Чехия. Горшовский тын

Крошечный городок Горшовский Тын лежит в Домажлицком районе Западной Богемии, в 40 км на юго-восток от Пльзеня, на  холмистых берегах реки Радбузы. За свою долгую историю он совсем немного увеличился в размерах и жителей там всего пять тысяч. Так уж распорядилась история.
Те, кто приезжают в этот городок стремятся посмотреть его главную достопримечательность   —  замок. Но и сам город необыкновенно мил! Это признают не только туристы, но и искушённые в красотах местные жители. Горшовский Тын стал едва ли ни первым чешским городом, архитектурный ансамбль которого  признали памятником архитектуры в 1953 году.

Вся жизнь этого симпатичного городка всегда зависела от жизни замка, поэтому расскажем о нём поподробнее. А проведёт нас по дворцовым залам внук последнего управляющего, главный кастелян музея  Томаш Нечкин.

  • История замка Горшовский Тын

— Я про город и замок больше любой энциклопедии знаю. Если вам кто скажет точно дату первого упоминания Горошовского Тына в летописях, вы им не особо верьте. С датами, я вам скажу, осторожнее надо быть. Даже официальный сайт Горшовского Тына расплывчиво упоминает время появления здесь поселения. Да и у нас в замке точных сведений нет. А вот то, что редкое место располагалось выгоднее Горшовского Тына  — это точно. Тут две торговые дороги пересекались — из Ржезна в Прагу да из Домажлиц в Хеб. Такое место многим завидным казалось, вот и укрепили поселение стеной да валом. В каком году? Экие вы точные, дату вам подавай — да не позднее XII века, вот что я скажу.


Владели Горшовским Тыном поначалу пражские епископы, тут в середине XIII века стоял их  дворец. Как пражский епископат образовался в концу Х века, так эти земли и отошли в собственность церкви. А уже на месте епископской резиденции появился укреплённый замок. Сначала готический, каким же ему ещё быть? Тут я вам первое имя назову — епископа Яна III из Дражиц. Его стараниями замок построили и в обязанность епископу вменили охранять такое важное стратегическое место.

 Гуситские войны наш Горшовский Тын стороной не обошли. Да и переменилось здесь немало из-за этих баталий. Стены замка крепко стояли, осаждали их гуситы с 1422 года по 1431 год не раз и не два. А вот одолеть не сумели.  Командир тогдашнего военного гарнизона  Горшовского Тына, господин Зденек с Држитки, шибко храбрым был. Сам император Зигмунд честь ему оказал, наградил Зденека и подарил бравому офицеру имение и замок Горшовский Тын. С тех пор из церковной собственности замок навсегда перешёл в светское владение. Церковь, конечно, жалела о том, но об этом позже.
Зденек тот из Држитки недолго владел Горшовским тыном. Замок перешёл к Роншперку, и его род княжил здесь без малого сто лет. А уж что у этой семьи такого приключилось, что последний владелец из  Рошнперков, господин Вульф, передал родовой замок не своим детям, а наследникам рода Лобковицей — я вам сказать не могу. Интересовался, но пока без успеха.

  Первый из Лобковиц, Ян младший Попел, высший королевский камергер, вступил во владение в 1535 году. А в 1547 году, когда у вас Иван IV Грозный царём венчался, случился в замке пожар. Мало что из строений тогда уцелело. Вот 1550 году Ян Лобковиц младший перестроил владение своё уже в ренессансном духе. Таким он и сохранился до наших дней.

А ещё почти через сотню лет, в 1623 году, потомок Яна, Вилем Лобковиц, вместе с другими мелкими дворянчиками учинили восстание против императорской семьи  Габсбургов. Пана Лобковица схватили, судили и приговорили к смертной казни. Потом, правда, наказание смягчили, смерть заключением пожизненным заменили, но имущество конфисковали. Да и недолго Вилем в тюрьме побыл, помер вскоре.

А в 1623 году новый у нас хозяин появился. На выморочное имущество охотников много было, а уступили его Максимилиану Трауттмансдорффу. Личностью он был заметной, в истории государства роль сыграл немалую. Служил дипломатом трёх императоров и, к слову сказать, среди прочих царедворцев Вестфальский мир подписал. Этот документ положил конец Тридцатилетней войне в 1648 году. За  заслуги  Максимилиан получил орден Золотого Руна и разбогател на скупке конфискованного имущества после битвы на Белой Горе. Горшовский Тын облюбовал он среди прочих имений .
Тут и церковь голову подняла. Вспомнили, что Горшовский Тын сперва в собственности Пражского епископата числился. Стали перед императором ходатайствовать, что бы он указом возвернул замок в лоно церковное. Но где там!  Всё-таки Трауттмансдорфф заплатил за него звонкой монетой. Церковь же хотела получить замок безвозмездно. Ну и не вышло.
Так и остались Трауттмансдорффы хозяевами Горшовского Тына до середины ХХ века, Максимилиан первым и владел. Уж только в 1945 году новые власти замок национализировали. Тогда тут дед мой служил. Теперь я за хозяйством приглядываю. Ну, с шестнадцатого — то столетия кардинально замок не перестраивали, так, по мелочи. Поэтому — милости просим в покои XVI века. Прохладно у нас тут, строго, пышного барокко в убранстве сохранилось мало, так уж что есть.  Пройдёмте сперва в

  • ПОДВАЛ.

Тут внимательно на своды посмотрите, они с готических времён сохранились. Но с отличием существенным. Тогда больше ребристые перекрытия строили, да поуже, а у нас своды широкие цилиндрические.

Температура в подвалах почти одинаковая, что зимой, что летом. Наверняка не скажу, но, скорее всего, хранили тут запасы потравинные. В верхние покои только из подвала и можно подняться. 30 ступенек наверх ведут и мы сразу оказываемся в

  • ОХОТНИЧЬЕМ ЗАЛЕ

Тут хорошо сохранилось настоящая ренессансная отделка стен и  часть потолка кассетного, он на снимке немного виден. В большом этом зале хозяева перед другими дворянами трофеями охотничьими гордились. Охоту все любили — тут и азарт, и скачка, и погоня. Добра такого в каждом замке не один десяток наберётся, а у нас парнокопытные по видам расписаны. Самый большой олень посередине — Европейский, слева — олень Сика, справа — олень Вирджинский.

  Картины английский живописец Джон Гамильтон в 1701 году написал. Охотились с соколами, ну он этих птиц и изобразил.

Из этого зала  можно было выйти на улицу, в парк. Он большой, красивый. Вон в оконце некоторые строения парка видны. Но вы лучше в парке сами потом погуляйте. Там хоть и плохо, но сохранилась Лоретанская часовня. Помните, в Праге в Градчанах такая есть. Их по всей Европе много строили. Верили, что в такой часовне архангел Гавриил Пречистой Деве благую весть принёс, а потом часовенка чудесным образом в Италию перенеслась из осквернённой святой земли.  Историки верят, что наша Лоретта раньше пражской построена, что она первая во всей Чехии. Там же, в парке и Летоградек, то есть Летний дворец уцелел, он раньше Вдовий дом назывался.
А мы перейдём в

  • СПАЛЬНЮ.

В XVII веке все залы замка разделялись по назначению на общественные покои и личные. Эта спальня выполняла то одну, то другую функцию. Спали раньше не так, как сейчас. От холода постели закрывали балдахинами и подвесками. Днём, для украшения, кровати  застилали роскошными вышитыми покрывалами.

  Тут ещё костюмчики детские показаны. Детей тогда как маленьких взрослых одевали.

Позже, в XVIII веке убранство замка изменилось — пришла другая мода. Зеркало в богатой раме — это уж от барокко, а бело-голубые тарелки напоминают о любимом во всей Европе  фаянсе из Делфта.

 На люстру взгляните. Её из Нюрнберга привезли. Она хоть и не старше середины XVIII века, а такая же, как ранние, по стилю этот светильник относится скорее к поздней готике или ренессансу, чем к барокко.

Теперь комнату моих предков покажу, пожалуйте в

  •  КОМНАТУ УПРАВЛЯЮЩЕГО

Я эти покои больше других люблю. Посмотрите, комнатёнка эта совсем другая, очень отличается от остальных в замке. Благородной знати такие предметы не нужны были. В шкафу виден сюртук моего пра-прадеда с гербом семьи Трауттмансдорфф. Такой носили лишь слуги знатных вельмож, а на кровати лежит простая ночная сорочка, у хозяев бельё тоньше было, красивее.

 Но согласитесь эта комнатка кажется обитаемой, она  живее, теплее, чем официальные покои чешских дворян. Тут и милые житейские подробности, и необходимая бытовая мелочь, чтоб под руками было.

 

 И мимо картин  справа от кровати не пройдите. Так наш замок выглядел в  XIX веке.

Теперь в

  • ТОРЖЕСТВЕННЫЙ ЗАЛ 

милости прошу. Название само всё за себя скажет. Ни один торжественный приём без трапезы не обходился, поэтому обстановка здесь больше столовую напоминает.

 Большой обеденный стол столовым серебром сервирован, а посуда в эпоху ренессанс, в основном,  оловянная была. На оловянных сервизах не только вкушали яства, но и выставляли в поставцах — посудных шкафах, чтобы показать и  состоятельность хозяина и богатство дома.

Коллекция картин у нас хоть и небольшая, но ценная. На снимке справа — натюрморт итальянского мастера Захара Росе (Цукара Росе) середины XVII столетия. Теперь

  • РАБОЧИЙ КАБИНЕТ.

 В первую очередь мы вспомним здесь о роде последних владельцев. Смотрите, гобелен с гербом Трауттмансдорффов украшает стену кабинета.

Тут у нас мебель особо ценная хранится. В этих сундуках и кабинетах и документы ценные держали, да и другие семейные реликвии.

Когда-то и камин готический здесь был — единственный в этом зале. А когда Ян из Лобковиц перестраивал замок, то камин и не восстановили. Чем уж отапливали, ума не приложу. Может и не работали здесь зимой вовсе.
Пройдёмте дальше — в

  • БОЛЬШОЙ ЗАЛ — ГАЛЕРЕЮ.

В готическую пору тут всё фресками было расписано. Живопись не сохранилась, то ли в пожаре сгорела, а то ли Ян Лобковиц решил всё в едином ренессансном вкусе переделать. Те остатки росписей из соседнего замка Копец, что в Простиборже, перенесли и укрепили по-научному.

Здесь собрания проходили, встречи разные. Да, а вот и картины наши, горшовские. И ещё у нас плоские рельефы апостолов Петра и Павла начала XVI века (1520) сохранились. Наш тынский мастер резал.

У нас и часовня своя в замке есть. Сейчас туда проследуем, но сначала в

  • ПРИТВОР ПЕРЕД ЧАСОВНЕЙ.

Эта комнатка соединяла весь замок с самой часовней. А перед тем, как в храм войти, в пресбитерии можно было задержаться, на молитву настроится. Уже и  притвор перед храмом священным считался, смотрите какой портал готический его украшает.

Ну, и изображения святых — Антонин Падуанский, святой Франтишек, Игнаций  Лойола, святая Мария Магдалина. И четыре евангелиста. Только у нас они совсем на другой манер произносятся. Ян — он перед призванием Христом был рабаком. Справа — Марк, его часто изображают пишущим книгу. Символ Марка — лев. Внизу слева — Лукаш, у нас его считают покровителем врачей, его атрибут — бык. Последний из авторов Нового Завета — Матоуш, он был таможенником, пишут его со свитком и ангелом. Увидели?

Пожалуйста, в

  • ЧАСОВНЮ

проходите. Это самая старая часть замка. Строил часовню ещё пражский епископат. Раннюю чешскую готику ведь французы-цистерианцы создавали, и этот храм монахи- цистерианцы из Франции строили. 15 лет трудились, к середине XIII века завершили.

Храм в честь Святой Троицы освятили. Среди росписей здесь есть фреска Яна младшего из Лобковиц на фоне замка в Горшовском Тыне. Это самое раннее изображение замка, 1551 года.  Фрески повреждены сильно, только с трудом можно разобрать, что рядом с изображением поклонения трёх королей, у вас они волхвами зовутся, есть фреска с портретом первой жены Яна Анны из Биберстейна.

А вот в расписанной нише, скорее всего стоял алтарь в память о другой рано умершей жене Яна, Богунки из Рожмберка.
И ещё, посмотрите внимательно на камни разного цвета в отделке свода, стен, колонн. На снимке, правда, плоховато это видно, но я вам скажу, что это не мозаика, не украшение. Тот пожар 1547 хода и до часовни добрался. Но тогда она лучше всех помещений сохранилась, но всё же Лобковицы к среднему разделяющему ребру опорный пояс пристроили. А в середине XIX века Трауттмансдорффы часть западного свода заменили для безопасности брусчатым потолком. Реставрацию с середины ХХ века начали и только в 1988 году завершили, обошлась она государству в 8 млн. крон. Современные мастера решили показать подлинный кирпич и новый. Камень красного цвета — готический, светлый — новый.
Такие раннеготические чешские часовни ещё в замках в Бэздете и Звикове сохранились. Но у нас, в Горшовском Тыне ребристые своды покрасивше будут, я и в Бездете и в Звикове видел, там поскромнее. Вот ещё интересный элемент — ребро свода в виде маскарона с женским лицом.

Если не устали, то я вам ещё небольшую коллекцию оружия покажу. У нас оно по разделам представлено.

  • ОХОТНИЧЬЕ ОРУЖИЕ.

Трофеи охотничьи вы уже видели. Но не голыми же руками Европейского лося брали. Ружья у нас разные имеются — французские, немецкие, австрийские чешские. Многие из них не просто боевую, а и художественную ценность имеют. Приклады с вырезками, замочками, чеканкой, другой декоративной техникой. Копья на стене — для охоты на крупную дичь, медведей.

А ножи. чтобы ту крупную дичь добить можно было. Да и в охотничьих ритуалах ножи использовали. Например, уж как крупную дичь завалят, то веточку, ножом срезанную, в лапу или на рану нужно было положить, чтобы и в дальнейшем в удача в охоте сопутствовала. С собаками охотились частенько. На картине лов кабана обрисован.

  Кроме европейского, чешская знать восточное оружие в домах держала. В другом зале покажу.

  • Восточное оружие.

Коллекцию оружия, почитай, со всего Востока Трауттмансдорффы поколениями собирали. Тут и самурайские доспехи с мечами японскими — катана, что подлиннее и вакидзаси, который покороче. По этим мечам самураев и отличали от других воинов.

 На стенах — иранские боевые вилы висят, они серебряной позолоченной проволочкой отделаны. Турецкие ружья имеются, ятаганы, турецкая сабля в ножнах с отделкой каменьями самоцветными. Есть и непальский кукре. Это такое оружие племени Гуру, они стали британской колонией. Только не совсем традиционное — широкое лезвие, это от кукре, а рукоятка — от индийской саблей, талвара.

В витринах взгляните на балканское оружие и мешочки для пороха. В последней комнате военнное оружие покажу.

  •  Военное оружие.

Охота — охотой, но на войне охотничье оружие не всегда уместно. Пушки на экспозиции самые старые — середины XVI века, четырёхствольные картоуны называются. Орудия малого калибра XVII и XVIII веков. Большие ружья у нас именуются градебницы, они уже в XVIII веке шли в ход. Некоторые сабли не боевые, а наградные, парадные офицерские.

А в витринах — формы офицеров, красные мундиры альпийские рыцари носили. На касках и пуговицах — изображение орла.

  Пожалуй всё, что помнил, рассказал. Да, из замка как выйдете, взгляните на ров под мостом. У нас там медведи жили, пока в Чешский Крумлов не переехали. А теперь козёл вот обитает.

По городу погуляйте. Горшовский Тын не одним замком стоИт. На главной площади задержитесь, пока солнце совсем не зашло. Красивая она у нас, не даром же в Горшовский Тын  особо государство охраняет.

Да, я хоть и простым языком вам рассказывал, а от себя ничего не придумал. У нас ведь и научные исторические конференции случаются, я на всех был, записывал, за правду отвечаю. А чтобы вы не сомневались — вот вам книжечка научная, у нас в замке и напечатана. Для сведений, или если запамятовал чего сказать, да и на добрую память.  Да, а сын мой тоже в Горшовском Тыне служит. Только уж не управляющим, а реставратором. А внук историю искусств изучает, его, как и меня, Томаш зовут. Так что ещё послужат Нечкины Горшовскому Тыну.

Ох, совсем забыл, аксонометрию города возьмите. Парк сразу за замком расположен, на плане Летоградец виден.

Ну и добрый путь! В Стршибро едете? Ну, Мартину, что держит пансион Ханос поклон.

Использованы материалы музея «Государственный замок Горшовский Тын».

Рекомендуем также почитать другие рассказы о чешских замках, например Звикове, Троски, Кршивоклат.


 

Поделиться в
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет, будьте первым! Оцените пожалуйста материал.)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *