Прогулки по старой Риге.

Продолжение. Предыдущая часть в репортаже «Старая Рига свежим взглядом».
Конечно, Рига началась не с Ратушной площади и не мы первые любовались её архитектурным ансамблем. Поэтому ограничусь парой снимков.

Обратили внимание на это здание,

которое не выставляет напоказ свою современность, не кричит о ней, а тактично дополняет ансамбль Ратушной  площади.  Между этим зданием и домом Черноголовых расположено ещё одно строение- Склад Синей Гвардии.


Разного рода вооружённые отряды город содержал уже с середины 13века., которые с 14 получили название гвардии.  Синяя Гвардия была  основана в 1-й четверти 18 века приказчиками рижских купцов и названа по цвету мундиров.  Синяя Гвардия имела славную военную историю, участвовала во всех значимых военный компаниях. Просуществовала Синяя Гвардия до конца 19 века, а вот её Склад и сейчас занимает достойное место даже с такими мэтрами Риги, как дом Черноголовых.  Вот ещё один снимок этого дома, в котором одно время размещалось Рижское пожарное общество.

Такой современный вид общественное здание приобрело в 1999г.
От Ратушной площади отходит  улица Тиргоню- торговцев- примыкает к Ратушной, торговой площади. На ней селились торговцы, были купеческие лавки.

   На углу Маза Монету и Маза Яуниелу- Цветочный дом.  В начале 20-го века в нём  находилась аптека, наверное- гомеопатическая, судя по раскраске.

Бывшая аптека расположена на углу обычной улочки, каких пруд пруди в старых европейских городах.


И не  про Маза Монету ли (Малая Монетная) В.Клопотовский, журналист, писал- КАК ЩЕЛЬ В КОПИЛКЕ ПЕРЕУЛОК, КРИВОЙ И УЗКИЙ-СТАРИНА!…
А эта улица значилась в моей рижской программе под № 1- Яуниела.


Она же- Цветочная, она же Бейкер стрит- героиня советского кинематографа.

Почти всё заграницу тогда в Риге снимали.  Таллину тоже, правда доставались роли. В этом доме был зоомагазин, куда заходил профессор Плейшнер.

 

  Тот, который одноэтажный, засыпанный снегом.
А из  окна этого  дома он и выбросился.


Хотя дом не только этим примечателен-это ещё один образец сочетания эклектики с модерном. 

Украшение портала очаровательно- маскарон на фоне солнца. Всё здание совершенно асимметрично, хотя несколько тяжеловесно, особенно на фоне окружающей застройки. 

Как и во всём городе, на Яуниелу-Цветочной- Бейкер-стрит — нескончаемый поток посетителей. Несмотря на зимнее, нетуристическое время

    рижские гиды работают в поте лица. Им есть что рассказать и  показать. Например этот дом, где останавливался Пётр I.


Или вот  это строение. Очаровашка! А на коньке крыши не трубочист ли присел отдохнуть?

        

  Конечно, негоже прилеплять московские названия иностранным улицам, но улица Калькю напомнила Арбат. Пешеходна. Шумна.  Людна. Красива. 

      От неё отходит Калею-Кузнечная- пожароопасные кузницы были сюда перенесены в 17в. По сути Калею- набережная Ридзене

     и повторяет путь её течения через Старую Ригу. К сожалению, реки больше нет, её русло давно засыпали.


Здание русского театра строилось для Третьего Рижского Общество Взаимного Кредита. Внимательный взгляд на предыдущем снимке заметит угол этого здания с надписью в медальоне.   На этой улице- это самое выдающееся сооружение. Сильно перестроенное в советское время оно перекрывало соседнюю улицу Калею- Кузнечную. Та стеклянная галерея, соединяющая два здания и нависающая над улицей Калею как раз остаток пристройки.

Недавняя переделка и улочку освободила, и театру придала такой респектабельный вид. 

 У окна 2-го этажа здесь прикреплена подкова. Её потерял на скаку то ли конь Петра I, то ли

  Карла  XII. Интересно, что латышский путеводитель о Петре- ни сном, ни духом, там о Карле рассказана легенда. В вот Илья Дименштейн в книге «Русская Рига»  (замечательное издание, читать легко, приятно и интересно) рассказывает, что это конь  русского императора подкову потерял и возмущается, что современные гиды перевели акценты на шведского Карла. Наверное, Карлу они обязаны больше, чем Петру! Вот и сама подкова ( каюсь, снимок- не ах.) 


Перпендикулярно Калькю отходит Мейстару (Мастеров)- это продолжение Калею, когда то была набережной реки Ридзене

 

На ней сохранилась средневековая застройка. Наверное, корова принесла немалый доход хозяевам, если они водрузили её скульптуру над входом.

Пройти мимо здания Малой Гильдии никак нельзя! Союз рижских ремесленников возвёл такой дворец . Сейчас в стенах Малой Гильдии- музей и у ворот стоит зазывала, одетый в костюм средневекового ремесленника.

 

Здание приобрело современный фасад в конце 19в. по проекту И.Д.Фельско в стиле эклектической английской готики.
Ул.Амату разделяет Малую и Большую гильдию, скрывая от глаз любопытствующих ещё один чудный дом, который  башенкой

 

пытается подражать своим знаменитым собратьям. Или соперничать с ними!
Недостатка в башенках нет!

А эти кошки на шпилях знамениты тем, что заказчик дома поворачивал их то мордой, то хвостом

 

к зданию Большой Гильдии. Его не принимали в её членство- и кошка поворачивалась хвостом к Гильдии, меняли решение- и кошак благородно поворачивался мордочкой к  зданию. Не нужно иметь палату ума, что бы догадаться, что дом так и называется, Кошкин дом.  

В таком ракурсе заметно, что кошек — две, на обеих башенках. Собачку мы прошляпили, там где-то рядом и собачка на коньке здания, аккурат напротив кошек. Зато обратили внимание  на украшение портала здания.

Маскарон над входом — персональная монограмма той короткой эпохи, 1907-1914г. В умной книжке написано, что такие личины выражают значительность труда в жизни каждого человека.
А вот и Большая Гильдия — здание союза  торговцев и купцов. Перестроенное после пожара 1963г. её внутренний зал был переоборудован

 


в концертный зал Рижской филармонии.

 Кажется, что дома на ул.Кению просто расступились, разошлись на время, чтобы освободить проход

    

и дать возможность пытливому взгляду рассмотреть все детали большого пазла, под названием Рига.  

      

  Задержались у простого домика на ул. Смилшу 8, не включённого ни в один путеводитель.


Да и где ему тягаться с блеском соседних. Конечно, он уступает отделке и окружению д.12 на ул.Вальню — улице магазинов и учреждений.


Опера была и Немецким, и Русским театром. Да разве в национальности дело?


Главное- искусство, и пусть оно будет вечным!
Рига совсем не даёт времени на передышку. Как картинки в калейдоскопе — одна ярче другой! 


Не про этих ли атлантов поэт написал, что БЕЗ ПИТЬЯ И ХЛЕБА ЗАБЫТЫЕ В ВЕКАХ АТЛАНТЫ ДЕРЖАТ НЕБО НА КАМЕННЫХ ПЛЕЧАХ. 

  

Глобус наверху сделан из стекла и цинка, в ночное время очень эффектно подсвечен.

Не повлияло ли  занятие его владельца, торговца антиквариатом,  на выбор  декора? Балкон поддерживают  статуи Афины и Гермеса, пытаясь помочь Атлантам удержать вес конструкции.
Ул.Вальню- 21. Наверное, из  всего, что было лучшее в архитектуре рубежа веков Рига собрала ослепительную коллекцию,

яркие экспонаты выставив на всеобщее обозрение, похваляясь и гордясь ими.
Для ценителей же она приберегла свои сокровища в узких и тесных улочках.  

 

И, как в настоящем музее, не всегда позволяя снимать артефакты. Но даже в таком ракурсе угадывается неординарность дома. На нём установлен Фонарь Счастья, так и подписано под ним, что бы не истолковали иначе. Ул.Глезнотаю.

  

Наверное, при Епископе Альберте над собором Св.Иоанна кружили те же вороны, хотя, он тогда выглядел совсем по другому.

Конечно, как часто бывает,  на пернатых обратили внимание уже когда просматривали снимки. Свои знаменитые звездчатые своды храм приобрёл на рубеже 15-16в.

      

Но войдя в собор от этого свода уже невозможно оторвать взгляда. Поначалу храм был католическим. Принадлежал монахам доминиканцам, кот. в 1523г.устроили большой Крестный ход  по Риге и её предместьям.  Знали бы они, какой опрометчивый делают шаг!  Горожане, настроенные к католикам очень враждебно заперли городские ворота и не пустили монахов назад. На многие десятилетия собор стал лютеранским. Католикам её вернул Стефан Баторий, когда Польша овладела городом.  Нам посчастливилось послушать великолепный концерт органной музыки в соборе. Слушателей там было столько, что яблоку было некуда упасть. Пастор перед концертом произнёс небольшую проповедь….на русском языке!
Свод собора так завораживал, что его хотелось фотографировать ещё и ещё.

      


Короток зимний день. На Ригу уже спускались сумерки, окутывая город своим таинственным светом.   Кажется, что если ещё немного постоять на ул.Скарню, то скрипнет входная дверь и хозяйка, одетая в среднев. платье выпустит кошку и загремит засовом, поплотнее закрывая двери.

   

А в соборе св.Петра начнётся вечерняя служба и богобоязненные горожане ручейком потекут к его резным порталам,  боясь опоздать к началу мессы:


    А из-за угла  дома 4 по улице Марсталю выскочит всадник и пришпорит свою лошадь. Да мало ли что может ещё произойти в канун Нового года!

Праздничным обед совсем не планировался, это был подарок от Риги!

  

   В уютном кафе Провинция на улице Кунгу мы были последние допущенные посетители и трапеза получилась действительно праздничной!
Окончание в следующей части: «Рига в свете и с высоты птичьего полёта» 


Комментарии 1

  • Соверешенно, чудный город, в котором в любую погоду хочется бродить и бродить, а уж дом Шерлока Холмса, о котором мечтала, искала сама, потому что молодые люди плохо говорят и понимают по русски…
    Но это не главное, обязательно приезжайте в Ригу еще и еще…

Слово молвить

Яндекс.Метрика