Шуя-Дунилово

Давным давно, т.е. в прошлую пятницу 4 года тому назад, осенью выбрались мы из Москвы на очередную покатушку. Поскольку «Золотое кольцо», Нижний Новгород и Смоленск уже были охвачены объезжены, а времени, да и денег, было немного, то решено было познакомиться с дальним углом Ивановской области, попутно захватив и часть нижегородского Поволжья. Маршрут сложился сам собою: Кинешма — старинный купеческий город на берегу Волги; древний маленький Юрьевец — родной город Андрея Тарковского; Чкаловск — само-собой из-за Валерия Павловича; Городец на Волге — место смерти Александра Ярославича, которого Невского; и, наконец Макарьевский Желтоводский монастырь на берегу Волги напротив Лысково. На обратном пути заскочили во Флорищеву пустынь — малоизвестный, но весьма достойный монастырь. Нам удалось уложиться в 4 дня, за которые было пройдено примерно 1700 км. Откровенно порадовало качество дорог. Не знаю как сейчас, а тогда нам не попалось ни одной ямы за исключением традиционно разбитых мостовых в Шуе и страшноватой бетонки, ведущей во Фролищи. Выехали мы традиционно рано — в 6.10 утра от Кунцево (запад Москвы) и, не особо торопясь к 10 уже были в Иваново. В ту пору навигаторы были еще в диковинку и я, как всегда, заблудился 🙁 Вообще то автор не страдает географическим кретинизмом, но путаная застройка и отсутствие указателей на » Родине первого совета» опять сыграли с ним, то есть со мной, злую шутку. Вместо дороги на Кохму и Шую нас занесло в центр. Почуяв неладное, полезли в карту, привязались, развернулись и по той же улице дернулись назад… В итоге в Шую попали около полудня. Мост через Тезу в центре города был закрыт, пришлось объезжать через промзону. В итоге добрались до обширной главной площади, рядом с которой стоит собор Воскресения Христова, построенный в конце XVIII века и освященный в 1799 году. автором собора считается итальянский архитектор Я.Маричелли. Собор выглядит несколько странно, быть может за счет разноплановых объемов, соединенных довольно искусственным образом. Зато соборная колокольня, напротив, отличается стройностью и изяществом. Колокольня датируется 1832 годом и является самой высокой отдельно стоящей колокольней в России. Она на 25 метров выше Ивана Великого в Москве и на 18 метров — колокольни Троице-Сергиевой лавры. Высота шуйской колокольни составляет 106 метров. А еще на колокольне находится 10-й по весу колокол России. Масса колокола — 1270 пудов (около 21 тонны), высота — 5 аршин (3 м 55 см), диаметр — 4 аршина (2 м 84 см) Православные особо почитают Смоленско-Шуйскую икону Богородицы. Икона была создана как список Смоленской иконы Богородицы во время моровой язвы, свирепствовавшей в Шуе в 1654-55 годах, и прославилась многими чудесами. После создания иконы моровая язва в городе прекратилась. В 1831 году икона спасла город от эпидемии холеры. Ещё в 1722г. Петр I, побывав в Шуе, хотел захватить икону с собой, поскольку она излечила его от тяжкого недуга. Однако местные жители на коленях умолили Государя оставить их главную святыню и заступницу. В 1837 году цесаревич Александр (будущий император Александр II) побывал в Шуе в сопровождении В.А.Жуковского и также прикладывался к Шуйской иконе. Шуйская икона Богоматери была утрачена в 1922 году во время изъятия церковных ценностей, проводившихся по приказу Ульянова (Ленина). 15 марта 1922 г жители Шуи, в основном рабочие местных фабрик, поддержали настоятеля собора Павла Светозарова, отказавшегося передать церковные ценности коммунистам. «Рабоче-крестьянская милиция» открыла по толпе стрельбу из пулемета. Несколько человек, включая девочку-подростка были убиты на месте. Так называемое «Шуйское дело» послужило поводом для массовых репрессий против духовенства и разграбления храмов.По итогам «Шуйского дела» настоятель собора Павел Светозаров, священник Иоанн Рождественский и мирянин Пётр Языков были расстреляны. В 2007 году в Шуе был установлен первый в стране памятник новомученикам российским. Центр Шуи, несмотря на традиционную провинциальную запущенность, представляет собой приятное зрелище. Среди довольно обычных старинных домов… попадаются замечательные особняки в стиле «модерн» и «неоклассицизм». На обязательной ( по примеру Москвы 🙂 ) пешеходной улице находится Гостиный двор, построенный на месте более древнего. Ещё 1654 году в Гостином дворе была упомянута лавка Английско-Архангельской торговой компании. В старину Шуя славилась овчинно-шубным промыслом и мыловарением, известным с 1629 года. На гербе города, «Высочайше конфирмованном» в 1781 г., изображен золотой брусок мыла в червленом поле. Неподалеку от Шуи в сельце Гумнищи в 1867 г. родился Константин Бальмонт. Будущий поэт учился в шуйской гимназии, откуда был исключен за участие в антиправительственном кружке. Шуйцы вспомнили о своем земляке в 1993 году, когда из декадента-отщепенца Бальмонт превратился в знаменитого поэта, кем он на самом деле и является. В бывшем здании Городской Думы открыт музей Бальмонта. Неподалеку от Шуи находится село Дунилово ( в старину Дубнилово) с уникальным храмовым ансамблем. В Дунилово  и соседних Горицах находятся 10 церквей, принадлежащих Успенскому женскому монастырю, возобновленному в 1991 году. Монастырь был основан в конце XVII  века боярином Федором Абрамовичем Лопухиным, тестем Петра I  и отцом Евдокии Лопухиной — нелюбимой первой жены Петра. Петр, повелев насильно постричь свою жену в монахини, «не забыл» и о тесте, отправив его в почетную ссылку воеводой в Тотьму. Уже в начале XVIII  века Успенская пустынь, как тогда называлась обитель, пришла в упадок. В 1724 году она была упразднена «по причине скудости», затем возобновлена в 1727 году и, вновь придя в упадок, окончательно ликвидирована в 1764 году по указу Екатерины II «О секуляризации церковных земель». Каменные храмы на месте упраздненной пустыни были построены в 1819 и 1848 гг.  Слева — Успенский собор нынешнего женского монастыря, справа — Покровская церковь. Совремнный монастырь отличается суровым уставом. Пришлых пускают только на службы. Нам пришлось ограничиться покупкой брошюры и сделанной издалека фотографией. В источниках упоминается и бывший Благовещенский монастырь села Дунилова. Он состоял из Благовещенской церкви 1675 г, церкви Казанской иконы Богородицы и замечательной шатровой колокольни. Согласно местному преданию в обители была заточена Евдокия Лопухина. Вознесенская церковь, стоящая за речкой Тезой в Горицах, также принадлежит Успенскому монастырю. Миновав Горицы, сельская дорога выходит на трассу Иваново-Кинешма. Покрытие хорошее, движение небольшое. Меньше чем за час добрались из Дунилово до Кинешмы. В Кинешме была заранее забронирована гостиница «Русская изба». Она располагается в бывшей чайной общества трезвости 🙂  Между прочим именно в этом здании была провозглашена советская власть в Кинешме. Ох, лучше б не провозглашали. Чай там, конечно, подают, но есть и многочисленные напитки, несовместимые с прежним статусом заведения. Весь первый этаж занимает стильно оформленный ресторан, а на втором — с десяток номеров, очень уютных и комфортабельных. 2-хместный стандартный стоил всего лишь 1500рур + 100 рур — завтрак в номер. Сейчас наверняка стало дороже.  Старинное 2-х этажное здание стоит прямо на берегу Волги, врезаясь в склон. Вход в ресторан снизу, а в гостиницу — с верхней набережной. Знакомство с Кинешмой было отложено на следующий день.

Поделиться в
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет, будьте первым! Оцените пожалуйста материал.)
Загрузка...

Комментарии 5

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *