Пасхальное яйцо К.Фаберже с моделью Александровского дворца

или Зелёный — цвет надежды.

 Царское село – летняя парадная резиденция русских императоров, стало местом постоянного пребывания августейшей семьи в самом конце XIX века. Нигде царская семья не чувствовала себя так спокойно и уютно, чем в Александровском дворце.
Парадная летняя резиденция была построена архитектором Джакомо Кваренги в конце XVIII столетия. Заказчиком была Екатерина II, дворец предназначался для любимейшего внука императрицы, будущего царя Александра I. Миниатюрная копия этого дворца является сюрпризом одного из самых совершенных произведений Карла Фаберже. Николай II на Пасху 1908 года вручил это яйцо с сюрпризом – моделью дворца из цветного золота, серебра и эмали своей горячо любимой супруге.
Само нефритовое яйцо украшено миниатюрными портретами детей – четырёх Великих Княжон и единственного сына, наследника престола, цесаревича Алексея. Их прекрасные лица написаны акварелью на пластинках из слоновой кости. Портреты помещены под выпуклыми пластинами из горного хрусталя. Внутри яйца изображения закрыты золотыми оправами, на которых выгравированы имена детей и даты их рождения.
Старшей дочерью в семье императора была Ольга Николаевна. Она родилась в 1895 году. Она обладала очень живым умом, рассудительностью и в то же время была по-детски непосредственна.

Затем, на свет появилась Татьяна (1897). От природы была очень сдержана. И все отмечали, что она была самая красивая из всех девочек.

Третьей была Мария (1899). Она вся дышала здоровьем, всегда была румяна и свежа. За её сердечность и добродушие, несколько неуклюжую услужливость получила кличку «добрая толстая Туту».

Младшей дочерью была Анастасия (1901). Большая шалунья. В память о прозвище, данном Александре Фёдоровне при дворе королевы Виктории, Настю в доме называли «солнечным лучиком».
Для пасхального шедевра был выбран нефрит густого, насыщенного тона. Карл Фаберже очень любил зелёный цвет и называл его цветом надежды. В украшении яйца доминирует алмаз. Уильям Шекспир назвал его «камнем монархов», «залогом любви». Бриллиантами выложены вертикальные прожилки на яйце, завершающимися шишками с алмазными семенами. Между ними – тонкие золотые гирлянды, которые перевязаны изысканными алмазными бантиками. Мелкие алмазы обрамляют портреты детей. Из них же сложены начальные буквы имён. Каждую букву венчает императорская корона, тоже выложенная бриллиантами. Всего – 1805 мелких алмазных роз и 54 алмаза в виде застывших красных капель. И это ещё не всё.
Верх и низ яйца украшают ещё по четыре алмаза. В центре – крупные, треугольные. По середине каждой из сторон закреплён ещё один алмаз разменом поменьше. Таким образом – один треугольный в центре и три мелкие по бокам образуют шестиконечную звезду – Вифлеемскую звезду, появившуюся в момент рождения младенца Христа.
Кроме того, сквозь верхний и нижний треугольные алмазы видны дата создания яйца – 1908 и вензель императрицы.
В центре всей композиции яйца помещён портрет цесаревича Алексея. Этот портрет был сделан с фотографии наследника 1907 года, где он сидит в белой барашковой шапке. Алексей, по мнению окружающих, был похож на херувима со своими золотистыми кудрями и большими разумными серо-голубыми глазами, оттенёнными длинными ресницами. Но этот дивный ребёнок был причиной постоянный волнений своих родных. Родители жили в постоянной, смертельной тревоги за сына, потому что любая незначительная царапина могли причинить ужасные страдания ребёнку и даже могла привести к смерти. Особенно мучилась мать. Ведь гемофилия – наследственное заболевание великих герцогов Гессенских передаётся только от матери и только сыновьям.
Когда наследник был здоров, Александровский дворец преображался. Во время кризисов это тщательно скрывали от посторонних . Болезнь стала своего рода государственной тайной и причиной уединения во дворце. Не знакомые с ситуацией придворные, да и просто люди называли из «царскосельскими затворниками».
Кажется, не случайно модель дворца в пасхальном подарке помещена мастерами фирмы Фаберже на крошечный золотой круглый столик. Он как будто отгорожен от остального мира идеальной замкнутой формой круга и похож на остров. Который через несколько лет исчезнет. И на котором семье последнего русского императора было так хорошо.

Вы можете найти рассказы о других пасхальных подарках Карла Фаберже. 

О других пасхальных подарках  знаменитого ювелира можно прочитать в репортажах:

История коллекции пасхальных яиц Фаберже.

Клевер — эмблема удачи.

Время проходит, любовь остаётся. Яйцо — часы.

Символ власти и духовности. «Московский Кремль. 

Зелёный — цвет надежды. Модель Александровского дворца. 

Кумир города Туманов. Модель памятника Александру III

Великий сибирский путь.

Знаменательное плавание. «Память Азова»

Рассекая хрустальные волны. Модель яхты «Штандарт»

300-летие Дома Романовых.

Военные будни

«Созвездие царевича» — неоконченное яйцо.

На основе книги Т.Н.Мунтян «ФАБЕРЖЕ. ПАСХАЛЬНЫЕ ПОДАРКИ». Из собраний Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль» и Минералогического музея имени Ф.Е. Ферсмана РАН Москва, 2011 г.

Предлагаем Вашему вниманию серию статей о  древнем русском ювелирном искусстве. Первая статья цикла «Русское ювелирное искусство XII-XV веков».


Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
Подписчиков:

 

Поделиться в
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет, будьте первым! Оцените пожалуйста материал.)
Загрузка...

Слово молвить