Капители собора в Везле

0
247

Капители собора в Везле . Интерьер базилики в Везле украшен множеством капителей на библейские и фантастические сюжеты. Среди них встречаются и капители с растительно-травным орнаментом. Нам удалось сфотографировать большую часть капителей, которые украшают колонны, поддерживающие своды храма.

Приводим схему расположения капителей в нефе собора.
Капители собора в Везле
Капители под номерами 1,4,8,9,11,21,25,30,31,35,37,38,40,43,47,54,59,60,62,69,70,73,74,75 и 76 украшены орнаментом в виде листьев или плодов. В качестве примера представим фото капители под №9 в южной части нефа.
Капители собора в Везле

Капители собора в Везле . Южная часть нефа

Нумерация на схеме начинается с южной части нефа. Под №2 находится сюжет, получивший название “Легендарная битва”. Справа угадывается кентавр, а слева – неведомое чудовище.
Капители собора в Везле
На капители №3 изображено похищение Ганимеда. Согласно древнегреческому мифу, Зевс, восхищённый красотой земного юноши Ганимеда, повелел похитить его. Ганимед пас отцовские стада, когда орёл, посланный Зевсом, схватил его и унёс на Олимп. Ганимеду было даровано бессмертие и поручена должность виночерпия. Он подносит бессмертным богам амброзию и нектар.
Капитель № 4 на южной стене нефа украшена орнаментом в виде листьев и декоративных завитков – волют.
Капители собора в Везле
Капитель №5 не закончена. Фото отсутствует. На следующем столпе капитель №6 представляет дуэль.  На ней хорошо заметны два воина в шлемах и кольчугах, они сражаются на мечах. Рядом видны фигуры оруженосцев или секундантов.
Капители собора в Везле
Сюжет капители №7 называется “сладострастие и отчаяние”. Сладострастие изображено в виде обнажённой женской фигуры, которую обвивает змея, а отчаяние передано персонажем с чудовищно искажённым лицом и волосами, стоящими дыбом.

На капители №10 изображено обращение святого Евстафия. Плакида (так звали Евстафия до крещения) изваян верхом на коне, держащего на поводке рвущегося пса в тот момент, когда он узрел сияющее распятие на рогах оленя, за которым охотился.
Капители собора в Везле
Капитель № 11 украшает орнамент в виде листьев.

На южной стене находится капитель № 12, представляющая “Обучение Ахилла”.

Капитель № 13 посвящена весам и близнецам. Весы хорошо видны в центре, а символ близнецов прячется справа.
Капители собора в Везле

Библейские сюжеты

Капитель № 14. Этот сюжет именуется “Волшебная мельница”. Вверху Моисей, символизирующий Ветхий Завет, сыпет в мельницу зерно. Снизу апостол Павел, символизирующий Новый Завет, собирает муку в мешок.

На соседней капители № 15 изображена Смерть Лазаря. В центре на смертном одре лежит злой богач. Под ложем змея – символ зла – обвивает мешки с золотом. Вверху два демона хватают душу богача. Слева сбоку находится изображение умершего Лазаря, чья душа отправится в Царствие Небесное.
Капители собора в Везле . Смерть Лазаря
На южной стене напротив столпа находится сильно повреждённая капитель. Её номер на схеме – 16. Сюжет, изображённый на этой капители получил название “Совет”.
Капители собора в Везле
Обернёмся к опорному столпу. На его восточной грани находится драматический сюжет № 17. Он изображает смерть Каина. Каин изваян справа  с рогами на голове, а слева – слепой охотник Ламех, потомок Каина.  Ламех выстрелил в ту сторону, куда направил его зрячий сын и поразил Каина стрелой.Капители собора в Везле
На капители № 18 изображены ветры. Средневековый мастер изваял их в виде мужских фигур, держащих в руках вихри.
Ветры
Сюжет капители № 19 посвящён одному из подвигов царя Давида. “Давид, побеждающий льва”.
Давид, побеждающий льва
Капитель № 20 на южной стене украшена рельефом “Учитель и ученики”.
Ещё одна капитель с растительно-травным орнаментом находится под № 21.

Сюжеты из жития святых

На следующем столпе западная капитель под № 22 украшена барельефом “Святой Мартин и языческое древо”. Справа под деревом изваян святой Мартин, опирающийся на епископский посох, а слева – человек с топором, которому поручено срубить священное древо язычников.

На соседней капители № 23 изображён Даниил во рву львином.
Капители собора в Везле . Даниил во рву львином
Один из самых знаменитых сюжетов на капителях базилики в Везле называется “Музыка невежд”. В Средние века так называли светскую музыку – народные песни, танцевальные мелодии – всё то, что не соответствовало строгим канонам религиозной музыки.
Капители собора в Везле . Музыка невежд
Капитель № 25 украшена растительным орнаментом.
Капители собора в Везле

Капители собора в Везле . Ветхозаветная история Иакова

Ветхозаветный сюжет “Борьба Иакова с ангелом” украшает капитель, отмеченную на схеме под № 26.Капители собора в Везле . борьба Иакова с ангелом
Сюжетная линия, связанная с Иаковом, прослеживается на следующей капители № 27. Её украшает “Благословение Иакова”. Слева ослепший отец Иакова Исаак, справа – Иаков, получивший отцовское благословение вместо старшего брата Исава.
Капители собора в Везле
Напротив “Благословения Иакова” на южной стене базилики находится капитель № 28. На ней изображены “Спутники Иуды”.
Капители собора в Везле
Вернёмся к колонне, где находится “Искушение святого Бенедикта” (капитель № 29).  Справа изображён святой Бенедикт, слева – сатана, который привёл святому женщину, желая совратить его с пути истинного. Аналогичный сюжет мы увидим позже на одной из капителей нартекса.
Капители собора в Везле
Капители №№ 30 и 31 украшены растительным орнаментом.
Капители собора в ВезлеКапители собора в Везле
Соседняя капитель № 32 представляет “Четыре реки рая”. Реки выполнены в виде человеческих фигур, извергающих или держащих в руках потоки воды.

Ещё одна капитель с растительно-травным орнаментом  находится на столпе рядом со входом в клуатр. Её номер на схеме – 35.

На капители под № 36 изображены “Жертвы древнего закона”.

Капители собора в Везле . Северная сторона нефа

Вернёмся ко входу в базилику и посмотрим капители на северной стороне нефа. Здесь нумерация согласно вышеприведённой схеме пойдёт по убывающей.  Первая несущая колонна в северо-западной части нефа украшена капителями с растительным орнаментом. Вот, например, капитель под № 73.Капители собора в Везле

Нравоучительные сюжеты

Здесь же находится аллегорический сюжет “Мудрость и неблагоразумие”. На капители № 72 изваяна женщина между двумя обнажёнными мужчинами.
Мудрость и неблагоразумие
Напротив на соседнем столпе находятся “Фривольные игры”. Капитель (№ 71) серьёзно повреждена, поэтому толкование этого сюжета весьма затруднительно.

“Наказание скупца и клеветника”. На этой капители № 68 слева внизу изображён скупец с двумя мешками золота, справа клеветник, которому вырывают язык.
Капители собора в Везле

На капители № 67 изображены “Юдит и Олоферн”. Юдит приносит евреям голову Олоферна. Эта капитель относится ко второй половине XIX века и не имеет ничего общего с первоначальной,Юдит и Олоферн. Капители собора в Везле
которая была украшена изображением русалки с двумя хвостами.

Фото с сайта www.hicsum-hicmaneo.com

Капители собора в Везле . Львы и пеликаны

Капитель № 66 украшена изваяниями пеликанов. Они символизируют самопожертвование.

На капители № 65 изображены львы. Их головы находятся рядом  и обращены к зрителю.

На капители № 64 аллегорические фигуры представляют зиму и лето. Зима – это человек в капюшоне, а лето представлено обнажённым человеком, лицо которого утрачено.

Капители собора в Везле . Ветхозаветные сюжеты

Продолжаем двигаться вглубь нефа. На капители № 63 изображена ветхозаветная сцена убийства египтянина Моисеем. Это начало Исхода и освобождения евреев.
Капители собора в Везле
Рядом, на северной стороне столпа изображена знаменитая сцена поединка Давида и Голиафа (капитель № 61). Давид поражает мечом огромного Голиафа в кольчуге с ножнами на поясе.
Давид и Голиаф
Капитель № 58 украшена изваянием “Пир злого богача”. Мужчина в центре протягивает кусок женщине, сидящей справа от него. За нею виден слуга, несущий котелок с кушаньем. Слева ещё один человек указывает пальцем на Лазаря. Лазарь изображён с левой стороны капители.
 Капители собора в Везле
Сюжет № 57 представляет смерть Абсалона. Возможно, это датский архиепископ, учившийся богословию в Париже и получивший право объявлять крестовые походы против языческих племён, обитавших на южном берегу Балтики.

Соседняя капитель (№ 56) изображает двух животных со сближенными головами. Изваяние сильно повреждено, поэтому идентифицировать животных очень сложно. Историки искусств считают, что это слоны.

На капители № 55 представлен сюжет, несомненно вселявший страх в сердца грешников. Это “Битва демонов”, на которой средневековый мастер изобразил страшных чудовищ, сражающихся друг с другом.
Битва демонов
На соседней грани несущего столпа есть ещё одно изображение демона. Оно включено в ветхозаветную историю о Моисее и его народе, поклонявшемся Золотому тельцу. В центре – идол Золотого тельца. Моисей изваян слева, а демон, символизирующий лукавого, изображён над кумиром. На схеме эта капитель находится под № 53.
Златой телец
С восточной стороны находится незавершённая капитель. Однако её сюжет определяется однозначно. Это карающий ангел, отсекающий голову сыну фараона. На схеме эта капитель обозначена № 52.

Капитель № 51 украшена изваянием “Погребение святого Павла”. Внизу изображены львы. Они роют лапами могилу для святого. Сверху видно тело святого Павла, перевитое тканью и готовое для погребения. Слева его поддерживает святой Антоний.
Капители собора в Везле

Капитель № 50 находится на северной стене базилики. Она изображает василиска и саранчу. Слева находится василиск – существо с телом петуха и хвостом змеи или, как в данном случае, дракона символизирует смерть. Напротив него – огромная саранча с козлиными рогом и бородой, с крыльями птицы, покрытая рыбьей чешуёй. Она олицетворяет язычников. За саранчой человек держит в руках чашу, символизирующую язычников, обращённых в христианство. Смотреть на василиска нельзя, ведь его взгляд убивает. Нужен стеклянный экран, защищающий от взгляда василиска. В данном случае это чаша, означающая потир.
Капители собора в Везле

Капители собора в Везле . Легенда о святой Евгении

Напротив василиска и саранчи на столпе, поддерживающем свод нефа, установлена капитель “Легенда о святой Евгении” (№ 49).  Евгения была дочерью наместника. Однажды, гуляя в лесу, она услышала проповедь и песнопения, очаровавшие её. Евгения решила найти певцов, которые были монахами и присоединиться к ним. Для этого она обрезала волосы, переоделась в мужское платье и приняла имя Евгений. Вскоре она стала широко известна благодаря дару исцеления больных.
Узнав об этом, тяжело больная женщина по имени Мелантия пришла к ней. Евгения исцелила её. Тогда Мелантия, будучи уверенной, что перед ней мужчина и желая отблагодарить его, предложила ему свои прелести. Разумеется, Евгения отказалась и оскорблённая дама, обвинила её перед судом в попытке изнасилования.
Перед тем, как в присутствии своего отца наместника Филиппа, быть брошенной на растерзание львам, Евгения решила открыть правду: она разорвала тунику, показав толпе свою женскую грудь.

На восточной стороне того же столпа находится капитель № 48, изображающая казнь убийцы ветхозаветного царя Саула.  Слева изображён царь Давид, сидящий на троне.

Капители собора в Везле . Сюжеты из жития святого Антония

Напротив предпоследнего опорного столпа на стене нефа установлена капитель “Трапеза отшельников святого Антония и святого Павла”. (№ 46)

Капитель № 45 изображает “Видение святому Антонию”.
Святому Антонию посвящена и находящаяся рядом капитель № 44. Она изображает “Искушение святого Антония”. Диавол, враг рода человеческого, всячески пытался изгнать Антония из пустыни и совратить его с пути истинного. В центре капители находится изваяние Антония, с обеих сторон мастер поместил страшных демонов, безуспешно пытающихся запугать святого.
 Капители собора в Везле
На северной стене нефа рядом с трансептом установлена поздняя капитель на сюжет борьбы Добра со Злом. Иногда её именуют так: Архангел Рафаил, победитель демона Асмодея. На схеме её номер – 42.

Капители собора в Везле . Нартекс

Не менее интересны капители, украшающие нартекс базилики в Везле. Своды нартекса опираются на четыре колонны. На каждой из них расположены по четыре капители. Ещё шесть капителей находятся на стенах нартекса. Большинство из них украшены растительно-травным орнаментом. Однако капитель, находящаяся на западной стене между центральным и северным порталами, изображает людей, едящих виноград. Виноградная лоза – это символ Иисуса Христа. Этот барельеф служит своеобразным приглашением к познанию Веры Христовой.

На северо-западной колонне есть лишь одна сюжетная капитель, представляющая Самсона, разрывающего пасть льва. Она находится на северной грани колонны.
На северо-восточной колонне все капители посвящены библейским событиям и эпизодам из Жития святых. На западной грани представлена история Иоанна Крестителя. Слева святой Иоанн тянет палача за его одеяние. В центре опечаленный Христос узнаёт новость о гибели Иоанна Предтечи. Справа спиной изображён слуга царя Ирода, бросающий наземь главу святого Иоанна.

Северная грань украшена капителью, изображающей Давида и пророка Нафанаила. Давид возжелал жену по имени Вирсавия и отправил на верную смерть её мужа, военачальника Урию. Нафанаил обличил грех царя. Слева – царь Давид, справа – пророк Нафанаил, ещё правее на боковой части капители – Вирсавия.

На восточной стороне колонны изображено одно из чудес святого Бенедикта. Святой воскресил умершего ребёнка. Слева изображён убитый горем отец мальчика, а справа – святой Бенедикт со Священным Писанием в руке.

На южной стороне северо-восточной колонны нартекса находится капитель “Явление Марии Магдалины принцессе Прованса”. Принцесса в короне изображена слева. Она своим жестом пытается остановить Марию Магдалину, протягивающую к ней руки. По сторонам находятся изваяния ангелов.


Теперь обратим внимание на юго-восточную колонну. На её западной грани изображены святой Пётр и святой Павел, молящиеся о воскрешении юноши. Этот знаменитый эпизод из “Золотой легенды” означает, что религия освобождает человека. Святой Пётр представлен в этом эпизоде, как отец церкви, а святой Павел – как отец религии.

На северной грани находится сюжет. который мы уже видели  в нефе. Это “Смерть Каина” (см. № 17).

Капитель на восточной стороне колонны также повторяет уже знакомый сюжет “Искушения святого Бенедикта”(№ 29). На сей раз святой изображён справа, диавол, приведший подвижнику женщину находится в центре, а искусительница – слева.

Капитель на южной грани колонны украшена растительным орнаментом.

Нам осталась последняя, юго-западная колонна нартекса. Капитель на её западной грани представляет Иосифа и жену Потифара. Иосиф, проданный братьями в рабство в Египет, возвысился там благодаря своим способностям. Он отверг заигрывания жены Потифара, командира стражников фараона. Раздосадованная, она возвела на Иосифа ложное обвинение в том, что тот пытался её соблазнить. Иосифа ввергли в темницу.

На северной стороне находится капитель на апокалиптический сюжет “Жена, облачённая в солнце”. Жена символизирует церковь Христову, а дракон пытается пожрать её.

Фото с сайта www.hicsum-hicmaneo.com

Благословение Иакова его отцом Исааком. Эта капитель находится на южной грани юго-западной колонны нартекса. Ветхозаветная история, повествующая о том, как Исаак хитростью выманил у брата своего Исава право первородства и обманом получил отцовское благословение. Капитель очень сильно повреждена. Этот сюжет уже встречался нам в южном нефе базилики.

К сожалению, мы пропустили несколько интересных капителей, расположенных в центре нефа на высоте более 10 метров от пола. Вот одна из них с изображением львов.
 Капители собора в Везле

Базилика в Везле недаром входит во всемирное наследие ЮНЕСКО. Её романская архитектура и потрясающее скульптурное убранство относятся к числу величайших художественных сокровищ.

TEXT.RU - 100.00%

Поделиться в

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь