Дорога в Лавру

Древняя Троицкая дорога в течение многих столетий служила важной сухопутной артерией России.Она освящена стопами многих русских святых. Дорога помнит русских царей. Ей знаком бесчисленный поток русских богомольцев со всех уголков земли русской. Она  была свидетельницей как радостных, так и горестных событий российской истории, видела как иноземных захватчиков, так и героев освободителей. Именно по ней пришёл с рыбным обозом в Москву Михаил Васильевич Ломоносов.

С конца XIV века, вскоре после основания, Троицкий монастырь стал центром паломничества и первым государственным деятелем, который совершил поездку в монастырь стал Великий князь  Московский Дмитрий Иванович, известный под именем Донской.  Основатель монастыря, преподобный Сергий Радонежский благословил Великого князя на битву с татарами и предсказал русскому войску победу.

Велика заслуга святого Сергия Радонежского в объединении русских земель,  формировании единого централизованного государства. Московские государи не начинали ни одного важного дела, не побывав в монастыре и не поклонившись его святыням.  Паломнические поездки царского дома в монастырь были частыми, пышными, особенно в XVII веке. Сохранилось описание троицкого походы царя Алексея Михайловича в 1625 году, составленное секретарём итальянского посольства Адольфом Лизеком. По количеству участников и пышности эти походы скорее можно назвать парадами, посмотреть на которые собиралась вся столица.  Для таких походов в монастырь  по дороге в Сергиев Посад были построены царские путевые дворцы – четыре – в Алексеевском, Тайнинском,  Братовщине и Воздвиженском. Село Алексеевское ныне включено в черту города Москвы.

Алексеевское. Церковь в честь Тихвинской иконы Божией Матери.

Одним из  интересных архитектурных памятников в черте Москвы – храм в честь иконы Божией Матери «Знамение», находится напротив Рижского вокзала.  Построена церковь в 1765 году.  Главными святынями этого храма являются список XVII века с древнего новгородского образа Богоматери «Знамение» и икона мученик Трифона с частицами мощей этого святого.

Первый путевой дворец на пути в Троицкий монастырь был построен в селе Алексеевском. Это село перешло в число личных вотчин государя в 1662 году. Дворец не сохранился. В 1803 году Н.М.Карамзин одним из последних описал этот дворец, подчёркивая, что это был «едва ли не старейшее из всех деревянных домов в России…»

Первначально в дворцовый комплекс входило два каменных  храма.  Церковь Алексия, человека Божия была разобрана в 1824 году. Кирпич от разобранного  храма был использован для постройки колокольни Тихвинской церкви, которая была сооружена в год разборки Алексеевской церкви.  Сохранилась же церковь в честь Тихвинской иконы Божией Матери ( заложен в 1673 году, освящён  31 октября 1680 года, уже после кончины Алексея Михайловича, который умер в 1676 году).  На северном фасаде трапезной части Тихвинского храма не уровне второго этаже сохранился портал, к которому и примыкал переход из  Алексеевской церкви ко дворцу.

Из архитектурный особенностей храма стоит отметить вытянутые оконные проёмы, расположенные на четверике в два яруса —  они визуально вытягивают храм вверх. Очень красива горка кокошников, а узкие барабаны довершают стройность и нарядность церкви. Другой интересной особенностью внутренней отделке храма являются обходные галереи (хоры) внутри трапезной.  Также сохранилась КРУГЛАЯ изразцовая печь – редкий образец декоративно-прикладного искусства XVIII века.

Главные святыни храма – чудотворная Тихвинская икона Божией Матери византийского письма, образ Божией Матери «Прибавление ума» начала XVIII века и икона преподобного Алексия, человека Божия, перенесённая сюда из разобранной Алексеевской церкви. Кроме того, в церкви устроена точная копия гроба Господня в Иерусалиме. Подобных повторений величайшей христианской святыни не так уж и много в России.

Ростокино. Акведук. Следующее историческое село на пути в Лавру было Ростокино, известное по документам с XV века, принадлежавшее боярину Михаилу Борисовичу Плещееву, который после смерти жены передал его Троице – Сергиеву монастырю на помин души почившей супруги.  В 1935 году село было включено в черту Москвы.

Единственным сохранившимся памятником архитектуры прошлого является белокаменный акведук мытищинского водопровода, строительство которого началось в 1780 году. Идея построить водопровод принадлежит Екатерине II . Удивительно, как иногда халатность является причиной благих начинаний. Однажды, во время её путешествия к Троице, придворные не сделали в дорогу необходимый запас питьевой води и вынуждены были подать к столу императрицы воду из ключа, расположенного в Мытищах. Вода эта очень понравилась государыне и она тут же дала указания военному инженеру Ф.Б.Бауеру разработать проект водоснабжения Москвы, испытывающей в воде острую потребность. Пущен в действие акведук был в 1804 году, уже в царствование любимого внука Екатерыны, Александра I.

Ныне акведук не действует.

Перед выездом за пределы Москвы слева от дороги стоит небольшой красно кирпичный храм во имя мучеников Адриана и Наталии (1914-1916), архитектора В.Д.Глазова, один из последних дореволюционных храмов города. Приделы освящены в честь иконы Божией Матери «Нечаянная радость» и святого Василия Блаженого. В храме сохранился иконостас тёмного дерева.

Село Тайнинское расположено на правом берегу Яузы, по правую сторону от Ярославского шоссе, с шоссе его не видно, только с МКАДа, но можно начинать говорить о нём сразу после МКАД.

История села связана со многими историческими событиями.  В документах впервые упоминается в 1410 году, тогда оно принадлежало внуку Ивана Калиты, двоюродному брату Дмитрия Донского Владимиру Андреевичу Серпуховскому. Но тогда оно именовалось Танинским, лишь к 18 веку из Танинского стало Тайнинским.

Любил здесь останавливаться Иван IV. Но по настоящему знаменитым место стало в 1605 году, когда последняя жена Ивана IV Мария Нагая, в то время бывшая уже монахиней Марфой, признала в самозванце Григории Отрепьеве своего сына,  убиенного, или умершего Дмитрия. С этой встрече и мастерски разыгранного спектакля и начался для страны отсчёт Смутного времени. , Некоторое время в Тайнинском некоторое время располагался стан Лжедмитрия II, Тушинского вора.

Но расцвет села пришёлся на XVII век, когда здесь, при Алексее Михайловиче,  был построен второй путевой дворец . Царь останавливался здесь не только по дороге в монастырь, но и специально приезжал на соколиную охоту.  Дворец не сохранился, да и короток был век славы Тайнинского. Уже сын Алексея Михайловича, Пётр I, больше любил Преображенское, Тайнинское подарил своей второй жене Екатерине.  А затем оно перешло к дочери Петра, Елизавете. Во время Елизаветы Петровны село возродилось. Вместо обветшавшего построили новый дворцовый комплекс, который сгорел в 1823 году.

Последней из царственных особ Тайнинское посетила Екатерина II в 1767 году. Н.М. Карамзин описал этот дворец: «Я воротил влево с большой дороги, чтобы видеть это село, где царь Алексей Михайлович любил забавляться соколиною охотою. Место уединённое и приятное! Тут запруженная Яуза кажется большою рекою и со всех сторон обтекает дворец Елизаветы Петровны, которая (любя следы великого ея деда) построила его близ развалин дворца Алексея Михайловича. Он также разрушается и, как мне сказывали, продаётся на своз. Я осмотрел его: есть большие комнаты и видно, что некоторые были хорошо отделаны… Жаль, что такое приятное место, окружённое водою и густо осененное старыми деревьями, которые могли бы закрыть и самое огромное здание, теперь остается дикою пустынею. Везде трава в пояс; крапива и полынь растут на свободе. Сонные воды Яузы оделись тиною. Мосты сгнили, так что я с великим трудом мог через один из них перебраться». Но в селе сохранилась Благовещенская церковь, построенная по указу Алексея Михайловича, но освящённая после его кончины.

Недалеко от Тайнинского расположена платформа Перловская, названная по находившемуся около неё имению Перловка. Имение принадлежало  известным чаеторговцам Перловым. Им принадлежало около 90 чайных магазинов, в том числе в Вене, Берлине, Париже. Перловы были поставщиками чая иностранным королевским домам: Императора Австрийского, короля Румынского.

Далее, недалеко от Перловки находится город Мытищи. В селе Большие Мытищи стояла мытная изба, где собиралось мыто, то есть пошлина за проезд. Из сохранившихся памятников осталась только церковь в честь Владимирской иконы Божией матери, построенная в 1713 году. Пристроенная в начале XIX века колокольня стала важной высотной доминантой на Троицкой дороге и служила ориентиром для богомольцев, направляющихся в монастырь святого Сергия.

Поэт Н.М.Языков посвятил Мытищам следующие строки:

Отобедав сытной пищей,

Град Москва, водою нищий,

Знайной жаждой был томим.

Боги сжалились над ним:

Над долиной, где Мытищи,

Смеркла неба синева;

Вдруг удар громовой тучи

Грянул в дол – и ключ кипучий

Покатился…Пей, Москва!

И в самом деле, есть в Мытищах Громовой ключ, тот самый, воду из которого поднесли Екатерине II во время её путешествия в Лавру. Ключ образовался в результате удара молнии, поэтому и назван Громовой.

В посёлке Тарасовка Ярославское шоссе пересекает реку Клязьму, которая на протяжении почти 700 км несёт свои воды через многие исторические места России. В этом посёлке, к 1912 году, к 100-летнему юбилею победы в Отечественной войне была сооружена небольшая часовня. Она посвящена памяти казаков, охранявших Ярославскую дорогу от французов и совершавших набеги в тыл неприятеля. Из Москвы французы пытались добраться до Сергиевой Лавры, но дошли лишь до соседнего с Тарасовкой села Пушкина и были вынуждены повернуть обратно.

На длинных перегонах можно рассказать об Иване Грозном, его жёнах, убийстве сына, перенос столицы в Александрову слободу, Вологду – это всё Ярославская дорога.

Немало исторических воспоминаний связано с селом Пушкином. Оно впервые упомянуто в описи 1498 года, как владение московских Митрополитов, а после установления патриаршества в 1598 году – Патриархов. В  сохранившемся до наших дней Никольском храме, построенным в 1694 году до середины XVIII века сохранялось обитое зелёным бархатом Патриаршее место. Храм был закрыт очень короткое время – в 1940 году, но вскоре после войны вновь возвращён верующим.

Близ станции Пушкино находился ещё один деревянный храм в честь Сошествия Святого Духа на апостолов, построенный в 70-х годах XIX столетия среди дачного посёлка. Церковь предназначалась для разборки на топливо в 1922 году. Но по просьбе жителей соседнего села Новая Деревня была перенесена в их населённый пункт в обмен на равноценное количество заготовленных ими дров. Разрушение выдал М.И.Калинин, председатель ВЦИК. На новом месте храм освятили в честь Сретения Господня. Так был спасён от разрушения памятник деревянного зодчества.

Пушкино связано с известной личностью —  Арманд. Крупная ткацкая фабрика в Пушкино принадлежала семье обрусевших французов Арманд. У них служила гувернанткой некая француженка, сестра которой, овдовев, решила отправить дочь, Елизавету Стеффен, из Франции в Москву. Так Елизавета Стеффен, которая родилась во Франции в 1874г. оказалась в семье Арманд. Сама Елизавета предпочитала имя Инесса. Сын хозяев, Александр Арманд влюбился в Инессу, которая была красивой и образованной.  Инесса обвенчалась с ним в Пушкино в 1893г, Инессе было 19 лет.

Брак был  сначала счастливым, у четы Арманд родились четверо детей. У Инессы хватало времени на общественную жизнь, она вступила в общество «улучшения участи женщин» и увлеклась социалистическими идеями. Вскоре и личной жизни наступили перемены. Влюбившись в младшего брата мужа, Владимира, она получила развод и вышла замуж за Владимира.

Инесса увлеклась марксизмом, была арестована, бежала из ссылки в Швейцарию. Там умер её муж Владимир. В 1909году в Брюсселе она познакомилась с Лениным и Крупской, которым сразу понравилась.  От неё исходило обаяние, энергичность и жизнерадостность, её друзья шутили, что Инессу надо включить в учебники по диалектическому материализму как пример единства формы и содержания.

Когда в 1911году Инесса вместе с Лениным организует партийную школу, её работоспособность и владения четырьмя языками очень пригодились. Она стала секретарём, переводчиком, домоправительницей, другом четы Ульяновых и незаменимой соратницей Ленина.

Документальных подтверждений романа Ленина и Арманд нет. Есть только слухи, только версия, что между ними вспыхнуло яркое, сильное чувство.  Крупская об этом знала, но терпела некоторое время. Но в 1913 году поставила вопрос о выборе между ней и Инессой Фёдоровной. Ленин не решился оставить Надежду Контантиновну.

Осталась дневниковая  запись Инессы Арманд в 1920году, когда она была на отдыхе в Кисловодске: «Теперь я ко всему равнодушна. Горячее чувство осталось к детям и к В.И., во всех других отношениях сердце как будто вымерло. Как будто бы отдав все силы, свою стратсь В.И. и делу работы, в нём истощились источники любви и сострадания к людям. Я – живой труп, и это ужасно».

Возвращаясь из Кисловодска Арманд заразилась холерой и умерла по дороге, 23 сентября 1920года. Её тело доставили в Москву. Похоронена она у Кремлёвской стены. На Ленина смерть Инессы было большим потрясением. Он дал волю слезам на похоронах, по свидетельству современников его невозможно было узнать, так горе подкосило его и, может быть, приблизило собственную смерть.

В стороне от Ярославского шоссе находится село Братовщина. Первоначально дорога к Троице пролегала через него,  а новая трасса обошла стороной. Первоначально, именно в Братовщине был построен первый путевой дворец царём Михаилом Фёдоровичем в 1623 году.  Пруды села славились рыбой, даже Патриарх Никон изволил рыбачить в здешних прудах в 1655 году.

При матушке Елизавете в Братовщине был построен новый путевой дворец, состоявший из 27 покоев. Н.М. Карамзин побывал здесь незадолго до его разборки в 1819 году.

Существующий ныне в Братовщине храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы сооружён в первой четверти XIX века на месте встречи москвичами новоизбранного царя Михаила Фёдоровича. (Наверное, не случайно Михаил Фёдорович первый путевой дворец решил построить именно в этом селе).

В этом же селе до самой своей смерти жил и в 1775 году умер, прожив долгую, полную событий жизнь шут императрицы Анны Иоанновны М.А.Голицын. Одним из ярких эпизодов его жизни была женитьба на калмычке Е.И.Бужаниновой, свадьба состоялась по прихоти императрицы. Могила М.А.Голицына утеряна.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Эпоха Анны Иоанновны — один из самых мрачных периодов в истории России. Дни свои императрица проводила в глупейших развлечениях и устраивала всё новые и новые забавы. Так, зная об особой расположенности императрицы к разговорчивым девицам, во дворец привозили девушек, которые могли умело вести самые непристойные разговоры, рассказывать невероятные истории и болтать без остановки. Царица была большой охотницей до болтовни и сплетен и находила в этом особое удовольствие. Радовали её и шуты. Карлики и горбуны, калеки и уродцы безотлучно находились при царице, выполняя любую её прихоть. Некоторые из них носили титулы высшей русской родовой знати. Однажды Анне Иоанновне вздумалось женить любимого шута Голицына на шутихе Бужениновой. Свадьба была устроена с размахом и небывалой роскошью, а императрица ещё долго ходила в великолепном расположении духа.

Михаил Алексеевич Голицын, внук фаворита царевны Софьи, Василия Васильевича Голицына, родился в 1687 году и рос в ссылке с дедом и отцом. В 1714 году М.А. Голицын был послан Петром I в Голландию на учёбу, затем был взят в военную службу, но дослужился только до чина премьер майора. В 1729 году Голицын едет за границу, где он тайно в Гамбурге вступил в брак с немецкой баронессой и, по-видимому, принял католичество. Во время царствования Анны Иоанновны Михаила Алексеевича за измену православию разлучили с женой и наложили епитимью, которой он не подчинился. В 1738 году он был разжалован в «пажи», несмотря на возраст, и назначен придворным шутом. В его обязанности входило забавлять царицу шутками, подавать ей квас (придворные прозвали его «квасником»), и сидеть в лукошке возле царского кабинета.

17.02.1740 г. (6 февраля по ст.к.) Анна Иоанновна устроила свадьбу князя-шута Михаила Алексеевича Голицына с шутихой калмычкой Евдокией Ивановной Бужениновой. Шествие открывали «молодые», которых везли на слоне в железной клетке. Далее тянулась вереница специально собранных со всей России представителей разных национальностей по паре от каждой. После обеда были танцы: каждая пара танцевала свою национальную пляску под свою же национальную музыку. После окончания бала молодую пару отвели в Ледяной дом, где в ледяной постели им предстояло провести ночь. К дому был приставлен караул, чтобы молодожены раньше утра не сбежали. После этой свадьбы у Голицына появилось еще одно прозвище – Самоедский Хан. Простудившись во время свадьбы в Ледяном доме, Евдокия Ивановна болела и умерла вскоре после рождения сына Андрея.

Смерть императрицы освободила Голицына от унизительной должности шута. Он оставил столицу, женился на Агрофене Алексеевне Хвостовой и перебрался в купленное им имение в Костентинково. Здесь Михаил Алексеевич построил новый деревянный дом, обставил его модной английской мебелью. К дому подходила аллея, шедшая из Братовщины. Вдоль аллеи находились: с одной стороны флигели для гостей и спускавшийся к реке парк с беседками, с другой хозяйственные постройки: кладовые, баня, контора, кухня, за которыми был большой регулярный сад. М.А. Голицын прожил в Костентинково 35 лет и был похоронен в Братовщине на кладбище у Благовещенской церкви, которая стояла тогда на правом берегу Скалбы.

Более полувека спустя, в 1830 году Михаил Юрьевич Лермонтов со своей бабушкой Е.А.Арсеневой и кузинами совершили пешее паломничество к Троице. В Братовщине они останавливались на ночлег, здесь же поэтом было написано стихотворение «Чума в Саратове».

  1830 года августа 15 дня. 
 I
 Чума явилась в наш предел;
Хоть страхом сердце стеснено,
Из миллиона мертвых тел
Мне будет дорого одно. - 
Его земле не отдадут,
И крест его не осенит;
И пламень, где его сожгут,
Навек мне сердце охладит. - 
 II
 Никто не прикоснется к ней,
Чтоб облегчить последний миг;
Уста, волшебницы очей,
Не приманят к себе других; - 
Лобзая их, я был бы счастлив,
Когда б в себя яд смерти влил,
Затем что, сластость их испив...
Я деву некогда забыл. - 

 

Дурной славой пользовалась у богомольцев дереня Кощейково, которую иногда называли Грабиловкой.  Дело в том, что от Братовщины на 10 км вперёд тянулся густой лес, где было где разгуляться разбойникам.  Среди леса и находилась деревня.

Красно-белая башня у дороги – просто телевизионная передающая антенна.

Село Талицы. Кроме отдыха и ночёвок в путевых дворцах по дороге в Лавру, иногда устраивался кратковременный отдых. В селе Талицы обычно для такого отдыха устраивались шатры. Раньше была здесь часовня, под которой были похоронены иноки Филипп, Антоний, Иоаким, Симеон. Иноки почили в XIX веке. Они сами выкопали себе могилы. Напротив часовни, в горе, монахи-подвижники Антоний и Симеон по ночам копали пещеры, которые впоследствии активно посещались паломниками. Антоний и Симеон по ночам копали пещеры, которые впоследствии активно посещались паломниками. Вериги Антония и Симеона долгое время хранились в этих пещерах. Недавно отреставрированную часовню можно видеть справа у дороги, сразу за рекой Талицей.  Престол в ней освящён в честь новомученников Российских.

До наших дней сохранился колодец, вырытый монахами при входе в подземелье. Вода в колодце удивительно вкусная.

И поскольку дорога в Лавру никогда не была пуста, местные крестьяне держали постоялые дворы для паломников. Удобством такой ночлег не отличался. Поэт Н.М.Языков так описал такой ночлег:
Потом в избе деревни Талиц,
Где дует хлад со всех сторон,
Где в ночь усталый постоялец
Дрожать и жаться принуждён.

Стол и кров для богомольцев – основное занятие талицких крестьян, это отмечал ещё Н.М.Карамзин, «…крестьяне всякий день угощают проезжих с большой для себя выгодою».  Например пользовались большим спросом у проезжающих баранки, которые выпекала семья Беляевых.

Нельзя обойти вниманием село Рахманово. Здесь находится Вознесенский храм,  в 1802г заменивший старый деревянный.  Два придела храма освящены во имя великомученика Дмитрия Солунского и святителя Николая. Есть предположение, что первый храм на этом месте был заложен благоверным князем Дмитрием Ивановичем Донским в честь своего небесного покровителя.

В 1608г. сражение у села Рахманово между русскими и поляками сыграло свою роль в осаде поляками Троицкой обители. Русскими войсками командовал князь И.И.Шуйский, во главе поляков был Сапега. По непонятным причинам Федор Головин покинул поле боя с возглавляемым им сторожевым отрядом и почти уже одержавшие победу русские войска вынуждены были отступить. После этого Троицкий монастырь был 16 месяцев осаждён вражескими войсками.

Несколько позже, в середине XVII века Патриарх Никон останавливался в Рахманове. Сохранилась запись от 1659года, где говорится, что «…крестьяне подносили государю патриарху пироги, грузди и брусницу ягоду, и государь патриарх указал у них взять 10 пирогов, да на 3 блюдах брусниц ягод, да блюдо груздей. А указал им пожаловать за пироги по 2 деньги за пирог, за брусницу по 4 деньги за блюдо, за грузди 6 денег; всего дано бабам за пироги,за брусницу и за грузди 6 алтын 2 деньги»

В стороне от дороги расположено село Софрино, где находится один из красивейших подмосковных храмов, в честь Смоленской иконы Богоматери. Название села связано с именем владельца, Иваном Сафариным и первоначально называлось Сафарино.

В конце XVIIв. село стало вотчиной боярина Фёдора Салтыкова, дочь которого, Прасковья, вышла замуж за старшего брата Петра I Ивана Алексеевича и стала матерью императрицы Анны Иоановны.  Ф.П.Салтыков и построил Смоленскую церковь, она была домовым храмом его усадьбы. Царственные особы много раз останавливалась здесь у своих родственников, поэтом иногда палаты в Софрино ошибочно называют царским путевым дворцом.

Последней владелицей села Софрина была графиня Варвара Николаевно Ягужинская, бывшая замужем за сыном всевластного петровского генерал-прокурора П.И.Ягужинского Сергеем. В Сафарине Варвара Николаевна хранила архив свёкра. А.С.Пушкин, работая над «Историей Петра», неоднократно пытался встретиться с Варварой Николаевной, но всякий раз получал отказ. Своё имя Варвара Николаевна увековечила тем, что в 1833 году освободила всех своих крепостных крестьян на вол в звании «свободный хлебопашцев». Умерла В.Н.Ягужинская в 1843 году на 95-м году жизни и была погребена в подклети церкви. На её могиле стоит красивое надгробие, украшенное фамильными гербами.

Населённые пункты Голыгино и Воздвиженское вошли в история как места событий, связанных с больбой за власть царевны Софиьи и Петра. В 1682 году в Москве разразился бунт стрельцов, который удалось успокоить обещаниями всевозможных льгот, но напряжение среди стрельцов сохранялось. В результате этого выступления царями были провозглашены Пётр и Иван, но по малолетству Петра и болезненности Ивана правительницей стала их старшая сестра, царевна Софья. Стоявший во главе стрелецкого войска князь Иван Хованский решил воспользоваться сложившимся положении и затеял двойную игру6 он разжигал недовольство стрельцов, уверяя их в готовящихся против них преследованиях, и в то же время угрожал Софье новыми волнениями. В том же году, 17 сентября, в день именин Софьи, которые царевна отмечала в путевом дворце в Воздвиженском, поздравить её из Москвы приехали многие царедворцы. По указанию Софьи Иван Хованский и его сын Андрей, направлявшиеся в Воздвиженское, были схвачены по дороге ( в селе Пушкине) и доставлены во дворец. Суд был скорым. Думный дьяк, начальник стрелецкого приказа, ф.Шакловитый зачитал приговор: «И за из измену указали великие государи казнить смертью, и, ответши их, головы отсечи, и погребать у церкви не указали». На болотистом месте в деревне Голыгино, близ реки Вори («на гати голыгинской»), Хованские были казнены. Тела казнённый выставили на всеобщее обозрение, но спустя некоторое время их предали земле на кладбище близ храма во имя святителей Афанасия и Кирилла Александрийских в Радонеже.

А семь лет спустя, 1689г. в Воздвиженском закончилось и правление царевны Софьи. Провалился её заговор против семнадцатилетнего Петра. Юный Пётр укрылся за стенами Троице-Сергиева монастыря, куда к нему пришли его сторонники, преданные «преображенцы», Семёновский и Сухаревский стрелецкие полки. Решив пойти на переговоры, Софью отправилась в монастырь, но добралась лишь до Воздвиженского. В путевом дворце Воздвиженского она была взята под стражу, отправлена в Новодевичий монастырь и там пострижена в монашество с именем Сусанна.

Путевой дворец в Воздвиженском был последний перед Троице-Сергиевым монастырём, Он неоднократно перестраивался, но в середине XVIIIв. пришёл в полное запустение и разрушился. Последней из царсственный особ, посетившей Воздвиженский путевой дворец, была Екатерина II.

В 1838г. на месте путевого дворца попечением А.И.Мужановой был сооружён храм в честь Воздвижения Креста Господня. Храм имеет редкую для своего времени композицию «под звоном. Это образец московского ампира. Церковь не имеет алтарных апсид – она симметрична со всех четырёх сторон. По объёмно- пространственному решению храм чрезвычайно близок к постройкам архитектора А.Г.Григорьева.  В церкви сохранился резной иконостас xix в, во время службы здесь очень красиво поёт женский хор.

Старая трасса Ярославского шоссе ведёт в Сергиев Посад через деревню Рязанцы. Перед деревней, справа, обращает на себя внимание красно кирпичное здание конца XIX века, в котором проживали монахи Троице-Сергиевой Лавры, несшие послушание в часовне святителя Стефана Пермского. Шатровая часовня XVII века стояла рядом с этим домом и была связана со следующим событием в жизни преподобного Сергия. В 1390 году святитель Стефан поехал в Москву. Не имея возможности заехать в обитель преподобного Сергия, он остановился в десяти верстах от монастыря, и, обратившись в его сторону, прочитал молитву «Достойно есть…», поклонился и проговорил: «Мир тебе, духовный брат мой!». В это время преподобный Сергий вместе с братией находился на трапезе. К удивлению всех, он неожиданно встал из-за стола, сотворил краткую молитву и промолвил: «Радуйся и ты, пастырь Христова стада, и мир Божий да пребывает с тобою!». Преподобный Сергий не скрыл от присутствующих духовного видения, рассказал не только о приветствии и благословении святителя, но и указал место, где остановился епископ Стефан. Некоторые из братии поспешили туда и ещё застали там людей из свиты владыки, которые полностью подтвердили рассказанное преподобным Сергием.

 

Сергиев Посад расположен в 70 км от Москвы. В 1782 году указом Екатерины !! окружавшие монастырь сёла и слободы получили статус города с названием Сергиевский Посад. После 1917г. город стал называться Сергиев, в 1930 переименован в Загорск, в память о В.М.Загорском – первом секретаре Московского комитете РКП(б). В 1991 году городу возвращено его историческое название. Историческим и архитектурным центром Посада является Свято-Троицкая Сергиева Лавра, основанная преподобным Сергием около 1340 года.

Сергиев Посад — столица кукольного «царства», здесь создавались российские куклы и другие игрушки.

Начало игрушечного резного промысла в Сергиевом Посаде относится к первым десятилетиям XVI века. К концу прошлого века этот город уже стал столицей игрушечного промысла России. В Сергиевом Посаде и слободах вокруг него к этому времени занимались игрушечным промыслом около 5550 дворов.

Изготавливают там игрушки и в настоящее время. Кроме того, в Сергиевом Посаде находится единственный в России Институт игрушки, где разрабатывают новые ее разновидности. Там же расположен уникальный Музей игрушки, по экспонатам которого можно изучать кукольную историю.

Сегодня сергиевопосадские мастера изготавливают игрушки из самых различных материалов. Но первоначально они прославились своими поделками из дерева. Лучшим материалом у сергиевских резчиков считались липа, ольха, осина и береза. Изготовлению игрушки предшествовал подготовительный период, длившийся до двух лет. Только после него из дерева вырезали фигурки и расписывали яркими красками. Дешевые игрушки расписывались клеевыми красками, а более дорогие — акварельными, масляными и эмалевыми.

Самым ходовым товаром были дешевые деревянные куклы, получившие ироничное прозвище «дуры». Дуры были броские, в пышных и неправдоподобных платьях, фантастических шляпах с цветами и перьями, «надутые» и «высокомерные». Но при этом — веселые и красочные. Народ охотно покупал таких кукол.

Куклы «барыни» отличались более тонкой работой, изящной раскраской и, как следствие, высокой ценой. У сергиевских мастеров были совершенно оригинальные игрушки, которые пользовались большим спросом в праздничные и ярмарочные дни. Сергиево-посадский резной промысел был первым на Руси, и до сих пор славится своими игрушками-сувенирами.

Позже стали резать игрушки из дерева во многих других слободах и городах. Игрушечники разных подмосковных мест сотрудничали между собой. Богородцы, например, резали игрушки «в белье», то есть оставляли белыми, а в Сергиев Посад присылали их для раскрашивания. Позже семьи посадских игрушечных мастеров освоили виды игрушек из других материалов.

Знаменитый Музей игрушки расположен в красивейшем месте города, на горе Волокуше, напротив Троице-Сергиевой лавры. В стенах музея хранится более 30 тысяч игрушек разных народов мира.

Заводы

Прочие предприятия

  1. Швейная фабрика инвалидов.
  2. Сергиево-Посадский мясокомбинат.
  3. Сергиево-Посадский хлебокомбинат (ОАО).
  4. Кондитерское производство ОАО «Феникс».
  5. Завод по производству игрушек.
  6. Фабрика художественной резьбы.
  7. Завод по производству мороженого «Айс Крим 2000» (ООО).
  8. Комбинат железобетонных изделий (ОАО).

Наука и образование

НИИ птицеводства, НИИ игрушки; гуманитарный институт, киновидеотехнический колледж, колледж «Игрушки», аграрный колледж, филиалы Московского государственного индустриального университета, Московского государственного университета приборостроения и информатики, Московского института экономики, менеджмента и права и Московского государственного гуманитарного университета им. Шолохова.

Известные люди, связанные с городом

В Сергиевом Посаде (Загорске) в разное время жили и работали такие известные люди, как художники А. В. Лентулов, М. В. Нестеров, известный специалист по древнерусскому лицевому шитью Н. А. Маясова, писатель-натуралист М. М. Пришвин, философ и писатель В. В. Розанов, знаменитая актриса МХАТ А. К. Тарасова, художник В. П. Трофимов, архитектор, реставратор Троице-Сергиевой Лавры И. В. Трофимов, график и художник-оформитель В. А. Фаворский, учёный и религиозный философ П. А. Флоренский, философ Л. А. Тихомиров, художник М. Б. Тихановский.

Демография

Население Сергиева Посада по данным 2010 года составляет 105,8 тыс. жителей.

Численность жителей города Сергиев Посад по годам (в тыс.)

Год

1897

1939

1971

2007

2008

2009

2010

Кол-во

25

45

94

111,2

109,3

107,5

105,8

Герб города

Описание герба Сергиевского посада Московской губернии, утверждённое 16 марта1883 года по старому стилю, гласит: «В лазоревом щите серебряная зубчатая, мурованная лазурью стена с черными, о серебряных скрепах воротами, из-за которых возникает серебряная башня с золотым церковным куполом, который увенчан шестиконечным Голгофским крестом, по сторонам башня сопровождена двумя золотыми бердышами в столб, лезвия которых обращены вправо». Современный герб был основан на этом описании и был утверждён 29 апреля1998 года как герб Сергиево-Посадского района, а 15 ноября2006 года — и как герб Сергиева Посада.

Дополнения к экскурсии в Лавре.

В Троицком соборе находится уникальное паникадило, которое в качестве трофея было вывезено русскими войсками из Ливонии и подарено Иваном Грозным в Троицкий монастырь. Оно изготовлено в конце 15- нач. 16 века в Германии. Центральное веретено паникадила изображает Спасителя. По кругу на кронштейнах в виде стеблей терновника расположены фигуры двенадцати апостолов.

Поделиться в
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет, будьте первым! Оцените пожалуйста материал.)
Загрузка...