Пять дней в Санкт-Петербурге — VI

Окончание. Предыдущая часть здесь.

1. «Стоит комод, на комоде бегемот…»
2.Мойка, 12
3.Русский музей
4.Острова со знатоком
5.Последнее утро в Санкт-Петербурге

День шестой, 2 марта, четверг

«Стоит комод, на комоде бегемот…»

Русский музей в этот день сыграл с нами злую шутку. По четвергам он открывается в 13 часов. Конечно, мы сами виноваты, не просчитали. Нужно было заранее чётко определить, в какой день какой музей мы посещаем. Но тогда бы получилось путешествие по расписанию. А это скукотища. Да и потом, со дня поездки в Краков (когда в яркий день проторчали в музеях Вавеля, а в сумрачные дни ходили по городу) решили всё же по возможности руководствоваться погодой. Солнце – гуляем, пасмурно – идём в музей. Претворять в жизнь это правило получается не всегда. В музеях, знаете, тоже есть свои расписания. Но тем не менее. Откладывать Русский музей было уже некуда. Незаметно настал наш последний день в Санкт-Петербурге, не уезжать же без коллекции отечественной живописи! Мы скоренько переиграли распорядок дня, с утра отправились к Мраморному дворцу, чтобы наконец-то подойти к «комоду». Русский музей нам и здесь подкузьмил. Здание на Миллионной принадлежит музею и также, как и Михайловский дворец, позволяет посетителям приближаться к нему не ранее 13. Пришлось снимать конного императора через забор.

Неугомонная Бортжурналистка погнала Начальника на постамент решётки за лучшим ракурсом, он взобрался и испачкался, я была жёстко ругана… Зато создание Паоло Трубецкого добыли!
Обратили внимание на то, как изменилась Нева. Помните панорамы с гуляющими по льду петербуржцами, красивый отсвет заката на невском снегу?.. Даже не верится, что вчера так оно и было.

На Мойку 12 пришли сразу к открытию музея. Экскурсия начиналась только в 11 часов и у нас осталось время для небольшой прогулки. Мы прошли через двор Капеллы
на Большую Конюшенную. Наше внимание привлекла деревянная модерновая дверь.

За рассматриванием её плавных линий, изогнутой ручки, догадками, пользуются ли ею сейчас, как она уцелела в войну, пролетели минуты до экскурсии.

Мойка, 12

Мойка, 12 – адрес, куда невозможно войти без волнения. Здесь, здесь закончились его последние минуты жизни.

А.А. Козлов «Портрет А. С. Пушкина на смертном одре»

Сюда толпами входили люди и кто-то просто написал на внутренней двери «Пушкинъ».

Здесь он работал и сидел за любимым столом в кресле с подставкой для ног. Здесь стоит кожаный диван, такой же, как тогда…

Здесь играли его дети.

Здесь висит на стене портрет младшей, Натальи, которая совсем не знала отца и которая так на него похожа!

Здесь Наталья Николаевна поставила свою кушетку, чтобы через дверь прислушиваться к дыханию умирающего мужа, который не позволил ей быть рядом.

Все эти вещи, память, разрывают сердце, выворачивают наизнанку душу… Здесь скорбишь, как о родном человеке уже почти двести лет спустя его гибели. И можно ли в таком музее работать ординарному экскурсоводу? Нет! В очередной раз мы побывали на необычном представлении, в театре одного актёра, где героем был Поэт, его семья, друзья, эпоха, а проводником в этот мир стала наш великолепный гид. Так ругаю себя за то, что не спросила у неё имени и отчества. А ведь после экскурсии мы ещё некоторое время беседовали с ней, обсуждали пушкинские места (Михайловское, Болдино, Маркучай), сетовали, что уже много лет в Москве не заказывают экскурсию «Пушкин в Москве», которая имеется в арсенале Начальника.

Русский музей

До открытия Русского музея у нас оставалось немного времени. Вполне достаточно, чтобы совершить ненавязчивую прогулку. Сначала остановились у церкви Спаса Нерукотворного Образа, где отпевали Поэта.

Потом прошли по Пестеля (храм святого Пантелеймона очень напомнил церковь Климента Папы Римского в Климентовском переулке).
Взглянули на училище Штиглица.

Свернули на Моховую.

Надо же, и в Петербурге есть своя Моховая!
Вышли на Белинского. И, наконец, Русский музей.

Коллекцию мы смотрели несколько сумбурно. Не то, чтобы спешили, хотя на время поглядывали. Но решили не распыляться на полотна второстепенного плана, а сначала увидеть то, что очень хотелось, а потом посмотреть оставшиеся вещи.
— Скажите пожалуйста, как найти «Государственный совет» И.Е.Репина? – обратился Начальник к смотрительнице. Она обстоятельно объяснила путь. А по дороге… Боже, Чистяков, Куинджи,

Архип Куинджи. «Ночное»

Иван Шишкин,

И.Шишкин. «Дубы»

Владимир Маковский.

В.Е.Маковский «Ночлежный дом»

— А вот и Алексей Кондратьевич Саврасов, смотри, авторское повторение «Грачей…»! Ну как их пропустить?

Наконец узрели знаменитый Государственный совет!

Узнала и портрет С.М.Драгомировой Ильи Ефимовича. Забавную историю об этом портрете я рассказывала в отчёте о выставке В.А.Серова.

И.Е.Репин. Портрет С.М.Драгомировой

— Нам теперь к Серову, подскажите пожалуйста, как пройти? – Начальник снова обращается за помощью к сотруднице и снова запоминает кратчайший путь. Снова имена мастеров не дают нам ускорить шаг – Рерих,

Н.Рерих «Иноземные гости»

Васнецов,

В.Васнецов «Богоматерь»

Суриков,

В.Суриков «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге»

Головин,

А.Головин «Деревья на берегу моря»

Кустодиев,

Б.Кустодиев «Гуляние на Волге»

Врубель…

— Ой, Василий Поленов, наш «Московский дворик». Только без лошадки и детишек!

Боже, как же миновать их походя?

Осознав, что всё прекрасно успеваем, мы обстоятельно рассматриваем полотна академиков живописи – Брюллова и Бруни. Рискую навлечь на себя гнев праведный, но «Медный змий»

мне показался сильнее «Помпеи».

Может быть, потому что на выставке в Москве уже видела картину К.П.Брюлова, а с полотном Бруни вживую познакомилась впервые?
Интерьеры мы не особенно разглядывали. Но любимую флорентийскую мозаику и здесь не пропустила.

После музея – небольшой перекус. По пути случились «Фрикадельки». Они сильно напомнили нам московскую «Му-му». С той только разницей, что в начале четвёртого в Му-ме уже нет ажиотажа, а во Фрикадельках свободный столик едва нашли.

Острова со знатоком

К чему была вся эта спешка? Потому что вечером мы собирались на встречу с замечательным путешественником и потрясающим рассказчиком Eeyore. Коренной петербуржец, он предложил нам прогуляться по островам, посмотреть особняки – старые и новые. Кто же устоит против такого соблазна? Причём, от двойного удовольствия – встречи и совместной прогулки? Оставшиеся несколько петербургских часов мы провели втроём, на островах, Крестовском, Каменном и Елагином. Мы увидели архитектуру, скрытую от обычных туристических троп. Интересные особняки, дворцы, новые

и старые.

Из будки рядом с модерновым домом вышел охранник. Мы сначала подумали, что он собирается ругать нас за снимки. Совсем наоборот. Ему и самому жалко особняк. Но если охрану держат, значит — не всё у особняка потеряно.

Увидели мы и пару самых настоящих дворцов,


один из них — Елагин.

Издалека взглянули на церковь, где К.К.Данзас с А.С.Пушкиным остановились на пути к Чёрной речке.

Подошли к столетнему буддийскому храму.

Зашли внутрь, но фотографировать постеснялись.

Почти три часа прогулки прошли совершенно незаметно. Василий, наши благодарности и обещание показать Вам старую Москву!
Жаль, в последний вечер погода была мерзкая, ветреная и дождливая.

Прощальный ужин мы устроили рядом с отелем.

Вчера, во время большого поиска ресторана мы миновали скромное заведение «Багатель».

Я потом пожалела об этом, но не возвращаться же назад? В отдельной статье «Санкт-Петербург на тарелочке» я подробнее рассказала о нём. Здесь упомяну, что «Багатель» нам очень понравился и кухней и обстановкой, и ценой, и ещё тем, что мы были практически одни в пустом зале. Вечер удался! Да и поездка в целом тоже! Отныне я не буду стыдливо отводить глаза при разговоре о Санкт-Петербурге. Теперь и я была, видела, восхитилась и всем сердцем полюбила удивительный, нежный, строгий, стойкий потрясающий Санкт-Петербург!

День седьмой, 3 марта, пятница

Последнее утро в Санкт-Петербурге

Последний день стал только чуть-чуть экскурсионным. Начальник всё же решил хоть мельком показать мне Смольный собор.

Я впечатлилась и расстроилась. Только одним глазком? Я хочу пощупать, понюхать, потрогать….

Питер не хотел нас отпускать.

Алгоритм движения изменился и Начальник дважды проехал по Кирочной, Суворовскому проспекту….
Солнце издевательски сияло во всю мартовскую мощь….

Остановились у быков, о которых читала у Синдаловского.

Как их создателю, Василию Ивановичу Демут-Малиновскому приснился сон, что быки пришли к нему. Спустя сто лет во время блокады скульптурные изображения перенесли на то самое кладбище, где был похоронен скульптор. Как же мимо бычков проехать?

Говорят, что мастера, братья Дмитриевы, которые отливали быков, назвали рогатых Взорушка и Невзорушка. Только теперь уже и не узнаешь, где — какой.

Про дорогу домой Начальник уже всё рассказал. Пожалуй, на том и распрощаюсь до новых путешествий и новых сериалов. Про «Санкт-Петербург на тарелочке» есть отдельный обзор. Хотелось бы ещё подвести финансовые итоги поездки. Как управлюсь, вставлю соответствующие ссылки. С читателями не прощаюсь. Предлагаю вашему вниманию французский цикл под общем названием «2932 км по Франции». И объединяю все статьи петербуржского сериала:

1.Первые впечатления. Прогулка вдоль Мойки, Морской собор.
2.Прогулки. Музей истории Санкт-Петербурга и Исаакиевский собор.
3.Невский проспект. Казанский собор
4.Юсуповский дворец. Церковь Спаса-на-Крови. Вечерняя прогулка
5.Эрмитаж. Екатерининский дворец. Лицей
6.Мойка 12. Русский музей. Острова.

TEXT.RU - 100.00%

Поделиться в
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Комментарии 2

  • На прошлой неделе был в Питере в командировке, а мои девчата увязались со мной. Во вторник съездили на Черную речку (на Мойку 12 и в Русский музей не попали, вторник-выходной), а в среду с утра пошли к Пушкину, на Мойку.
    Видимо, Вам действительно повезло с экскурсоводом — у моих впечатления от персонала музея прямо противоположные. Сначала кассирша 15 минут обслуживала многодетную маму, в результате на начало экскурсии опоздали, а оплатить и присоединиться — низзя!
    Чтобы не ждать час, взяли аудтогиды и решили самостоятельно, не торопясь, прикоснуться к истории… но стоило остановиться и начать слушать, как тут же подваливает организованная группа и экскурсовод нагло и грубо заявляет: Освободите место, что, не видите, что здесь группа! Вы МЕШАЕТЕ!
    Дочь осталась под впечатлением, но настроение было испорчено напрочь. Вылечили в Книжном на Невском, купили самоучитель корейского языка. 🙂

    • Сергей, по-доброму Вам завидуем — в Питер, да за казённый счёт!
      На Мойке 12 Вам действительно не повезло. Когда мы выходили из музея, я видела другого экскурсовода и мелькнула мысль, что приди мы на полчаса позже и не услышали бы столь блестящей экскурсии, второй гид с первого взгляда не понравилась. Да и отношение к посетителям у сотрудников просто ужасно, судя по Вашему рассказу. 🙁
      Сергей, а корейский самоучитель зачем!?

Слово молвить