Реймс. Собор Нотр Дам

Мы заехали в Реймс исключительно ради собора Нотр Дам. Сам город стал бесплатным приложением к посещению церкви. И нашим открытием! Те несколько часов, которые мы уделили столице региона Шампань-Арденны стали одним из самых ярких моментов «большого французского путешествия» на автомобиле. Рассказ о Реймсе ждёт своего звёздного часа, а мы приступаем к внимательному и подробному изучению шедевра французской готической архитектуры, собору, который сыграл беспрецедентную роль во французской истории.

  • ВНЕШНЕЕ УБРАНСТВО РЕЙМСКОГО СОБОРА НОТР ДАМ

Кафедральный собор в котором короновалось большинство французских королей, мы увидели  с западного фасада.

Уже более 800 лет прошло с момента закладки первого камня в основание храма. Это случилось в 1211 году, 6 мая. Хотя история кафедрального собора в Реймсе началась задолго до этого. Его предшественник сгорел в пожаре 1210 года, был в Реймсе храм, построенный в V веке от Р.Х., ещё ранее в Реймсе поселился святой епископ Сикст и первые христианские постройки в городе датируются III веком!

Подойдём поближе к храму. Мы видим его западный фасад. Огромный и удивительно гармоничный собор будто соединяет между собой землю и небо. Мы не торопясь подходим к нему, глаз уже не может охватить всё сооружение целиком, а останавливается на деталях — фасаде, окне-розе, скульптурах. Их обилие может показаться случайной прихотью мастера. На самом деле в готических храмах всё выстроено в логическом порядке и подчинено христианской идее, политическим задачам и архитектурным особенностям. Например, три портала западного фасада соответствуют трём нефам собора. Они украшены скульптурными композициями, которые выражают три основные темы. Первая тема посвящена Деве Марии.  В центральном фронтоне, над стрельчатой аркой мы видим Реймсскую Богородицу, коронованную её сыном Иисусом Христом.

Ниже, справа от двери — сцена Благовещения и посещение святой Елизаветы.

Напротив слева — Сретение. На снимке сцена Сретения изображена с правой стороны.

В левом портале представлена тема Христа и страстей Христовых. В стрельчатой арке левого портала — Распятие, в ярусах свода — сцены страстей, на барельефе в стрельчатой арке слева — обретение святой Еленой честного креста Господня.

Внизу у двери слева и справа изображены святые Реймса.

В правой арке — Христос-судия. На изгибах свода помещаются сцены Апокалипсиса.

Он снова придёт в мир чтобы судить в сопровождении апостолов, представленных правее двери правого портала.

Апостолы

Он вернётся, как об этом возвестили пророки. Их статуи находятся слева от двери, напротив апостолов.

Пророки

Тема Воскресения Христа повторяется в простенках, там установлены фигуры Христа, указующего на раны св.Фоме, Марии Магдалине, св.Петру.

В центре — Реймсская Богородица, слева между колоннами — Христос в Эммаусе, справа — Мария Магдалина

Схема расположения фигур на порталах западного фасада:

На схеме цветом указаны мастерские и даты изготовления скульптур.

Ещё одна тема скульптурного убранства церкви — помазание на престол. Она очень важна именно для Реймсского собора, где проходили коронации французских королей. Над центральным окном-розой установлена сцена борьбы Давида и Голиафа (фигуры реставрируются).

В изгибах арки помещены сцены жизни царей Давида и Соломона, фигуры ветхозаветных царей. Они как бы предваряют изображения королей, эти композиции связаны с христианской темой, ведь Франция приняла христианство именно в Реймсе, здесь был крещён первый король Хлодвиг — помазанник божий. Он был помазан, подобно Давиду и получил благословение быть победителем сил зла на земле. Правители династии Каролингов ввели обычай коронации, который напоминал библейское помазание на царство Давида пророком Самуилом. Первым здесь короновался Людовик Благочестивый в 816 году, он последовал примеру Хлодвига, имя которого носил — «Людовик» — производная от «Хлодвиг».

Галерея королей опоясывает основание башен. Всего в галерее 63 фигуры, каждая — высотой 4 м, весом от 4 до 5 тонн.

Центральная группа — шесть фигур окружают короля Хлодвига, погружённого в купель.

Святой епископ Реми крестил короля Хлодвига в Реймсе в 498 году. У основания башен — фигуры монархов разных династий. Приводим схему расположения скульптур на западном фасаде храма:

1.Св. Иоанн, 2.Христос в Эммаусе, 3.Мария-Магдалина, 4.Св.Пётр
5.Обретение честного креста, 6.Апокалипсис, 7.Мария, 8.Святые Реймса, 9.Апостолы, 10.Пророки

Идём к северной стороне храма. Отойдя на некоторое расстояние от собора, можно оценить его размеры. Здесь особенно заметно, как скульптура вторит архитектуре, «переосмысливает» её, даже скрывает некоторые конструктивные элементы. Рассматривая Нотр Дам в Реймсе, вряд ли кто-нибудь подумает о том, что контрфорсы нужны для распределения тяжести стены, они кажутся обиталищем небесных ангелов. И хотя северный портал всегда погружён в тень, он кажется светлым и лёгким.

Как и на главном, западном фасаде, на северном трансепте находится три портала. Правый портал — самый древний в храме. Известны предположения, что он существовал ещё до строительства собора и был нишей в склепе. Есть основания датировать его 1180 годом. На правый портал помещена фигура Богородицы с младенцем Христом.

В левом портале изображены сцены Страшного суда.

В центре между дверьми — Христос, по бокам — шесть апостолов. Слева от Христа — св. Пётр, св. Андрей, св. Варфоломей. Справа — св. Павел, св. Иаков, св. Иоанн.

Над фигурой Христа слева — Авраам, он принимает избранных и осуждённых.

Над Авраамом в левой части фигуры, олицетворяющие добродетели,

справа — пороки (многие фигуры утрачены).

Выше — фигуры восстающих из гроба. Венчает композицию фигура Христа, слева — Дева Мария, справа — Иоанн Креститель.

На изгибах свода изображены мудрые и неразумные девы и диаконы.
На схеме подробно указаны скульптурные композиции.

Центральный портал посвящён святым и мученикам Реймсской церкви. В центре между дверьми изображён святой Каликст.

Вверху слева от него — крещение Хлодвига.

Выше едва читается изображение святого Реми. На изгибах свода в порядке церковной иерархии изображены Римские Папы, патриархи и епископы. Также приводим схему.

Поднимем голову повыше и обратим внимание на окно-розу.

Над северным окном-розой в щипце находится сцена Благовещения.

Чтобы увидеть южную сторону нужно обойти храм, и войти во двор архиепископского дворца. По понедельникам он закрыт, поэтому нам не повезло.  Поверьте на слово, что верхний щипец над окном-розой украшен композицией Вознесения, там также представлена Церковь и Синагога.

В верхней части здания продолжена галерея королей, напоминающая о важном политическом назначении храма.

Бросим взгляд на  боковые стены храма. Изящная, лёгкая конструкция, большие окна, снизу кажущиеся очень тонкими колонки, хрупкие пинакли (башенки вверху над колоннами) — когда смотришь на это изобилие деталей, меньше всего думаешь об их конструктивном назначении.

И с улыбкой читаешь фразу из путеводителя:

«Восьмиугольные в плане верхушки башен, фланкируемые четырьмя небольшими пирамидами и поддерживаемые двумя изящными колонками, служат укрытием для ангелов с распростёртыми крыльями».

Ничего не поняла. Задержалась немного перед входом в святая святых, стараясь постичь удивительный замысел заказчиков, талант средневековых зодчих, нечеловеческие усилия простых тружеников, которые вручную из грубого камня создали такое грандиозное, гармоничное, великолепное сооружение и воплотили в нём и политическую и христианскую идею, продолжение которой мы найдём внутри храма.
TEXT.RU - 100.00%

  • ВНУТРЕННЕЕ УБРАНСТВО РЕЙМСКОГО СОБОРА НОТР ДАМ

Те немногие французские готические храмы, которые мы видели, внутри суровы, холодны, скупы на декорации. Их изнанка обнажает внутренний каркас конструкции — своды нефов опираются на колонны, каждая капитель украшена разным орнаментом, чаще всего он не повторяется, где-то в глубине прячется маленькая точка алтаря.

 

Они подавляют своими размерами и сколько бы произведений искусства их не украшало, любой декор тонет в безмерности пространства и они кажутся пустыми. Можно бесконечно любоваться лишь витражами — они огромные, разнообразные, стеклянные притчи, жития святых, сцены Ветхого и Нового заветов. Но это лишь частное мнение, оставим его и разберём интерьер Нотр Дам.

В плане собор образует собой латинский крест. Его длина внутри — чуть больше 138 метров, высота сводов в центральном нефе — 38 м, боковые  в два раза ниже — 16,4 метра. Внутри форма собора напоминает перевёрнутый вверх дном корабль и как нельзя лучше оправдывает название «неф» — корабль (от лат. navis — корабль) .

Пока мы не отошли далеко от входа, обернёмся назад и рассмотрим убранство западной стены.

Повернувшись лицом на запад, оставим за спиной бесконечно длинный неф. Когда стоишь лицом к западной стене, впечатление от храма меняется. Он уже не кажется холодным и строгим, совсем наоборот — тёплым и необыкновенно красивым. Скульптуры на стене, подобно фрескам в православном соборе повествуют о Библейских событиях. Но если в наших храмах на западной стене по канону изображают Страшный суд, здесь иллюстрации другого рода — события, предшествующие Рождеству Христову.

Схема расположения фигур:

Рассказ начинается с изображения внизу слева трёх пророков (1)

Иоанна Предтечи, Исайи, Давида.

Им соответствуют фигуры слева (8):

Сцена причащения воина — предшественник Христа царь Мельхиседек, он одет в одежды XIII века, царь и священник Бога Всевышнего, подносящий хлеб и вино Аврааму.

Во втором ярусе слева (2):

ангел возвещает Иоакиму и Анне о рождении Марии.

Третий ярус слева (3):

встреча Анны и Иоакима у Золотых ворот.

Четвёртый ярус слева (4):

Исайя указывает на ясли.

Пятый и шестой ярусы (5, 6):

Избиение младенцев

Седьмой ярус (7) — Бегство в Египет и два символа непорочности Марии — Неопалимая Купина и руно Гедеона.
Второй ярус справа (9):

Иоанн Предтеча. В дерево вонзён топор — символ грядущего судного дня.

Третий ярус справа (10):

Иоанн Предтеча обличает Ирода в беспутстве.

Четвёртый ярус справа (11) — Агнец Божий, пятый ярус справа (12) — Захария получает весть о рождении Иоанна:

11, 12

Пятый ярус справа (13) — Крещение Господне, Проповедь Христа (14): Последний ярус справа (15) — история мощей Иоанна Предтечи.

14, 15

Под окном-розой в простенке центрального портала установлена фигура святого Никеза. Он основал первый собор в Реймсе в 407 году и принял мученическую смерть, убитый вандалами на пороге храма.

Св.Никез
Левая сторона центральной части западного фасада.
Правая сторона центральной части западного портала.

Эти сюжеты тесно связаны со сценами, изображёнными на окне-розе. Оно бывает особенно красиво в солнечный день на закате, когда в цветных стёклах витражей резвятся солнечные лучи.

Сюжеты витаража посвящены Пресвятой Богородице. В центре розы помещена сцена Успения Богородицы (М). В 12 лепестках вокруг Успения изображены 12 апостолов (6). В следующем ряду лепестков, их 24, увидим ангелов с серафимов, готовых вознестись на небо вместе с Марией (5), на внешнем круге розы в четырёхлистниках — пророки и цари-предшественники Христа встречают Богородицу в раю.

 Схема витражей центрального окна-розы западного фасада

D — Бог, А — два ангела, 1- Исайя, 2 — Иеремия, 3 — Иезекииль, 4 — Даниил, 7 — два ангела с коронами, 8 — шесть царей Израилевых

Боковые внутренние фасады западной стены украшены композициями, которые тесно связаны с темами  убранства внешней стороны.

В 1914 году собор подвергся артобстрелу. Сгорели деревянные конструкции, огонь повредил многие скульптуры, пострадали витражи. Боковые части западного портала восстановлены в ХХ веке.

С юга (слева) — сцены Страшного суда.

Страшный суд

С севера (слева) — сцены Страстей Господних.

Страсти Господни

Проходим вглубь собора, к трансептам храма. Изумительны окна-розы трансептов. В окне-розе северного трансепта  витражи выполнены на тему сотворения мира.

1-Сотворение Адама, 2-Адам и Ева в раю, 3-Адам и Ева у древа познания, 4-Первородный грех, 5-Бог, осуждающий Адама, 7-Адам, возделывающий землю и грядущая Ева, А-Твари земные, L-ангелы, 8-кормящая Ева, 9-Каин, возделывающий землю, 10-Приготовление к жертовприношению, 11-Жертвоприношение Адама, 12-Каин убивает Авеля.
Витражи южной части трансепта

Самые старые витражи украшают галереи хора, их выполнили в XIII веке. Хоры находятся в восточной части храма, за алтарём. Вокруг них идёт галерея. Схема собора, где указаны этапы строительства:


Самые старые витражи, 1235 года, украшают верхние окна хоров. Под сводами изображены Распятие  и Богородица с младенцем. Их окружают апостолы и епископы. Схема расположения витражей хора:

Немного крупнее схема центральной части:

Три витража слева:

 

Три витража справа:

Буквами и цифрами на схеме отмечено время изготовления витражей. Дело в том, что существовало два проекта витражей, но первый из них был на время отставлен. Цифрами обозначена последовательность выполнения витражей во второй четверти XIII века. Боковые витражи хора под литерами А выполнены позже, когда возобновили первый проект.

Некоторые витражи храма выполнены в ХХ веке. Прошу простить почтенную публику за столь долгое повествование и столь медленное продвижение к кульминации церковного убранства. Да простят меня специалисты в истории искусств, но для меня замечание супруга о том, что в реймском соборе Нотр Дам есть витражи Марка Шагала, прозвучала так, будто мне назначена аудиенция с самим маэстро.
-Только не говори, где их искать. Я сама узнаю, — поторопилась я и пошла осматривать все витражи, боясь пропустить те, которые с исторической точки зрения большой ценности не представляют. Но разве можно их спутать с другими?

Шагал закончил работу над витражами в 1971 году. Ему помогали витражный мастер Чарльз Марк (Charles Marq) его жена, Бриджит Симон (Brigitte Simon). Специально для прославленного маэстро, Чарльз Марк возобновил реймскую средневековую технику голубого фона XIII века, которая удивительно оттеняет все композиции Шагала.

Центральная часть шагаловских витражей посвящена Ветхому завету, Христу и Аврааму. Вверху в розе — Торжество Святого Духа, ниже справа — Распятие, под ним — Авраам и Мельхиседек, три ангела у Авраама, сон Авраама. В левой части центрального окна сцены Христа, восстающего из гроба (слева от Распятия), ниже — Снятие с Креста, жертва Исаака, Исаак благословляет Иакова, сон Иакова.

М.Шагал. Витраж галереи хора. Центральная часть

Композиции слева повествуют о царях Иудеи и пророчествах. В окне-розе — Пророки, возвещающие пришествие Христа. Слева сверху вниз: Пречистая Дева с младенцем, справедливый суд царя Соломона, древо Иессеево. Справа сверху вниз: Молящиеся народы, Давид, играющий на арфе, отверженный царь Саул.

Поскольку реймсский собор являлся местом коронации, в левом окне представлены композиции из жизни королей Франции. Помазанники Божии с крещения короля Хлодвига, подобно царям Иудейским, они продолжают древо Иессеево в Новом Завете.  В верхнем круглом окне — Агнец Божий, окружённый четырьмя Евангелистами. Справа вверху — Небесное Царствие, слева вверху — притча о Добром Самаритянине. Ниже — земные цари. Ниже справа — коронация Карла VII в присутствии Жанны д’Арк, слева — справедливый суд Людовика Святого. Внизу слева — крещение Хлодвига, слева — коронация Людовика Святого.

Схема сюжетов витражей галереи хора Марка Шагала

Потрясённые величием собора, оглушённые неземной красотой витражей мы пропустили коллекцию гобеленов, которые экспонируются в боковых нефах храма. Семнадцать шпалер, выполненных в начале XVI века  заказаны архиепископом Робертом де Ленокуром, посвящены житию Богородицы. Выполнены они в неизвестной мастерской в Реймсе или во Фландрии.

Часть сокровищницы реймского собора выставлены во дворце Тау, он прилегает к собору.

Это бывшая резиденция архиепископов. Большой зал дворца первоначально имел форму Т, поэтому дворец называют Тау или, по французски, То.  Здесь экспонируются некоторые подлинные статуи собора, золотые и серебряные предметы, в том числе талисман Карла Великого, чьи мощи хранятся в Королевской капелле Аахена. Выставляются здесь и реликвии, связанные с коронационными церемониями.

Для полноты рассказа приведём параметры храма:
Наружная длина: 149,17 м
Внутренняя длина: 138,69 м
Длина нефа: 115 м
Наружная ширина стен нефа: 34,07 м
Ширина трансептов: 61,25 м
Ширина главного нефа по оси опор: 14,65 м
Высота свода главного нефа: 38 м
Высота сводов боковых нефов: 16,40 м
Высота башен: 81 м
Общая площадь под зданием: 6650 кв.м
Общая площадь внутри знадия: 4800 кв.м

К сожалению, меры или шкалы для измерения впечатлений ещё не придумали. В нашей личной иерархии, чувства от встречи с собором занимают одно из самых высоких мест. И если Господу будет угодно, мы непременно снова вернёмся в имперский город Реймс и не откажем себе в удовольствии ещё раз насладится высоким искусством средневековых зодчих, труд которых бережно сохраняли и восстанавливали поколения скульпторов и архитекторов.

В статье использованы материалы и иллюстрации книги Патрика Демуи «Реймсский собор», перевод Бориса Карпова, серия «Искусство познания»

Далее:
Этрета
Живерни
Пешеходные экскурсии по Москве

TEXT.RU - 100.00%

Поделиться в
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет, будьте первым! Оцените пожалуйста материал.)
Загрузка...

Комментарии 5

  • Великолепный собор! Просто сказка кружевная! Красив, просто слов нет?

    А у нас новые храмы строят совсем безликие. Потомкам и восхищаться-то будет нечем…

  • Видела этот великолепный собор три года назад. Мне показался он даже величественнее знаменитого Нотр-Дам-де-Пари. Был собор тогда в лесах, шел ремонт, но это не помешало насладиться необыкновенной, казалось, тончайшей, резьбой внешних украшений. Вообще, европейские соборы совершенно покорили меня: высокие, свободные, красивейшие, со скамейками для прихожан.

  • А вот витражи Шагала показались неуместными. Выбивались из общей картины. Наверное, нужен был новый взгляд, новые направления?

  • Гениально! Совсем недавно была в Реймсе, посещала собор, но так подробно изучить его можно только с вами! Сколько интереснейшей и полезнейшей информации! Спасибо!!!

    • Марина, меня собор совершенно потряс, так захотелось разобраться что в нём к чему. У меня есть мечта, когда-нибудь совершить путешествие по «волнам моей памяти» и осматривать достопримечательности с собственным электронным путеводителем в руках.
      Спасибо Вам за добрые слова. И низкий поклон людям, которые собрали все сведения в одну иллюстрированную брошюру, из которой я и черпала все сведения.

Слово молвить