взлетал ещё раз. Эти взлёты называются «ставкой». Вот чем меньше таких «ставок», тем лучше считается сокол.
На стене над дверью изображен итог всей охоты – царский пир. Видно, как перед столом в поклоне стоят сокольничьи.

У них при дворе был особый статус и особая ответственность. За утрату сокола сокольничий платил своей головой.

На последней картине вдалеке изображен ельник. Юсуповы подчёркивали, что это то самое место, на котором позже был построен дворец Ивана Грозного, а потом и этот дом.

 Все росписи были сделаны артелью художников под руководством Морозова. При реставрации было смыто несколько слоёв (до 18!) побелки и штукатурки.

В 1919 Юсуповы покинули Россию. Зинаида Николаевна и Феликс Феликсович — старший уехали в Рим, Феликс Феликсович – младший с семьёй – в Париж. Когда старший Юсупов умер, в 1928 году, Зинаида Николаевна переехала с сыну в Париж.
В конце 30-х годов нацисты неоднократно делали предложения о сотрудничестве князю Юсупову графу Сумарокову-Эльстон, которые он с негодованием отвергал. В отместку нацисты не вернули капиталов, хранившихся в банках Берлина. После войны Юсуповы окончательно разорились. Умер Феликс Феликсович в 1967 году.
Его дочь, Ирина Феликсовна вышла замуж за графа Николая Шереметьева. Их дочь Ксения Николаевна была в России, даже приняла российское гражданство. В 2004 году в семье единственной дочери Ксении Татьяны родилась девочка – Марилья.

О современниках Юсупоых, барских усадьбах и старинных храмах мы рассказываем на пешеходных экскурсиях по Москве.

Поделиться в
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (1 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...

Комментарии 18

  • Великолепная статья!!!! Китайская комната восхитительна! Невероятно подробные фотографии. С такой статьей экскурсовод не нужен))). В закладки!

    • Благодарю за отзыв. Правда, с экскурсиями во дворец сложно — только по предварительной заявке, только с группой. Мне удалось там побывать на учебной экскурсии для гидов-переводчиков, поэтому для нас и рассказывали подробно, и снимки разрешили сделать. Вот и подумалось, а почему бы не пригласить людей на виртуальную прогулку по музею. Очень рада, что поучаствовали.

  • Совершенно неожиданое качество этой виртуальной прогулки. Сразу захотелось увидеть воочию, тем более, что собираемся на каникулах посетить Юсуповский дворец в Питере. Спасибо!

  • Изумительно, замечательно, прекрасно! Полный восторг. Спасибо большое за полезное просветительское действо. С уважением Галина.

  • Записала адрес Юсуповского дворца. Очень красивая и необычная обстановка, которую захотелось увидеть.

  • Спасибооо! Обязательно побываю в этом дворце, на сайте написано, что он временно не работает. Надеюсь откроется скоро, а там, глядишь, к лету и выберусь. Еще раз спасибо, Татьяна!

  • великолепная статья!!! вроде как сама там побывала. посещала питерский дворец, разительно отличается от московского. по приезде в Москву обязательно побываем там. огромное спасибо. очень хорошо чувствуется насколько Вам это интересно.

  • Удивляет количество ошибок и несуразностей в статье. Если так водят экскурсии, то приходится только сожалеть об этом. Я написал небольшую книгу о князе Н.Б. Юсупове, где есть документальный рассказ о дворце, но книги читать не надо явно? Буторов А.В.

    • Уважаемый А.В.Буторов!
      Благодарим за внимание к нашей дилетантской статье о дворце Юсуповых в Москве. Действительно, этот обзор написан по материалам экскурсии во дворце. Я застенографировала то, что рассказала работник музея и не потрудилась проверить факты свято веря, что экскурсия составлена грамотно, на основе исторических исследований. С удовольствием прочитаю Вашу книгу, может быть тираж ещё не распродан?
      Если Вам бросились в глаза явные и грубые ошибки в статье, может быть Вы укажете на них, чтобы я их исправила, а глобальную её редакцию сделаю после прочтения Вашей книги?

  • Большое спасибо за очень подробный рассказ о Дворце.Очень надеюсь, что когда-нибудь смогу увидеть это великолепие сама!

  • Здравствуйте! Мне очень понравился ваш рассказ! Интересно было посмотреть фотографии и увидеть, как преобразился дворец! Я работала там в 2004-2005, когда только началась реставрация. Мы въехали в аварийное здание осенью без удобств, без отопления, и пережили там трудную зиму. Наш отдел располагался сначала в китайской комнате, а потом в гербовом зале. В самом плохом состоянии был тронный зал, но тогда все его называли золотой зал, несмотря на то, что на тусклых стенах и вздыбленными слоями штукатурки и краски был только намёк на позолоту. И где-то там под куполом, на лесах, у меня была тоже экскурсия, и я приложила свою руку в росписи. Несмотря на все неудобства, мне очень нравилось ходить на работу во дворец! Была какая-то необычная атмосфера! И теперь дворцовые перевороты вспоминаются самыми светлыми и добрыми воспоминаниями и образами.

  • В конце 90-х годов мне посчастливилось побывать в командировке в организации, которая располагалась в этом дворце («Семсвекла»). Рассказывал мне об истории этого здания и о его интерьерах директор этой организации Сушков М.Д. Его увлечением и страстью было московское краеведение. Он показал мне все помещения приходящего в упадок дворца, а его рассказ до сих пор в памяти. Второй раз я побывала во дворце на т.н. «экскурсии» в прошлом году. Я была поражена количеству, видимо украденных в процессе «научной реставрации»предметов интерьера. Даже латунные вентиляционные решетки исчезли. А о красавцах перилах в домовом храме можно и не вспоминать. Надеюсь, что «дворцовые перевороты» закончились

    • Елена, спасибо, что рассказали об этом. Видимо, «приватизация» исторических ценностей имела место быть и посетители дворца их больше никогда не увидят. Всё ценное бесхозное нашло своих хозяев, увы, не в музее.

  • Благодарю Вас за понимание.

  • Подскажите, пожалуйста, как реально попасть сейчас на экскурсию в этот дворец. Были в Питерском дворце Юсуповых, прочли книгу воспоминаний Феликса Юсупова, готовы продолжить! Есть целая группа желающих попасть туда друзей.

    • Людмила, сожалеем, но не имеем к Юсуповскому дврцу ни малейшего отношения, кроме того, что прослушали там очень подробную экскурсию и описали её на сайте. Думаю, что на официальном сайте дворца есть телефон и электронный адрес, по которому можно узнать об экскурсиях. Простите, что не смогли помочь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *