Португалия. Лиссабон

Известный путешественник Андрей aka Moreman любезно предоставил нам интереснейший отчет о своём путешествии в Португалию. Это первая часть.

Португалия 2012. Отчет.Много букв, фото тоже есть…
Предлагаю вашему вниманию первую часть (Лиссабон) отчета о поездке в Португалию в начале лета 2012 г. Конструктивную критику по поводу формы и содержания приму с удовольствием. Отчет совсем не претендует на глубокое исследование, а фотки – на художественные шедевры. Просто хочется поделиться тем, что видели и о чем узнали.
Итак:

Почему Португалия? Потому что первого раза оказалось мало.
В прошлом году мы уже были там в конце мая, исследовали северную часть, и то путешествие достойно отдельного отчета, который, я очень надеюсь, появится.

Эта поездка состоялась с 02 по 12 июня. Для пляжного отдыха, да и вообще для Португалии это считается не сезон, поэтому туристов было немного, что нас очень порадовало и усилило наши приятные впечатления. Вообще, «сезоном» для Португалии считается период с середины июня до середины сентября. Наиболее теплые (а часто – просто жаркие) месяцы – июль–август.
В этом году планировали исследовать центральную часть и юг. Как всегда, времени оказалось мало, поэтому южнее уровня Лиссабон – Эвора не забирались (возможно, ожидается еще одна поездка, хотя, рано еще загадывать). В итоге, список основных посещенных мест выглядит так:
— Лиссабон (Lisboa)
— Мафра (Mafra)
— Обидуш (Obidos)
— Пенише (Peniche) с посещением острова Берленга (Berlenga)
— Эвора (Evora)
— Лиссабонская Ривьера – Эшторил (Estoril) и Кашкайш (Cascais) – немного, просто прогулялись
— (совершенно случайно) слетали на Мадейру, где погуляли по Фуншалу (Funchal), Камара де Лобуш (Cámara de Lobos) и прокатились до северо-западной оконечности – Порто Мониж (Porto Moniz).
Португальское произношение названий городов и достопримечательностей часто не совпадает с их написанием, поскольку те или иные буквы читаются вопреки очевидности (по крайней мере, для меня, как англоговорящего). Так, например, название столицы Lisboa по-португальски будет не «Лиссабон» и даже не «Лисбоа», а «Лижбоа». В отчете, по возможности, буду давать оригинальное написание вместе с русским названием. Не судите строго, если в чем-то буду неправ.

Вследствие некоторой неопределенности накануне поездки, а также вполне определенного нашего раздолбайства, за два дня до старта у нас имелись всего лишь авиабилеты для перелета в Лиссабон и обратно. И все. Место первого ночлега в Лиссабоне было зарезервировано буквально за час до вылета из Домодедово, с i-pad’а по Wi-Fi в кафе аэропорта. В таком подходе есть некая доля экстрима, привлекающего лично нас в поездках, однако, не стал бы советовать поступать подобным образом, ибо многие от отдыха ждут, наоборот – размеренности и определенности. Кроме того, никто не отменял общего правила – чем раньше бронируешь, тем больше выбор и ниже цены. С этой проблемой мы столкнулись в ходе поездки, но об этом дальше.

Итак, билеты Москва-Брюссель-Лиссабон, и обратно, Лиссабон-Цюрих-Москва, были куплены еще в середине апреля, поэтому стоили вменяемых денег (437 евро на человека туда-обратно). Самые привлекательные цены предложил trip.ru. Пересадки выбирались, исходя из городов, в которых еще не были. Теоретически, лететь можно было через Франкфурт, Амстердам и т.п. – это уж кому как удобнее, в ходе поиска билетов агрегаторы выдавали различные варинты. Скажу сразу, такой подход себя оправдал не полностью… На пути туда – пересадка в Брюсселе 4 часа 20 минут — было принято решение вообще не выходить из аэропорта («собак и ружья не брать, из автобуса – не выходить…» ))) зато успели немного отдышаться, нормально позавтракать и попробовать несколько сортов местного пива (кстати, не слишком дешевого – от о 3,50 до 5,50 за 0,33 л). Запомнилось довольно необычное ощущение того, что безнаказанно могу напиться в 9 часов утра ))
Сразу завершу тему пересадок: обратно – в Цюрихе, ровно 10 часов. Выбрались в город, но он не впечатлил вообще, т.е — абсолютно. То ли погода в виде ветра и холодного дождя не способствовала, то ли совершенно отчетливое ощущение надменности города и его недружелюбности к приезжим… Только галочка в графе «посещение» у Цюриха проставлена, и вряд ли мы еще туда специально поедем… Не буду больше упоминать о нем в рамках этого отчета… Тем более, есть возможность рассказать о намного более привлекательных и гостеприимных городах…

Лиссабон (Lisboa)
Этот город интересовал меня давно, еще с прошлого года, когда на вопрос «Зря ли мы не доехали до Лиссабона?» был получен хор ответов «Ну и дураки!».
Мы прилетели в Лиссабон в половине второго дня по местному времени. В аэропорту сразу же заглянули в киоск Vodafone и купили интернет-карту для i-pad за 15 евро (была активирована на месте. Израсходовать за время поездки не удалось. При неактивном использовании погибает через полгода). Затем вышли из здания аэропорта и встали в длинную, извивающуюся в соответствии с очертаниями направляющих перил, очередь. Хвост их людей был длинным, но такси приезжали и уезжали с удивительной частотой, так что уже минут через 5-7 распорядитель службы аэропорта сделал приглашающий жест рукой: ваша очередь!
Сразу расскажу про такси. Неофициальные не встречались (думаю, что их нет), а официальных – очень много. Опознать машину такси очень легко – повсеместно в Португалии их окраска бывает только двух типов: черная машина + стойки и крыша нежно зеленого цвета, или же просто – однотонный бежевый окрас. Стоимость не запредельная – так, например, путь от аэропорта до отеля обошелся в 19 евро. Оплата – строго по счетчику, чаевые – по желанию. «С руки» не ловили и не видели, чтобы этого делали другие (скорее всего, как везде в Европе, это просто не принято), но администратор любого ресторана или музея с радостью закажет машину для вас.

Вообще-то, из аэропорта до города можно добраться не только на такси. Прямо в аэропорту есть станция метро с одноименным названием (Aeroporto). Кроме того, от аэропорта ходят автобусы AeroBUS. Если вы знаете станцию метро или остановку, до которой вам нужно ехать – вполне себе варианты.

Аэропорт Лиссабона расположен практически в городе, поэтому до отеля мы добрались минут за 15. Таксист высадил нас по нужному адресу и сразу же уехал. Мы остались наедине с городом. Наверное, такое бывает у всех: когда приезжаешь в новый и желанный город, и наступает первая минута, когда можешь выдохнуть и расслабиться — начинаешь прислушиваешься к собственным ощущениям, стараясь понять, где же ты очутился и что это за город (дело, разумеется, не в названии), понравитесь ли вы друг другу, нашел ли собеседника и поймешь ли ты то, что этот город тебе расскажет?

Мы стояли на узком тротуаре улицы Morais Soares под мелким дождем, который был теплым и каким-то ласковым, не вызывая никакого желания закутаться в куртку или достать зонтик… Местные жители любезно обходили нас, спеша по свои делам, в воздухе пахло фруктами, пряностями и еще чем-то непонятным, но однозначно указывающии на близость моря… (хотя до побережья бухты было не менее 2 км). Мы находились в совершенно незнакомом месте и не совсем понимали, куда же нам теперь идти – никакой вывески отеля вокруг не наблюдалось. После 2-минутных поисков нашли маленькую табличку, нажали кнопку звонка и вошли в открывшуюся дверь.
Отель, который мы забронировали, в-общем-то, и не был отелем в обычном курортно-туристическом понимании слова. Официально он именовался Pensão Tiago, но скорее, это был просто студенческий хостел. Советовать его здесь не рискну – очень немногие разделяют наше понимание того, что нам нужно от отеля. Все дело в общем подходе к отдыху: приезжая в какое-либо место, мы не сидим на пляжах, в барах и бассейнах, а ходим по округе и исследуем окрестности. Стало быть, от отеля нам обычно требуется только лишь: чистое белье – выспаться, горячая вода в душе – помыться и запираемое помещение – бросить вещи. Все остальное, что нам нужно в путешествиях, мы получаем вне стен отеля.
В данном случае было, что называется, простенько, но чистенько… и в-общем – нормальненько, за исключением некоторых особенностей, типа крутой лестницы на 4 этаж без лифта, или двух кранов в одной раковине – отдельно с холодной и горячей водой, отстоящих друг от друга на расстоянии 20 см… Зато – прекрасный вид из общей кухни на внутренний дворик бедного квартала, с созревающими мандаринами и висящим на веревках бельем… и всего 20 евро в сутки (на двоих!) – нас вполне устроило…
Оплатили номер картой Виза, распросили общительного управляющего в майке, шортах и вьетнамках о ближайших ресторанах с морской кухней (моя слабость!) взяли рюкзаки, и вперед – в город, знакомиться…

Блажийший рыбный ресторан Solar Dos Mouros находился буквально за углом – на улице Calcada Poco dos Mouros, 85 (здесь и далее: за русский вариант произношения португальских названий ручаться не могу ни в коем случае, русское написание буду давать только в случае, если уверен или приблизительно уверен в правильности). В любых странах мира нам очень нравятся ресторанчики именно такого типа: не самые престижные и дорогие, но душевные, с компаниями местных жителей и замечательной простой едой… Под жареные сардинки и пару бокалов Super Bock услышали русскую речь за соседним столиком и воспользовались возможностью распросить людей о местах, которые стоит посетить… Ребята, по-видимому, оказались, рок-фанатами, поскольку сразу указали место, куда нам стоило пойти – в те дни в Лиссабоне проходил крупный рок-фестивать Rock in Rio , с участием мировых групп и исполнителей… Финал (через два дня, в воскресенье) должен был быть ознаменован выступлением Брюса Спрингстина… Скажу сразу, этот рок-фест мы проигнорировали, здраво рассудив, что посещение фестиваля, с толпами, билетами, переездами и т.п. займет слишком много времени — пол-дня в лучшем случае… Было немного жаль, но только совсем немного… ))
Вход на ближайшую станцию метро Arroios напоминал спуск в подвал, которым нечасто пользуются:

Ничего похожего на павильоны московского метро…
Внутри – тоже, ничего особенного:


Больше всего, метро Лиссабона напомнило парижское – такие же однотипные станции неглубокого заложения, с короткими промежутками между станциями. Хотя, точечное оформление отдельных станций и переходов довольно интересно и претендует на оригинальность. Например, в некоторых местах располагаются авторские панно – картины из керамической плитки…
Линий всего 4, различаются по названию цвета, в который окрашены на схеме:
Linha Amarela (желтая линия)
Linha Azul (синяя линия)
Linha Verde (зеленая линия)
Linha Vermelha (красная линия)
Выбор платформы нужного направления производится по указателю, на котором указываются не следующая станция, и не все станции данного направления, как в московском метро, а конечная станция линии в данном направлении (довольно распространенная практика в метро европейских городов).
Следуя объяснениям местных жителей, мы купили билеты – карточки, посчитав их действие аналогичным картам в московском метро, чем сразу же совершили ошибку (я догадываюсь, чем она была вызвана – как автомобилезависимые люди, мы редко покупаем в московском метро карты больше, чем на 1-2 поездки, после чего, разумеется, сразу их выкидываем). Транспортные карты в Лиссабоне, хоть и имеют ограничение по сроку действия – но они многоразовые и их можно и нужно пополнять!!
Насколько поняли, для передвижений по Лиссабону в качестве туриста лучше использовать два типа карт — «Viva Viagem» и «7 colinas»:


Разницы в условиях использования никакой, помимо того, что (вроде как) Viva Viagem позволяет ездить еще и по ближайшим окрестностям Лиссабона – вплоть до Кашкайша. Между прочим, название этих транспортных карт переводится, соответственно, как «Да здравствует путешествие!» и «7 холмов» (Лиссабон, как и Москва, стоит на 7 холмах) — романтики, однако.
Мы покупали карты Viva Viagem, посчитав их самым простым и удобным для нас способом перемещения по городу. Карта Viva Viagem действительна год, стоит 50 евроцентов, к этой стоимости при покупке нужно добавить стоимость однократного проезда в метро – 1,25 евро. Однако, рекомендую добавить сразу 5 евро – в этом случае, билет действует в течение 24 часов, и не только в метро, а еще и в наземном транспорте – автобусах, трамваях и фуникулерах, входящих в транспортную систему Carris, кроме туристических автобусов и трамваев (YellowBus). По правилам, каждый пассажир должен иметь свою собственную карту (то есть, нельзя покупать одну карту на несколько человек).
Купить транспортные карты можно прямо в метро – в автоматах (особых проблем не вызывает – есть меню на английском), либо в табачных киосках или в магазинчиках под названием Casa da Sorte.
На всякий случай: метро в Лиссабоне работает с 6:30 утра до 01:00 ночи (это время, когда по линии отправляется первый/последний поезд). Существуют ограничения по открытию холлов некоторых, не самых оживленных, станций, но это не принципиально.

На метро мы доехали до станции Rossio (Россиу), найдя ее равноудаленной от близлежащих интересностей. Вышли на одноименной площади и отправились гулять, буквально – куда глаза глядят. Немного побродив по узким и часто пересекающимся улочкам, решили, что пора перестать делать это бесцельно — пора бы посмотреть знаменитые достопримечательности. Первый же захваченный врасплох прохожий, в ответ на мой вопрос, мол «где здесь у вас ворлд фэймос элевейтор…?», на хорошем английском все доходчиво объяснил (кстати, сами лиссабонцы для описания сооружения на английском языке используют слово не elevator, a lift – по крайней мере, именно так написано на билетах). Через пару кварталов, повернув налево, мы увидели его – лифт Санта Жушта (Elevador de Santa Justa). Возможно, насчет «ворлд фэймос» я хватил, но сооружение заслуженно известное:


Этот лифт возит людей снизу (от пересечения улиц Rua de Santa Justa и Rua Aurea) наверх (до площади Largo do Carmo) c 1902 года, помогая преодолеть перепад высот в 32 метра (высота самого сооружения – 45 метров). До 1907 года работал от паровой машины, позже приводилось в движение электродвигателями. Как говорят, автор сооружения Рауль Месньер дю Понсар был учеником самого Густава Эйфеля. Скорее всего, врут, но стиль постройки очень похож – сооружение выполнено из чугуна, детали украшены узорами и соединены большими заклепками… В 2002 году было признано памятником национального значения – думаю, это справедливо.
Внутри находятся две шахты для лифтов. Каждая кабина – произведение искусства, отделано натуральным деревом и зеркальными панелями:


Сохранились оригинальные органы управления начала прошлого века:

Немного нелепое, но очаровательное сооружение. Мне лично напомнило высокий гриб на тонкой ножке. Вместо шляпки – смотровая площадка, с которой прекрасно видно половину города и долину реки Тежу (Tejo). Несколько фоток для иллюстрации, слева направо: Вид на площадь Rossio (Росиу):


Вид на улицу Rua de Santa Justa и замок Святого Георгия (Castelo de São Jorge) – он виден на холме вдали:


Вид на реку Тежу:


Лифт Санта Жушта эксплуатируется уже упомянутой транспортной системой Carris, поэтому здесь действует описанная выше городская транспортная карта. Если ее нет, стоимость отдельного билета (действует для двух проездов — вверх и вниз) составит 5 евро, но в этом случае посещение смотровой площадки наверху будет для вас бесплатным, иначе, для доступа на площадку нужно заплатить еще 1, 5 евро.
Кстати, очередь желающих прокатиться снизу наверх обычно большая, а вот наоборот – обычно почти никого нет… Если вы хотите просто прокатиться, хотя бы и вниз, то наверх можно подняться другими путями – обойти через улицу Calçada Carmo, подняться по эскалаторам на вокзале Rossio, или даже по эскалаторам магазина H&M (фу, какая проза!).
Мы же прошли этот путь в обратном направлении, т.е., наверх поднялись на лифте, а затем пешком спустились вниз.
Поднявшись на лифте, по крытому мостику, мимо белых стен кармелитского монастыря, расположенного справа, по узкой улочке с полу-недо-разобранными трамвайными путями…


… выходим на площадь Largo do Carmo:


Далее, по улице Calçada Carmo спускаемся вниз. Надо сказать, что этот район города, конечно, считается туристическим, но мне лично пошлым почему-то не показался. Погуляйте по окрестностям – не пожалеете. Пройдите по улице Rua do Carmo – вот она, на фото (наверху виден мостик, ведущий от лифта до площади Largo do Carmo):

Посмотрите на местных попрошаек, для которых сидеть на улице и просить подаяние – даже не профессия, а просто прикол и способ пообщаться:

Посмотрите на уличных артистов:

Здесь можно зайти в одно из многочисленных кафе и ресторанчиков с более-менее нормальными ценами, или услышать фаду. Фаду (fado) – это традиционное португальское искусство, медленная, очень грустная и очень мелодичная песня о любви (конечно же, неразделенной, иначе – откуда такая грусть?), судьбе, одиночестве и тому подобных категориях. О чем именно поют – не знаю, но цепляет так, что немедленно хочется либо утешить исполнителя, либо умереть вместе с ним.

К югу от площади Россиу расположен своего рода туристический центр Лиссабона — район Байша (Baixa). Название исходит от его расположения («Baixa», в переводе с португальского – «низкая») — между двумя холмами, в низине. Именно здесь больше всего людей с рюкзаками и фотоаппаратами, не разговаривающих по-португальски, здесь расположены многочисленные магазинчики и лавки с сувенирами, кафе и ресторанчики. Будет возможность – попробуйте свежевыжатые соки, которые предлагаются в уличных забегаловках. Нам смешали коктейль из манго, апельсина и еще чего-то экзотическо-невообразимого за 4 евро за 0.5 л.
Когда-то давно, еще до знаменитого разрушительного землетрясеняи 1755 года, этот район представлял собой бессистемное расположение улиц и строений. После землетрясения Байшу пришлось перестраивать полностью (в честь тогдашнего премьер-министра маркиза Себастьяна Помбала, который внес большой вклад в восстановление района, ее еще называют Байша-Помбалина). С тех пор и по настоящий момент улицы Байши имеют ровную прямоугольную (продольно-поперечную) планировку.

По одной из таких прямых улиц проходим через всю Байшу и выходим на площадь Praça do Comercio (Праза ду Комерсиу), которая расположена прямо на берегу реки Tejo (Тежу), а точне — бухты Мар да Палья (Mar da Palha), которая считается ее устьем. Название площади переводится как Торговая, хотя она известна также под названием Дворцовой – здесь находился дворец Рибейра, полностью разрушенный уже упоминавшимся землетрясением 1755 года. Современный вид площадь приобрела после восстановления: в симметрично расположенных зданиях располагались организации, определяющие и регулирующие торговые взаимоотношения, таможенные вопросы и деятельность порта – отсюда и название.

В настоящее время площадь утратила первоначальное значение – сейчас здесь находятся учреждения разного рода и направленности — например, Министерство юстиции. В центре площади находится конная статуя короля Лиссабона Жозе I, которая, как говорят, является единственным памятником, посвященным этому королю.

Тем временем, первый день пребывания в Лиссабоне закончился. На пути домой поужинали в маленьком ресторанчике, витрина которого представляла собой жаровню, на которой готовились куры-гриль. Как и в России, такой способ уличной торговли довольно популярен – мы видели даже очередь из местных жителей, покупающих на ужин половинку или четвертинку курицы. Мы, однако, вдарили по рыбке (она предлагалась охлажденной на льду на отдельной витрине) – разумеется, приготовленной на гриле.

На следующий день, по пути от пенсиона к метро установили собственый рекорд стоимости завтрака. В первом же попавшемся кафетерии взяли: двойной эспрессо, капучино, два немаленьких пирожных, включая плюшку-ватрушку с вареньем из репчатогго лука (очень интересный вкус!), сендвич, и что-то типа маленькой пиццы. Счет очень порадовал – всего лишь 7,35 евро за все. Так что, если кто-то предпочитает легкие завтраки, кафетерии (Cafetaria) или кондитерские (Pastelaria) – очень хороший вариант. По сути, это одно и то же заведение – во многих кафетериях прекрасный выбор выпечки и во многих кондитерских наливают кофе или чай). Правда, этот вариант хорош и для местных жителей, которые привыкли завтракать там же, так что, приготовьтесь к тому, что в тишине и одиночестве вы, скорее всего, сидеть не будете – вокруг будут бегать и шуметь дети, взрослые будут темпераментно обсуждать последние новости, и т.д.

На сегодня наша культурная программа предполагала поездку в

Belen
(почему-то произносится как «БелеМ»).

(некоторые культурные достопримечательности Лиссабона можно найти здесь.

Белем (более точное название — Санта-Мария-де-Белен, Santa Maria de Belém, Вифлеем) – пригород Лиссабона, расположенный в нескольких километрах от основного города, к западу от него. Является сосредоточением известнейших достопримечательностей Лиссабона. Перечислю основные из них сразу, поскольку рассказывать буду только о некоторых:
Монастырь иеронимитов Жеронимуш (Mosteiro dos Jerónimos)
Беленская башня (Torre de Belém)
Памятник первооткрывателям. Вернее, монумент и музей больше известны под этим названием, хотя точно название переводится как Памятник Открытиям (Padrão dos Descobrimentos, Monumento aos Descobrimentos)
Беленский дворец (Palácio Nacional de Belém) (является резиденцией Президента Португалии).
Список, разумеется, не исчерпывающий. В этом же районе находятся и другие достопримечательности, «пониже рангом»: национальный археологический музей (Museu Nacional de Arquelogia), Морской музей (Museu de Marinha), музей электричества (Museu da Electricidade, www.edp.pt), музей популярного искусства, ботанический сад, парки, и т.д.
Вообще, фото и описания основных достопримечательностей можно легко найти в интернете. Конечно, есть объекты, которые увидеть обязательно — мы осматриваем и такие. Но все же нас, прежде всего, интересует выходящее за рамки традиционных туристических маршрутов и мест осмотра.

Добраться до Белема достаточно просто: станция метро Cais do Sodré – конечная. От площади у метро идут автобусы и трамваи. Можно ехать практически на любом маршруте, идущем на запад. Трамвай – номер 15, номера автобусов не помню, но это не проблема: на вопрос «Белем?» любой местный (и не только) житель укажет направление и маршрут. Ехать минут 15. Ориентир – большой мост через реку (Мост 25 апреля, Ponte 25 de Abril), его видно издалека, проедете его – и еще минут 5-7. Остановку для выхода подскажет любой, если сами не увидите огромное красивое здание монастыря Жеронимуш.
Мы вышли на остановке именно с таким названием — Belém-Jerónimos, что на площади Largo Jerónimos:

В океане солнца цвела природа и шлялись толпы туристов, поэтому мы сразу поняли – здесь есть, на что посмотреть. Трезво рассудив, что осмотр местных красот предстоит нешуточный и времени потребует немало, решили сразу пообедать – чтобы потом не отвлекаться. Мы прошли по Rua Belém обратно (в сторону Лиссабона) метров 50 и остановились перед совершенно непримечательным ресторанчикам (вернее, пивной-ресторанчиком, поскольку на нем было написано «Restaurante Cervejaria») «Os Jerónimos». Глядя на нашу нерешительность, стоящий у входа официант любезно приглашающе, но как-то очень по-заговорщицки произнес: «только что нам завезли свежие ракушки» — почти совсем как в анекдоте про Штирлица…, или как у Высоцкого: «Не хотите ли черешни…?». Короче, убедил… попробовали мы эти ракушки, а заодно – еще пару-тройку замечательных блюд (и всего лишь – на 30 евро). Прекрасный ресторан, исключительно рекомендую (точный адрес: Rua Belém, 74/78).
Если вы не любите морепродукты и захотите найти другую кухню, или другой ресторан, это будет легко сделать – весь ближайший квартал состоит из ресторанов, особенно их много на (улице) Rua Vieira Portuense, идущей по северной окраине сада Белен (Jardim de Belém).
После обеда, находясь в сытом расположении тела и бодром – духа, мы отправились на встречу с прекрасным в Монастырь иеронимитов Жеронимуш:

Не хотел бы излишне утомлять рассказом и информацией, которую можно почерпнуть в любом справочнике. Если кратко, то Монастырь иеронимитов (Жеронимуш) находится под охраной ЮНЕСКО как памятник Всемирного наследия человечества. Это сооружение позднеготического мануэлинского стиля португальского зодчества. Основанный Генрихом Мореплавателем в 1450 г., монастырь неразрывно связан с историей Великих географических открытий. Именно здесь Васко да Гама и его спутники провели в молитве ночь перед отплытием в сторону Индии. Строительство велось….. и прочая, и прочая… Полагаю, наиболее «примечательной» страницей истории Монастыря стало посещение его товарищем Путиным в 2007 году.
Да, и если кто-то захочет найти Национальный археологический музей или Морской музей – они находятся в левом (западном — дальнем от Лиссабона ) крыле монастыря.
В Монастырь мы прошли бесплатно – был какой-то особый день с бесплатным посещением (вообще же, стоимость входного билета – 2 или 3 евро). Мы немного пошлялись по Монастырю, зашли в костел и во внутренний дворик:

Отсутствие народа на этой фотке – обманчиво (просто поймал момент). На самом деле, весь внутренний дворик представлял собой лежбище котиков – туристов, которые в многочисленных количествах валялись на травке, сидели на каменных перилах, бродили по дорожкам и фотографировали все подряд.

Если от Монастыря пройти через парк по направлению к реке, можно легко увидеть Памятник первооткрывателям (он находится на самом берегу реки). Вот он, виднеется за фонтаном, с этого ракурса напоминает высокий крест:

Памятник первооткрывателям посвящен выдающимся португальским деятелям эпохи Великих географических открытий 15-16 веков. Стилизован под парусный корабль, по обоим бортам которого стоят фигуры выдающихся людей той эпохи, так или иначе причастных к открытиям, хотя не все из них являлись мореплавателями или путешественниками. Среди них – писатели, историки, поэты, короли и их сыновья, монахи, и т.д. Из наиболее известных: Бартоломеу Диаш (помнится, в советской школьной программе он назывался на испанский манер — Бартоломео Диас), Васко да Гама, Педру Нуниш (опять же, нас учили, что он звался Педро Нуньес), Фернан Магеллан… Есть даже одна женщина Филиппа Ланкастерская, мать Энрике Мореплавателя – того, кто стоит на самом носу корабля-памятника. Последний удостоился такой чести потому, что считается вдохновителем португальских географических открытий.

Площадь перед Памятником первооткрывателям (вернее, позади него — если принять во внимание направление движения парусника) выложена картина из мрамора – 50-метровая роза ветров, в центре которой, вписанная в 14-метровый круг, расположена точная карта мира с указанием мест и времени открытий. Работа, как мне кажется, тонкая и интересная:

До Беленской башни мы не пошли (для ориентира – она расположена меньше, чем в километре от Памятника первооткрывателям, по направлению к океану), а вместо этого прилегли отдохнуть прямо на набережной, так как на солнце от долгой ходьбы немного разморило. Кругом – красотища: справа – выход в открытый океан (кстати, на фото Беленская башня виднеется справа):

Слева – долина реки Тежу, с видом на мост Мост 25 апреля (Ponte 25 de Abril) и статую Христа (Cristo Rei Statue):

Краем глаза вижу – из воды по наклонному подъему из воды на меня ползет чудовище… при ближайшем рассмотрении оказавшееся маленьким крабиком, зачем-то выползшим из воды:

Обратно пошли пешком через сад Белен с намерением уехать обратно в город, но задержались – в парке проходил фольклорный фестиваль. Десятки персонажей, одетых в традиционные народные одежды Португалии, пели, плясали, играли на разных инструментах, и просто тусовались со зрителями

Вообще, мы заметии, что португальцы любят устраивать подобные фестивали часто и повсеместно. Мы, например, случайно попадали на такие фестивали несколько раз по всей Португалии (так что если они кому-то будут интересны — шансы увидеть довольно велики). Мне, как пивоману, немалое удовольствие доставляет то, что на подобных фестивалях продают недорогое пиво, в данном случае – всего 1 евро за 0, 3 л.

Беленский дворец (Palácio Nacional de Belém), официальную резиденцию Президента Португалии, мы посмотрели уже, что называется, «на выходе», когда искали остановку автобуса для возвращения в Лиссабон (остановки находятся прямо напротив центрального входа во дворец). Вопреки моему первоначальному представлению о сооружении такого рода, резиденция Президента Португалии находится в довольно скромном особнячке розового цвета, расположенном в садике за высоким забором.
Мы совместили приятное с полезным — ожидая автобуса, полюбовались на дворец снаружи, заодно посчастливилось увидеть смену караула – двух гвардейцев, стоящих по обе стороны въездных ворот. Кстати, как говорят, охрана у входа присутствует, только если Президент находится внутри резиденции

Внутрь мы не пошли – впечатлений на один день пока было достаточно. Но если у кто-то будет возможность – лучше познакомиться с дворцом более подробно. Тем более, что внутри открыты для посещения часть дворца (она называется «Музеем президента республики», www.museu.presidencia.pt), а также Государственный музей экипажей

Тем временем, подошел наш автобус и мы поехали в Лиссабон. Правда, минут через 10 пришло понимание того, что делаем что-то не то… Осматривать этот город нужно не из окна автобуса. Мы вышли на восточной окраине сада Эштрела (Jardim da Estrela, он же — Jardim Guerra Junqueiro), прогулялись по нему

…и вышли на одноименную с садом площадь Эштрела, на которой находится красивейшее сооружение – Базилика да Эштрела (Basílica da Estrela, известная также как Базилика Святейшего Сердца Иисуса).

 

 

Ходить больше не было сил, ехать на банальном автобусе – не наш метод. Конечно, вот она, одна из достопримечательностей Лиссабона, не относящаяся к недвижимости – знаменитые старинные трамвайчики:

Такие трамвайчики (бывают красного и желтого цвета) не являются декоративным или исключительно туристическим видом транспорта – они ездят по Лиссабону и перевозят пассажиров, уступая большим современным трамваям только по вместительности, но намного превосходя их привлекательностью и обаянием. Кстати, для осмотра города наиболее удобными являются маршруты 25 и 28.
Остановка трамвая находится прямо напротив Базилики да Эштрела, а слева (если смотреть на ее центральных вход) – разворотный круг трамвая номер 28. Мы дождались ближайшего старинного трамвайчика и поехали на нем в сторону центра. Как уже говорил, трамвайные маршруты входят в транспортную систему Carris, поэтому здесь можно ездить по карте Viva Viagem. Внутреннее оборудование такого трамвайчика полностью соответствует внешнему облику – стены отделаны деревом, старинные органы управления (большой штурвал справа от водителя – это тормоз, если не ошибаюсь) соседствуют с современным электронным регистратором билетов:

В жаркие дни окна старинных вагончиков открыты настеж – так и тянет похулиганить и высунуть из окна руку или голову. Правда, делать это нужно крайне осторожно – улицы в Лиссабоне очень узкие и заставлены машинами, иногда вагон проходит всего в 10-20 сантиметрах от них:

Вышли из трамвайчика на какой-то красивой площади и пошли – куда глаза глядят. Думаю, это прекрасный способ близкого знакомства с городом.
В конце концов, вышли на площадь Россиу (Rossio):

Ой, а что это там за крепость? (вид с боковой улочки площади Россиу. В таком ракурсе не сразу узнал замок Святого Георгия):

В-общем, не все даже основные достопримечательности мы осмотрели. В Лиссабоне нужно жить и изучать его – неделю, не меньше… Город буквально состоит из достопримечательностей разной степени упомянутости в путеводителях. Меньше недели – компромисс, на который мы вынуждены были пойти. Планы намечены, что делать…

На следующий день берем машину в Херце. Выбор прокатчика для нас на является поводом для дискуссий. Херц – не самый дешевый, но мы предпочитаем чуть переплатить за уверенность. Нам приходилось успешно решать с ним не слишком стандартные вопросы (включая прошлогоднее ДТП в Монте-Карло), кроме того, нам нравится отношение Херца к извечным проблемам с царапинами…
Бронируем по интернету в этот же день, утром, буквально за час, едем на метро в офис на Rua Castilho 72, метро Marquês de Pombal (всего в Лиссабоне два офиса Херца – есть еще офис в аэропорте). Удовольствие обходится в 194 евро на 5 дней.
Стабильность – признак мастерства, в этот раз нам достался точно такой же автомобиль, что и год назад – черная пятидверка Ford Fiesta с кондиционером. Едем назад, к отелю (как ни странно, удалось найти свободное место на парковке под знаком «для погрузки и разгрузки»), кидаем чемоданы – и вперед.
Спасибо, Лиссабон, и до встречи!

Продолжение следует.



Слово молвить