Веймар

«Все немцы недаром испытывают огромную симпатию к Веймару; этот город занимает своё неповторимое место в истории» — написал в своём дневнике молодой Роберт Шуманн в 1828 году. А Гёте, проживший в Веймаре уже полвека, приглашал своего литературного секретаря Экерманна и не скрывал восторженного отношения к городу: «Где ещё вы найдёте столько прекрасного в одном месте!»

Даже сейчас кажется удивительным, что небольшой и внешне довольно скромный город в начале XIX века стал центром не только немецкой, но и европейской культуры. Поэтому, рассказывая о Веймаре, мы не обойдём вниманием жизнь прославленных литераторов, чьи имена принесли славу немецкой земле, и их венценосных покровителей.

История Веймара с самого начала отличалась от традиционного пути развития древних городов. Может быть в жителях Веймара генетически заложена необыкновенная тяга  к духовной, а не материальной культуре? Обычно, поселения располагались на перекрестье торговых путей. Веймар же стоял на достаточном удалении от торных дорог. Несколько лет тому назад археологи наделали шума в исторических кругах, обнаружив черепа доисторических людей, возраст которых более 150 тысяч лет! Но и без этой находки учёным было известно, что люди проживали в долине реки Ильм тысячелетиями, а главным источником их процветания была не торговля и развитие ремёсел, а плодородная долина реки.

Согласно новым историческим данным, первым письменным упоминанием о городе следует считать 899 год. В разных источниках встречается разное название замка и поселения при нём — Wimares,  Wimare, и даже Wymar. Говорят, что со старонемецкого это слово переводится как «святое озеро». Возможно, что нынешнее Лебяжье озеро в центре города — то, что осталось от Святого озера, видимо, располагавшегося в городской черте в пойме Ильма.

И если бы саксонский курфюрст Иоганн Фридрих Великодушный не «попал бы в историю», то Веймар вряд ли бы скоро в ней оказался. Предводитель протестантов потерял и владения, и титул, проиграв бой католикам под Мюльбертом в 1546 году. Избежав смертной казни, благодаря милости  императора Карла V и сохранив остатки княжества, он сделал Веймар его столицей.

Вместе с герцогом Иоганном Фридрихом Великодушным в Веймар приехал Лукас Кранах Старший — он стал первым среди череды блестящих мастеров, чья жизнь связана с Веймаром. Восьмидесятилетний художник остался верным заветам Мартина Лютера и начал работу над алтарём церкви святых Петра и Павла. Закончил последнюю работу отца его сын, Лукас Кранах Младший. Жил Кранах на Рыночной площади, в доме своего тестя. Пять лет он разделял одиночество опального герцога. Отправимся туда, чтобы посмотреть на этот дом, а заодно и на весь ансамбль площади.

Современная площадь образовалась отнюдь не на месте старого рынка, а на площадке для рыцарских турниров, поэтому её форма не прямоугольная, как обычно, а квадратная. Дом Кристиана Брюка и Штадтхауз — самые яркие здания на сравнительно небольшой Рыночной площади. Первый этаж дома, где жил Лукас Кранах, выглядит очень эффектно. Оба портала дома почти затерялись между огромными арочными окнами. Каменная резьба заполняет поле наличников и вторит дуге каждой арки. Ренессансное убранство дополняет полихромная раскраска деталей. Среди них выделяются русалки и герб семьи Кранах с крылатой змеёй.

Заметно и соседнее здание — Штадтхауз с очень высоким готическим фронтоном со статуей воина. Белокаменные стрельчатые арочки заполняют всё пространство щипца и гармонируют с зелёными наличниками. Дом XVI века одно время служил городской ратушей, сильно пострадал в войну, восстановили лишь его внешнее убранство.

На южной стороне пощади стоил старая гостиница «Элефант». Хотя, от исторического здания осталось одно название, его перестроили во времена Третьего Рейха, в 1937 году. Рядом находится дом, где жил Иоганн Себастьян Бах, о чём говорит мемориальная доска. Сейчас на балконе «Элефанта», обращённом к площади, выставляются небольшие фигуры веймарских знаменитостей. На этой же стороне сохранился и старый постоялый двор «Цум шварцен бэрен» (Чёрный медведь) 1540 года.

Переходим на западную сторону. Здесь царствует неоготическая ратуша 1841 года. В 1987 году на ратуше установили глокеншпиль или, по-русски, куранты. Он состоит из 35 колоколов из мейсенского фарфора. Играть на нем можно вручную, но обычно механизм управляется электромашиной. В просторном зале первого этажа сейчас находится ЗАГС.

Северная сторона площади очень пострадала в войну и новое строительство началось только в конце ХХ века. Фасады четырёх домов восстановили, согласно старым снимкам, а старейшая аптека Веймара, Хофапотеке, и вовсе памятник бережного отношения к старой архитектуре — в фасад современного здания встроили эркер дома XVI века, который нашли при расчистке руин.

Подлинная скульптура Нептуна, украшающего площадь, сейчас находится в музее, ведь её сделал Мартин Готтлиб Клауер в 1774 году из не слишком прочного песчаника. На копии воспроизвели ту же надпись на латыни Quos ego («Бойтесь меня!») — это цитата из «Энеиды» Вергилия, с этим возгласом Нептун поднимается навстречу волнам.

Хотя культурная и музыкальная жизнь веймарского двора проходила весьма активно, после смерти Лукаса Кранаха в 1553 году, Веймару пришлось целых 150 лет ждать появления новой знаменитости. В Веймаре, правда, не слишком любят вспоминать о том, что город не понял и не оценил гения Иоганна Себастьяна Баха. С 1708 года он служил придворным органистом и здесь он написал свои самые лучшие органные произведения. За 10-летнюю службу герцог отплатил композитору… арестом за то, что подданный посмел высказать недовольство его высочайшей волей. И.С. Баха обошли в должности,  место капельмейстера досталось бездарному сыну умершего дирижёра. Композитор поспешил уехать из неприветливого Веймара в Кёттен. Но город стал родиной его сыновей — Карла Филиппа Эмануила и Вильгельма Фридеманна.

Начало XVIII века в Веймаре было печальным не только для Баха. Городом управлял Эрнст Август — типичный суверен эпохи абсолютизма. Он во всём старался подражать «королю-солнце» Людовику XIV и, в погоне за роскошью Версаля, едва ли не полностью разорил Веймар. Поправила дела города Анна Амалия, герцогиня, без которой Веймар никогда не стал бы тем, чем он является теперь. Блестяще образованная Анна Амалия Брауншвейгская стала женой  веймарского герцога Эрнста Августа Константина в 1756 году, а через два года, когда ей едва исполнилось 18, её 21-летний супруг умер. Но юная герцогиня оказалась сильнее, чем можно было думать. 16 лет, с 1759 по 1775 годы, Анна Амалия управляла  политически незначительным и бедным герцогством, сумев сделать из него культурную столицу. Как абсолютная правительница, она должна была сама заботиться обо всём, от мощения улиц до школьного образования, от пожарной службы до финансов, от театра до завоза зерна, от здоровья подданных до торговли и  нового строительства. А когда она передала бразды правления старшему сыну Карлу Августу,  энергия 36-летней герцогини освободилась для культуры и искусства. Много сил отдала она библиотеке, которая сейчас названа её именем — Библиотека Герцогини Анны Амалии.

Она перестроила под библиотеку «Зеленый замок» — старинное здание XVI века. Его центральную часть составляет оформленный в стиле позднего рококо овальный зал с высоким потолком, обрамленный галереями с книжными полками. В нишах и на стенах белого с золотом  зала поместили портреты бюсты и портреты тех, с кем это место было связано. По его обеим стенам  расположены галереи книг. Гармоничное сочетание книг, бюстов и картин превратило зал Рококо в пантеон немецкой классики, в нём как бы застыл дух времени. Уважительное изумление в культурном мире вызвал указ Анны Амалии об открытом доступе в библиотеку всех желающих. Гёте сам опекал библиотеку с 1797 по 1832 год  и когда он умер, там хранилось около 130.000 тысяч томов. Это было одним из лучших книжных собраний во всей Европе. В настоящее время в библиотеке хранится около миллиона изданий от средневековых рукописей до томов начала ХХ века.

За рассказом о заслугах Анны Амалии мы подошли к площади Демократии. Здесь находится конная статуя сына герцогини, Карла Августа, стоящая на фоне герцогского дворца. (На снимке — в антураже рождественских декораций).

За образец памятника взяли скульптуру мудрого римского императора Марка Аврелия на Капитолийском холме в Риме. Карл Август, несомненно, достоин такого монумента, ведь его правление с 1775 по 1828 году нельзя переоценить. На Венском конгрессе в 1815 году его маленькое государство получило статус Великого герцогства, в его правление Веймар прославился на всю Европу, современный облик города также сложился при нём. Но мы слишком забежали вперёд.

Для образования своего сына Анна Амалия пригласила в Веймар сорокалетнего поэта Кристофа Мартина Виланда, профессора философии Эрфуртского университета. Этот шаг оказался очень важным для будущей репутации города. Виланд уже тогда снискал славу самого известного немецкого писателя. В его арсенале были не только многочисленные стихи и поэмы, но и блестящие переводы  пьес Шекспира на немецкий язык. Он был первым  литературным корифеем, навсегда поселившимся в Веймаре, за ним потянулись и другие.

Бросим взгляд на Красный замок в восточной части площади Демократии. Несмотря на название, его стены окрашены в фисташково-зелёный цвет.

и отправимся знакомиться с поэтом, чьё имя составило истинную мировую славу Веймара.

Восемнадцатилетний Карл-Август, сын Анны-Амалии, пригласил Гёте приехать в Веймар в 1775 году. Поэт с удовольствием принял приглашение: ему понравилась мысль собрать при дворе выдающихся людей и превратить Веймар в средоточие немецкой культуры. В Веймаре у Гёте два адреса. Поначалу литератор поселился в парке на берегу реки Ильм. Этот домик он купил на деньги, подаренные ему покровителем. Переделал его и до 1782 года жил в нём постоянно, а позже приезжал для работы и отдыха. Гёте самостоятельно разбил прекрасный парк в долине Ильма.

В доме на Фрауэнплан Гёте стал снимать квартиру в 1782 году, а несколько позже Карл Август купил дом начала XVIII века и в 1794 году подарил его своему другу-поэту. Рассказ о доме-музее Гёте — тема отдельного разговора, скажем лишь что музей в зимнее время закрывается достаточно рано, в 16 часов по европейскому времени. Музей разделён на две части, во второй — современная экспозиция некоторых подлинных вещей, так или иначе связанных со временем поэта.

Третьим из «веймарских великанов» был Гердер, он, не без помощи Гёте, стал Верховным суперинтендантом и главным придворным проповедником при веймарском дворе. Его философские труды принесли ему заслуженную славу писателя. Памятник Гёрдеру установлен у церкви Петра и Павла, где он нашёл последнее упокоение. Задержимся ненадолго на Гончарной площади, её переименовали в площадь Гердера в 1850 году. Расположена она к северу от Рыночной площади и до 1300 года именно она была Главным рынком Веймара. По периметру площади сохранилось старые дома XVI-XVII веков. Особенно  интересен один из них — трёхэтажный, со ступенчатым фронтоном, именуемый «рыцарским» по статуе на фасаде.

Городская церковь Петра и Павла торжественно стоит в центре площади, иногда храм называют церковью Гердера, литератор жил неподалёку, он похоронен в храме.

Герцогиня Анна Амалия также нашла упокоение в городском соборе. Храм славится алтарём написанном отцом и сыном Кранахами. Ещё раз бросим взгляд на площадь и идём дальше.

 

Самым молодым из «четырёх веймарских великанов»  был Иоганн Кристофер Фридрих Шиллер. Он, привлечённый событиями в новом литературном центре Германии, приехал в Веймар в 1787  году. В ту пору ему было 29 лет. С 1794 году Гёте и Шиллер стали друзьями и эта дружба продолжалась до самой смерти драматурга. В Веймаре он закончил «Орлеанскую деву», написал «Марию Стюарт», «Валленштайн» и не только. Шиллер спешил, словно предчувствуя, что судьба отвела ему всего 46 лет жизни. Дорога от Фрауэнплан до эспланаде, где 3 года жила семья Шиллера, хранит следы великих мастеров, десятки раз ходивших друг к другу в гости.

Нет ничего удивительного в том, что памятник двум гигантам литературы сооружён на площади перед Веймарским театром.  Для Веймара эта площадь сравнительно небольшая, её разбили стараниями Карла Августа лишь в конце XVIII столетия. Управление театром он доверил Гёте. С 1857 года бронзовые Гёте и Шиллер олицетворяют литературную славу Веймара.

Театр прославился не только спектаклями, однажды на этой сцене решалась судьба Германии. В 1919 года представители Национального собрания проголосовали за конституцию первой демократической республики на немецкой земле. Берлин ещё сотрясали бури уличных волнений и спокойный Веймар сочли более подходящим для этой роли. Так город вошёл в историю «Веймарской республики».

Здесь же, на Театральной площади находится музей Баухауз Веймара. Школа искусств возникла в городе ещё в 1860 году. Постоянная художественная выставка, открытая ещё в 1880 году перодилась во всемирно известный музей.

Ещё одна яркая страница Веймара связана с дочерью русского императора Павла I, сестрой Александра I, Марией Павловной.

После трудных двухлетних переговоров с русским двором, летом 1804 года  в Санкт-Петербурге состоялась свадьба наследного герцога Карла Фридрих Саксен-Веймар-Айзенахского и цесаревны Марии Павловны. Конечно, небольшому немецкому герцогству было далеко до России и блестящего Санкт-Петербургского двора, но Веймару помогла слава «новых Афин».
Российский император Александр I заботился об укреплении положения страны на европейской сцене, поэтому  брачный союз сестры выглядел  весьма перспективным. На Марию Павловну  возлагались особые надежды. Восемнадцатилетней девушке, предстояло стать посланницей Отечества и проводником русской культуры в Европе. Она  блестяще справилась с этой задачей.

Для Романовых важно было и другое обстоятельство.  Екатерина II завещала хранить православие всем членам царской семьи. Браки с представителями  католических династий Европы исключались, ведь для этого требовался отказ от православия. Цесаревны могли рассчитывать на женихов лютеранского вероисповедания, она позволяла невесте сохранять свою веру. Поэтому  для свадьбы наследного принца Веймарского и Марии Павловны не возникло религиозных препятствий. После свадьбы молодые приехали в Веймар.

Население герцогства восторженно приняло юную Марию Павловну. В честь супруги герцога Шиллер написал пьесу. Её торжественная премьера состоялась в знаменитом веймарском театре в присутствии всего герцогского двора.

Современники вспоминали, что, Мария Павловна была хороша собой, очень образована, умна, проницательна. Благодаря этому, юную герцогиню очень полюбили на её новой родине. Получив блестящее образование в России, отлично владея французским и итальянским языками, она продолжала учиться, понимая, что находясь среди великих, нужно много знать, чтобы стать равной. Мария Павловна училась у лучших профессоров Йенского университета.
Её личные качества, доброта, сострадание,  дипломатический талант, помноженный на огромное приданое и влияние Российской империи на мировую политику, позволили маленькому герцогству пережить разруху наполеоновских войн,  экономические трудности и стихийные бедствия. Герцогиня Мария Павлована стала достойной продолжательницей дела Анны Амалии и перечень её заслуг выходит далеко за рамки рассказа о Веймаре. Чтобы немного познакомиться с жизнью русской цесаревны, нужно посетить веймарский замок.

Немного к северу от площади Демократии находится городской замок «Вильгельмсбург». По какому-то фатальному стечению обстоятельств замок сгорал дотла в 1424, 1618, 1774 годах, но каждый раз отстраивался на том же самом месте, где и был впервые построен в Х веке. (В последнем пожаре, случившимся от удара молнии, в огне погибли полотна Тициана, Дюрера, Веронезе, Кранаха, Тинторетто, Рубенса и других мастеров). В комплексе дворца сохранилась Библиотечная башня — часть хорошо продуманной оборонительной системы Веймара, которой не пришлось сыграть заметной роли в его истории. Анна Амалия решила окончательно снести стены, мешавшие развитию города.

Посмотрим на замок с моста Штернбрюке (Stern — звезда)

и войдём внутрь. С 1923 года в замке находится музей искусств. На первом этаже расположена коллекция работ немецких мастеров XVI века, в том числе Лукаса Кранаха

Лукас Кранах. Портрет родителей Мартина Лютера, Ганса и Маргарет Лютер

и довольно редкое в Германии собрание русских икон, многие из них Мария Павловна выписывала из России по просьбе Гёте, литератор очень заинтересовался русским искусством. Заслуживают внимание предметы мебели.

На втором и третьем этажах — коллекция картин разных эпох и школ, включая произведение малых голландцев и французских импрессионистов. Любопытно взглянуть на герцогские покои — представительские и личные.

Сохранилась кровать, которую Мария Павловна везла из России вместе с другим приданым.

Иконы, гобелены шубы, платья, туфли упаковали в 144 коробки и 12 комодов и доставили на 79 повозках. Деньгами она привезла несколько миллионов золотых рублей.

Во времена Марии Павловны Веймар стал центром музыкальных событий.  Она пригласила сюда опального композитора Ференца Листа. Композитор некоторое время жил в Веймаре, а позже подолгу гостил здесь. В парке Ильм установлен памятник Листу, сохранился и дом, в котором он жил.

Мария Павловна на свои личные средства  восстановила веймарский театр после пожара, и в нём состоялись премьеры опер Вагнера. Она никогда не забывала помогать соотечественникам: во время наполеоновских войн снабжала русские госпитали медикаментами.

Мария Павловна, поистине удивительная женщина, наряду с великими мыслителями Веймара  стала одним из символов города. Она очень хотела быть похороненной на русской земле, и её просьбу исполнили.  Из России привезли землю и на ней возвели мемориальную часовню в честь святой покровительницы русской цесаревны святой Марии Магдалины. Храм соединили с мавзолеем-усыпальницей герцогской династии Веймара. Здесь же покоятся Гёте и Шиллер. Саркофаг герцогини поставили таким образом, что он стоит на половине православной церкви и рядом с гробом её мужа.

На этом мы закончим повествование о немецкой культурной столице. В него не вошли многие достопримечательности, но мы и не ставили целью охватить все до одного исторические и культурные памятники. Предлагаем вам клип, он сопровождается музыкальной композицией Ференца Листа.


Рассказ о Веймаре получился не совсем логичным, с точки зрения географического расположения памятников. Мы решили придерживаться временной последовательности событий.  Автопутешественникам советуем воспользоваться подземной парковкой, которая находится на площади перед зданием архива Гёте на площади Бетховена.  И настоятельно рекомендуем остаться в Веймаре на ночь, чтобы не спеша посетить все места, с которыми связана история этой немецкой культурной столицы.
В заключении добавим, что совершенно закономерно в Веймаре уважительно относятся к поэтам с мировым именем. Одна из улиц города именуется Пушкинштрассе. На ней установлен бюст гению русской поэзии.

 Литература:
Веймар. Центр европейской культуры. Schoning GmbH & Co. KG
Зигфрид Зейферт. Веймар. Путеводитель по европейскому культурному центру. Edition Leipzig
Ю.П.Маркин Вартбург — Айзенах — Эрфурт — Ваймар М., Искусство, 1995

Рекомендуем также прогулку по другим городам Тюрингии: Эрфурту, Айзенаху и замку Вартбург.

Поделиться в
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет, будьте первым! Оцените пожалуйста материал.)
Загрузка...

Комментарии 7

  • Была в Веймаре почти три года назад. Некоторые здания здесь узнала, фотографии остались, только никак в блоге не выложу. Город понравился всей нашей группе. Мы приехали туда рано утром, было прохладно, свежо, жителей почти не было на улицах. Только чуть позже они стали появляться — то на пробежке, то в окошках домов.
    После городов Германии трудно возвращаться в свой неухоженный городок.

  • Спасибо за живой и интересный рассказ! Живу за два часа от Веймара, очень нравится город и, особенно, театр. Всем советую в нём побывать!

    • Jana, большое спасибо за тёплые слова о статье про Веймар. Удивительный город! Заехав туда на пару часов во время путешествия по Тюрингии мы решили перекроить все планы поездки чтобы уделить ему ещё несколько часов. Можно сказать, что побывали в нём дважды. Веймар заслуживает того и мы непременно, при случае, ещё раз в него заглянем.

  • Веймар поразил меня в самое сердце. Это изумительный город, и рассказ представляет его как нельзя лучше. Для меня особенно ценно, что рассказ очень познавательный, так как я обычно скольжу по верхам. При этом чудесные фото — все сразу вспомнилось, как будто было вчера. И великолепное музыкальное сопровождение! Спасибо!

    • Марина, спасибо Вам за отзыв. В ту зимнюю поездку в Тюрингию мы заехали в Айзенах, Эрфурт и Веймар. Все три города произвели такое впечатление, что не написать о них я просто не могла. Когда сажусь за статью, никогда не знаю, что в итоге получится. Иногда получается что-то лёгкое, как о Праге или Гданьске. А иногда трактаты, как о Градце Кралове или Хаарлеме. Обычно, город сам подсказывает, как бы «ведёт». Интуитивно зацепляюсь за одни достопримечательности и пропускаю другие. И никак не найду «свою» форму изложения. Всегда задаюсь вопросом — нужно ли описывать достопримечательности или лучше обойтись своими впечатлениями и ассоциациями? Вопрос риторический. Да и не в форме изложения дело. Главное — есть желание писать. И, кажется, даже находятся читатели. 🙂

  • Да еще как находятся! Все рассказы хороши!

  • […] Фотографиями могу поделиться, а комментировать ничего не буду.  В интернете полно информации о Веймаре  для туристов. Правда, интересную нужно искать. Мне нравится путеводитель ПО ГОРОДАМ И СТРАНАМ   Там есть страница о Веймаре […]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *