«Военные будни». Пасхальное яйцо К. Фаберже

Среди драгоценных яиц из блистательного ряда пасхальных подарков одно выделяется своей простотой. Оно было подарено императрице Александре Фёдоровне в 1916 году. Этот подарок сделан из обычной стали и в украшении его не использовалось ни одного драгоценного камня.
Некоторые специалисты связывали такой скромный декор подарка с трудностями военного времени – шла Первая Мировая война, ювелирные фирмы испытывали недостаток драгоценных камней и металлов. Но всё происходило с точностью до наоборот. В войну количество заказов на дорогие ювелирные изделия даже увеличилось, в магазинах Фаберже баснословно дорогие украшения с большим количеством крупных и редких драгоценных камней раскупали в огромном количестве. Инфляция и нестабильная политическая обстановка подталкивали разбогатевших на военных заказах для армии дельцов вкладывать деньги в драгоценности.
  Главной трудностью на фирме Карла Фаберже было то, что многих мастеров взяли на военную службу и на государственные заводы. Ювелирное предприятие работало на оборону, выпуская знаки и награды, а также медицинское оборудование (шприцы) и детали для артиллерии.    Случалось так, что заказы для высочайших особ выполнять было просто некому.

 Скорее всего, заказ 1916 года получился подчёркнуто скромен, потому что Фаберже был хорошо осведомлён об образе жизни своих августейших заказчиков, непритязательный и в мирное время, а в тяжёлые годы и вовсе аскетичным. А.А.Вырубова, близкая подруга императрицы вспоминала, что за годы войны Александра Фёдоровна не приобрела ни одного нового платья. Те 20 миллионов фунтов стерлингов, которые царская семью держала в Лондонском банке, были истрачены на содержание госпиталей и другие благотворительные учреждения. Император и императрица курировали их лично. Широкая публика об этом не знала, не в правилах царской семьи было афишировать свои добрые дела.

Александра Фёдоровна и её старшие дочери – Ольга и Татьяна работали сёстрами милосердия. Большая часть Зимнего дворца превратилась в госпиталь. Более 20 военных госпиталей было оборудовано в Царском Селе, Петергофе, Павловске, Луге. Александра Фёдоровна занималась оборудованием санитарных поездов – всего их было 10 и больницы на колёсах носили имена государыни и её детей.
 В конце 1915 года император с наследником отбыл в войска Южного и Западного фронтов. Присутствие наследника воодушевляло солдат, и Александра Фёдоровна согласилась отпустить больного сына в действующую армию. Среди многих мероприятий, которые включали знакомство с бытом солдат (император осматривал землянки, пробовал пищу в походных кухнях), государь и наследник вручали отличившимся портсигары с тиснёным названием фирмы К.ФАБЕРЖЕ. В это время появилось множество различных фотографий государя и цесаревича в войсках. Одна из них, вероятно и послужила образцом для миниатюриста Василия Зуева, который трудился над портретами русских монархов, когда создавалось яйцо «Трёхсотлетие Дома Романовых».
Эта миниатюра, выполненная акварелью на кости,  стала сюрпризом «Военного» яйца. Портрет Николая с цесаревичем-наследником Алексеем стоит на мольберте в виде вензеля императрицы Александры Фёдоровны. В верхней части мольберта закреплены знаки ордена Святого Георгия IV степени, которым Николай II был награждён после поездок по фронтам.
Само яйцо помещено на подставку из четырёх снарядов. Оно отличается чистотой формы, сдержанностью и строгостью. Поверхность отливающей холодным блеском стали идеально отполирована. Официален и накладной декор «скорлупы» из золота – вензель императрицы, герб Москвы и двуглавый орёл со стрелами и лавровым венком в лапах, символами войны и славы. Вся композиция установлена на постаменте из нефрита благородного зелёного цвета. Она блестяще передаёт настроение военных лет, трудных для России и для императорской семьи.
То же настроение звучит и в миниатюре В.Зуева. Преобладающий цвет в картине – серый, им написаны серое небо, хмурый день, свинцовые тучи. Царь и наследник также одеты в серые шинели, среди военачальников – суровые будни войны.
Это яйцо в нашей коллекции завершает ряд императорских пасхальных шедевров. Буря разразилась, трагические для царской семьи и их придворного ювелира дня были уже очень близки.
О других пасхальных подарках  знаменитого ювелира можно прочитать в репортажах:

История коллекции пасхальных яиц Фаберже.

Клевер — эмблема удачи.

Время проходит, любовь остаётся. Яйцо — часы.

Символ власти и духовности. «Московский Кремль. 

Зелёный — цвет надежды. Модель Александровского дворца. 

Кумир города Туманов. Модель памятника Александру III

Великий сибирский путь.

Знаменательное плавание. «Память Азова»

Рассекая хрустальные волны. Модель яхты «Штандарт»

300-летие Дома Романовых.

Военные будни

«Созвездие царевича» — неоконченное яйцо.

На основе книги Т.Н.Мунтян «ФАБЕРЖЕ. ПАСХАЛЬНЫЕ ПОДАРКИ». Из собраний Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль» и Минералогического музея имени Ф.Е. Ферсмана РАН Москва, 2011 г.

Предлагаем Вашему вниманию серию статей о  древнем русском ювелирном искусстве. Первая статья цикла «Русское ювелирное искусство XII-XV веков».




Ваш e-mail: *

Ваше имя: *


Подписчиков:

 

Поделиться в
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет, будьте первым! Оцените пожалуйста материал.)
Загрузка...

Слово молвить