Главное здание ГМИИ — VII

Продолжение. Начало в частях I — II — III — IV — V — VI.
Зал 9. Искусство Фландрии XVII века

В зале демонстрируются работы Питера Пауля Рубенса, Якоба Йорданса, Франса Снейдерса.
В начале XVII века, после национально-освободительной революции, находившиеся под властью Испании Нидерланды разделились на две части. Северная часть — собственно Нидерланды, известные также как Голландия — завоевала независимость, там победил протестантизм. Нидерланды благополучно существуют до сих пор. Южная часть, когда-то именовавшаяся Фландрией, осталась под властью Испании. Её официально стали называть Католическими Нидерландами. В стране насильно сохранялось католичество.  Фландрия находилась на территории современной Бельгии, занимая её северо-западную часть.

Это страна, в которой работал Питер Пауль Рубенс. Рубенса в то время называли королём художников и художником королей. Мастер получал безумное количество заказов, потому что все европейские короли буквально соревновались, у кого в коллекции окажется больше картин Рубенса. В итоге, прославленный мастер организовал что-то вроде фирмы по производству картин. Он создавал эскиз, намечал основную композицию. Далее его помощники, среди которых выделялись портретисты, пейзажисты, анималисты, натюрмортисты, вместе писали картину. Потом Рубенс сверху проходился своей кистью, создавал некое ощущение единства картины, ставил свою подпись и полотно за внушительную сумму продавалось какому-то королю, деньги делились на мастерскую и все оказывались в выигрыше. И если вы видите полотно Рубенса размером примерно в пол стены, то оно именно так и было написано.

Другое дело, что Питер Пауль Рубенс, безусловно, писал картины самостоятельно. ГМИИ повезло иметь в собрании несколько подлинных картин прославленного мастера. Все реставрационные и рентгенографические документы подтверждают, что полотно «Вакханалия» от начала до конца написано самим Рубенсом.


Автор изобразил сюжет, связанный с празднествами бога Вакха – сатиров, козлоногих духов леса, входивших в свиту Вакха. Все, в том числе Силен, пребывают в радостном опьянении. На самом деле, эта картина посвящена совсем другой теме. Это тема плодородия, силы Земли, силы природы. Мы видим спящих сатиресс, далее глаз переходит к  бодрствующему сатиру в правом верхнем углу композиции, следом, к сатиру, который находится на пике своей активности, и, наконец, к засыпающему Силену. В итоге получается некий круговорот времён года – зимы, весны, лета и осени. Композиция вписывается в единый овал и всё это подчёркивается роскошными формами на переднем плане – беременными сатирессами, виноградными гроздями. То есть речь идёт о плодородии земли, о вечном возрождении природы после зимы. Такова, по мнению большинства исследователей, тема этой картины.

Ещё одна подлинная работа Рубенса — это «Апофеоз инфанты Изабеллы».

Это эскиз для триумфальных ворот. Когда инфант Фердинанд, наместник Фландрии, прибывает из Испании, для торжественной встречи правителя ставят деревянные, может быть даже фанерные ворота и расписывают их под каменные. Новый правитель въезжает в город через такие Триумфальные ворота. Эта традиция существовала на протяжении всего нового времени, по крайней мере в XVII-XVIII веках Триумфальные ворота устанавливались довольно часто.

При создании Триумфальных ворот Рубенс работал с подмастерьями, фактически – малярами. Художник должен был показать им, как расписывать эти ворота. Посмотрите, одна из колонн почти не раскрашена. Дальше, он нанёс чуть больше теней, затем ещё больше, и, наконец, выполнил окончательный вариант. В правой части также просматриваются едва намеченная тень, затем тень, наложенная гуще, и, наконец, готовый вариант.

Фактически, мастер показывал своим помощникам разные этапы работы, он создал некую наглядную инструкцию по установлению Триумфальных ворот.

Центральный же образ Рубенс писал в своей мастерской. На эскизе живописец изобразил триумф почившей инфанты Изабеллы. Она изображена на облаках. Рядом с ней – женщина с тремя детьми, это олицетворение милосердия, символ того, что Изабелла была милосердной правительницей Фландрии. Фландрия – женщина, стоящая на коленях, обращается к ней в молитве, а та отвечает на них, указывает на Фердинанда и говорит: «Вот ваш новый наместник».

Справа видно, как испанский король отправляет нового наместника во Фландрию. «Он будет таким же добрым и милосердным правителем, как и я» — эта мысль читается в жесте Изабеллы. Таким изображением Фердинанда похвалили, польстили ему и намекнули, что от него ждут. Ворота были сделаны замечательно. Это аллегория должна была показать герцогу, каким правителем он должен был быть для Фландрии.

В мастерской Рубенса работал и Якоб Йорданс. Йорданс работал то под именем мастерской Рубенса, то под своим именем. После смерти Рубенса, Якоб Йорданс стал главой фламандской школы живописи. В коллекции музея есть несколько работ Йорданса.

Картина Якоба Йорданса «Сатир в гостях у крестьянина» — изображение античной легенды, басни Эзопа, о том, как однажды зимой Сатир отправился в соседнюю деревню для того, чтобы познакомиться с живущими там крестьянами.  Зимой в горах Греции бывает достаточно холодно, крестьянин замёрз и чтобы согреть руки дул на них. Сатир спросил: «Зачем ты дуешь на руки?» Крестьянин объяснил, что таким образом он согревает руки. Затем крестьянин пригласил Сатира в дом на незатейливый обед. Похлёбка оказалась горячей и крестьянин стал дуть на неё. Тогда Сатир спросил: «А зачем ты теперь дуешь на похлёбку, куда же её ещё больше греть, она и так горячая?» Крестьянин удивился и сказал: «Теперь я на неё дую, чтобы остудить». И Сатир решил, что раз из уст человека может исходить и холод и тепло, то человек – существо невероятно двуличное, дружить с ним не стоит и пока не поздно убрался восвояси в  лес.

Здесь мы видим тот момент истории, когда Сатир, невероятно смущенный, излагает свои умопомрачительные выводы, а крестьяне очень живо реагируют. Мужчина от удивления поперхнулся похлёбкой, его жена как будто говорит: «Да что ж ты такое говоришь!». Ребёнок от удивления открыл рот. Сосед смеётся, а соседка с иронией смотрит на него с высоты своего жизненного опыта.

В целом сцена выглядит невероятно реалистично. Мифологических античных персонажей Йорданс одевает в современные ему одежды и, по сути, изображает визит Сатира к фламандским крестьянам XVII века. Художник проделывает это для того, чтобы сделать эту сцену более живой, чтобы зритель ещё больше впечатлился и проникся духом этой истории, для того, чтобы произвести на зрителя большее впечатление.

В этом зале представлены и работы художника Франса Снейдерса. Снейдерс – это мастер, который также работал в мастерской Рубенса и был натюрмортистом. В музее хранятся роскошные натюрморты с изображением дичи и всевозможных сортов рыбы – «Рыбная лавка».

Эти фламандские натюрморты говорят об изобилии, о вкусе. Нам они могут показаться несколько жестокими, но для людей того времени это была радостная картина изобилия.

Есть в собрании и полотна художника Антониса ван Дейка, в его коллекции находился портрет кардинала Паллавичини, приписываемый Тициану. Сначала ван Дейк работал в мастерской Рубенса, а затем отправился в Англию. Поехал мастер туда ненадолго, выполнить некоторые заказы, а затем перебрался насовсем и, как не парадоксально это звучит, стал одним из основоположников английской школы живописи.

Антонис ван Дейк прекрасный портретист, основоположник парадного портрета. На экспозиции выставлен портрет Стевенса – фламандского буржуа, купца и портрет его супруги. Они выполнены в  сдержанной манере.

В центре, между мужским и женскими портретами – изображение двух английских принцесс.  Живопись художника изменилась, здесь мы видим яркие, светлые краски, дивную манера письма.

Действительно, в Англии палитра Ван Дейка стала намного светлее, он пишет более нарядные, более репрезентативные образы и, на самом деле, менее психологичные, мастер сообразуется с заказами. Заказы он получает от английских аристократов и перед ним стоит задача не столько показать характер, сколько социальный статус модели и создать красивую вещь, которой можно похвастаться перед такими же богатыми и знатными друзьями.

Экскурсия продолжается в зале Рембрандта и его школы.

Смотрите также более подробные обзоры картин фламандских мастеров XVII столетия:
СЕВЕРНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ. ФЛАНДРИЯ XVII век.
ФЛАНДРИЯ. ЙОРДАНС. СНЕЙДЕРС.
РУБЕНС. «ВАКХАНАЛИЯ»
ФЛАНДРИЯ. РУБЕНС.
НАВЕЯНО «ВАКХАНАЛИЕЙ» РУБЕНСА.
ЯКОБ ЙОРДАНС В ГМИИ
ФЛАНДРИЯ. АНТОНИС ВАН ДЕЙК 
TEXT.RU - 100.00%

Слово молвить