Рига. Модерн

Из Полоцка, где мы остановились на ночь дорога наша лежала дальше, на север, точнее, на северо-запад.

 


Для городского глаза любая зверушка  привлекает, но лоси……(!!!!) утром промышляющие на поле- настоящая экзотика!

      Знакомство с Ригой мы началось с улицы Сколас, на которой была расположена наша гостиница «Лайне»и первые рижские снимки были сделаны неподалёку. Мне особенно понравился этот дом с необычным клиновидным основанием  эркера- в противовес остроугольной крыше. 

      

За углом — на улице Кришенисе Валдемара заметили не совсем обычный для центра столицы перепад высоты и контраст материала. На противоположной стороне этой же улицы — контраст цвета и игра деталей. 

   

   К старине  относятся очень бережно. Реконструкция даёт новую, ещё более интересную жизнь зданиям, например, этому, Дзирнаву, 37.

   Угол Иерусалимской  и Елизаветинской отмечен строгим но не без изысков домом- несколько балконов, арочные окна в центре и уже глаз задерживается.

   Но всё это было только прелюдией, подготовкой к настоящему рижскому чуду- яркому, праздничному, завораживающему!
Елизаветинская 33- один из нескольких зданий, построенный М.О.Эйзенштейном- отцом знамитого режисёра в стиле Историзма не без элеметов модерна. Декор демонстрирует так называемую  боязнь пустого пространства, как тогда характеризовали исторический романтизм. 

                    
         

   Два года спустя, в 1903,  Михаил Осипович Эйзенштейн увлекается символизмом, стилем,  который не имеет ни начала, ни конца.

Самое завораживающее в этом здании — лицо молодой женщины на аттике- любимая деталь архитектора, выражение загадочности  женской природы как символ невидимого, скрытого содержания. А рядом- ужасный бесполый маскорон-такое соседство ещё более подчёркивает красоту и изнеженность женского лица.

  

Интересно, что первоначально декор здания 10б выглядел немного по другому- некоторые детали были утрачены в позднейших перестройках и замены другими, но это можно заметить только разглядывая старые открытки.

  


В целом немного драматичное настроение декора соседнего, 10а здания

Эйзенштейн великолепно оживил наивной фигурой солнышка в нижней части балкона. (каюсь, солнышко было обнаружено в книге о рижском модерне, и только потом с трудом замечено на собственном снимке)

Такие гротескные элементы- гримасничающие маскароны соотносит манеру Эйзенштейна с маньеризмом.
Если искать модерн в Риге, то в первую очередь нужно отправляться на улицу Альберта. Так мы и сделали,  шли по улице Антониас, где задержались у дома № 8.
В то же время когда творил Эйзенштейн в 1903 Константин Пекшенс ищет вдохновения совсем в другом декоративном элементе.

   Пластически очень выразительные, серьёзные,  но совсем не страшные дракончики стерегут главный вход в здание.
По соседству- дом № 6, в отличие от гладкого фасада дома № 8 привлекает обилием деталей- руст до самого верха.  Чёткое горизонтальное деление дома,  арочные проёмы окон, на этой улице это здание явно доминирует.

       Угол Антонияс и Альберта отмечен ещё одним красавчиком, хотя для Риги он вполне обыкновенный, а со стороны улицы Антонияс даже очень симпатичный — с пузатеньким балконом и арочными окнами верхних этажей, поделёнными колоннами.

          

Концентрация модерна на улице Альберта достигла критической отметки. Каждый дом на ней — монументальное произведение искусства. Хотя, кое-что подзапущено, но совсем не мешает любоваться стилем. Дом.2а по ул. Альберта, построенный тем же М.Эйзенштейном,  в путеводителях выглядит не таким обшарпанным. 

Жилой дом Богуславского, мемориальная доска на котором говорит о том, что в начале 20 века здесь жил британский философ Изиан Берлин. Верхний ярус здания имеет ложные окна, стёкол там и не должно быть!

Многоликости модерна можно удивляться бесконечно, особенно когда его создаёт гений. М.Эйзейнштейн и сам жил на этой улице.То же овальное окно, как и на Елизаветинской 10а, но совсем в другом окружении. Здесь оно  осевой,  смысловой и зрительный центр,

объединяет и держит все детали. А окна верхнего этажа как будто выросли из центрального овала поддерживают его доминанту. Архитектор верен себе и стилю — как же без женского лица и маскаронов? Здесь- ненавязчиво  и  тактично. 


Это тоже Эйзейнштейн.  Немного реставрации, чуть осветлить краску

и выделить детали контрастной и он составит достойную конкуренцию!
Количество модерна Эйзенштейна  на одной улице не даёт возможности опомниться. Неоднородность и богатство стиля позволило мастеру создать свои шедевры. С другой стороны, был бы рижский модерн таким  ярким,  ослепляющим и   колоритным без Михаила Осиповича Эйзенштейна?

          

Рижский модерн может быть и другим. Сдержанным и строгим, несомненно доказывающим, что эффект может быть достигнут и совсем другими, весьма лаконичными средствами. Э.Лаубе широко использует материалы различной текстуры. Дом 11. 

И как без единства формы и содержания! Как нельзя кстати на шторках в окне стилизованные человечки   гордо шагают на рыбалку.

Соседний дом — 9,  своим рождением обязан К.Пекшенсу. Он как связующее звено между модерном и историзмом, больше тяготеющий к последнему. Но одна деталь —  лоджии — и уже модерн! 

   

Вся архитектура М.Эйзенштейна  чрезвычайно экспрессивна, но кульминация его таланта — дом 13. 

   

     Наверное, нет ни одной детали, ни одного архитектурного приёма, который мастер здесь не использовал. Но перегруженности и излишества  совсем не чувствуется, здесь ничего нельзя убрать без ущерба общей композиции. 

     

  Рассматривать здание можно подолгу — любоваться мельчайшими деталями декора,  дивиться разнообразию составляющих фасада,

   или отойти подальше, что бы глаз охватил всё здание целиком, и сердце забилось от восторга и восхищения!

И здесь же перевести взгляд на соседнее, тоже угловое  здание! Противовесом и оппонентом завершает оно ансамбль ул.Альберта.

К.Пекшенс и Э.Лаубе в четыре руки создали свой шедевр и К.Пекшенс был владельцем этого жилого дома.
Рижская симфония модерна с новой силой зазвучала на улице   Стрелниеку.   На этот раз акцент поставлен на контрасте размера и пластических элементов, противопоставлении объёмного и плоскостного,

    стилизованного и реально изображённого. Построенный Эйзенштейном для частной школы Матусова в 1905г занял достойное место в коллекции удивительной, своеобразной и неповторимой  рижской архитектуры.

           

Панорама ул.Стрелниеку с домами —   жемчужинами модерна -они как бусины на роскошном ожерелье модницы.

    Все 3 дня, что мы были в Риге снег валил как  из ведра. Сначала выпала месячная норма осадков.Потом нам сказали, что такого снегопада  лет 20 уже не было. А потом выяснилось, что это 2-ой раз за всю историю метеонаблюдений! Такое гостеприимство не помешало нам , как завороженным, пробираться по сугробам и собирать частички Риги на наши карты памяти. Недостатка в экспонатах не было. На бульваре  Калпака мы обнаружили гирлянду великолепных особняков. 

Этот напоминал крепость-замок сюзерена и только окна и балконы выдавали его утилитарное назначение.

В большинстве этих особнячков устроились посольства. В этом — Нэзалэжной:

        

   А в этом — так и хочется сказать — русское, но Борис Николаевич ( который Ельцин)  велел говорить россиянское. Даже решётка ограды вторила общей композиции.  Историзм в малоэтажных зданиях выглядит по особенному торжественно. 

  Не посрамил общей гамме застройки улицы и эта гостиничка (Gallery Park Hotel), кокетливо спрятавшаяся за заснеженными деревьями.

Бульвар Райниса д.1- как кольцом опоясан полукруглой балюстрадой, которая продолжает горизонтальное деление дома.

И хоть зима- не время любоваться парками и скверами, их в Риге множество. Островками и архипелагами они прочно обосновались здесь.


Раскинули свои руки- ветви и сроднились, срослись, вжились в городскую застройку оживляя и обрамляя её.


Пройти мимо здания театра и не заметить его никак нельзя. Национальный театр на бульваре Кронвалда когда то был Русским театром. Здесь перед своим отъездом в Париж здесь пел Фёдор Иванович Шаляпин.


«Во всём мире нашёл я только 3 театра- в Болгарии, Каунасе и Риге. В них бьётся сердце, есть горение, священный огонь. Это потому, что в этих трёх местах театр создаётся…Здесь я чувствую подлинный священный трепет искусства.»  Так сказал сам Великий Шаляпин во время своего последнего приезда в Ригу в 1934г.  «Жаль мне лишь одного- что я не успел как следует осмотреть и объездить Ригу» — признавался певец, который мечтал уехать вовсе не в Париж, а в Латвию.

Маэстро можно понять. Рига- колдунья, приворот- трава. Однажды увидев забыть невозможно!
Продолжение в следующей части:«Рига. Город женского рода.».

Поделиться в
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет, будьте первым! Оцените пожалуйста материал.)
Загрузка...

Комментарии 1

  • Отличная экскурсия!! Были почти одновременно с Вами в прошлом году в этом красивом городе. И кстати, жили в том же отеле. Жаль, не побродили по этим улицам с таким уровнем подготовки.
    Придется распечатать эту лекцию и ехать снова 🙂
    ЗЫ. С удовольствием читаю Вас на авто.ру.
    «Зеленый Горошек»

Слово молвить