Капители собора в Везле

Интерьер базилики в Везле украшен множеством капителей на библейские и фантастические сюжеты. Среди них встречаются и капители с растительно-травным орнаментом. Нам удалось сфотографировать большую часть капителей, которые украшают колонны, поддерживающие своды храма.
Приводим схему расположения капителей в нефе собора.

Капители под номерами 1,4,8,9,11,21,25,30,31,35,37,38,40,43,47,54,59,60,62,69,70,73,74,75 и 76 украшены орнаментом в виде листьев или плодов. В качестве примера представим фото капители под №9 в южной части нефа.

Нумерация на схеме начинается с южной части нефа. Под №2 находится сюжет, получивший название «Cказочная битва». Справа угадывается кентавр, а слева — неведомое чудовище.

На капители №3 изображено похищение Ганимеда. Согласно древнегреческому мифу, Зевс, восхищённый красотой земного юноши Ганимеда, повелел похитить его. Ганимед пас отцовские стада, когда орёл, посланный Зевсом, схватил его и унёс на Олимп. Ганимеду было даровано бессмертие и поручена должность виночерпия. Он подносит бессмертным богам амброзию и нектар.

Капитель № 4 на южной стене нефа украшена орнаментом в виде листьев и декоративных завитков — волют.

Капитель №5 не закончена. Фото отсутствует. На следующем столпе капитель №6 представляет дуэль.  На ней хорошо заметны два воина в шлемах и кольчугах, они сражаются на мечах. Рядом видны фигуры оруженосцев или секундантов.

Сюжет капители №7 называется «сладострастие и отчаяние». Сладострастие изображено в виде обнажённой женской фигуры, которую обвивает змея, а отчаяние передано персонажем с чудовищно искажённым лицом и волосами, стоящими дыбом.

На капители №10 изображено обращение святого Евстафия. Плакида (так звали Евстафия до крещения) изваян верхом на коне, держащего на поводке рвущегося пса в тот момент, когда он узрел сияющее распятие на рогах оленя, за которым охотился.

На капители № 11 виден орнамент в виде листьев.

На южной стене находится капитель № 12, представляющая «Обучение Ахилла».

Капитель № 13 посвящена весам и близнецам. Весы хорошо видны в центре, а символ близнецов прячется справа.

Капитель № 14. Этот сюжет именуется «Волшебная мельница». Вверху Моисей, символизирующий Ветхий Завет, сыпет в мельницу зерно. Снизу апостол Павел, символизирующий Новый Завет, собирает муку в мешок.

На соседней капители № 15 изображена Смерть Лазаря. В центре на смертном одре лежит злой богач. Под ложем змея — символ зла — обвивает мешки с золотом. Вверху два демона хватают душу богача. Слева сбоку находится изображение умершего Лазаря, чья душа отправится в Царствие Небесное.

На южной стене напротив столпа находится сильно повреждённая капитель. Её номер на схеме — 16. Сюжет, изображённый на этой капители получил название «Совет».

Обернёмся к опорному столпу. На его восточной грани находится драматический сюжет № 17. Он изображает смерть Каина. Каин изваян справа  с рогами на голове, а слева — слепой охотник Ламех, потомок Каина.  Ламех выстрелил в ту сторону, куда направил его зрячий сын и поразил Каина стрелой.

На капители № 18 изображены ветры. Средневековый мастер изваял их в виде мужских фигур, держащих в руках вихри.

Сюжет капители № 19 посвящён одному из подвигов царя Давида. «Давид, побеждающий льва».

Капитель № 20 на южной стене украшена рельефом «Учитель и ученики».

Ещё одна капитель с растительно-травным орнаментом находится под № 21.

На следующем столпе западная капитель под № 22 украшена барельефом «Святой Мартин и языческое древо». Справа под деревом изваян святой Мартин, опирающийся на епископский посох, а слева — человек с топором, которому поручено срубить священное древо язычников.

На соседней капители № 23 изображён Даниил во рву львином.

Один из самых знаменитых сюжетов на капителях базилики в Везле называется «Музыка невежд». В Средние века так называли светскую музыку — народные песни, танцевальные мелодии — всё то, что не соответствовало строгим канонам религиозной музыки.

Капитель № 25 украшена растительным орнаментом.

Ветхозаветный сюжет «Борьба Иакова с ангелом» украшает капитель, отмеченную на схеме под № 26.

Сюжетная линия, связанная с Иаковом, прослеживается на следующей капители № 27.  Её украшает «Благословение Иакова». Слева ослепший отец Иакова Исаак, справа — Иаков, получивший отцовское благословение вместо старшего брата Исава.

Напротив «Благословения Иакова» на южной стене базилики находится капитель № 28. На ней изображены «Спутники Иуды».

Вернёмся к колонне, где находится «Искушение святого Бенедикта» (капитель № 29).  Справа изображён святой Бенедикт, слева — сатана, который привёл святому женщину, желая совратить его с пути истинного. Аналогичный сюжет мы увидим позже на одной из капителей нартекса.

Капители №№ 30 и 31 украшены растительным орнаментом.

Соседняя капитель № 32 представляет «Четыре реки рая». Реки выполнены в виде человеческих фигур, извергающих или держащих в руках потоки воды.

Ещё одна капитель с растительно-травным орнаментом  находится на столпе рядом со входом в клуатр. Её номер на схеме — 35.

На капители под № 36 изображены «Жертвы по древнему закону».

Вернёмся ко входу в базилику и посмотрим капители на северной стороне нефа. Здесь нумерация согласно вышеприведённой схеме пойдёт по убывающей.  Первая несущая колонна в северо-западной части нефа украшена капителями с растительным орнаментом. Вот, например, капитель под № 73.

Здесь же находится аллегорический сюжет «Мудрость и неблагоразумие». На капители № 72 изваяна женщина между двумя обнажёнными мужчинами.

Напротив на соседнем столпе находятся «Фривольные игры». Капитель (№ 71) серьёзно повреждена, поэтому толкование этого сюжета весьма затруднительно.

«Наказание скупца и клеветника». На этой капители № 68 слева внизу изображён скупец с двумя мешками золота, справа клеветник, которому вырывают язык.

На капители № 67 изображены «Юдит и Олоферн». Юдит приносит евреям голову Олоферна. Эта капитель относится ко второй половине XIX века и не имеет ничего общего с первоначальной,

которая была украшена изображением русалки с двумя хвостами.

Фото с сайта www.hicsum-hicmaneo.com

Капитель № 66 украшена изваяниями птиц.

На капители № 65 изображены львы. Их головы находятся рядом  и обращены к зрителю.

На капители № 64 аллегорические фигуры представляют зиму и лето. Зима — это человек в капюшоне, а лето представлено обнажённым человеком, лицо которого утрачено.

Продолжаем двигаться вглубь нефа. На капители № 63 изображена ветхозаветная сцена убийства египтянина Моисеем. Это начало Исхода и освобождения евреев.

Рядом, на северной стороне столпа изображена знаменитая сцена поединка Давида и Голиафа (капитель № 61). Давид поражает мечом огромного Голиафа в кольчуге с ножнами на поясе.

Капитель № 58 украшена изваянием «Пир злого богача». Мужчина в центре протягивает кусок женщине, сидящей справа от него. За нею виден слуга, несущий котелок с кушаньем. Слева ещё один человек указывает пальцем на Лазаря. Лазарь изображён с левой стороны капители.

Сюжет № 57 представляет смерть Абсалона. Возможно, это датский архиепископ, учившийся богословию в Париже и получивший право объявлять крестовые походы против языческих племён, обитавших на южном берегу Балтики.

Соседняя капитель (№ 56) изображает двух животных со сближенными головами. Изваяние сильно повреждено, поэтому идентифицировать животных очень сложно. Историки искусств считают, что это слоны.

На капители № 55 представлен сюжет, несомненно вселявший страх в сердца грешников. Это «Битва демонов», на которой средневековый мастер изобразил страшных чудовищ, сражающихся друг с другом.

На соседней грани несущего столпа есть ещё одно изображение демона. Оно включено в ветхозаветную историю о Моисее и его народе, поклонявшемся Золотому тельцу. В центре — идол Золотого тельца. Моисей изваян слева, а демон, символизирующий лукавого, изображён над кумиром. На схеме эта капитель находится под № 53.

С восточной стороны находится незавершённая капитель. Однако её сюжет определяется однозначно. Это карающий ангел, отсекающий голову сыну фараона. На схеме эта капитель обозначена № 52.

Капитель № 51 украшена изваянием «Погребение святого Павла». Внизу изображены львы. Они роют лапами могилу для святого. Сверху видно тело святого Павла, перевитое тканью и готовое для погребения. Слева его поддерживает святой Антоний.

Капитель № 50 находится на северной стене базилики. Она изображает василиска и саранчу. Слева находится василиск — существо с телом петуха и хвостом змеи или, как в данном случае, дракона символизирует смерть. Напротив него — огромная саранча с козлиными рогом и бородой, с крыльями птицы, покрытая рыбьей чешуёй. Она олицетворяет язычников. За саранчой человек держит в руках чашу, символизирующую язычников, обращённых в христианство. Смотреть на василиска нельзя, ведь его взгляд убивает. Нужен стеклянный экран, защищающий от взгляда василиска. В данном случае это чаша, означающая потир.

Напротив василиска и саранчи на столпе, поддерживающем свод нефа, установлена капитель «Легенда о святой Евгении» (№ 49).  Евгения была дочерью наместника. Однажды, гуляя в лесу, она услышала проповедь и песнопения, очаровавшие её. Евгения решила найти певцов, которые были монахами и присоединиться к ним. Для этого она обрезала волосы, переоделась в мужское платье и приняла имя Евгений. Вскоре она стала широко известна благодаря дару исцеления больных.
Узнав об этом, тяжело больная женщина по имени Мелантия пришла к ней. Евгения исцелила её. Тогда Мелантия, будучи уверенной, что перед ней мужчина и желая отблагодарить его, предложила ему свои прелести. Разумеется, Евгения отказалась и оскорблённая дама, обвинила её перед судом в попытке изнасилования.
Перед тем, как в присутствии своего отца наместника Филиппа, быть брошенной на растерзание львам, Евгения решила открыть правду: она разорвала тунику, показав толпе грудь, не имевшую ничего общего с мужской.

На восточной стороне того же столпа находится капитель № 48, изображающая казнь убийцы ветхозаветного царя Саула.  Слева изображён царь Давид, сидящий на троне.

Напротив предпоследнего опорного столпа на стене нефа установлена капитель «Трапеза отшельников святого Антония и святого Павла». (№ 46)

Капитель № 45 изображает «Видение святому Антонию».

Святому Антонию посвящена и находящаяся рядом капитель № 44. Она изображает «Искушение святого Антония». Диавол, враг рода человеческого, всячески пытался изгнать Антония из пустыни и совратить его с пути истинного. В центре капители находится изваяние Антония, с обеих сторон мастер поместил страшных демонов, безуспешно пытающихся запугать святого.

На северной стене нефа рядом с трансептом установлена поздняя капитель на сюжет борьбы Добра со Злом. Иногда её именуют так: Архангел Рафаил, победитель демона Асмодея. На схеме её номер — 42.

Не менее интересны капители, украшающие нартекс базилики в Везле. Своды нартекса опираются на четыре колонны. На каждой из них расположены по четыре капители. Ещё шесть капителей находятся на стенах нартекса. Большинство из них украшены растительно-травным орнаментом. Однако капитель, находящаяся на западной стене между центральным и северным порталами, изображает людей, едящих виноград. Виноградная лоза — это символ Иисуса Христа. Этот барельеф служит своеобразным приглашением к познанию Веры Христовой.

На северо-западной колонне есть лишь одна сюжетная капитель, представляющая Самсона, разрывающего пасть льва. Она находится на северной грани колонны.

На северо-восточной колонне все капители посвящены библейским событиям и эпизодам из Жития святых. На западной грани представлена история Иоанна Крестителя. Слева святой Иоанн тянет палача за его одеяние. В центре опечаленный Христос узнаёт новость о гибели Иоанна Предтечи. Справа спиной изображён слуга царя Ирода, бросающий наземь главу святого Иоанна.

Северная грань украшена капителью, изображающей Давида и пророка Нафанаила. Давид возжелал жену по имени Вирсавия и отправил на верную смерть её мужа, военачальника Урию. Нафанаил обличил грех царя. Слева — царь Давид, справа — пророк Нафанаил, ещё правее на боковой части капители — Вирсавия.

На восточной стороне колонны изображено одно из чудес святого Бенедикта. Святой воскресил умершего ребёнка. Слева изображён убитый горем отец мальчика, а справа — святой Бенедикт со Священным Писанием в руке.

На южной стороне северо-восточной колонны нартекса находится капитель «Явление Марии Магдалины принцессе Прованса». Принцесса в короне изображена слева. Она своим жестом пытается остановить Марию Магдалину, протягивающую к ней руки. По сторонам находятся изваяния ангелов.

Теперь обратим внимание на юго-восточную колонну. На её западной грани изображены святой Пётр и святой Павел, молящиеся о воскрешении юноши. Этот знаменитый эпизод из «Золотой легенды» означает, что религия освобождает человека. Святой Пётр представлен в этом эпизоде, как отец церкви, а святой Павел — как отец религии.

На северной грани находится сюжет. который мы уже видели  в нефе. Это «Смерть Каина» (см. № 17).

Капитель на восточной стороне колонны также повторяет уже знакомый сюжет «Искушения святого Бенедикта»(№ 29). На сей раз святой изображён справа, диавол, приведший подвижнику женщину находится в центре, а искусительница — слева.

Капитель на южной грани колонны украшена растительным орнаментом.

Нам осталась последняя, юго-западная колонна нартекса. Капитель на её западной грани представляет Иосифа и жену Потифара. Иосиф, проданный братьями в рабство в Египет, возвысился там благодаря своим способностям. Он отверг заигрывания жены Потифара, командира стражников фараона. Раздосадованная, она возвела на Иосифа ложное обвинение в том, что тот пытался её соблазнить. Иосифа ввергли в темницу.

На северной стороне находится капитель на апокалиптический сюжет «Жена, облачённая в солнце». Жена символизирует церковь Христову, а дракон пытается пожрать её.

Фото с сайта www.hicsum-hicmaneo.com

Благословение Иакова его отцом Исааком. Эта капитель находится на южной грани юго-западной колонны нартекса. Ветхозаветная история, повествующая о том, как Исаак хитростью выманил у брата своего Исава право первородства и обманом получил отцовское благословение. Капитель очень сильно повреждена. Этот сюжет уже встречался нам в южном нефе базилики.

К сожалению, мы пропустили несколько интересных капителей, расположенных в центре нефа на высоте более 10 метров от пола. Вот одна из них с изображением львов.

Базилика в Везле недаром входит во всемирное наследие ЮНЕСКО. Её романская архитектура и потрясающее скульптурное убранство относятся к числу величайших художественных сокровищ.

TEXT.RU - 100.00%

Поделиться в
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет, будьте первым! Оцените пожалуйста материал.)
Загрузка...

Слово молвить