Серебряная кладовая (Silberkammer) — коллекция императорской посуды Габсбургов в Вене

Серебряная кладовая (Silberkammer) стала первым музеем, который мы посетили в Вене. И первым эстетическим потрясением. Конечно, мы уже видели коллекции фарфоровой, фаянсовой,  медной и даже серебряной посуды до посещения Зильберкаммер. Но не такого качества и далеко не в таком количестве!
Исключительность впечатлений усилилась методикой показа коллекции императорской посуды Габсбургов.
1.В залах серебряной кладовой существует рекомендованный маршрут. Экскурсанты следуют по нему, руководствуясь цифрами, указанными на витринах. Свободный осмотр экспозиции императорской посуды Габсбургов также возможен.
2.Для ознакомления с коллекцией посетителям раздают аудиогиды. Они включены в цену билетов, залога за них не требуют.
3.Запись аудио гида — это очень грамотная, интересная, живая экскурсия на хорошем русском языке.
4.В серебряной кладовой (Silberkammer) можно фотографировать.
5. Императорская посуда Габсбургов расположена в просторных залах, больших витринах. Даже при интенсивном потоке посетителей все экспонаты можно хорошо рассмотреть.

В этой статье мы постараемся показать самые интересные экспонаты серебряной кладовой (Silberkammer) и немного рассказать о них.

История музея «Серебряная кладовая (Зильберкаммер — Silberkammer)»

В 1918 году после упразднения монархии все предметы утвари императорского двора передали в фонды специально созданной Палаты придворного серебра и фарфора. В 1923 году Палата пополнились экспонатами из коллекции императорского фарфора и в том же году экспозицию императорской посуды Габсбургов открыли для посетителей.

Медная посуда

В первом зале музея Серебряная кладовая (Зильберкаммер — Silberkammer) выставлена старинная медная посуда. Она настолько разнообразна, что не хватает воображения, чтобы представить себе все кушанья, которые готовили на императорской кухне.

Vienne 2011 696

Здесь мы наконец узнали, зачем в медных крышках кастрюль и котелков делали углубления. Оказывается, для того, чтобы помещать туда раскалённые угли и не только поддерживать температуру пищи, но сохранять верхний жар, для многих блюд это было важно.
В огромной кастрюле на крепком мясном бульоне варили суп «Олио», а в полночь по традиции им потчевали приглашённых на бал придворных.
В плоском котле, который называется «тюрботьер» целиком тушили рыбу тюрбо (палтус), её не принято было разделывать на куски.
Большая витрина сплошь уставлена медной утварью для желе и пудингов, бисквитов, галатинов и других блюд. Нужно было накормить целую армию придворных, императорский штат состоял почти из пяти тысяч человек.

IMG_1519

Медная посуда хоть и хорошо нагревалась, но имела существенный недостаток. От содержащихся в продуктах кислот она окислялась и покрывалась ядовитым налётом. С течением времени медную посуду заменили на утварь из других материалов.

Столовое серебро и фарфор Старой Серебряной палаты

Витрины в этом зале сделаны из дуба, они сохранились со времён монархии Габсбургов.
Здесь выставлены сервизы и умывальные приборы.

b0209886_1242233

На верхней полке витрины видны характерные бокалы «рёмер», в них подавали только рейнское вино.

Императорским сервизом из серебра по сей день сервируют стол во время встреч на высшем уровне.

IMG_5826

Впервые комплекты столового серебра при дворе Габсбургов стали использовать в начале XIX, его изготовляли венские мастера. У королевских столовых приборов заметна отличительная черта: плоские ручки, похожие по форме на корпус скрипки, обрамляет классический орнамент. На конце он образует своеобразное сердечко.

IMG_5828

Столовое бельё

b0209886_12571413

Любопытны полотенца, скатерти и салфетки. Первоначально их изготавливали из белого тонкого льна и помечали различными штампами жёлтой краски.
Позже стали использовать пике (фр. piqué от piquer, пике — хлопчатобумажная ткань со сложным переплетением волокон). Ему на смену пришли махровые полотенца английской работы. Штампы заменили вышитой монограммой с короной.

2015-03-15_194203

Развитие столовых приборов для банкетов императорской посуды Габсбургов 

В начале XIX века во время правления императора Франца I, а затем и Фердинанда I, столовые приборы двора были довольно просты. Их украшала лишь золотая окантовка и неизменный императорский орёл. Форма императорской птицы менялась и зависела от индивидуальной манеры художника.

IMG_1517

В этом же зале можно видеть часть предметов «Парадного сервиза». Во времена империи в кругу августейшей семьи им сервировали стол во время вечерних трапез и называли «Хофформ», что по русски значит «Придворный стиль». До недавнего времени им пользовались на официальный встречах.

Туалетные приборы

Императрица Елизавета Баварская известна своим необычным для своего времени пристрастием к уходу за телом. В 1878 году она первой из членов императорской фамилии повелела устроить во дворце ванную комнату в таком виде, каком мы привыкли её понимать сегодня. До нововведений Сисси все императорские особы для совершения туалета пользовались умывальными приборами, в состав которых входили тазики разной величины, кувшины, ночные вазы, тазики для бритья и другие приборы. Несколько умывальных наборов демонстрируются в витринах. Этот, например, очень прост, даже аскетичен.

IMG_5824

Сервиз «Минтон»

Название сервизу дано по английской фабрике Минтон, где его изготовили.
Заказ поступил от императрицы Елизваветы. Сисси подарила роскошный набор посуды своему супругу, императору Францу Иосифу для его охотничьего замка Оффензее. Поэтому многочисленные тарелки украшены изображениями различных птиц, диких зверей и, даже, рыб.

IMG_5823

Сервиз «Гран вермель»

IMG_5825

Поясним, что «вермель» (от французского «vermeilles») означает ярко-красный, алый. Термин использовался для обозначения позолоченного серебра. Этот грандиозный набор посуды выполнен в технике огневого золочения, поэтому поверхность посуды имеет благородный красноватый оттенок.
Предметов одного этого сервиза хватило бы на целую музейную коллекцию! Изготовили «Гранд вермель» во Франции, предположительно в 1808 году, первоначально в нём было 40 кувертов. Куверт (фр. couvert) — термин, обозначающий полный набор столовых приборов для одного человека. То есть сервиз предназначался для 40 персон.

IMG_5832

В середине XIX века венские златокузнецы расширили «Гранд вермель» более чем втрое. Теперь он предназначался для 140 персон.

IMG_5827

Увеличились и количество предметов в одном куверте. Он стал состоять из 4 500 предметов! Его вес — больше тонны!

IMG_5829

(Для сравнения, сделанный также во Франции серебряный сервиз «Орлов», который Екатерина II подарила графу Орлову, был рассчитан на 60 персон, весил 2,5 тонны и включал более 3 000 предметов. Кроме серебряных приборов в сервиз «Орлов» входили более 100 различных предметов из фарфора и стекла. Данные об «Орлове» взяла из официального сайта музея «Московский Кремль». Получается, что наш сервиз был 2.5 раза тяжелее, а по числу предметов  уступал «Гран Вермелю» 🙂 )
Сервиз «Гран вермель» имеет не только художественную, но и историческую ценность. Считается, что его заказчиком был пасынок Наполеона, вице-король Италии Эжен Богарне. После падения Наполеона император Франц I выкупил у бывшего вице-короля сервиз. Венские мастера немало потрудились над каждой (!) вещью сервиза, им пришлось заменить герб Наполеона на герб императора Франца I.

Столовое серебро императорского двора Вены

Глядя на эту витрину легко представить, сколько серебряной посуды находилось в обиходе венского двора.

IMG_5831

В XVIII веке для сервировки стола пользовались серебряной и золотой посудой. Фарфор изобрели лишь в 1710 году и сначала в нём подавали лишь супы и десерт. Фарфоровая посуда полностью вытеснила серебряную только к середине XIX века.

Парадный сервиз

долго служил властям Австрии даже после упразднения монархии. Последний раз им сервировали стол в 2000 году.

IMG_5830

Рядом лежит искусно сложенная салфетка. Секрет складывания салфетки строго охранялся и передавался посвящённым императорскими придворными устно из поколения в поколение. Складывать салфетки таким образом дозволялось лишь если на обеде присутствовал сам император.

Традиция сохранилась по сей день, способом украшения стола императорской салфеткой владеют всего лишь два (!) посвящённых человека.
Обратите внимание на отверстия в салфетке. Они предназначены для того, чтобы вкладывать в них булочки.

Чести воспользоваться такой салфеткой гости удостаиваются лишь во время приёмов, устроенных по случаю визитов коронованных особ.

Миланский пладеменаж

Пладеменаж (plat de menage) — серебряное настольное украшение в виде блюда в центре стола. Миланский пладеменаж заказали в честь императора Фердинанда I в 1838 году, когда монарха провозгласили королём Венеции и Ломбардии. Длина грандиозного пладеменажа составляет 30 метров!

IMG_8373

В его центре стоят аллегорические фигуры Венеции с головным убором венецианского дожа и львом в ногах и Ломбардии с венцом на голове и рогом изобилия в руках.

IMG_8374

Церемониальное омовение ног

Коллекция необычных предметов в собрании музея иллюстрирует вековую традицию венского императорского двора в Страстной Четверг совершать омовение ног. К императорскому дворцу приводили неимущих стариков и старушек. Доктора их тщательно осматривали и выбирали 12 человек, кандидатов мыли в бане. В Великий Четверг император и императрица совершали обряд омовения ног неимущим старикам в купели, она видна в центре витрины. Воду лили из серебряных кувшинов.

IMG_5847

Затем участников одаривали — вручали серебряную чашу (видны на верхней полке), большую глиняную кружку или кувшин с вином и кошель с 30-ю серебряными монетами. Счастливчиков кормили императорскими яствами и отпускали восвояси.
В 12-ой витрине можно видеть купель, где совершалось омовение ног и подарки старикам, включая кружки и серебряные чаши, на которых выгравирован год обряда и двуглавый орёл.

IMG_8377

Габсбургский сервиз

Некоторые предметы Габсбургского сервиза напоминают литургическую утварь. Их наличие объясняется довольно просто. В 1806 году после упразднения Священной Римской Империи ей на смену пришла Австрийская империя во главе с императором из династии Габсбургов. Франц I старался компенсировать утрату святости, которой были отмечены императоры Священной Римской Империи и всячески подчёркивал сакральность своего титула, не забывая включать культовые предметы в столовый сервиз.

IMG_5848

Габсбургский сервиз выполнили на Венской фарфоровой мануфактуре в 1824 году. Событие, послужившее поводом для заказа было чрезвычайно важным — бракосочетание наследника эрцгерцога Франца Карла и принцессы Софии Баварской, будущих родителей императора Франца Иосифа.
Все предметы сервиза были призваны прославлять династию Габсбургов. Поэтому на них мы видим изображения императоров и их супруг с их родовыми гербами.

IMG_5849

Интересна часть Габсбургского сервиза под названием «Исторические руины». На 60-ти тарелках изображены пейзажи с видами замков, которые принадлежали Габсбургам.

IMG_5850

IMG_5851

Столовый сервиз эрцгерцога Фердинанда Максимилиана

Эрцгерцог Максимилиан был младшим братом будущего императора Франца Иосифа. Второй сын августейшей четы Франца I и Софии Баварской был умнее, интеллигентнее брата, пользовался гораздо большей популярностью при дворе. Но он родился младшим и ему не суждено было стать императором.
Судьба эрцгерцога Фердинанда Максимилиана незавидна. По настоянию своей честолюбивой жены, бельгийской принцессы Шарлотты он принял титул короля Мексики. Во время революции его подчинённые предали своего короля, его арестовали и расстреляли.
В коллекции императорской посуды Габсбургов «Серебряная кладовая» находится свидетель тонкого вкуса эрцгерцога. Он лично выбрал для себя столовый сервиз «Мирамар».

IMG_5853

Его изготовили на Херендской фарфоровой мануфактуре (Венгрия). «Мирамар»  украшен азиатским узором в традиционных цветах японского фарфора имари.

IMG_5852

Бело-золотой Тунский сервиз

Следующий набор посуды принадлежал императору Фердинанду. После революции 1848 года он отрёкся от престола в пользу сына Франца-Иосифа, отошёл от дел и жил в своей резиденции в Пражском Граде. Для своего дворца в 1851 году он заказал на Клостерецком фарфоровом заводе в Богемии бело-золотой сервиз. Фабрика принадлежала графу Тунскому, поэтому сервиз называется Тунским.
Кажется, что цвета и орнамент посуды относят нас в прошлое — вспомните простые белые с золотой каймой императорские сервизы. Но в Тунском сервизе от былой простоты не осталось и следа. Взгляните на плавные мягкие изысканные формы посуды.

IMG_5854

В стиле бело-золотого сервиза чувствуется потребность венского двора выразить непомерную роскошь.

Новофранцузский пладеменаж

стал одним из первых заказов вступившего на престол сына Фердинанда, императора Франца Иосифа. Сделали его в Париже, отсюда и название пладеменажа — Новофранцузкий. Гладя на причудливые формы горки можно ошибиться во времени его изготовления.

IMG_8384

Многочисленные путти, причудливые рокайли, канделябры с рожками, вьющиеся гирлянды говорят об эпохе барокко.

IMG_8385

Но пладеменаж изготовили в 1851 году! Это заслуга (или вина? 🙂 ) матери императора, эрцгерцогини Софии Баварской. Она возродила традиции барокко и рококо при дворе, о чём говорит не только посуда, но и убранство дворцовых покоев.

Сервиз с орнаментом из зелёных лент

Оторваться от рассматривания этого пышного сервиза очень трудно. Действительно он совершенно уникален, подобных образцов делали единицы.

IMG_5858

Выполнен сервиз из фриттованного фарфора. Его делают из особого состава, такой фарфор очень хрупкий, гораздо менее вынослив, чем обычный. Обжигают его при низких температурах, поэтому краски на предметах намного ярче, сочнее, чем на обычном фарфоре. Исключительным сервиз считается ещё и потому, что краски делали именно для него по специально разработанному рецепту .

IMG_5859

Изготовили сервиз с орнаментами из зелёных лент на Королевской мануфактуре Севра по заказу короля Людовика XV. Король вручил поистине императорской подарок Марии Терезии в знак сближения французской королевской династии с Габсбургами.
Основной рисунок сервиза — переплетающиеся зелёные ленты. На тарелках и чашках можно разглядеть сцены из произведений мировой литературы от Гомера до Мольера. Предметы сервиза также украшают миниатюрные изображения аллегорий любви, живописи и скульптуры, поэзии и музыки, выполненные по мотивам работ Франсуа Буше.

IMG_5860

Супницы с золотыми колосьями

напоминают о родственных отношения императора Иосифа II и французской королевы Марии Антуанетты. Они были братом и сестрой. Из поездки 1777 года, когда австрийский император навещал сестру, он привёз в Вену около 500 предметов севрского фарфора, включая четыре супницы. До наших дней сохранились лишь три.

IMG_8387

Украшают их не только изображения даров природы, но и крестьянских инструментов, а также даров моря. В декор включены объёмные золотые колосья. Изображения олицетворяют труд и плодородие и, как результат, богатый урожай.

Салфетка в форме лебедя

Искусство фигурного складывания салфеток в наши дни практически утеряно. Сложить диковинного зверя или птицу можно было только из салфетки тончайшего льна, исходный размер должен быть 1 метр в длину и столько же в ширину. Такие салфетки в виде лебедя были очень популярны в эпоху барокко.

IMG_5861

Схемы складывания салфеток, придуманные в XVIII веке, сохранились до наших дней.

Золотой сервиз

Пусть вас не смущает название этого сервиза, рассчитанного на 12 персон. Материал, из которого сделаны предметы — отнюдь не золото, а фарфор.

IMG_8386

Но на позолоту не поскупились! Многие предметы позолочены не только снаружи, но и снизу, и изнутри!
Имитация золота была не столько прихотью императора, сколько политической необходимостью. Когда в 1814 году Вену выбрали местом конгресса европейских монархов, император Франц I приказал Венским мастерам создать такой золочёный сервиз. Настоящей золотой посуды в империи не осталось — её переплавили на монеты во время войн с Наполеоном.

Майсенский сервиз

Было бы странно, если бы в императорской серебряной кладовой отсутствовали предметы, созданные на Майсенской фарфоровой мануфактуре. Майсенский сервиз заказали в середине 70-х годов XVIII века. Стиль его исполнения — переходный от барокко классицизму. В рисунках доминируют фруктовые и цветочные мотивы.

IMG_8390

В Майсенском сервизе угадываются черты двух стилей. Глубокие супницы ближе к стилю барокко. Ажурные вазы для фруктов напоминают строгие формы античности и тяготеют к классицизму.

IMG_8389

Старофранцузский пладеменаж

В честь коронации императора Фердинанда в 1838 году в Париже была заказана французская горка. Имя мастера не сохранилось. Зарубежные заказы венского двора держались в строгой тайне, дабы не обидеть отечественных мастеров. Часто заказчиком выступал не двор, а обергофмейстер.
Особенно красиво старофранцузский пладеменаж выглядел вечером, когда в золочёных поддонах отражались горевшие в канделябрах свечи. Пладеменаж сделан из позолоченной бронзы.

Десертные вазы из Новофранцузского пладеменажа

выставлены в отдельной комнате.

IMG_8393

Во время императорских застолий многоярусные менажницы и вазы наполнялись аппетитными сладостями, десертами, фруктами.

IMG_8394

Фарфор Имари из коллекции Карла Александра Лотарингского

Коллекция принца Карла Александра занимает большой зал музея. Принц Карл Александр был родным братом императора Франца Стефана, супруга Марии Терезии. Примечательно, что женой принца Карла Александра стала сестра Марии Терезии, таким образом семьи породнились дважды — две сестры были замужем за братьями.
Карл Александр Лотарингский во время пребывания на посту губернатора Австрийских Нидерланов жил в Брюсселе. Он был страстным коллекционером, тонким ценителем искусств. Это увлечение стоило казне слишком дорого.
После смерти бездетного принца Лотарингского, наследником стал его племянник, император Иосиф II. Чтобы поправить материальные дела Нидерландов, наследник продал часть коллекции дядюшки на аукционе, а часть, включая коллекцию фарфора Имари отправил из Брюсселя в Вену.

Эта коллекция, в основном, состоит из восточного фарфора.

IMG_8396

Великолепен японский фарфор Имари, названный по одноимённому порту.
Позже восточные предметы были дополнены работами венских мастеров и из разрозненного собрания превратились в полноценные сервизы.

Золотой столовый прибор Марии Терезии

Столовый прибор императрицы был выполнен из чистого золота в середине XVIII века лично для Марии Терезии. Она пользовалась им не только дома, но и во время путешествий.

2015-03-15_194257

В прибор входят ложка, нож, вилка, сервировочная вилка, коробочка для соли, рюмка для яиц и маленькая ложка с длинной тонкой ручкой. Такой ложечкой было удобно доставать мозг из костей.
Любопытно, что в конце XVIII века европейской знати пришлось отказываться от вековой традиции пользоваться личным столовым кувертом во время застолий. На смену персональным приборам пришли сервизы, рассчитанные на число гостей, кратное количеству апостолов, т.е. на 12, 24, 36 и более персон.

Столовое серебро венского двора

IMG_5873

Когда стоишь в длинном коридоре и смотришь на витрины справа и слева сплошь заполненные серебром, то фразу аудиогида воспринимаешь как шутку. «Сравнительную немногочисленность предметов столового серебра императорского двора можно объяснить несколькими причинами…» Вот это — немногочисленность?

IMG_5871

Тем не менее «скромность» коллекции объясняют следующими причинами:
1.Как только посуда выходила из моды, её переплавляли, чтобы отлить новую.
2.Если у владельца возникали финансовые затруднения, он решал их, жертвуя серебряной утварью, её переплавляли в монеты.
3.Военные расходы, связанные с участием в наполеоновских войнах. Для покрытия расходов переплавили едва ли не всё дворцовое серебро Габсбургов.

На смену серебряной посуде пришли сервизы из фарфора.
Пополнять дворцовое серебро начали лишь в 30-е годы XIX века. Заказы выполняли венские мастера.
Ага, вот в чём дело! Серебро в витринах — сравнительно позднее, куверты XVIII и начала XIX века не сохранились!
Серебряный сервиз доукомплектовали после после свадьбы Франца Иосифа и Елизаветы Баварской (Сисси).

IMG_5874

Новые предметы также делали мастера из Вены.

Десертный сервиз «Минтон»

Сервиз назван по имени уже упоминавшейся английской мануфактуры Минтон, где его и выполнили.

IMG_5876

2015-03-15_194332 Его демонстрировали на всемирной выставке 1851 года в Лондоне. Сервиз поразил зрителей тонкостью исполнения, изящными миниатюрными формами. «Минтон» завоевал первую премию за высокую эстетику исполнения. Его купила королева Виктория. Первоначально десертный сервиз состоял из 116 предметов. Но часть предметов английская королева подарила императору Францу Иосифу.
Любопытно, что сервиз так и не нашёл применения, им не пользовались из-за излишней хрупкости материала. Десертный набор состоит из изящных чашечек для английского лимонного крема, его украшает узор из бисквитного фарфора.

Флоральные тарелки императора-садовника

Артефактов в серебряной кладовой императорского дворца Вены очень много. Большая часть экспонатов осталась за рамками экскурсии. Автора статьи очень привлекла посуда с изображением различных цветов на светлом и тёмном фоне. Представлю несколько фотографий.

IMG_5837

IMG_5840

IMG_5838

Заказ на тарелки с цветочным орнаментом поступил от эрцгерцога Франца. По традиции императорского семейства Габсбургов, каждый член августейшей фамилии должен был владеть каким-нибудь ремеслом. Чувствуя в себе тягу к ботанике, Франц выучился на садовника!

IMG_5841

Первые 36 тарелок с изображениями разных цветов на тёмном фоне появились в 1819 году. Их заказывали на Венской фарфоровой мануфактуре.

IMG_5842

За четыре года число тарелок возросло до 96.

IMG_5843

Белые тарелки заменили тёмные к концу XIX века.
Они отнюдь не были декоративными. Как тёмными, так и светлыми тарелками пользовались во время трапез. На них подавали десерты, в то время как основные блюда сервировались на серебряном сервизе «Гран вермель».

IMG_5844

Из серебряной кладовой по

императорской лестнице

можно пройти в музей императрицы Елизаветы.

IMG_8398

Императорской лестницу назвали потому что по ней император Франц Иосиф поднимался в свои апартаменты.
Экскурсия продолжается в покоях императрицы Елизаветы.

Статья написана по материалам текста экскурсии на русском языке в Серебряной кладовой (Silberkammer).
Далее:

Олимпийский сервиз в коллекции Оружейной палаты Московского Кремля
Как мы «попали» в Вене
Вена на тарелочке: венский шницель, венский кофе.

TEXT.RU - 100.00%

TEXT.RU - 100.00%



Поделиться в
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет, будьте первым! Оцените пожалуйста материал.)
Загрузка...

Комментарии 2

  • Таня, такие подробности! Как вы это все запоминали? 🙂 Мне запомнился еще приборчик для выдавливания сока (крови, что ли?) из мяса, специальный пресс, которым пользовалась принцесса Сисси. Странная вещица.

    • Оля, ты смеёшься — запоминали! Конечно, нет! Пользовались источниками. Своими словами пересказывали текст экскурсии, который нам дали в музее. Ну и по мелочи в других книгах сверялись, пояснения добавляли, потому что не все знают слово «куверт» и «пладеменаж».
      Оля, для Сиси выдавливали именно мясной сок. Крови в мясе нет.

Слово молвить