Клевер — эмблема удачи. Пасхальное яйцо К.Фаберже

Крупный исследователь творчества Фаберже Кеннет Сноумэн отмечал, что стиль пасхальных яиц ювелира – своего рода «культурная губка». Художники — композиторы, или, как бы их назвали сейчас, скрупулёзно изучали стили минувших эпох и черпали из этого источника. Но никогда изделия этой фирмы не носили отпечатков чего-то поддельного, скопированного. Скорее наоборот, они производили впечатление живого, умственного движения вперёд художественной мысли.

Не редкостью было предпочтение парадному классицизму, торжественному ампиру и пышному рококо новейший в то время стиль – ар нуво с его растительно-травными мотивами и выразительными линиями. Модерн как нельзя лучше подходил для воплощения интимной семейной темы. Тем более, что Карл Фаберже избегал эксцентричности французских ювелиров.. Для Фаберже метафоры любви были важнее эротических аллюзий французских мастеров и в этом он больше склонялся к идеалам 19 века с его сентиментальным и слегка наивным языком цветов. Он обращался за вдохновением к русской природе. Самый, наверное поэтичный пасхальный подарок в стиле модерн – яйцо «Клевер».


Это яйцо было подарено Николаем II супруге, Александре Фёдоровне.в 1902 году. Оно соткано из тончайших сканых золотых трилистников клевера. Листья клевера чередуются . Одни выложены мелкими алмазными розами. (роза – особый вид огранки бриллианта). Другие – зелёные – заполнены прозрачной, как витраж эмалью. Эта техника эмали, называемой витражной или оконной очень сложна. Секретом её изготовления владели только очень крупные русские ювелирные фирмы. Сложность такой работы определила очень высокую, по тем временам, цену яйца. Оно стоило восемь тысяч семьсот пятьдесят рублей.
По всей поверхности «скорлупы» яйца, скомпонованного из листьев клевера, переплетают красные ленточки из мелких рубинов, они вьются и соединяют лепестки между собой. Нежно алые рубины здесь неслучайны – этот камень считался символом страстной любви.
Яйцо поддерживает ажурная подставка, выполненная в виде плавно изогнутых стебельков с листьями клевера. Она сделана из цветного, слегка зеленоватого золота.
Сюрприз яйца был утерян ещё до поступления этого изделия в Оружейную палату. На в 1990 году сотрудники Кремля обнаружили в архиве счёт в Кабинет его императорского величества. Там говорилось, что внутри находился большой четырёхлистник клевера. Его лепестки были выложены двадцатью тремя бриллиантами а и алмазами огранки «роза». На каждом из лепестков был вставлен миниатюрный портрет. С большой долей вероятности можно сказать, что это были изображения четырёх царских дочерей.


Четырёхлистник клевера – редчайший экземпляр в природе. Поэтому он издавна считается эмблемой удачи. Таким образом этот пасхальное яйцо символизировало исполнение давней мечты императора Николая Александровича о счастливом союзе с Аликс, любви и семье. Такой подарок не мог не тронуть сердце мечтательной Александры Фёдоровны, воспитанной в духе викторианской сентиментальности.
Яйцо «Клевер» — последнее произведение гениального ювелира Михаила Перхина в музейном собрании Кремля. После 1903 года его романтические, отличающиеся мягкой пластикой и живописностью пасхальные изделия уступили место холодновато – изысканным ювелирным творениям выходца из Финляндии Генриха Вигстрема. Ближайший помощник Перхина, Вигстрем возглавил мастерскую после смерти учителя и с честью продолжил работу по созданию блистательного ряда пасхальных шедевров фирмы Фаберже.

О других пасхальных подарках  знаменитого ювелира можно прочитать в репортажах:

История коллекции пасхальных яиц Фаберже.

Клевер — эмблема удачи.

Время проходит, любовь остаётся. Яйцо — часы.

Символ власти и духовности. «Московский Кремль. 

Зелёный — цвет надежды. Модель Александровского дворца. 

Кумир города Туманов. Модель памятника Александру III

Великий сибирский путь.

Знаменательное плавание. «Память Азова»

Рассекая хрустальные волны. Модель яхты «Штандарт»

300-летие Дома Романовых.

Военные будни

«Созвездие царевича» — неоконченное яйцо.

На основе книги Т.Н.Мунтян «ФАБЕРЖЕ. ПАСХАЛЬНЫЕ ПОДАРКИ». Из собраний Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль» и Минералогического музея имени Ф.Е. Ферсмана РАН Москва, 2011 г.

Предлагаем Вашему вниманию серию статей о  древнем русском ювелирном искусстве. Первая статья цикла «Русское ювелирное искусство XII-XV веков».


Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
Подписчиков:

 

Поделиться в
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет, будьте первым! Оцените пожалуйста материал.)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *