Главное здание ГМИИ — I

На страницах нашего сайта опубликовано несколько статей о произведениях, хранящихся в коллекции ГМИИ им. Пушкина. Это подробные, расширенные описания известных картин или обзор произведений того или иного мастера. Предлагаем методический материал для проведения обзорной экскурсии по музею. В эту серию включен рассказ о произведениях, характерных для того или иного периода, которые рекомендуется включать в обзорную экскурсию, продолжительностью полтора-два часа. Маршрут экскурсии и отбор произведений для показа предложила научный сотрудник ГМИИ им. Пушкина М.С.Медведева.

Начнём повествование со всем известной и очень краткой
истории коллекции.

Музей первоначально создавался для студентов Московского Университета. Инициатором его создания был тогдашний ректор университета, Иван Владимирович Цветаев. Предполагалось, что здесь будут хранится копии художественных произведений прославленных мастеров и студенты смогут их изучать не выезжая за границу. (Слепки – скульптуры, которые выполняются гипсо-механическим путём, поэтому они сохраняют абсолютно точный вид подлинника. Потом их тонируют в цвет копируемой статуи. Если копируют бронзовую статую, её красят в цвет бронзы, если копируют мраморную статую, её оставляют белой и т.д.) Примерно половина собрания музея – это слепки.

Музей строился на протяжении 14 лет – с 1898 года до 1912 год. Архитектор здания – Роман Иванович Клейн. И уже в этот период в музей поступила первая коллекция подлинников, собрание египетских древностей.

Её владельцем был Санкт-Петербургский академик Владимир Семёнович Голенищев.  В 1909 году он был вынужден продать свою коллекцию. Несмотря на выгодные предложения из Европы и Америки, В.С.Голенищев хотел, чтобы его собрание осталось в России и продал его за меньшую сумму в императорскую казну, откуда его передали в Москву, в музей изящных искусств.

Вскоре после открытия, музей посылает первую археологическую экспедицию, поэтому, благодаря раскопкам, в музей попадают предметы античного искусства. Раскопки проводились сначала на территории Российской империи, а потом уже Советского Союза.

После революции в музей поступает большая коллекция картин. Все картины в собрании – подлинники, копий нет. Картинная галерея пополнялась на протяжении многих десятилетий. Первый виток пополнения коллекции был после революции, второй — в начале 30-х годов, когда происходило перераспределение музейных фондов. Часть картин, написанных русскими художниками, передали в ГТГ, зато из Третьяковки, из Исторического музея поступило много картин европейских мастеров. Тогда же около 250 картин передали в Москву из Эрмитажа. Эта кратчайшая история коллекции главного здания. Наиболее ценная часть всего собрания, известная на весь мир коллекция французской живописи конца XIX — начала XX веков, находится в Галерее искусства стран Европы и Америки.

Название музея.

Изначально музей назывался «Музей изящных искусств имени Александра III». Открыт он был во время правления Николая II, который очень любил отца. Музей назвали именем Александра III, это некий реверанс правящему императору.

Существует иная версия, согласно которой музей был назван именем Александра III по просьбе крупной благотворительницы. После революции имя императора убрали, музей назывался просто «Музей изящных искусств». В 1937 году, когда отмечали 100-летнюю годовщину смерти Пушкина, музей назвали именем великого русского поэта. Никакой прямой связи здесь нет. Сталинское время было временем великого патриотизма, и даже музей западного искусства называют именем великого деятеля русской, а не зарубежной культуры.

Экскурсия пройдёт традиционным маршрутом, немного укороченным, потому что иностранцам показывать залы со слепками нет никакого смысла. Начать следует с итальянского и греческого двориков и всю вводную часть об истории создания коллекции можно рассказывать в одном из двориков.

Греческий дворик.

В этом зале представлены слепки с высочайших достижений греческой культуры эпохи классики V века до Р.Х. Планировка зала восходит к греческому памятнику, афинскому акрополю. Зал ступенчатый, многоуровневый, это должно отражать ступенчатость, многоуровневость памятника греческой культуры. Для учебных нужд здесь представлен макет акрополя, отражающий его современное, на момент Цветаева, состояние.

Здесь представлен макет-реконструкция.

В греческом дворике можно увидеть три угловых колонны Парфенона, главного храма греческого акрополя, которые здесь представлены в натуральную величину.

Слепок перевозили в музей по частям. Когда же на месте колонны стали монтировать, то оказалось, что в зале для них не хватает места. Поэтому зал перестроили, чтобы перенести сюда памятники, пришлось понизить уровень пола, что очень хорошо заметно слева в углу.

 Здесь можно вести речь об архитектуре, о скульптуре и показать слепки с произведений знаменитого древнегреческого мастера эпохи классики Фидия.

Положительная сторона таких слепков в том, что подлинники хранятся в разных музеях по всей Европе – в Лувре, в музее Ватикана, в Дрезденской галерее. Здесь же все скульптуры одного мастера можно видеть в одном зале, то есть коллекцию приспособляли  под нужды студентов университета.

Обзор Греческого дворика завершён, представляем несколько фотографий и этикетки к ним.

Этикетка музея на модели афинского акрополя.



Не менее значимый зал музея — это итальянский дворик, И.И.Цветаев называл его христианским двориком.


Зал был достаточно тёмным, электрического освещения в нём не было. Из этого вестибюля посетитель попадал на широкую высокую парадную лестницу, обрамлённую колоннадой, как в древнегреческом храме. Это архитектурное напоминание о происхождении слова музей – храм муз, богинь – покровительниц искусств древней Греции. Отсюда виден сияющий белый зал – самый светлый. Освещение тогда было только естественное, через стеклянные потолки, спроектированные В.Г.Шуховым. Зал светился и вход в музей задумывался как путь из тьмы к свету, ведь в основе строительства музея лежала концепция просвещения.

Итальянский дворик.

Первоначальное название этого зала — Христианский дворик, потому что в нём выставлены памятники эпохи Средних веков, Возрождения. Это слепок с Фрейбергского портала – торжественно оформленного входа в собор, Фрейберг, Германия.

Это кафедра, на которой во время службы стоял епископ,

рака святого Зебальда,

образы рыцарей – это всё восходит к средневековой культуре.

Памятники Возрождения – памятник кондотьеру Гаттамелата, который стоит в Падуе, работа знаменитого ренессансного скульптора Донателло. Здесь же работы Верроккьо, скульптора и живописца, мастера, который был учителем Леонардо да Винчи – изображение кондотьера, то есть начальника наёмных войск в Италии в то время, кондотьера Коллеони.

Слева — слепок с работы Донателло, в центре — копия скульптуры Верроккьо

Здесь же находится один из самых знаменитых слепков – копия со скульптуры Давида Микеланджело. Остальные памятники также относятся к эпохе Ренессанса.

Это искусство, с одной стороны опиралось на греческие традиции, с другой – было уже христианским. Из-за этого противопоставления в цветаевские времена дворик назывался Христианским. В послереволюционное время его, естественно, нужно было переименовать, поэтому он стал Итальянским, хотя здесь представлены памятники не только итальянского искусства.
Название дворик, совершенно оправдано. Это довольно точная копия первого яруса внутреннего двора палаццо Барджелло во Флоренции. И лестница, и аркада, и даже колодец-фонтан в центре зала – это всё восходит к итальянской архитектуре.

В настоящее время славу музею приносят не слепки, а подлинники, самая первая коллекция подлинников музея — собрание искусства Древнего Египта.
Продолжение в следующей статье.

TEXT.RU - 100.00%

Поделиться в
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Комментарии 2

  • Уточните, пожалуйста, технологию изготовления слепков. Кто и как это делал? Не могу найти эту информацию.

    • Максим, слепки заказывали в Германии и во Франции. Технологию не уточним, осталось за рамками экскурсии.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *