Давно не читала “про жизнь”. Вспомнила о давно болтавшейся в списках стоящих книг Марины Степновой “Женщины Лазаря”. Кто-то из знакомых советовал. Отзывы читать не стала. Сама разберусь. Разобралась не сразу и впопыхах написала несколько восторженных слов в свой дневник. Поторопилась, ой, поторопилась!
Сопроводительная записка к книге сообщает, что это семейная сага о трёх женщинах, трёх возлюбленных главного героя, Лазаря, гениального учёного.
Первая коротенькая глава знакомит с одной из героинь – пятилетней Лидочкой, у которой гибнет мать. И она оказывается на попечении своей бабушки – Галины Петровны, второй героини, второй возлюбленной, первой и единственной жены Лазаря Иосифовича. Повествование только начинается и я наслаждаюсь красивым языком автора, множеством метафор, эпитетов. В голове мелькает сравнение слога с языком Рубиной, но ты его отметаешь, как надоедливую муху, да, немного есть, но это – простительно, даже можно не заметить.
Во второй главе появляется Лазарь. Непонятно откуда, в послереволюционное время он возникает на пороге кабинета учёного Чалдонова, руководителя института и тот приводит его в дом, знакомит с женой, Марусей. Маруся удалась автору на славу! Проглотила главу на одном дыхании, залпом, оплакала мирную смерть Маруси в почтенном возрасте и поделилась с друзьями находкой новой книги, нового автора…
А потом…. А потом хорошее закончилось и начался плохой сериал, дрянная мыльная опера. С ненастоящими героями, искусственными ситуациями, фальшивым окружением. Лазарь, к которому сначала испытываешь уважение и глубокое сочувствие, что пол- жизни любил жену друга молча, не тревожа семейный покой обожал Марусю, страдал от своего чувства, оказался похотливым самцом. Он не видит отвращения к нему молоденькой Галочки, Галины Петровны. Он не испытывает никаких чувств к собственному сыну. И вообще в романе автор не скрывает отвращения к детям. У Маруси их просто нет, Лазарь Иосифович и Галина Петровна их не терпят, даже собственного сына. Детям в романе отведена незавидная роль – из называют “ведомственными отпрысками”, “девчёнышом”, “приплодом”. Маленьких детей Царёвых и вовсе надолго оставляют одних в доме без присмотра.
И перестаёшь верить всему происходящему в романе. Лениво дочитываешь, чтобы узнать, какая же связь, кроме родственной, у Лидочки и Лазаря? А, так он, оказывается, стал её спасителем! “Выталкивает” героиню с того света, когда она пытается покончить с собой!
От многих вещей просто коробит. Коробит от выходок Галины Петровны. Коробит, когда шестилетняя девочка читает “про себя” и не что-нибудь, а кулинарную книгу XIX века в старой орфографии с ятями и ижицами! (Шестилетние дети вслух едва читают, не то что про себя – если они не вундеркинды, а Лидочка – не вундеркинд). Коробит, когда к неодушевлённым предметам применяют эпитет “мёртвый”. Выворачивает, когда выставляют напоказ изнанку исподнего белья. Когда сочно и со смаком, в нескольких абзацах описывают новую шубу. Когда применяют нелитературную лексику. Правдивости и жизненности мат не добавляет, а ложку дёгтя – ещё какую!
Так что – не читать? Дрянь? Не то, чтоб уж совсем… Чувство какое-то непонятное. Подруга очень правильно сказала: “как будто обманули, вместо настоящего, подделку подбросили”. По одной книге судить не могу. Да и писателя ведь каждый может обидеть. А ты поди, сам напиши! Вы пишите, Марина Львовна. Только правду пишите, велосипед уже давно изобретён. Мы вас не по злобе критикуем. По хорошей современной отечественной литературе очень соскучились.
Дочитываю уже вопреки. Многообещающее начало переросло в какое-то обилие дурного запаха, рвоты и бесконечно равнодушных дураков… Да, ещё эти непременно заканчивающиеся жизни где-то в начале жизни. И при этом не могу сказать, что книга плохая. Хотя иногда кажется, что мерзкая… Впрочем, женщинам после сорока пяти она уже ничем не грозит. Читать можно.
Елена, огромное спасибо за Ваше мнение. Разделяю его. Помню, с каким восторгом читала первые страницы книги и с каким брезгливым чувством дочитывала. После “Женщин Лазаря” взяла сборник рассказов Степновой “Где-то под Гроссето”. Нет, автор совершенно мне не подходит. Она не просто не любит своих героев, но наслаждается их бедами и неудачами, ни капли сострадания, сочуствия, надежды. В каждом рассказе – “так тебе и надо, получи по заслугам”.
Ещё раз благодарю за Ваш отзыв.
А мне “Женщины…” понравились, как и сама Степнова вообще. Она, оказывается, в Тульской области родилась и в “Безбожном переулке” описывает свой город Ефремов (Феремов в книге). Я и догадалась. Потом уже прочитала про Марину Львовну. У неё недавно вышел сборник рассказов “Где-то под Гроссето”, мне понравился.
Елена, эта книга Степновой была первой и, увы, последней. Образы героев мне показались надуманными, не настоящими. Больше нет желания читать что-то ещё этого автора.