В гости к Фаренгейту и по центру Гданька

— А теперь куда?— В Гданьске много интересного. Мы об этом начали разговор в рассказе «Гданьск. Первые впечатления» Можно в Мариацкий костёл зайти, смотри, как он нависает над улицей Гробля, зарешеченный ветвями деревьев:

А с улицы Пивны шпилями башен втыкается в небо, насаживает голубизну на себя для контраста и схожести — красное на голубом, вечное на вечном, творение Создателя и рук человеческих:

 

И доминирует над городом, как будто ничего кроме него больше нет:

 — Хочу! Только смотри какое солнышко! Давай ещё немного погуляем, в костёл и потом, вечером можно зайти!

— Резонно! Тогда на Пивну? Она параллельна Длугой!

 

 С Длугой на Пивну очень просто пройти. Они соединяются очаровательными перпендикулярными улочками. Такими,  как Ткацка:

 А можно по Хлебницкой пройти. Это продолжение Пивной. Небольшая площадь у Мариацкого костёла — это стык Пивной и Хлебницкой:

А с другой стороны Длугой и Длугого Тарга улица Огарна. Она длинная — длинная, во весь город!

 

На Огарной жил Фаренгейт. Вот в этом доме он родился:

 

Тут и мемориальная доска об этом есть, и портал этого невзрачного дома хорош!

 

В городе помнят и чтут Фаренгейта, ведь его шкала до сих пор в некоторых странах используется. Вот памятный знак на Длугом Тарге в виде термометра Фаренгейта:

 

 

Или по Широкой улице пройти. Там тоже есть, что посмотреть. Один дом «Под лососем» чего стоит, смотри, как разукрашен:

 

 

 

— Всё, всё! Хватит пока! Голова уже кружится, не знаю, куда бежать! Мы ведь всё успеем посмотреть?
— А то как же! У нас ещё три дня впереди! Посмотрим всё обстоятельно.
— Вот. И я о том же. Обстоятельно! Не торопясь. Но и не теряя время зря. Мы уже стоим здесь долго, а ещё не решили, что дальше делаем. А красота — перед носом. Это Золотые ворота?

 

 

— Да!
— Вот давай их и рассмотрим сначала!
-Хорошо! И даже не беда, что снимки ворот у тебя только с одной стороны. Ведь и с Длугой, и с Угольного тарга, фасады одинаковы. Хотя здесь тоже свой секрет имеется.
— Секрет? Рассказывай!
— Подожди, не торопись. Давай внимательно всё рассмотрим. Надписи над аркой видишь?
— Да! А что написано? По-латыни?

 

 

— Да, латынь.Со стороны города, с Длугой,  надпись провозглашает:»В согласии малые государства процветают, в несогласии великие приходят в упадок».
— Что значит, со стороны города? Ты же сказал, что и с запада, и с востока, Золотые ворота одинаковые.
— В этом и секрет. Что они одинаковые для ненаблюдательного глаза. Смотри, на обратной стороне тоже надпись. Но — другая. Немецкая.

 

 

«Пусть удача сопутствует любящим тебя, чтобы мир был в твоих стенах и счастье — в дворцах»
— Хорошие надписи! А скульптуры на самом верху? Их восемь?
-Совершенно верно! Со стороны Длугой — аллегории добродетелей, образцы подражания для горожан. Благоразумие, Благочестие, Справедливость, Согласие.

 

-Здорово. Не то что наши, московские шемякинские пороки. Но ты только 4 назвал. А ещё?
— Картинку  этих добродетелей покажи.
— Ой, сейчас. Вот.

 

 

— С другой стороны. Там Мир, Свобода,
Богатство, Слава.

 

 

Это чёткая идейная программа городского сословия.
— А кто так придумал и когда?
— В 1612-1614 годах Абрахам ван ден Блоке. Мы про него ещё неоднократно вспомним. Ну, куда же теперь.
-Знаешь что! Раз уже мы на Королевском тракте, главной улице города, давай по нему пройдём, домами полюбуемся.
— Согласен. А в один из них и зайти можно! Смотри,  здесь каждый дом — самостоятельное произведение искусства. И соседние дома — как будто рама к этому произведению. И каждый из них может быть и рамой, обрамляя соседние дома, и произведением самой картиной.


— Вижу. Расскажи про этот дом.
— Это дом Ферберов,   высокомерный бургомистр главного города, Карл Фербер заказал его в 1560г. Чем он тебе понравился?

— Здесь и античность чувствуется. Видишь, как фасады на ярусы разделены. И маньеризма много — смотри,  фризы какие декоративные!
— Совершенно верно. Это Длуга 28. А соседний, 29, с левой стороны тоже хорош.

 Интересна и надпись на фасаде дома «Pro invidia» —  «Для зависти». Тщеславный, пользующийся неограниченной властью в городе бургомистр Спейман заказал и дом, и надпись для зависти соседей.

— Наверное, было от чего задирать нос?
— Как не быть. Сам король Зигмунт III со своей супругой посещал загородное имение Спеймана, где проходили  «купания и переодевания и танцы до ночи». А ещё Папа Климент VIII  » пожаловал титул Eques Auratus» «Золотого всадника», хотя Спейман был протестантом. А как тебе вот эти дома?

 — Дразнишь, да? Удивительное разнообразие и одностильность! Типичность и разномастность одновременно! Характерность стиля и разнообразие деталей!

— Совершенно верно! А вот этот! Со скульптурами на щипце!

— Смотри, как античные, классические традиции вытесняются маньеристическими. Фасады ещё чётко расчленены на ярусы. Но весь фасад полностью покрыт орнаментом!
— Вижу! И что за орнамент! Гирлянды фруктов, овощей, огромные ожерелья из каменных бус, нанизанных на нити! Вот здесь, рядом с соседним домом 38 все детали можно лучше рассмотреть. У меня и щипец есть отдельно, да против солнца.

 

 -Кстати, на 38 тоже следует обратить внимание.

— Подожди. Мы с тобой что-то увлеклись архитектурными терминами. Давай разъясним кое-что.
— Пожалуй, ты права. Век XVI во всей Европе был под могучим влиянием итальянского Ренессанса, то есть Возрождения, возвращения к античным традициям. Отсюда и использование в архитектуре классических, античных приёмов. Но на севере Европы настоящих итальянских образцов не видели, приглашать итальянцев было не по карману. Новое веяние в архитектуре воспринималось уже в интерпретации Антверпена, Брюсселя или даже Парижа. Вот и получил этот стиль, северное Возрождение, своё название «маньеризм»
-Звучит, как ругательство какое-то. Как будто манерное, искажённое подражание итальянским мастерам.
— Ничего подобного! Никакого уничижения! Просто термином «маньеризм» обозначается другое явление, отличное от Ренессанса как с точки зрения содержания, так и формы.
— Уже долго рассказываешь. Давай пример приведём!
— Уже. Мы же стоим перед домом 38.

Видишь, какие правильные у него формы. И  фасад разделён на ярусы  фризами. Всё, как в Ренессансе. Но смотри сколько декоративного! И маскароны под фризами, и скульптуры над порталом. Итальянец никогда не признал бы этот дом родственным тем зданиям, которые существуют в Италии.
— Действительно! А я у себя замечательный фрагментик нашла — щипцы домов, о которых мы только что расссказвали — 37 и 38.

 — А вот и Львиный замок. Название осталось, львы у порога исчезли.

 В 1636 году здесь принимали короля Владислава IV.

— А давай внутрь загянем. Ты обещал.
— Можно. Здесь, совсем рядышком, дом Уфагена, или Упхагена, его по-разному называют.  Длуга 12. Интерьер дома той эпохи посмотрим. Смотри, какая дверь красивая!

 — И лестница порталу не уступает!

 — А вот разрез этого здания. Ведь этот дом — единственный, который восстановили в первозданном виде. Другие — уменьшили на целый пролёт! Ведь дома строили далеко вглубь двора, от 18 до 30 метров! Комнаты были полутёмными, а центральная часть и вовсе тёмной.

 Восстанавливая город, архитекторы разместили лестничные клетки таким образом, что бы они служили сразу нескольким домам. Теперь квартиры стали светлыми. Смотри, как это выглядит. В глубине двора жёлтый дом — видишь, насколько длиннее других. Раньше все такие были. А теперь и жить светлее, и внутренний дворик для парковок есть — соответствует современным условиям.

— Ага. И красота фасадов не пострадала, и жить удобнее! Ну всё уже, пойдём интерьеры посмотрим!
— Не канючь! Любуйся!

 

 

 — И только то? Мало!

— Вот камеру купим хорошую, зеркалку, тогда будет что показать. А кусочки, обрывки,  общего вида не передают, красоту искажают. Мы с тобой за красотой приехали?
— Да! Пойдём ещё чего-нибудь на улице посмотрим.
— Вот. Прям с порога вид какой. Голубенький домик со шпилем видишь в середине?

 Смотри какие воины его стерегут!

 И рядом интересный дом.

— Здорово! Заметил, как окошко в центре со щипцом перекликаются?

 -Да. А вон ящерка на фасаде. И дом «Под ящером» называется!

 -Где твоя ящерка? Не вижу.

— Да вот же она.

 — А в этом дом — театр. «В окне»

— Это как, в окне?
— Когда спектакль начинается, шторки окошек, как занавес, открываются и представление начинается. Хочешь вечером посмотреть?

 — Вечером — это долго. Я и передумать могу. Ты мне другой спектакль покажи.

— Какой?
— Про Длугий Тарг! Пора уже и ему время уделить.
— Ну,  пойдём. И ещё на Длугу разочек взгляд бросим!

 -Стой! А это что?

— Длуга, 45.
— Мы так с тобой до Тарга и не дойдём.
— Уже дошли. Длуга 45,  дом Конерта, на стыке двух улиц стоит.

 Он то и задал тон всей улице, в 1560 Ян Конерт закончил строительство самого раннего на Королевском тракте здания. Здание находится прямо напротив Ратуши Главного Мяста.

 — Смотри, а что это за палки на Ратуше висят?

— Это не палки, меры длины. Самая маленькая — стопа — 28,7 см будет. Средняя — локоть — 57, 4 см.
— А это, длиннющая — сажень?
— Совершенно верно! Целых 172,1 см.

 — Ого! А давай в Ратушу заглянем? Ну пожалуйста!

— С удовольствием. Тем более, там есть, на что подивиться! Смотри, какая лестница!

 — Ух, ты! Красивая, деревянная, с резьбой.  А мебель какая! Резная, узорчатая!

 

 

 

— А камин!

 

— И своды готические! Уже сколько их видели, а всё равно завораживают!

— Но самое необыкновенное — это плафон на потолке парадного зала. Даже на фотографии выглядит впечатляюще, а когда видишь его, то даже сердце замирает!

 — Вот это да! Может прервёмся ненадолго? Ведь впереди ещё столько интересного! Давай сделаем паузу, отдохнём от впечатлений, а потом и продолжим.

— Так и сделаем. А продолжим с следующей части.  И назовём эту часть «Мариацкие — костёл и улица Гданьска«.

 


Поделиться в
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (1 оценок, среднее: 3,00 из 5)
Загрузка...