Главное здание ГМИИ — V

Продолжение. Начало в частях I — II — III — IV.
Зал 7. Византийское Искусство, искусство Италии XII-XVI веков.

Небольшой зал искусства Византии слишком мал, чтобы разместить большую группу. Поэтому, с большой группой здесь лучше не останавливаться,  для неё практически нет места.

Особенность этого зала, с точки зрения византинистики в том, что здесь представлены, в основном, шедевры. Большинство работ достаточно известны и пользуются мировой славой среди специалистов византийского искусства. В частности, икона Григория Паламы, одного из византийских, греческих святых XIV века. (На правой стене, при входе в зал).

Особенность этой иконы в том, что она написана практически сразу после смерти святого. Григория Паламу канонизировали вскоре после его кончины и мастер, писавший  икону, наверняка видел этого святого. Можно сказать, что это икона-портрет, что в иконографии является большой редкостью.

Святой Григорий Палама, начало XV века

Очень известно также изображение апостолов. Особенность этой иконы  в том, что апостолы представлены не столько, как святые, сколько как философы, которые беседуют друг с другом.

В данном случае это памятник так называемого палеологовского Возрождения, то есть времени, когда Византия обращается к античности.
Очень интересна костяная пластинка с изображением Христа, который коронует императора Константина Багрянородного. Это один из самых ценных памятников византийской культуры, хотя остальные вещи здесь тоже достаточно любопытны.

Искусство Италии XIII — XIV веков

В следующей части зала, представлены памятники раннего итальянского искусства XIII — XIV века. Эта эпоха называется проторенессансом, то есть предвозрождением. По стилистике это ещё средневековое итальянское искусство, в недрах которого появляются предвестники искусства Ренессансного. По сути, это искусство эпохи Джотто. Здесь интересен образ так называемой «Флорентийской Мадонны»,  написанной во Флоренции в XII веке.  По типу исполнения она является ещё совершенно средневековым образом: величественным, монументальным, отрешённым. Богоматерь и Христос касаются щеками, младенец обнимает мать и в этом жесте есть настоящая нежность.

Это не столько изображение, сколько обозначение эмоций. В данном случае, художник при создании образа ставит перед собой задачу не столько максимально точно передать наши зрительные, эмоциональные впечатления, сколько изобразить невидимый мир. Он изображает Царицу Небесную, с маленьким Христом и, одновременно, уже Вседержителем, Царём мира на руках. Поэтому образ такой возвышенный, величественный, отрешённый, не следующий законам реалистической живописи. Не потому, что художник не умел писать реалистично, а потому что  мастер ставил перед собой совершенно иные цели.

В XIV веке религиозное и светское мировоззрение начинает меняться, становится менее строгим, и, соответственно, церковное искусство становится свободнее. Пример тому – полиптих, образ, который состоит из многих частей. Это алтарный образ. Здесь мы видим, что Богоматерь больше похожа на прекрасную даму из литературного романа, чем на Небесную Царицу. Посмотрите, как меняется жест. «Флорентийская мадонна» жестом указывает на младенца Христа и говорит: «Вот ваш Бог», а здесь она рукой придерживает свои колечки, придерживает складки своего покрывала, жест становится бытовым. (Простите, снимка нет).

Изображение становится более живым, более естественным, более радостным. И если вы посмотрите на Мадонну работы Джованни ди Бартоломео, вы увидите, что краски стали яркими, светлыми, разнообразными.

 Во «Флорентийской Мадонне» доминируют три тёмных цвета, в этом образе краски стали и радостнее и светлее. Таковы эти проторенессансные образы проторенессансных Мадонн.

Итальянские гиды на этом могут закончить осмотр зала. Потому что коллекция проторенессансных вещей в музее очень хорошая. Их не много, но они наивысшего качества,  намного лучше, чем даже в итальянских музеях,  это настоящие шедевры той эпохи. Что касается следующего собрания, то оно, честно говоря, совсем провинциальное. И если группа с чехами, поляками, с теми, у кого в своих собраниях не слишком много ренессансных вещей, тогда эту часть коллекции показывать можно. Если в группе французы, итальянцы, немцы, у которых в своих собраниях очень много ренессансных вещей наивысшего качества, то лучше сделать вид, что той части коллекции просто не существует и продолжать экскурсию в залах Северного Возрождения.
Но некоторые картины в этой части коллекции показать можно.

Италия. Искусство Возрождения.

В эпоху Возрождения изображение меняется в соответствии с нашим зрительным и эмоциональным восприятием. Фигуры становятся объёмными, естественно движутся, появляется глубина пространства, естественное освещение, живые эмоции, всё, что мы можем увидеть в жизни. Что касается работ отдельных мастеров, то можно показать работу Перуджино.  Перуджино был учителем Рафаэля, и  эта нежность, гармоничность образа Перуджино, потом будет унаследована Рафаэлем.

Современником Перуджино был Сандро Ботичелли, очень известный мастер. В музее находится небольшое изображение, так называемое «Благовещение», хотя изначально это были две створки полиптиха. В центре было изображение Христа, по сторонам на створках были представлены Богоматерь, ангелы и святые. Сохранились только четыре створки. Две находятся в Эрмитаже, две – у нас. Мы видим, что эти створки вставили в ренессансную раму, которая оказалась великовата, поэтому здесь ещё деревянная планка. Так из отдельных изображений Девы Марии и Архангела Гавриила получилось «Благовещение».

Здесь можно обратить внимание на стиль, грустно-печальное настроение – это особенность индивидуальной манеры Ботичелли, его характерная черта. Развивающиеся складки и фигуры, которые еле касаются ногами земли, может напомнить знаменитое рождение Венеры.

Так же можно буквально махнуть рукой на эту маленькую Мадонну. Она известна тем, что её написал художник Джованни Санти, который был отцом Рафаэля.

В зале также представлены другие работы предрафаэлевской традиции.

Венецианская живопись XV-XVI века.

В этом зале предметом для разговора может послужить лишь один портрет. В последнее время его принято приписывать Тициану. Но по секрету вам скажу, что это не Тициан. Поэтому этот портрет можно показать как портрет знаменитого художника эпохи Возрождения, так как Тициан – это один из четырёх титанов Возрождения, мастер, равный по значению знаменитым Леонардо и Микеланджело. Художник изобразил кардинала Паллавичини в момент неких раздумий, его образ монументализирован колонной, изображенной позади него.

Античная надпись позади него указывает на то, что это эпоха Ренессанса, возрождения античности. Пейзаж на заднем плане говорит о господствующем положении человека в мире, обратите внимание, насколько крупна фигура кардинала и насколько мелки детали пейзажа, то есть человек в эту эпоху воспринимается как некий царь вселенной. Яркий, праздничный колорит одеяния оттеняется холодной цветовой гаммой пейзажа. Такие колористические сочетания говорят о мастерстве Тициана. И опять же, если предполагается, что группа хорошо ориентируется в искусстве, то лучше этот портрет не показывать.
Аргументы против атрибуции картины, как работы Тициана: дело в том, что в XVII веке эта картина находилась в собрании знаменитого фламандского художника Антониса ван Дейка. Ван Дейк считал её работой Тициана по той простой причине, что в XVII веке всем хотелось иметь в своей коллекции работу Тициана. Потом она долгое время путешествовала по музеям как работа неизвестного мастера, либо как работа Себастьяна дель Пьомбо. Несколько лет тому назад в ГМИИ появился специалист, который атрибутировал эту картину, как работу Тициана со смытыми верхними слоями, но этому никто не верит. В поддержку авторства Тициана говорит лишь факт, что она когда-то в XVII веке считалась работой Тициана. Аргумент против  –  Тициан – художник гораздо более талантливый, в этой картине уровень мастерства до Тициана  не дотягивает. С большой натяжкой можно предположить, что эта работа очень сильно зареставрирована, весь красочный слой смыли, сохранился только подкладочный слой.

Картина «Святое Семейство» – истинный шедевр нашего музея и её с гордостью можно показывать даже итальянцам.

Это работа флорентийского мастера XVI века Аньоло Бронзино,  он был придворным художником Козимо Медичи и его семьи. Здесь он изображает Святое Семейство, где в центре представлена Мадонна, рядом младенец Христос, младенец Иоанн Креститель, Иосиф Обручник. Но прототипами для всех персонажей послужило семейство Козимо Медичи – сам Козимо Медичи, его жена Элеонора Толедская и двое их старших сыновей. Они оказались героями этой картины. Здесь мы встречаемся со случаем очень тонкой придворной лести Элеоноре Толедской – она прелестна, она прекрасна, как Мадонна – вот что художник хотел сказать этой картиной. Но и  удивительное мастерство, эти нежные цвета, эта необыкновенная тонкость письма говорит о том, что  Аньоло Бронзино был одним из первоклассных художников XVI века.

В зале также представлен портрет Козимо Медичи, кисти Бронзино и можно убедиться, что Иосиф написан с него.

А мы с вами отправляемся в зал Северного Возрождения.

TEXT.RU - 100.00%

Слово молвить