Замок дю Мулен или “Жемчужина Солони”
Замок дю Мулен. Все (или почти все) слыхали о замках Луары, но мало кто знает о том, что же такое Солонь. Это земли, лежащие в пределах трёх старинных провинций в долине Луары: Блезуа, Орлеане и Берри.
Солонь
Древнее название восходит к доримской эпохе и, согласно знаменитому французскому топонимисту Альберу Доза, означает “болото”. Это и вправду влажный лесной и болотный край. Однако Наполеон III приказал осушить здешние болота и засадить их сосновыми лесами. С тех времён сохранилось множество прудов, занимающих 2% территории Солони.
На здешних землях стоят некоторые из многочисленных замков долины Луары. Они не столь известны как Шамбор или Вилландри, но очень милы и привлекательны. Один из них, называемый дю Мулен, получил почётное прозвание “жемчужины Солони”.
Замок Дю Мулен. История
Об истории здешних мест до начала XVI века известно немного. Никто не знает, был ли на месте нынешнего замка другой, более грубый и “неотёсанный”, или же Филипп дю Мулен владел всего лишь большим и красивым домом.
Во всяком случае, Филипп, приближённый Карла VIII, шталмейстер, попросил Графа Шарля Ангулемского “оказать ему доверие и высокую честь если тот пожелает даровать ему право высшего, среднего и низового правосудия в округе Роморантен”. Это право было даровано 2 октября 1480 года, после чего Филипп ходатайствует перед Графом о праве оснастить свой замок укреплениями, предназначенными обеспечить его безопасность.
Речь идёт о “башнях, барбаканах, орудийных бойницах, амбразурах для лучников и арбалетчиков, зубцах, подъёмном мосте и других вещах, необходимых для обороны”, что и было пожаловано Филиппу. Строительство замка началось в 1480 году, а в 1501 было ещё далеко от завершения. Зодчего звали Жак де Персиньи (Jacques de Persigny), позже он построил стены города Роморантен.
Так случилось, что в 1494-95 годах Филипп сопровождает Карла VIII в Итальянском походе и 6 июля 1495 года спасает ему жизнь в битве при Форново. Здесь же, на поле брани герцога посвятили в рыцари, осыпали почестями, нарекли капитаном Блайе (Blaye), губернатором Лангра (Langres) и камергером Франции. В 1496 году, Филипп заключил выгодный брак с вдовой бастарда д’Аркура (Harcourt), Шарлоттой д’Аргуж (Сharlotte d’Argouges). Супруга принесла ему в приданое 10 тысяч экю золотом, что позволило быстро сдвинуть строительство замка с мёртвой точки.
Филипп дю Мулен умер в Лангре 12 сентября 1506 года и там его похоронили. Но его сердце покоится в церкви Лассе сюр Круасн (Lassay-sur-Croisne). Место захоронения увенчано фреской, изображающей самого Филиппа дю Мулена в Сен Кристофе. Церковь в Лассе строилась в то же время, что и замок, и была завершена в 1494 году. На этой фреске слева можно увидеть весьма достоверное изображение замка на конец XV века.
В ту эпоху замок представлял собой в плане почти правильный квадрат, окружённый рвами, наполненными водой. На четырёх углах возвышались 4 башни, связанные друг с другом различными постройками, занимавшими 3 стороны квадрата. С севера находится вход в замок и двое ворот, защищённых башнями и подъёмным мостом.
Жилые покои стоят на незащищённой стороне. Они состоят из центрального здания с двумя башнями и часовней.
Одна из этих башен квадратная, в ней устроена лестница, соединяющая различные комнаты.
Вторая круглая башня, пристроенная к противоположной стене, была предназначена для “защиты” неукреплённой стороны замка.
В резных каменных украшениях и общей элегантности построек не случайно заметно итальянское влияние. Карл VIII привёз из итальянских походов тамошних резчиков по камню, которые творили в замках Луары на протяжении всего XVI века.
После смерти Филиппа дю Мулена его вдова прожила ещё 12 лет, вплоть до 1518 года. Позже замок пережил многочисленные перестройки. В XVII веке две башни с примыкавшими к ним крыльями разобрали на стройматериалы, из которых возвели служебные постройки вокруг замка. Уцелела только одна башня, надстроенная в царствование Людовика XIII скорее в декоративных, чем действительно в оборонных целях.
Замок дю Мулен. Легенда о замковом кладе
Говорят, что Филипп дю Мулен захотел как то раз замуровать в своём замке туазу (старинную французскую меру длины) серебра (некоторые говорят – золота). Он встретился в тайном месте с каменщиком, чтобы спрятать своё сокровище. Однако каменщику завязали глаза, чтобы тот не узнал, где он запрятал клад. Когда работа была закончена, дю Мулен заметил, что рабочий оставил метку там, где находился тайник. Филипп жестоко разгневался и убил каменщика. Терзаясь угрызениями совести, он отправился на встречу с Папой, чтобы получить отпущение грехов. Папа отпустил Филиппу грехи, но наложил на него епитимью, приказав построить 7 часовен, что тот и сделал. Никто никогда не обнаружил сокровище и не особенно ясно, где же были построены часовни.
Замок дю Мулен в начале XX века
В 1901 году Марсель де Маршевиль (Marseille de Marcheville) приобрёл замок дю Мулен. Его стены и башни довольно хорошо сохранились, а вот крыши время не пощадило, они оказались разрушены. Старинные окна снабдили классическими жалюзи, некоторые с решётчатыми ставнями. Из нынешней гостиной можно было видеть небо. Внутренний двор представлял собой сад местного священника, а единственным обитаемым местом оставалась караульня ( бывшая кухня) и надстроенные над ней комнаты.
Марсель де Маршевиль с помощью своего сына Луи попытался реставрировать замок в его изначальном виде. Они пригласили Шарля Женюи (Charles Genuys), инспектора исторических памятников и месье Шоваллона (Monsieur Chauvallon), архитектора города Роморантена. В 1902 году они начали работы в жилых покоях, затем в караульне и, в 1909 году, в воротной башне. Реставрация выполнялась со скрупулёзной заботой о сохранении всех исторических частей. При этом воспроизводили утраченные детали, а чтобы приспособить старинную постройку к требованиям того времени, пришлось применить смекалку и недюжинную изобретательность. Например, в жилой башне устроили центральное отопление, а при каждой спальне – ванную комнату.
Марсель де Маршевиль умер от сердечного приступа в 1904 году на краю дороги из Лассе (Lassay) в Мюр (Mur). Таким образом, главная заслуга в реставрации принадлежит его сыну Луи. Он, вместе с месье Женюи, решил восстановить звонницу над воротной башней, такой, как она предстаёт на фреске церкви в Лассе. Они согласовали стиль реставрации каминных труб, украшения стен “по трафарету”, новые мощёные камнем полы, используя исследования Виолле ле Дюка. Мебель выбирали, опираясь на “Толковый словарь французской меблировки”. Обстановка сохранилась до сих пор, не изменившись за прошедшее столетие.
Она включает многочисленные ковры и гобелены различного происхождения, соответствующую эпохе мебель, а также предметы,сделанные в Италии или во времена Людовика XIII. Есть несколько исключений в стиле Людовиков XIV и XV. Реставрация была прервана Первой мировой войной.
Экскурсия по замку
Вход. Подъёмные мостки заменили постоянным мостом. Между двух башен, защищающих шатле (небольшой укреплённый замок) находятся высокие помещения оборонного назначения. Одно из них оснащено машикулями. Башню завершает реконструированная звонница. Над воротами для повозок помещен рыцарский герб Филиппа дю Мулена: “лазурный с тремя серебряными полосами”. Два льва – символы его храбрости в битве при Форново, поддерживают геральдический щит; его девиз звучит так: “A Deo et victribus armis” (Благодаря Богу и победному оружию).
Между воротами и мощной угловой башней сохранилась оборонительная стена, на ней до сих пор видны зубцы. Стену надстроили вскоре после окончания строительства, чтобы она послужила опорой высокой постройке, соединённой с башней, также надстроенной, возможно и не один раз. Отчётливо видна разница в качестве кирпича, использованного при надстройках.
Ворота из сердцевины дуба уцелели со времён постройки замка, также как и старинные кованые перекладины и гвозди, закрепляющие доски.
Если толкнуть дверь, ведущую внутрь, то можно оказаться в арке, перекрытой стрельчатым сводом, он опирается на карниз конца XV века, где находятся примерно 40 ласточкиных гнёзд. Птицы возвращаются сюда каждый год чтобы отложить яйца и вывести потомство. Арка ворот открывается во внутренний двор, где на западе возвышается жилой покой. Старый колодец на востоке когда-то надстроили небольшим домом, в нём было всего три спальни и две маленькие комнаты. Этот домик соединялся с полубашней, стоящей посредине восточной стены. Его снесли в 1805 году.
На южной стене также были постройки. От них ничего не осталось, но до сих пор видна дверь, ныне заложенная, через которую можно было попасть в жилые покои.
Дверь жилых покоев открывается в квадратную башню. Там находится лестница, ведущая в комнаты, по две на каждом этаже. Вход увенчан архивольтом с обратно изогнутой аркой, украшенной изображениями савойской капусты. Дверь старинная, украшенная подлинной готической резьбой, на которой изображён герб Филиппа дю Мулена. Нижние панели отделаны в стиле “складок на салфетке”. Этот декор можно увидеть на многочисленных предметах мебели, относящейся к эпохе расцвета замка, на дверях и реставрированных оконных ставнях.
Замок дю Мулен. В жилых покоях
Жилая башня состоит из шести уровней: подвала, трёх ярусов с двумя комнатами на каждом, помещения, куда можно попасть по узкой винтовой лестнице и труднодоступного чулана на чердаке. Интересны лишь комнаты, которые находятся на втором, третьем и четвёртом этажах.
На втором этаже расположен зал приёмов, часовня, а также парадная столовая. В зале можно увидеть красивый плафон. Удивительно, что сделан он из каштанового дерева в XVI веке и его ни разу не реставрировали. Перекрытия покоятся на изящно отделанной несущей балке,
на стенах висят два гобелена . Один из них, со сценой охоты, относится к Фландрской школе, второй – из так называемой “зелени Обюссона”, по зелёному цвету, господствующему на обюссонских шпалерах XVI-XVII веков. Оба гобелена вытканы в XVI веке. Стоит отметить канапе и два стула в стиле Людовика XIII и ренессансный стул. Все они сохранили оригинальную обивку. В простенках стоят два итальянских серванта. Один из них служит постаментом статуи Святой Екатерины Александрийской из раскрашенного камня. Скульптуру датируют XV веком и приписывают скульптору Мишелю Коломбе.
Напротив стоит шкаф в итальянском вкусе, инкрустированный розовым деревом. На нём – японская ваза из Имари с острова Кюсю, датированная XVII веком. Комод с другой стороны от окна выполнен мастером школы Буля в стиле Людовика XIV. Кроме того, можно полюбоваться эталонными часами времён Людовика XVI, сконструированными королевским часовщиком Лепотом (Lepaute).
Камин, воссозданный во время реставрации замка, выполнен в стиле “пламенеющей готики”. Кроме гербов Филиппа дю Мулена и Шарлотты д’Аргуж, он несёт гербы всех семейств, живших или живущих в замке. Слева направо: Шеню де Тюэ (Chenu de Thuet), Барбансон (Barbancon), Дю Пюи де Ватан (Du Puy de Vatan), д’Анлези (d’Anlezy), Саварр дю Мулен (Savarre du Moulin), все потомки Филиппа дю Мулена, и, наконец, де Маршевиль, семье которого замок принадлежит по сей день. Чугунную каминную доску, как и все прочие в покоях, специально отлили в 1906 году в Пон а Муссон (Pont a Mousson), она представляет собой батарею центрального отопления.
Сводчатая часовня освящена для богослужений. В ней есть три полихромных витража XV столетия с изображением Девы Марии, распятого Христа и Святого Иоанна.
Звёзды, окружающие распятие, включены в витраж и, как говорят, “выбиты”, то есть отчеканены и вделаны в круглые отверстия с помощью свинца.
Полы часовни, зала и всех комнат жилых покоев покрыты керамическими плитами, изготовленными во время реставрации, ими заменили разрушенные пластины из обожжённой глины.
В столовой есть камин в готическом стиле, на котором изображены три персонажа: “король сумасшедших”, окружённый Анной Бретонской и Карлом VIII. Стол орехового дерева, стоящий в центре комнаты, относится к началу XX века. Его собрали на месте. Стол окружают стулья, обитые кордовской кожей XVI века (стиль Генриха II).
В стоящем справа от окна буфете для посуды, сделанном в Солони в XV веке, хранится оловянный сервис XVII столетия.
Двухкорпусной шкаф справа от камина сделан во Флоренции и инкрустирован слоновой костью. Четыре головы на дверцах выполнены из эбенового дерева. Львы, окружающие медный молочный бидон из Нормандии, происходят из Сиены и датируются XVII веком. Слева от камина стоит конфитюрница эпохи Людовика XIV, а на ней – супница из Старого Руана. На стене – венецианское зеркало.
Напротив камина висит большая шпалера из Брюсселя, представляющая свадебный пир Гомбо и Масе (Gombault et Mace) -персонажей пасторального романа, модного на рубеже XVI/XVII веков. Обратите внимание на богатство платья Масе, её золотые вышивки и корону. Это одна из 8 шпалер серии “Любовь Гомбо и Масе”. Остальные 7 находятся в музее Сен Ло (Saint Lo). Эта сцена напоминает о свадьбе Анны Бретонской и Карла VIII.
Под гобеленом стоит дубовый дорожный сундук. Напольные часы у дверей относятся ко временам Людовика XIII. У них только одна стрелка, ведь механизм с двумя стрелками ещё не был известен в ту эпоху. Стоит также отметить две гравюры мастера Жака Калло (Jacques Callot), где изображены вид Парижа и башня Несле (Nesle).
На 3-м уровне жилой башни помещаются парадная спальня и кабинет (закрытый для посещения). Мебель парадной спальни выполнена в стиле Людовика XIII, за исключением маленького комода, относящегося к эпохе Людовика XIV. Над ним висит венецианское зеркало с острова Мурано.
Маленький шкафчик справа от окна представляет характерные черты стиля Людовика XIII: карниз, цоколь и филёнчатые дверцы, украшенные “алмазной гранью”. Большой платяной шкаф орехового дерева, стоящий в глубине комнаты, несёт те же отличительные черты. Это настоящая редкость, потому что “алмазная грань” украшает не только дверцы, но и боковые панели.
Кровать, также относящаяся ко временам Людовика XIII, очень хороша. Во Франции известна лишь ещё одна подобная кровать. Она хранится в Париже, в музее Средневекового искусства Клюни (Cluny). Покрывало и занавеси, закрывающие баладхин, сшиты из дрогета (смеси пеньки и шерсти), украшенного гобеленовой аппликацией и вышивкой непосредственно по ткани.
Три шпалеры на стенах сотканы во Фландрии. Наконец, слева от окна видно эмалевое панно на меди XVI столетия, представляющее инфанту Изабеллу, дочь испанского короля Филиппа II. На неё возложены коронные драгоценности. Ниже видна красивая чернильница из Делфта XVIII века.
На четвертом уровне устроены две спальни. Они различаются лишь тем, что одна находится справа, а другая – слева.
В правой спальне обратите внимание на большую кровать эпохи Людовика XIII и шкаф времён Людовика XIV справа от двери. Его украшают мальтийский крест, герб города Бреста, цветы лилий и сердца понизу дверей. Это свадебный шкаф: его покупал жених, а невеста укладывала своё приданое. В глубине комнаты у камина стоит ещё один шкаф. Он сделан в Солони в XVIII веке. Ренессансный итальянский сервант, стоящий с другой стороны от окна, украшен резными панно с изображениями Дианы и Венеры. Над ним можно увидеть зеркало с фронтоном в стиле Регентства. По обеим сторонам от зеркала помещаются симпатичные акварели – пейзажи XVIII века.
Большой шкаф XVI века называется Малоюньер, поскольку его сделали в Сен Мало голландские корабельные плотники Ост-Индийской компании. Они объединили стиль Сен Мало с его медальонами на дверцах и голландский стиль с витыми колонками.
Шкафы такого типа служили “столовой” для капитанов кораблей, принадлежавших Ост-Индийской компании. Похожий шкаф есть в коллекции замка Геранд (Guerande). Шкаф украшают три вазы делфтского фарфора.
Стены увешаны обюссонскими (d’Aubusson) шпалерами.
Левая спальня меблирована ренессансными предметами: у входа стоит маленький двухкорпусной шкафчик итальянской работы и французский дорожный сундук, украшенный на итальянский манер резной сценой Поклонения Волхвов.
Три шкафа в левой спальне относятся к XVII веку. Один из них, называемый “стоящим человеком”, создан в эпоху Людовика XIII, остальные два – времён Людовика XIV, на их дверцах видны дубовые листья и раковины, характерные для того времени. Шпалеры на стенах фламандские, за исключением той, что висит позади кровати. Она выполнена в технике расшитой пэчворк (в её основе 7 полос ткани, сшитых вместе). Эта шпалера происходит из Бергамо; она была создана в XIV веке.
Кровать – это дубовая копия вышеупомянутой постели из музея Клюни, созданная талантливым местным ремесленником в начале XX века. Она покрыта куском обоев из парижской Сен Шапель. На ней видны лилии, королевские короны и буквы L, что означает Людовик.
Рядом с кроватью можно отметить “кафедру”, иначе говоря, кресло епископа. Сундук под сиденьем служил для хранения ценностей, в особенности редкого и дорогого в те времена съестного припаса – соли.
Замок дю Мулен. Зал стражи и библиотека
Выйдя из жилых покоев, пересекаем внутренний двор в направлении Зала, именуемого “караульней”. Во время этой короткой прогулки можно полюбоваться чеканной свинцовой надписью на гребне крыши часовни: “Mater Dei Memente Mei” (Матерь Божья, помни обо мне).
Зал стражи перекрыт четырьмя крестовыми сводами, которые опираются на центральный восьмигранный столб.
В зале устроен большой камин с колесом, предназначенного чтобы вращать вертел. Два котла с гербами Филиппа дю Мулена, ларь для соли и маленькая скамья составляют убранство этого уголка. Остальная мебель в зале готическая – стулья и кресла XVI века, обтянутые кордовской кожей. Стол из вяза построен вокруг центрального опорного столпа.
Здесь также представлено оружие: протазан, длинный меч и арбалет, чьи болты могли легко пробить доспехи.
Фламандский гобелен XVI века выполнен в стиле гротеска, возможно на нём представлены 4 Евангелиста, изображённые в эзотерической манере.
Из зала стражи переходим в библиотеку. Три книжных шкафа сделаны в начале ХХ века по рисункам Виолле ле Дюка. Они закрыты, чтобы чернила на дворянских грамотах не выгорали на солнечном свету.
Стол в центре – это стол менялы. Сдвинув столешницу можно увидеть потайной ящик. 4 стула XV века называются стульями Савонаролы, в честь знаменитого итальянского монаха, предпочитавшего сидеть именно на таких.
Две бронзовые пушечки, помещённые по обеим сторонам окна, когда то стояли на военных кораблях “Опасный” и “Великолепный”.
На этом знакомство с замком Дю Мулен заканчивается, но впечатления о нём остаются надолго. Они то спустя полгода после поездки и заставили перевести французский текст и написать эту статью.
В статье использованы материалы брошюры : “Le Chateau du Moulin. La perle de la Sologne”
и фотографии с сайта Chateau du Moulin
Петь, спасибо. Еще раз с твоим переводом на руках поеду как только так сразу в деревеньку Лассе , что на речке Круасн.
По мне так это самый волшебный замок Луары.