Дворец Алексея Михайловича. Часть VI

Из мужской половины и учительной палаты, о которых рассказали в предыдущей части, спускаемся вниз. Подклет дворца практически полностью занят техническими службами. Единственное, что здесь восстановлено и доступно для осмотра – государева мыльная, то есть баня. Подобно крестовым палатам мылен во дворце также было несколько. Своя мыльня была на мужской половине, где мы находимся, была мыльня на половине государыни и была мыльня на половине царевен – сестёр и дочерей царя. Их было минимум три, об этом известно достаточно точно.
Нынешний предбанник назывался в ту пору «Мовными сенями». Его убранство восстановлено по сохранившимся описаниям.

Дворец Алексея Михайловича - 6

 В мовных сенях вдоль стен всегда стояли лавки, а на них были полавочники. Здесь они восстановлены наиболее достоверно. На лавки стелили сено или простыни.
Мыльная занимала большую площадь и была просторной.
Состояла она из двух половин. Сначала – предбанник, или — по старинному — мовные сени. Иначе говоря, это были сени для мытья со своим совершенно определённым набором предметов.

Дворец Алексея Михайловича - 6Вдоль стен стоят достаточно широкие пристенные лавки. Их накрывают полавочники. Здесь достоверно восстановлен полавочник из цветного сукна. Его украшает узор из треугольников и ромбов.  Такие полавочники шились из обрезков. Ни один кусочек ткани не выбрасывался, всё шло в дело. В мовных сенях на примере полавочников  показано, как до последнего куска использовалась ценная ткань в XVII веке.
Помимо суконных полавочников лавки были покрыты слоем сена и, поверх сена,  простынями.  Были здесь и подушки. На столе (стол мог быть один и не один) находилась «мовная стряпня». Стряпня – это далеко не всегда еда, особенно в XVII веке. Стряпня – это всякая мелочь, которая нужна человеку в жизни.  Стряпнёй могли быть носовой платок, посох, шапка, зонтик. К мовной стряпне относились бельё, греческое мыло, специально разведённый щёлок, пиво, квас с благовонными травами.  Вся эта мовная стряпня находилась на столе в мовных сенях. Всем этим ведали специальные люди, которые так и именовались стряпчими. Отсюда пошло название придворного чина, а затем и профессии. В экспозиции есть жбаны, Дворец Алексея Михайловича - 6ковшики в всё прочее, что имело отношение к мытью и паренью. Самый неуместный здесь предмет – это кресло. Конечно, во дворцовую мыльню ходил сам царь, но в бане он вряд ли требовал себе трон. Это кресло происходит из одного из северных монастырей. Его сделали в  XVII веке. Увы, некоторые части экспозиции слепили из того, что было.
Суконные завесы здесь куда более уместны (у окна). Даже в  бане  никто не мог видеть государя в неподобающем виде.

Дворец Алексея Михайловича - 6

В первом отделении бани постелен туркменский ковёр, с характерным центральноазиатским орнаментом.

Из мовных сеней мы переходим в саму мыльню.

Мыльня.

Если исходить из традиционных представлений о русской бане, то царская мыльня довольно просторная. Однако именно такой она была согласно планам дворца. Стоит обратить внимание на полы. Пол в мыльне устроен «в решь», как это называлось в XVII веке. Доски лежат довольно редко  с заметным расстоянием между ними. Под полом  проложены свинцовые пластины. Они лежат с наклоном,  чтобы через щели в полу по этим пластинам стекала вода.

Дворец Алексея Михайловича - 6

Парная (второе отделение бани) отличается от современных разве что большими размерами.

Дворец Алексея Михайловича - 6

Баня отапливалась печью-каменкой.

Дворец Алексея Михайловича - 6

В ней нагревали, раскаляли камни и затем бросали в воду. Таким образом вода нагревалась.

Дворец Алексея Михайловича - 6
Внешний вид и убранство интерьера бани воссоздали по немецкой гравюре XVII века.
Дворец Алексея Михайловича - 6Перед визитом к царице на ночлег царь обязательно посещал мыльню. Тут возникает несколько интимный вопрос о соблюдении гигиены собственного тела. Конечно, хорошо было помыться перед визитом к жене. Но процесс мытья был ещё и сакральным актом. Вся деятельность, все части жизни строго разграничивались. И мытьё перед посещением опочивальни царицы было не только гигиеническим делом, но и желанием отрешиться от государственных проблем, «смыть» заботы и войти в другую домашнюю, интимную жизнь. Мытьё было как бы переходом из жизни политической или богослужебной в жизнь семейную, личную.
Мылись в домах часто. Царь бывал в бане 2-3 раза в неделю. Французы придумали духи, чтобы заглушать запахи тела. У нас же люди предпочитали соблюдать чистоту душевную и телесную: молились и следили за  гигиеной. Алексей Михайлович мылся ещё и после театра. Театр он любил, но считал, что нужно смыть с себя участие в этом не совсем богоугодном деле.

Помывшись, государь шёл на женскую половину. О ней расскажем в следующей части.

По материалам лекции научного сотрудника музея-заповедника Коломенское В.Зуйкова. Предлагаем серию публикаций о музее «Коломенское»
Дворец Алексея Михайловича. Часть I
Дворец Алексея Михайловича Часть II
Коломенское. Экспозиция передних ворот
Домик Петра I в Коломенском
Храм Вознесения в Коломенском
Георгиевская колокольня в Коломенском
Коломенское. Атриум

Поделиться в
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет, будьте первым! Оцените пожалуйста материал.)
Загрузка...

Комментарии 2

  • Огромное спасибо за интереснейшую информацию , изложенную легким, доступным языком. Прочла с великим удовольствием все части о Коломенском Дворце.

    • Катерина, спасибо на добром слове. Все статьи цикла — заслуга научного сотрудника музея-заповедника Коломенское В.Зуйкова. Его лекцию по залам дворца мы застенографировали, снабдили авторскими снимками, расшифровали и опубликовали для публичного просмотра, чтобы эти замечательные сведения могли и другие люди прочитать.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *