«300-летие Дома Романовых». Пасхальное яйцо К. Фаберже

1913 год был в России особенным, юбилейным. 21 февраля праздновали 300-летие царствования Романовых, три века прошло с тех пор, как призвали на царство Михаила Фёдоровича, ставшего родоначальником новой династии.
Юбилей отмечался с большой торжественностью и поистине царским размахом – смягчены наказания, прощены недоимки, пожертвованы большие суммы на благотворительные нужды. Праздновали в Санкт-Петербурге, Москве, Владимире, Суздале, Нижнем Новгороде, откуда проследовали в Кострому и Ярославль. Люди приветствовали императорскую семью с большим воодушевлением – по колено стояли в волжской воде, когда пароход «Межень» с августейшими особами следовал в Ипатьевский монастырь. Там инокиня Марфа триста лет тому назад благословила своего сына Михаила на царство.
Придворный ювелир Карл Фаберже посвятил очередное яйцо юбилею Дома Романовых. Такая важная политическая тема требовала особенно торжественного художественного воплощения.
И хотя сделанное ранее, 1904 году, яйцо с моделью Московского Кремля было насыщено государственной символикой, но в новом шедевре символы империи приняли особенный смысл.
Основанием для яйца стала миниатюрная копия государственного щита, входившего в царские регалии с конца XVII века. Сам щит по сей день хранится в Оружейной палате. Он сделан из дерева и обтянут красным бархатом, украшен декоративными накладками из нефрита и горного хрусталя, инкрустированными драгоценными камнями и эмалями. Для большего сходства модели с оригиналом мастера-ювелиры изготовили миниатюрную копию из ярко-красного стекла. В центре щита укреплена подставка под яйцо в виде двуглавого орла. Она выполнена из золочёного серебра. В лапах гербовый орёл держит скипетр и державу.
Само яйцо поражает особым великолепием. «Скорлупа» выполнена из золота, украшена переливчатой прозрачной эмалью. Сверху эмаль затянута золотой чеканной сеткой в виде царских венцов, корон и двуглавых орлов. (Подобным образом украшено и яйцо «Память Азова»: его гелиотропная «скорлупа» оправлена в золотой каркас из завитков, усыпанных алмазами).
Но, конечно, главным украшением пасхального шедевра 1913 года служат 18 миниатюрных портретов всех царствующих представителей Дома Романовых – начиная с Михаила Фёдоровича и заканчивая Николаем II. Портреты написаны акварелью по кости и помещены под выпуклыми пластинами из горного хрусталя. Они оправлены в рамы из мелких алмазов – монарших камней.
Интересно, что изображения некоторых государей выбиваются из рамок хронологии. Так, портрет Николая II находится между портретами его отца Александра III и Петра I . Что заставило Фаберже поместить портрет Петра I в центре, рядом с действующим монархом, остаётся загадкой. Но вряд ли это было связано с желанием заказчика. Всем было известно, что Николай II испытывал антипатию к «великому реформатору». Связано это было с увлечением великого предка западной культурой в ущерб национальной. Но в глазах К. Фаберже, как и многих других иностранцев, приехавших работать в Россию, фигура Петра обладала несомненной привлекательностью.
Портреты монархов выполнил известный петербургский миниатюрист Василий Зуев, который активно сотрудничал с фирмой К. Фаберже. Портреты отличаются отточенностью и законченностью письма, изощрённостью технического исполнения, скрупулёзностью в изображении костюмов и аксессуаров.
( Любопытно, что к 300-летию Дома Романовых выпустили почтовые марки с портретами Романовых. Историк С.С.Ольденбург отмечал, что некоторые почтовые служащие даже не решались первое время их штемпелевать, боясь запачкать царское изображение. )
Верх и низ яйца украшены крупными плоскими алмазами. Под ними укреплены серебряная фольга с датами «1613» и «1913» — вверху и вензель императрицы – внизу, начертанные чернью.
Сюрприз яйца «Трёхсотлетие Дома Романовых» как нельзя лучше отражает идею о расширении и укреплении государства венценосными представителями правящей династии. Внутри яйца помещён вращающийся земной шар, выполненный из стали. Глубокий синий цвет материала – стали – передаёт окраску морей и океанов. На поверхности шара укреплены материки из цветного золота. Изображение Северного полушария дано дважды. На одном можно видеть территорию России в границах 1613 года, а на другом – её территорию в 1913 году.
Яйцо, посвящённое юбилею династии Романовых, является своеобразным политическим манифестом эпохи, когда Российская империя находилась в ряду первых держав мира. Его сюрприз – оригинальное воплощение идеи о расширении Российской империи за триста лет правления Дома Романовых.
О других пасхальных подарках  знаменитого ювелира можно прочитать в репортажах:

История коллекции пасхальных яиц Фаберже.

Клевер — эмблема удачи.

Время проходит, любовь остаётся. Яйцо — часы.

Символ власти и духовности. «Московский Кремль. 

Зелёный — цвет надежды. Модель Александровского дворца. 

Кумир города Туманов. Модель памятника Александру III

Великий сибирский путь.

Знаменательное плавание. «Память Азова»

Рассекая хрустальные волны. Модель яхты «Штандарт»

300-летие Дома Романовых.

Военные будни

«Созвездие царевича» — неоконченное яйцо.

На основе книги Т.Н.Мунтян «ФАБЕРЖЕ. ПАСХАЛЬНЫЕ ПОДАРКИ». Из собраний Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль» и Минералогического музея имени Ф.Е. Ферсмана РАН Москва, 2011 г.

Предлагаем Вашему вниманию серию статей о  древнем русском ювелирном искусстве. Первая статья цикла «Русское ювелирное искусство XII-XV веков».




Ваш e-mail: *

Ваше имя: *


Подписчиков:

 

Поделиться в
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет, будьте первым! Оцените пожалуйста материал.)
Загрузка...

Слово молвить