В 2023 году Государственный Исторический музей организовал показы несколько интереснейших коллекций. Выставки “Сны Сибири” и “Путь бриллианта” посетители приняли с большим воодушевлением. Можно сказать, что новая временная экспозиция ювелирных украшений “Записки ювелира. Бриллиантовая история” стала продолжением прошедшего тематического показа русских алмазов и бриллиантов “Путь бриллианта”.
Чем же удивили публику устроители выставки? Какие ювелирные диковинки представили? Стоит ли посещать выставку “Записки ювелира”? На эти вопросы мы постарались ответить в обзоре.
Записки ювелира. Личные впечатления
Бриллианты – это всегда ярко и зрелищно. Мы порой не можем оторвать глаз от витрины в ювелирном магазине. Что уже говорить об артефактах, выполненных заслуженными ювелирами как произведения искусства? Они приложили все свои умения для демонстрации лучших качеств камня.
В выставочном пространстве “Записок ювелира” как бы попадаешь в волшебный мир сказки. В первую очередь, впечатление создаётся некой “таинственностью” залов – затемнёнными помещениями, звуковым сопровождением, разнообразной и необычной подсветкой.
Но самое главное – это сами артефакты. С детства мы представляем себе “аленький цветочек”, “шапку-невидимку”, “яблочко на тарелочке” и “маковую росинку”, обладающую силой ослабить врагов и придать могущества герою. Независимый ювелирный дизайнер Михаил Барышников чудесным образом воплотил сказочные волшебные штучки в роскошные материальные шедевры.
Кольцо “Яблочко на тарелочке” мастер выполнил из золота, бриллиантов и крупного демантоида весом почти 8 карат. Демантоидом называют очень редкий уральский хризолит с особыми включениями. 297 мельчайших бриллиантов составляют центральную часть кольца, их общий вес – 5,5 карат.
Историческая составляющая коллекции представлена небольшим собранием старинных табакерок
и.. целым стеллажом дорожных сундуков! Иногда их украшали ювелирными техниками, а чаще – хранили в них приданое и прятали драгоценности.
Царствует на выставке копия Большой императорской короны Екатерины II. Этот шедевр мы подробно рассмотрели в отдельной статье.
Отмечу современное сопровождение выставки медийными материалами. Во всех залах установлены экраны. На них демонстрируются красивые ролики о представленных экспонатах и тонкой работе ювелиров.
Артефакты, несомненно, впечатляют. Но на основе опыта посещения других ювелирных выставок скажу, мне показалось, что “Записки ювелира” – не самый интересный проект Исторического музея. Свои сомнения и оценки я высказала ниже. Сейчас представляю несколько экспонатов, которые непременно считаю нужным показать читателям.
Некоторые экспонаты выставки “Записки ювелира”
Самый яркий, самый впечатляющий, самый дорогой и самый интересный выставочный артефакт – реплика Большой императорской короны.
Представляю несколько её фрагментов.
Выставка “Записки ювелира”, в первую очередь, показывает современные ювелирные шедевры. Чрезвычайно любопытны украшения, выполненные по мотивам народных сказаний и былин. Создавать ювелирную коллекцию Posié «Волшебные сказки» АЛРОСА пригласила мастера Михаила Барышникова. Он стал автором цикла “Волшебные сказки”. Каждый экспонат получил своё особенное сказочное имя.
Кольцо “Живая вода”
Экспонат “Живая вода” сделан из белого золота. Центр кольца украшает огранёная капсула, очень похожая на бриллиант. Сходство с благородным углеродом полой капсуле придаёт огранка “октагон”. Внутрь крошечного сосуда поместили каплю байкальской воды.
Обратите внимание на два якутских алмаза. Вверху поместили камень с огранкой “груша”. Внизу красуется “кушон” весом чуть больше 5 карат. “Груша” намного меньше, 1,58 карат.
Колье “Аленький цветочек”
Название колье ассоциируется с “цветком, краше которого нет на белом свете”. Тот, кто владеет “Аленьким цветочком”, может перемещаться не только во времени, но и в пространстве. Мастер не погрешил против истины, выполнив колье-гривну в виде яркого цветка, применив технику паве. “Паве” в ювелирном деле означает, что поверхность полностью закрывается небольшими драгоценными камнями одного размера. В случае с нашей гривной ювелир М.Барышников использовал 464 рубина, их общий вес – 11 карат.
Но главное в этом украшении – центральный жёлтый бриллиант весом 6 карат.
В коллекции Posié «Волшебные сказки» представлены ещё несколько экспонатов. Это кольца “Маковая росинка”, тиара “Шапка-невидимка”, чокер (колье, плотно прилегающее к шее) “Золотое яичко”, браслет “Стрела царевны”. “Яблочко на тарелочке” показали выше. Фотографии в тёмном помещении с использованием ярких локальных ламп вышли неудачными. Но несколько артефактов покажем ниже.
Что не понравилось на выставке?
Всегда оценивая ту или иную вещь или явление мы опираемся на предыдущий опыт. Взвешивая впечатления от выставки “Записки ювелира” вспоминаю выставки современных ювелирных предметов в Московском Кремле:
- “Bvlgari: Очарование женственности”.
- «Драгоценности, вдохновлённые природой. Ильгиз Фазулзянов”;
и два других ювелирных показа Исторического музея:
На мой частный взгляд, на фоне этих выставок нынешний показ несколько отстаёт о предыдущих проектов.
“Что не понравилось в “Записках ювелира” – не совсем корректная формулировка вопроса. Показ меня не то, чтобы разочаровал… Скорее, я немного растерялась от того, как организовано пространство. Артефактов совсем немного. Почти каждому из них (за исключением нескольких витрин) выделено отдельное помещение. Едва ли не на ощупь пробираешься в небольшую комнатку, а там расположен только один предмет. Антураж некоторых помещений удивляет. Например, “Аленький цветочек” окружён цифровым “звёздным небом”, а “Стрелу царевны” пронзает ярко-красная неправильная сетка.
Мне показалось, что подобный дизайн несколько излишний. Он отвлекает от произведения искусства, вмешивается в восприятие, перебивая и смазывая впечатление от творения мастера.
***
Я пришла в недоумение от того, как показан чокер (колье) – браслет-трансформер. Витриной служит огромное яйцо.
Сам экспонат тоже лежит на моделях чёрных яиц. Нет изображения где показали бы, как такие разрозненные кусочки неправильной формы могут сложиться в целое золотое яичко.
Мне показалось, что устроители выставки решали задачу – как освоить большое выставочное пространство и разместить горстку экспонатов. Отсюда и пластиковое “маковое поле” на “белых вершинах”,
а между ними – потерявшиеся в этом поле две узкие витрины и три экспоната.
Разочаровала меня невозможность прочитать экспликации к некоторым экспонатам. В тёмных коридорах подсветка оказалась слишком слабой, чтобы разобрать описания. Очень жаль!
В паре помещений мне совсем не понравилось звуковое сопровождение. Ювелирный комплект “Опера” расположили в витрине в виде пианино
и включили запись – поочерёдно звучат две высокие ноты, как будто кто-то нажимает на клавиши инструмента. Даже побыв рядом несколько минут звук мне стал действовать на нервы. Представляю, каково смотрительницам целый день слушать эту долбёжку!
Стоит ли посещать выставку “Записки ювелира”?
На этот раз мне чрезвычайно трудно однозначно ответить на поставленный вопрос. Читатели могут обвинить меня в том, что я сама посмотрела экспонаты и теперь выражаю своё недовольство. Нет, не выражаю. Выставка мне понравилась и смотреть на искусство лучше, чем его не смотреть. Просто предупреждаю, что артефактов немного, дизайн выставочного пространства с личной точки зрения странноватый.
Но!
Выставку стоит посетить хотя бы ради реплики Большой императорской короны. К ней можно подойти близко, рассмотреть детально, сфотографировать во всех ракурсах. Подозреваю, что весь показ “Бриллиантовой истории” задумали, чтобы представить этот шедевр в Москве. Всё остальное – да, прекрасные вещи, но они больше играют роль “сопровождающих лиц”.
Если вы окажетесь рядом с Красной площадью и у вас есть лишний час (даже меньше) времени, не откажите себе в удовольствии зайти на выставку “Записки ювелира”.
(Про деньги я не говорю. Иногда у нас бывают странные суждения. Отдать в кафе 500 рублей за чашку кофе с булочкой мы считаем нормальным. А билет на выставку – дорого!)
Посетителю на заметку
Выставка “Записки ювелира” продлится до 15 января 2024 года. Проходит она на первом этаже здания Музея войны 1812 года.
Ближайшая к нему станция метро – Площадь революции. Также рядом находятся станции Охотный ряд и Театральная.
Стоимость билета – 500 рублей. Билеты свободно продаются в кассах музея. Удобно покупать билеты онлайн.
Помните, что во вторник в музее выходной день.
В остальные дни недели музей открывается в 10.00. По понедельникам, средам, четвергам и воскресеньям работает до 18.00. По пятницам и субботам закрывается в 21.00.
Исторический музей находится в двух минутах ходьбы от храма Василия Блаженного. Предложим читателям аудио-экскурсию по знаменитому собору.
Храм Василия Блаженного: история, загадки и легенды в лабиринтах церкви. Билеты и аудиоэкскурсия.
Видеоматериалы к выставке
Немного подробнее об экспонатах выставки можно прочитать в статье “В гостях у ювелирной сказки: АЛРОСА представила новую коллекцию Posié” на сайте “Стиль”.