Гент. История продолжается

— О первом знакомстве с Гентом мы рассказали в главе «Гент. У слияния Шельды и Лис». Теперь отправимся к замку. Это цитадель графов Фландрских. С соседней площади Sint-Veerle замок по прежнему выглядит грозной средневековой твердыней.

 

Таким он стал в XII веке.

— На самом деле, это не совсем так. К XIX веку Гравенкастел перестроили до неузнаваемости. Но, к счастью, восстановили по сохранившимся документам ещё в позапрошлом веке.

— Да, а строили его на фундаментах замка Балдуина Железной Руки, нашего старого знакомого. Мы рассказывали о графе в истории «Увидеть Брюгге и умереть». Так что в основании крепости лежат камни тысячелетней давности. Сегодняшняя твердыня строилась в 1180 году при Филиппе Эльзасском и это одна из старейших крепостей в Европе.

— Это тот Филипп Эльзасский, который присвоил Дамме статус города! Внушительно замок выглядит и сейчас. Окружённый со всех сторон водой он был также неприступен, как забравшийся на высокую скалу Кенингштайн.

Мы идём внутрь?

— Непременно! Отсюда можно полюбоваться городом.  Со стен и донжона Гравенкастела Гент виден из конца в конец. Отсюда смотрели на Гент его правители, жили они в замке до конца XIII века. Многое изменилось с тех пор. Но всё также отражается небо в водах Лис.

Всё также черепичные крыши города свиваются в колючую, беспокойную чащу.

Всё также прямо из воды поднимаются неприступные стены Гравенкастела.

В галереях замка неуютно и пусто. Серые стены, крутые лестницы кажутся зловещими. Интерьеры больше похожи на тюремные казематы и такое сходство совершенно оправдано — долгое время в стенах замка была тюрьма и он гордится длинным списком именитых узников, таких, как вождь французских протестантов Гаспар Колиньи, заточённый сюда в 1557 году.

 Помимо знаменитых, многие сотни простых заключённых томились в холодных, мрачных помещениях. Немного странным выглядят здесь блики солнца, голоса туристов, шум большого города, доносящийся с улицы даже сквозь многометровые стены и своды.

   — Ой, ты так рассказываешь, даже мороз по коже пробегает. И экспозиция здесь жутковатая, в Гравенкастеле сейчас музей юстиции, а по сути — восстановлена обстановка средневековой тюрьмы.

Давай уже на свет Божий выйдем, мрачно здесь!

— Знаешь, на улице очень резко ощущается контраст времён. Площадь Sint-Veerle уже ничем не напоминает, что именно здесь вплоть до XVIII века исполнялись приговоры суда.

На этой площади стоит обратить внимание на сохранившиеся ворота Рыбного рынка. В конце XIX века, после реконструкции, на воротах появились фигуры — символы двух рек, Шельды (Геркулес) и Лис (Венера).

— А венчает композицию Нептун с трезубцем!

— Может быть ты и права, похоже! Но в книге об этом ничего не написано. Давай ещё побродим вокруг замка. Этот квартал называется Patershol. Пройтись по нему — большое удовольствие. Можно даже не заходить в Кармелитский монастырь. А здания на углу улиц Rodekoningstraat и Kraanlei стоит рассмотреть повнимательнее. Ведь не везде встретишь дом, названный Преисподняя. На нём изображены пять чувств. Вот панорама улицы.

 — В придачу к осязанию, вкусу, обонянию, зрению и слуху добавлены изображения Любви с двумя детьми, Надежды с якорем и Веры с крестом.

— Рядом с ним, справа, дом ещё интереснее. Барельефы напоминают о пяти из шести дел милосердия. Перечисляй.

— Голодного — накормить; жаждущего — напоить; нагого или бедного — одеть; заключённого — навестить; больного — посетить и помочь; странника — принять. Что забыли?

— Умершего — похоронить. Вот такая барочная «наглядная агитация». Времени на посещение фольклорного музея у нас нет, пошли сразу к Царь-пушке Безумной Грете.

Нашу пушечку она по некоторым статьям обскакала. Старше Царь-пушки на добрые сотню лет. И палила ядрами в 340 кг. Наша пушка называлась «дробовик российский» и должна была стрелять картечью. А вот по остальным показателям русское орудие «покруче» будет. Более, чем втрое тяжелее ( Грета — 12.250 кг против 40.000 кг), вида более внушительного и украшена замысловато.  Стреляла Безумная Грета лишь однажды, этим Царь-пушка от неё недалеко ушла. А сейчас оба орудия на потеху поставлены. В Генте — каждый прохожий на неё подивится, в Москве — только за денюжку и после тщательного досмотра. Да. Не будем о грустном, уже на Пятничную площадь вышли.

— Тут только  о грустном и придётся рассказывать.

— Подожди. Сначала вспомним, что Пятничный рынок издавна был оживлённой торговой площадью. Торговали, в основном, тканями. И ткачи и сукновалы свои «разборки» устраивали тоже здесь, «не отходя от кассы» прилавка. В 1340 году на этом месте присягали английскому королю Эдварду III.

— Да, но расскажи сначала про Якоба Ван Артевельде, ему ведь памятник в центре площади установлен.

—  Якоб ван Артевельде, национальный герой Фландрии был не столько купцом, сколько политиком. Если добавить к этим двум достоинствам  дар оратора и большой капитал то нетрудно понять, почему он имел немалый вес в Генте.

Правителем Фландрии тогда был граф Людвиг II Фландрский. Граф поддерживал Францию в войне с Англией. Гент же нуждался в поставках английской шерсти для производства тканей. Тут у Артевельде был прямой интерес, ткацкое производство как раз было статьёй его собственного дохода. В 1337 году он заключил союз с Англией, склонил на свою сторону Брюгге и Ипр и поднял восстание. В результате победы Людовик II бежал во Францию, а Якоб Ван Артевельде стал фактическим правителем Гента. В войне Англии и Франции Фландрия перешла на сторону Англии. Король Эдвард III Английский, по убеждению Артевельде, признал Фландрию нейтральной областью. В 1340 году на Пятничной площади Эдварда  III провозгласили королём Англии и Франции.

— Но капризная фортуна вскоре отвернулась от Артевельде. Противники его политики (союза с Англией) распустили слух о казнокрадстве вельможи. Начались новые волнения и в 1345 году его убили в собственном доме.

— Интересно, что сын Якоба, Филипп, практически повторил судьбу отца. В 1381 году жители Гента  призвали его во время восстания против Людвига III Бургундского. И снова графа изгнали. Виновных в смерти Якоба (12 человек) казнили, а Филиппа ван Артевельде признали регентом Фландрии. Но уже через год,  27 ноября 1382,  армия Карла VI французского, поддержавшего изгнанного Людвига, разбила войска Филиппа Ван Артевельде,  последний Артевельде был убит.

Памятник  Якобу ван Артевельде  установили в 1863 году. (Автор — Винь-Квио) Бронзовой рукой герой  указывает на Лондон.

— А что с Карлом V?

— Двести лет спустя коронации Эдварда III здесь, на Пятничной площади, Император Священной Римской Империи расправлялся с Гентом за отказ в очередной раз оплатить войну против короля Франции. Этому предшествовали серьёзные волнения горожан и Карл V сурово наказал строптивый Гент. Город потерял многие привилегии. 25 «зачинщиков» мятежа казнили. 50 «активных участников беспорядков», одетые во власяницы, босые, с верёвками на шее вынуждены были прилюдно на коленях молить Карла V о милости.

— Также король приказал снести аббатство св. Бавона и заменить обитель «Испанской крепостью», разрушить городские ворота и часть крепостной стены. Слушай, мне кажется, мы с тобой углубились в историю и забыли о площади. Не пора ли повертеть головами и поговорить о том, что видим? Смотри, вот этот дом справа, с высокой башней, напоминает нечто среднее между замком и храмом.

— Пожалуй, ты права. Он называется Toreken, или Башенка и строился для гильдии кожевников.  Здание имеет непосредственное отношение к Пятничной площади, с 1511 года колокол на башне извещал о начале и конце работы рынка. Сейчас в нём гентский центр поэзии.

Выделяются на площади дома 47 ( в ярком одеянии, построенный в стиле фламандского барокко с портретом городского хрониста Маркуса ван Варневейка), 49 (Прилавок) обладает самыми красивыми в городе барочными воротами. С его балкона авторитетные особы наблюдали принесение присяги, исполнение приговоров, обращались к народу с речами.

На противоположной стороне, № 25 — суконные ряды, здесь торговали холщёвыми тканями, потом размещалась воскресная школа, сейчас — благотворительный фонд. Жаль у нас нет отдельных снимков домов, только панорама площади.

 — Зато мы можем показать два общественных здания, построенных для социалистического профсоюза. Многоэтажный городской модерн разбавил фасады предыдущих эпох.

— При строительстве этих зданий в 1900 году архитектор Даркенсон использовал новые в то время материалы и технологии — железо, стекло, бетон. Они слева на снимке.

 — Хочу пройти вот по той улице. Она напоминает Парижское предместье в Праге. Городская многоэтажная стилизованная эклектика, пойдём?

— Не успеваем. Показывай фото и двинемся к церкви святого Якова.

 Узнаёшь турнэйский гранит? Да, да, в этом многократно перестроенном храме сохранились и романские черты.

Каждые пятницу, субботу и воскресенье здесь царит оживление блошиного рынка. Чего только не найдёшь среди старого храма. Жаль, мы не сможем поглазеть на бельгийское барахло.

— Я покажу снимки голландской «блошки». Не думаю, что в Амстердаме она чем-то отличается от гентской.

— Хорошая идея. А мы идём по улице Koningstraat посмотреть на один из красивейших в Генте фасадов в стиле рококо. Строили его из белого песчаника для отеля Van Oombergen.

Сейчас здесь размещается первый в Бельгии Фламандский институт. Называется он Королевская Академия нидерландского языка и нидерландской письменности. Хотя я бы предпочёл говорить не нидерландский, а фламандский.

Идём назад, к Зеленному рынку (Groеntenmarkt). На Зеленном рынке заслуживает внимания Большой Мясной Дом (Groot Vleeshuis), его построили в XV веке. В огромном зале мясного дома одновременно могли сидеть сразу 116 мясников. Вплоть до 1884 года здание сохраняло своё назначение.

Зайти в неё непременно надо! Чтобы взглянуть на подлинные деревянные перекрытия.

И представить, как хранились окорока. Кстати, с 2002 года в мясном доме расположился Центр сертификации продуктов Восточной Фландрии. И продуктовые лавочки с многочисленными кафе.

 — А вот что мы с тобой проморгали, так это «Висельный дом» на углу рядом с мясным домом. Тут и позорный столб с виселицей, и четыре железные цепи! Провинившегося приковывали цепью за шею и оставляли на всеобщее осмеяние. В середине XVI века таким образом были наказаны более 40 человек.

— Что ж, за один раз всего не охватишь. Наш путеводитель предлагает заложить большую петлю и пройтись по набережным.

Мы же срежем угол и вернёмся к городскому каналу. Тут, сразу за собором святого Бавона, высится второй замок в Генте, серая мрачная крепость XIII века Жерара-Дьявола.

— С архитектурой всё понятно. Тот же турнэйский гранит, романская кладка.

А прозвище владельца?

— Говорят, что Жерар был женат пять раз и всех своих жён убивал, чтобы сочетаться браком с очередной будущей жертвой. Но такая репутация не помешала замку в разное время размещать  резиденцию богатого патриция,  склад,  школу святого Иеронима, семинарию, сиротский приют, тюрьму, сумасшедший дом, пожарное депо. Наконец его отреставрировали и разместили государственный архив. Для посещений замок закрыт.

Совсем рядом находится епископский дворец. Он стал первой «неоготической» ласточкой Гента (1840 год).

По бокам центрального окна второго этажа можно увидеть статуи святых — Людовика и Иосифа. Первый живший тут епископ увековечил своих святых покровителей, звали его Луи-Жозеф Делебек.

Рядом ещё один памятник Гента. Монумент людям, увековечимщим имя города в истории искусств.

-Братьям ван Эйкам!

— Именно так в 1913 году благодарные жители Гента решили выразить свой восторг, почтение, благоговение перед гениальными художниками. В порыве восхищения гентцы тянутся к сидящим в центре композиции Губерту и Яну ван Эйкам. Немая и вечная дань гению великих мастеров.

— Мне кажется, что тут прямая параллель с их бессмертным полотном «Поклонение Агнцу Божиему». Помнишь, там в молитвенном порыве, в благоговейном шествии люди устремляются к главному христианскому символу. Здесь же автор выразил не только благодарственную процессию горожан, но и нескончаемый поток почитателей шедевра ван Эйков.

— Точное сравнение, молодец! Но наша прогулка по центру города подошла к концу. Прилагаем обещанный план прогулки.

1.Площадь святого Бавона; 2.Суконный рынок; 3.Ратуша; 4.Церковь святого Николаса; 5.Церковь святого Михаила; 6.Двор Бегинаж; 7.Korenlei; 8.Музей Дизайна; 10.Квартал Patershol; 11.Дом Alijn; 12.Vrijdagmarkt; 13.Музей MIAT; 14.Церковь св.Якова; 15.Groentenmarkt; 16.Gaslei; 17.Университет; 18.Здание суда; 19.Опера; 20. Площадь Ливена Баувенса.

Но мы не прощаемся. Ведь Гент не ограничивается историческим центром. Кроме прославленного Гентского алтаря, в городе находится старейший в Бельгии музей изящных искусств. По дороге в «квартал художников» вам встретится импозантное здание Центра культуры и искусства. Это часть огромного комплекса Vooruit архитектора Диркенса с парадными залами и библиотекой, спортивным залом.

  — А вот и площадь святого Петра. Здесь находилось аббатство святого Петра, откуда и началась история Гента. Аббатство пережило и разрушение норманнов в 620 году, и религиозные войны второй половины XVI века. А после французской оккупации обители оправиться не удалось. На площади остался лишь барочный храм святого Петра.

  — С любопытными интерьерами.

Мы обратили внимание, что во многих соборах Бельгии почитают русские иконы. Здесь — Богородицу Владимирскую.

Мы отправились в эту часть Гента исключительно ради коллекции музея изящных искусств.

Полотна Питера Пауля Рубенса, Антонина ван Дейка, Франса Хальса, Яна де Брайя, Иеронима Босха — лишь несколько имён в списке блестящих мастеров собрания. Не удержусь от показа лишь одной картины — «Гент зимой» Пьера Франсуа де Нотер (Pierre Francois de Noter).

В заключении ещё раз предупредим, что из всех гостиниц в Генте держитесь подальше от LA DUCALE.

Как и везде в Бельгии в Генте нет недостатка в кафе и рестораничиках. Мы порекомендуем «Sparerib» на улице Kraanlei, рядом с домом 15.

Мы там полакомились мясом по-фламандски.

Но местные туда заходили, чтобы отведать свинину на рёбрах. Её заказывали все посетители и мы пожалели, что оставили без внимание блюдо, которое подаётся с четырьмя разными соусами и большой тарелкой салата.

-Наблюдали мы и за жизнью жителей Гента (гетчан? гентовчан? гентовцев? гентян?). Не всегда удобно тыкать людям в лицо камерой. Но иногда удавалось. Вот так они принимают солнечные ванны.

 — Или просто отдыхают за столиком кафе.

 — Конечно, москвичи никогда не останутся равнодушными к гентскому трамваю, который ходит в Москву. Да, есть в Генте пригород Moscou. Его оснавали русские военные в 1813 году во время европейского похода.

 

Сколько времени уделять на Гент? Нам еле хватило двух полных дней. «Если вы не видели вечерний Гент, значит Гент вы не видели» — говорит туристический сайт города. Мы видели Гент! Представляем доказательства!

Что, ж, теперь, в Антверпен. Спасибо Гент, мы тебя никогда не забудем!

— И обязательно расскажем о тебе всё что увидели, узнали, запомнили. До свиданья! Свидимся ли ещё?

 

 

Комментарии 1

  • Тоже видела этот трамвай Moscou и не могла нигде найти, откуда он взялся в Генте. Теперь буду знать.
    К сожалению, вечерний Гент увидеть не удалось, но теперь посмотрела ваши снимки и тоже могу говорить, что видела Гент хотя бы одним глазком.

Слово молвить

Яндекс.Метрика