Дворец Алексея Михайловича. Часть VI

Из мужской половины и учительной палаты, о которых рассказали в предыдущей части, спускаемся вниз. Подклет дворца практически полностью занят техническими службами. Единственное, что здесь восстановлено и доступно для осмотра – государева мыльная, то есть баня. Подобно крестовым палатам мылен во дворце также было несколько. Своя мыльня была на мужской половине, где мы находимся, была мыльня на половине государыни и была мыльня на половине царевен – сестёр и дочерей царя. Их было минимум три, об этом известно достаточно точно.
Нынешний предбанник назывался в ту пору «Мовными сенями». Его убранство восстановлено по сохранившимся описаниям.

 В мовных сенях вдоль стен всегда стояли лавки, а на них были полавочники. Здесь они восстановлены наиболее достоверно. На лавки стелили сено или простыни.
Мыльная занимала большую площадь и была просторной.
Состояла она из двух половин. Сначала – предбанник, или — по старинному — мовные сени. Иначе говоря, это были сени для мытья со своим совершенно определённым набором предметов.

Вдоль стен стоят достаточно широкие пристенные лавки. Их накрывают полавочники. Здесь достоверно восстановлен полавочник из цветного сукна. Его украшает узор из треугольников и ромбов.  Такие полавочники шились из обрезков. Ни один кусочек ткани не выбрасывался, всё шло в дело. В мовных сенях на примере полавочников  показано, как до последнего куска использовалась ценная ткань в XVII веке.
Помимо суконных полавочников лавки были покрыты слоем сена и, поверх сена,  простынями.  Были здесь и подушки. На столе (стол мог быть один и не один) находилась «мовная стряпня». Стряпня – это далеко не всегда еда, особенно в XVII веке. Стряпня – это всякая мелочь, которая нужна человеку в жизни.  Стряпнёй могли быть носовой платок, посох, шапка, зонтик. К мовной стряпне относились бельё, греческое мыло, специально разведённый щёлок, пиво, квас с благовонными травами.  Вся эта мовная стряпня находилась на столе в мовных сенях. Всем этим ведали специальные люди, которые так и именовались стряпчими. Отсюда пошло название придворного чина, а затем и профессии. В экспозиции есть жбаны, ковшики в всё прочее, что имело отношение к мытью и паренью. Самый неуместный здесь предмет – это кресло. Конечно, во дворцовую мыльню ходил сам царь, но в бане он вряд ли требовал себе трон. Это кресло происходит из одного из северных монастырей. Его сделали в  XVII веке. Увы, некоторые части экспозиции слепили из того, что было.
Суконные завесы здесь куда более уместны (у окна). Даже в  бане  никто не мог видеть государя в неподобающем виде.

В первом отделении бани постелен туркменский ковёр, с характерным центральноазиатским орнаментом.

Из мовных сеней мы переходим в саму мыльню.

Мыльня.

Если исходить из традиционных представлений о русской бане, то царская мыльня довольно просторная. Однако именно такой она была согласно планам дворца. Стоит обратить внимание на полы. Пол в мыльне устроен «в решь», как это называлось в XVII веке. Доски лежат довольно редко  с заметным расстоянием между ними. Под полом  проложены свинцовые пластины. Они лежат с наклоном,  чтобы через щели в полу по этим пластинам стекала вода.

Парная (второе отделение бани) отличается от современных разве что большими размерами.

Баня отапливалась печью-каменкой.

В ней нагревали, раскаляли камни и затем бросали в воду. Таким образом вода нагревалась.


Внешний вид и убранство интерьера бани воссоздали по немецкой гравюре XVII века.
Перед визитом к царице на ночлег царь обязательно посещал мыльню. Тут возникает несколько интимный вопрос о соблюдении гигиены собственного тела. Конечно, хорошо было помыться перед визитом к жене. Но процесс мытья был ещё и сакральным актом. Вся деятельность, все части жизни строго разграничивались. И мытьё перед посещением опочивальни царицы было не только гигиеническим делом, но и желанием отрешиться от государственных проблем, «смыть» заботы и войти в другую домашнюю, интимную жизнь. Мытьё было как бы переходом из жизни политической или богослужебной в жизнь семейную, личную.
Мылись в домах часто. Царь бывал в бане 2-3 раза в неделю. Французы придумали духи, чтобы заглушать запахи тела. У нас же люди предпочитали соблюдать чистоту душевную и телесную: молились и следили за  гигиеной. Алексей Михайлович мылся ещё и после театра. Театр он любил, но считал, что нужно смыть с себя участие в этом не совсем богоугодном деле.

Помывшись, государь шёл на женскую половину. О ней расскажем в следующей части.

По материалам лекции научного сотрудника музея-заповедника Коломенское В.Зуйкова. Предлагаем серию публикаций о музее «Коломенское»
Дворец Алексея Михайловича. Часть I
Дворец Алексея Михайловича Часть II
Коломенское. Экспозиция передних ворот
Домик Петра I в Коломенском
Храм Вознесения в Коломенском
Георгиевская колокольня в Коломенском
Коломенское. Атриум

Комментарии 2

  • Огромное спасибо за интереснейшую информацию , изложенную легким, доступным языком. Прочла с великим удовольствием все части о Коломенском Дворце.

    • Катерина, спасибо на добром слове. Все статьи цикла — заслуга научного сотрудника музея-заповедника Коломенское В.Зуйкова. Его лекцию по залам дворца мы застенографировали, снабдили авторскими снимками, расшифровали и опубликовали для публичного просмотра, чтобы эти замечательные сведения могли и другие люди прочитать.

Слово молвить